Горы

Анна Федоровна Волкова
    В  одном  из  стихотворений  В.Высоцкого  есть  слова:  «Лучше  гор  могут  быть  только  горы, на  которых  ещё  не  бывал». Я  выросла  в «левитановской»  местности   средней  полосы  России.  Долго  жила  на  берегу  моря  в  условиях  пустыни  Мангышлака.  Но  и  с  горами  мне  пришлось  иметь  дело.  Когда  по  распределению  я  приехала  на  работу  в  Читинскую  область,  то  была  удивлена,  увидев  не  только  степь, но  и  сопки.  И,  конечно,  мне  сразу  захотелось  взобраться    на  одну  из  них.  Поднимались  мы  с  мужем   долго,  предвкушая,  как  будем  стоять  на  вершине.  Каково  же  было  наше  удивление,  когда  оказалось,  что  желанная  вершина – это  только  уступ  горы.  За  ним  седловина  и  следующий  подъём,  на  который  уже  не  было  сил.
    Но  «зуд  верхолазанья»  не  прошёл.  У  меня  сохранилась  фотография,  где  мы  с  мужем   карабкаемся   на  почти  отвесную  сопку.  Где  был  у  нас    ум,  ведь  я  тогда  была  на  солидном  сроке  беременности!  Когда  мы  уже  жили  на  Мангышлаке,  я  получила  письмо  от  моей  двоюродной  сестры  из  Майкопа.  Лида  писала,  что  недавно  они  с  подругой  путешествовали  по  горам  в  составе  туристической  группы.  Они  устали  и,  заявив,  что : «умный  в  гору  не  пойдёт,  умный  гору  обойдёт»,  не  стали  подниматься  с  группой  на  очередной  перевал, а  решили  обойти  гору  у  её  подножья.  Их  нашли  только  через  два  дня - усталых  и  испуганных.  Я  вспомнила  этот  случай,  когда муж  предложил  принять  участие  в  туристической  поездке  на  Домбай,  которую  организовал  их  урановый  комбинат.   Я  с  радостью  согласилась  и    не  пожалела.
     Впечатлений  масса.   Когда  подъём  стал  очень  крутой  и  опасный,  «туристы»  от  дальнейшего  подъёма  отказались.  И  стали  спускаться  вниз.  Гид  спросил:  «А  Вы?».   «Давайте  попробуем», -  ответила  я.     Вскоре    началась  расщелина,  в  которой  нужно    было  подниматься  по  крошечным  уступам,  широко  расставляя  ноги  и  цепляясь  руками,  это  стало  слишком  рискованно. И  я  сдалась.   Когда  мы  с  гидом  спустились  к  группе  у  подножья  скалы,  нас  встретили  недовольными  возгласами,  вроде:  «Где  вас  носило?!   Мы  ждём  и  не  знаем,  живы  ли  вы?». Эта  поездка  так  воодушевила  меня,  что  через  несколько  лет,   находясь    в  крымском  санатории,  я  приняла  предложение  подняться  на  гору  Ай – Петри.  Но  мой  Ангел Хранитель  не  допустил  этого  безумия:  не  пришёл  автобус  до  Алупки.   Потом  я  узнала,  что  если  бы  даже  каким – то  чудом  мы   вскарабкались  на  эту  сложную  гору,  спуститься  с  неё  практически  было  бы  невозможно.   Теперь  там  установлен  подъёмник.