Гениальный физик Лев Ландау

Олег Маляренко
Лев Ландау (для друзей просто Дау) — гениальный советский физик-теоретик, академик, лауреат Нобелевской премии, входит в число выдающихся личностей XX века. Его интересовало всё — от строения атомного ядра до воспитания детей. Ландау оставил после себя множество достижений — это и многотомные научные труды по физике, и сотни метких афоризмов, и знаменитая теория счастья. Он критиковал советскую систему за отсутствие свободы и при этом крепил оборонный щит государства.

Лев Давидович Ландау родился 22 января 1908 года в Баку, здесь же прошло его детство.
Родители были евреями по национальности, поэтому уже в 8-летнем возрасте определили сына в Еврейскую гимназию, где мама вела естествознание. В Баку, наименее антисемитском городе дореволюционной России, было такое учебное заведение. Аттестат зрелости одарённый мальчик получил в 12 лет, после чего два года посвятил учёбе в Бакинском экономическом техникуме.
К 14 годам подросток не успел определиться с выбором между математикой и химией, поэтому поступил сразу на два факультета университета.
К 1924 году студент выбрал делом своей жизни физику и перевёлся в Ленинградский университет.

В ранней молодости Ландау полагал, что настоящий учёный не должен курить, пить и жениться. Однако убеждённость в последнем пункте поколебала харьковчанка Конкордия Дробанцева, прожившая с академиком до самой его смерти. Супруги жили вместе с 1934 года, а перед рождением сына зарегистрировали официальный брак.

Личная жизнь гения делилась на практическую часть и теорию. Ландау считал брак союзом, не имеющим прямого отношения к любви. Для того чтобы исключить из жизни семьи ложь и ревность, Дау и Кора Дробанцева заключили своеобразный брачный контракт — «пакт о ненападении супружеской жизни». Договор подразумевал свободные отношения супругов и не запрещал половые связи на стороне.

Спустя 12 лет после знакомства с Корой в жизни учёного стали появляться любовницы, о чем он честно рассказывал жене. Супруге такие отношения с любимым человеком давались с трудом. По словам Коры, она даже сама пыталась завести интрижку на стороне, но не смогла.

Поговаривают, что в жизни Ландау было пять ярких романов. Тем не менее, единственной женщиной, которая находилась со Львом Давидовичем до конца его жизни, оказалась Кора Дробанцева.
Любитель все измерять и вычислять, физик и к людям применял тот же подход. Он делил девушек и учёных на разряды в соответствии с собственной классификацией. Например, привлекательных особ противоположного пола он делил на красивых, хорошеньких и интересных. Остальных причислял к классам «выговор родителям» и «за повторение расстрел».

Лев Давидович вывел универсальную формулу счастья, включавшую три главные составляющие — работу, любовь и общение.

Характерный юмор академика породил мем «так говорил Ландау». Некоторые цитаты из его лекций «ушли в народ» и превратились в афоризмы. Например, его взгляды на воспитание кратко отражает фраза:
«Если не давать ребёнку покоя и с утра до ночи что-то ему вдалбливать, он на всю жизнь останется унылым и безрадостным».

Уже в 19 лет Ландау под руководством Абрама Фёдоровича Иоффе заложил основы теории квантовой механики. Молодого физика направили в Европу для продолжения образования. Деньги на учёбу предоставил фонд Рокфеллера по личной рекомендации Нильса Бора.
С Бором, своим единственным учителем (по словам самого Дау), парень работал в Копенгагене. Альберт Эйнштейн, Макс Борн, Вернер Гейзенберг, Пётр Капица — все эти люди, вписавшие свои имена в учебники физики, жили и творили в одно время. Изучив европейских учёных в естественной среде обитания, поработав с молодыми коллегами, Ландау вернулся в Ленинград.

Физико-технический институт становится тесным для двух звёзд мировой величины, и Дау в 1932 году уходит из «детского сада Иоффе» и отправляется в столицу советской Украины — Харьков. Там Ландау заложил основы теоретической подготовки физиков сразу в трёх институтах. Себя ученый называл последним физиком-универсалом.

Род его деятельности простирался на всю теоретическую физику, от гидродинамики до квантовой теории поля. После увольнения в начале 1937 года из Харьковского университета учёный уехал в Москву руководить теоретическим отделом нового Института физических проблем.

Ландау удалось не стать фигурантом «дела УФТИ», в ходе которого были арестованы и расстреляны его коллеги. Но руки НКВД дотягивались и до сотрудников ИФП. В 1938 году Ландау находился под следствием за антисоветскую агитацию. Его рассуждения о фашизме в СССР воспринимались компетентными органами как призыв к подрыву социалистического строя в стране.

Тем не менее, арест состоялся для физика неожиданно. Его забрали ночью, тяжелобольного, с высокой температурой. Как впоследствии вспоминал учёный, он не выдержал бы в тюрьме больше года, но о пытках академик никогда не говорил. Лев Давидович был освобождён только благодаря ходатайству Нильса Бора и поручительству Петра Капицы. Реабилитировали «агитатора» только в 1990 году.

После освобождения Ландау с головой погрузился в научную работу. Он занимался вопросами низких температур, в том числе сверхпроводимостью и сверхтекучестью. Участвовал учёный и в советском атомном проекте, изучая ядро атома и виды радиоактивного излучения. Он изучал космос, плазму и химические реакции с точки зрения физики элементарных частиц.

Ландау собрал вокруг себя талантливых учеников. Подопечных Льва Давидовича называли его детьми, а их учеников — внуками. У академика существовал определенный стандарт подготовки студентов. Его ученики обязаны были сдать девять экзаменов по теоретическому минимуму.
Кратким итогом этой работы стал написанный в соавторстве с Евгением Лифшицем учебник теоретической физики. Последние тома книги дописывались учениками Дау.
 
Летом 1941 года ИФП эвакуировали в Казань. Сотрудники института работали на оборону. К этому времени относятся статьи Ландау, посвящённые детонации взрывчатых веществ.

7 января 1962 года Ландау попал в автокатастрофу и получил многочисленные травмы. Авария произошла на обледенелой трассе Москва – Дубна. Автомобиль, в котором за рулём находился ученик академика, на полном ходу при обгоне КамАЗа врезался в грузовик. Сильный удар пришёлся на то место, где сидел Лев Давидович.

Учёный два месяца не выходил из комы, но благодаря усилиям мирового научного сообщества выжил. В это же время Нобелевский комитет присуждает ему премию за изучение свойств жидкого гелия. Медаль лауреата Нобелевской премии за вклад в науку, диплом и чек доставили Ландау в больницу. После аварии физик уже не мог работать, хотя постепенно и восстанавливался.

Здоровье Ландау поддерживала целая команда врачей, производивших необходимые манипуляции с телом знаменитого пациента. После очередной операции ресурс организма исчерпался, и 1 апреля 1968 года Лев Давидович скончался. Причиной смерти учёного стал оторвавшийся тромб. Могила академика находится на Новодевичьем кладбище в Москве. Рядом покоятся жена и сын.

Лев Давидович был весёлым человеком, и его шутки тепло воспринимались окружающими.
При поступлении в аспирантуру академик предлагал своим абитуриентам решить и такую задачу на продолжение буквенного ряда: Р, Д, Т, Ч, П, Ш, С. Сам Лев Ландау считал, что с заданием может справиться даже ребёнок. Ответ звучал просто: необходимо было только продолжить порядковый счёт — раз, два, три, четыре, пять и т. д.

Без ложной скромности могу заявить, что приведенную выше задачку я решил в одно мгновение. Родись я на десять лет раньше, мог бы стать одним из учеников прославленного физика. Недаром в школе по физике получал только отличные оценки.