Моя Антарктида. Записки полярника. 30. 06. 1989

Третьяков Николай Дмитриевич
 Поднялся ветер, метель. Объявлено штормовое предупреждение. На ужин не ходили. Консервы, чай дома. Сегодня пятница- банный день.  И сегодня наш отряд ВЗА (высотное зондирование атмосферы) приступает к дежурству по камбузу. После обеда- чистить картошку. Чистим, как хорошая хозяйка, самую плохую, а хорошую постепенно доводим до этой кондиции. Побаливает спина. Хожу, обвязанный шарфом. Настроение- как вчера.
Недавно прочитал «Камо грядеши» (Куда идёшь) Г. Сенкевича. Отличная книга. Несколько дней был под впечатлением прочитанного. После этой книги не тянет читать что-то ещё. С этой книгой у меня связаны свои воспоминания. Когда-то очень давно, году в 1954, или 1955 школьный дружок Виталька Архипенко мне по секрету сказал, что он крещенный и показал маленький нательный крестик, хотя носил пионерский галстук. Перед этим, за год, или два он попал в ужасную автокатастрофу- машина, в которой он ехал с военными на речку (его отец военврач) рухнула с нашего большого (тогда ещё деревянного) Красного моста через реку Ворону (приток Хопра). Многие погибли, а он выжил. Спасся чудом и с тех пор стал заикаться. Виталька говорил мне, что его спас Бог. В семье, как реликвия, хранилась дореволюционная книга в кожаном переплёте с блестящими застёжками «Камо грядеши». Как лучшему другу, он дал мне её почитать. С того детства запомнились самые яркие эпизоды книги, к примеру бои гладиаторов, пожар Рима, борьба Урса с Туром, смерть Петрония и его жены (он ещё колебался, а она со словами- совсем не больно! Ушла из жизни, вонзив в сердце кинжал), расправа над христианами. Мне было приятно встретиться с героями книги как со старыми добрыми знакомыми. Любовные сцены не запомнились вовсе. Тогда я их просто пропускал.
 Книга- настоящий гимн христианству. Я был приятно удивлён, когда узнал, что в собрании сочинений Г. Сенкевича 1986 года будет и «Камо грядеши». Это готовилось её первое издание за годы Советской власти. Та, что читал я- второго издания. Такие вот книги можно встретить в нашей библиотеке АМЦ «Молодёжная». Сейчас её читает Мишка, а перед этим, буквально за три дня её проглотил (по моему совету) наш Антарктический поэт Фарид Савинков. Он вернул мне книгу со стихами, которые он написал под её впечатлением. Стихи мне нравятся и я приведу их полностью.

28.06.89. Ф.Савинков. Антарктида.
                Камо грядеши?...
Первый век жесток и крут,
Все дороги в Рим ведут.
В Рим гетер, весталок и Нерона!
В Рим развалин и дворцов,
Жриц, патриций и рабов,
Роскоши, веселья, слёз и стона!
Ты сменил Богов на ложь!..
Рим, ответь: - Куда идёшь?

Требовал, нахмурив брови,
Только зрелищ, хлеба, крови.
И гремел в рукоплесканьях Колизей!
Жил одним лишь чуством страсти,
И рвались тела на части
В лапах окровавленных зверей!
Жизнь ценил ты ни за грош!
Рим, ответь: - Куда идёшь?

Господином мира слыл,
И своих Богов не чтил.
Для тебя один был Бог - разврат!
На Голгофе, при толпе,
Крест поставил на тебе
Твой посланец, Рим - Понтий Пилат!
Там приказ был - уничтожь!
Рим, скажи: - Куда идёшь?

Там не смог понять Пилат
Кто был на кресте распят.
И пришло проклятие со склона!
Заметалось пламя вдруг,
Освещая акведук
И фигуру императора Нерона…
И его не била дрожь…
Рим, скажи: - Куда идёшь?

Девять суток Рим пылал,
Корчился, хрипел, стонал!
Всё в огне - дворцы, жилища, люди.
Девять дней, как семь Голгоф,
Полыхали семь холмов,
Превращая город в груды.
И не будет там воскресших…
Рим сгорел! Камо грядеши?…
 
P.S. Эти стихи Фарида Савенкова уже были опубликованы раньше в моём рассказе «Камо грядеши».
 На иллюстрации АМЦ "Молодёжная" 34 Советская Антарктическая Экспедиция. Полярная ночь. Запуск метеорологической ракеты МР-12. АМЦ- это Антарктический метеорологический центр.
01.07.2022.