Мелодии старых русских городов

Александр Златкин
Не случайно появилось чудесное определение: «Архитектура – это застывшая музыка». Музыку невозможно рассказать ( хотя пытаются это делать). Архитектуру объясняют, разбирают, классифицируют. Архитектурные стили ясны и внешне понятны.
Но, точно описав эти стили и украшения, опишем ли мы эту застывшую музыку, сможем ли словами передать гармонию, скрытую за фасадами, фронтонами и брандмауэрами? А тот, кому мы обо всем расскажем, сумеет ли он услышать, почувствовать эту музыку? Помогут ли ему наши объяснения? При том что восприятие, чувствование – дело индивидуальное, интимное. Исполнять можно хором, ансамблем, оркестром, но слушать лучше в одиночку ( не скажу в одиночестве).
Сейчас пойдет разговор о застывшей музыке старых русских городов, о той мелодии, которую поют белокаменные и цветные храмы с сияющими золотом или скромно строгими куполами, крепостные стены башен, отражающиеся в водах рек и озер и повидавшие так много всякого, пока они исполняли свой воинский долг. Эта музыка созвучна пению в храмах, она о том же, о чем поют певчие, о чем говорят потемневшими красками лики с выпуклых досок икон.
Можно долго и внимательно, со знанием дела разбирать и сравнивать силуэты европейских городов, их колючие островерхие колокольни, огромными заточенными копьями протыкающие небо, черепичные крыши, скупо разнообразно-выдержанные в цвете стены домов. Я как-то поймал себя на мысли, проходя мимо католического псевдо готического собора , что я как будто опасаюсь его. Уважаю основательность и серьезность постройки, но боюсь воткнувшегося в облако шпиля, нависающего над тяжелой дверью, угрожающего проглотить вошедшего, портала. Я сравнивал это чувство с тем, что я испытал, когда зашел в маленькую белую церковь Покрова, недалеко от речки Нерль. Фантастические существа на стенах Владимирских храмах словно выходили из чудесных детских сказок. А разнообразные чудовища и горгоны готических сооружений выглядят страшными демонами из пугающих историй фантастов определенного уровня. Конечно, все это личное и у кого-то может быть совершенно обратное восприятие, но я-то рассказываю о том, как я в одиночку слышу эту музыку. И упомянутая церковь на Нерли стояла передо мной белоснежной невестой, скромной красавицей над чистой водой, поглядывающей на свое отражение, сознающей и стесняющейся одновременно свою прекрасность, безупречность пропорций и гармонию с окружением. Хороша!
О чем поют крепыши с серебристыми куполами на псковских холмах и басовитый плотный, практический воинский строй ростовских барабанов и куполов, всем своим видом и статью показывая стойкость и мужество, какие голоса добавляют в это тысячеголосье расписные, расцвеченные суздальские храмы, белостенные новгородские красавицы, ярославские, костромские? И все-все-все, разбросанные по городам и селам нашей страны. Особое звучание добавляет гражданское архитектура этих городов и городков. Особняки, домики и домишки, спускающиеся с холмов и, словно спешащие к речным заводям. Кирпичный низ, деревянный верх, резные наличники. А вокруг кусты сирени, заросли жасмина и еще неизвестно каких благоухающих растений. Обычные домики, желтые, голубые, зеленые, розовые, белые, какие угодно. В начале лета их приветствуют самозабвенно любящие солнце, самые стойкие и жизнерадостные, наивные и прекрасные в своей завершенности одуванчики.
Если помолчать совсем немного, настроиться на незримую волну, вибрирующую над поистине необъятными просторами, то вы, конечно же, услышите эту музыку старых русских городов.
Я, к сожалению, пока не слышал пения реальных ангелов, но не могу представить его прекраснее, чем пение певчими в православных храмах. Чаще в небольших церквях пели женщины в платочках со светящимися глазами. Сосчитать эти храмы нет никакой возможности.
Остановитесь, послушайте, как особенно, по-разному поют города северной Руси и юга страны. Вы почувствуете, что это многоголосие фантастического хора, слаженного ансамбля, гигантского необозримого органа, исполняющего нескончаемое, поистине необыкновенное произведение, которому возможно, еще нет названия, но которое знает и слышит весь способный чувствовать мир. Произведение это славит ДУХ, давший жизнь всему сущему и любовь, принесшую смысл в эту жизнь. Славит человека, способного так любить жизнь и так чувствовать ее.
Хорошо!