Диалог в камере смертника

Сергий Мартусов
С осужденным на высшую меру,
Мы однажды поговорили.
Приговор был тяжёлым - к расстрелу,
Апелляции все отклонили.

В предпоследние годы Союза,
Старый кодекс статью сохранял.
И студентов из нашего вуза,
Спец СИЗО на экскурсию звал.

Я не знаю, зачем нужно было,
Эти встречи тогда проводить.
Помню только, что сильно пробило,
До сих по не могу позабыть.

Поместили нас в камеры парами,
Разговор вёлся через решетку.
Озорными мы были, удалыми,
Всё хотелось узнать понемногу.

Лет под сорок мне выпал мужчина,
Самому через год - двадцать пять.
Знаю, странная вышла картина,
Ну, казалось, о чём толковать?

Поместился, где мне указали,
Он напротив сидел, у окна.
В этом корпусе смертники знали,
Что студенты нагрянут с утра.

Без смущения, удивления,
Он спокойно и прямо смотрел.
Я старался вселить впечатление,
Что серьёзен, суров, даже смел.

Но пустышки мгновенно пропали,
Всё растаяло и унеслось.
Только взгляды друг друга поймали,
После этого всё началось.

Взор его пополам разрезает,
Прибивает и давит к стене.
В состояние незримо вгоняет,
Будто вышка назначена мне.

Он слегка улыбнулся, кивая,
Улетели и тяжесть, и страх.
Видно просто играл, убеждая,
Что вселить может ужас в сердцах.

Молвил он, словно дёрнул за нервы,
Я как будто бы к стулу прирос.
- Ты немую дуэль начал первый,
Получил ли ответ на вопрос?

Опуская свой взгляд я ответил:
- Получил, и попал в оборот,
Захотелось сурово вас встретить,
Обернулось всё наоборот.

- Ощущение такое, простите,
Что я чую вину за собой.
Почему это так, объясните,
Что вообще, происходит со мной?

- Всё нормально пацан, всё нормально,
Просто ты ничего не видал,
Но уставился дерзко, нахально,
Будто что-то уже испытал.

Я тебя приземлил, понимаешь,
Чтобы думал всегда головой.
Не суди, пока сам не узнаешь,
Кто находится рядом с тобой.

Молодой ты совсем, не испорчен,
Не потерян, как я погляжу.
Удержись, коли уполномочен,
Это трудно, тебе я скажу.

Я матёрый и лютый разбойник,
Задушил самолично троих.
И совсем уже скоро - покойник,
Мне не светит прощенья за них.

А вернуть если время обратно,
Я бы вновь этих гадов убил.
Но пока, что тебе непонятно,
Почему бы я так поступил.

В коммунизм никогда я не верил,
Атеистов всегда презирал.
Устремлялся я к адскому зверю.
Знай - напрасно никто не страдал.

На земле ли на небе, не важно,
Отвечает за всё человек.
За слова, за поступки, продажность,
Всё равно пролетит его век.

Говорю в этот час пред тобою,
Не лукавя, не строя фасон.
Видишь, смерть у меня за спиною,
Так какой рисоваться резон?

Ты запомни студент, повторяю,
В твёрдой памяти, в здравом уме.
Постарайся пройти жизнь такую,
Чтобы было светло на душе.

Это самое главное, понял?
Да не мне о таком говорить.
Сидя в клетке подобной, на зоне,
Эх, идут уже дверь отворить.

Скрип раздался калитки железной,
Диалогу конец подошёл.
Я не знал как ему быть полезным,
Лишь мотнул головой и пошёл.

*******************************

Много раз слыша скорбные речи,
Покидавших наш мир навсегда.
В тот момент давит горе на плечи,
Но различны бывали слова.

Этот с криком уходит и болью,
Тот- потоками слёз заливал,
Мало кто со смирением, с любовью,
И прощенья просил, и прощал.

Вспоминая затем душегуба,
Поневоле я сравнивать стал.
С теми, кто от болезни, недуга,
Тоже жизнь на земле покидал.

Постепенно стал мыслью томиться,
Что был прав в чём-то смертник, тогда.
Нужно к свету душою стремиться,
Там, где встретят с любовью всегда.