Командир субмарины Л-21 Могилевский

Александр Щербаков 5
Теперь общеизвестным фактом является утверждение, что в годы Второй мировой войны существовали приписки летчиков, моряков, даже пехотинцев, увеличивающих свой личный счет уничтоженных самолетов, потопленных судов, подбитых танков.  По мере сил с этим боролись, ведь за каждый подбитый танк и сбитый самолет сделавшему это платили весьма неплохое денежное вознаграждение.

Но не думаю, что так поступали корысти ради, к тому же бойцам и командирам давались боевые награды.  Нет, в азарте боя добывать подтверждения успеха некогда было. Со временем на самолеты ставили фотоаппараты,  побитые танки пересчитывали командиры. Сложнее всего было подводникам.  Пустив торпеду по кораблю противника, услышав взрыв через определенное число секунд, всплывать  и смотреть в перископ на результат своей стрельбы некогда было. Пора уносить ноги, потому что на подводную лодку начиналась охота кораблей охранения. Так что точку в том, было потоплено транспортное судно или военный корабль, стало возможным только после того, как были открыты немецкие архивы. После этого цифры потопленных кораблей и главное, их тоннаж, если речь шла о торговых судах, стали сокращаться. Например, у аса немецкого подводного флота Отто Кречмера тоннаж сократился почти на 100 тысяч тонн водоизмещения.

Или такой показатель. На выставленных нашей подводной лодкой или надводным кораблем минах подорвались немецкие суда. Кому приписать победу, непонятно. Только потом, изучая журналы боевых действий и немецкие архивы, можно сказать, да и то не со 100% уверенностью, что немецкое судно подорвалось на мине, поставленной таким-то советским кораблем.  Дальше речь и пойдет об успехах такой советской субмарины, основной задачей которой было установка минных полей на фарватерах противника.

Когда заходит речь о советских подлодках в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на память приходит в первую очередь подлодка С-13, которая, под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско потопила транспортное судно «Вильгельм Густлофф» (от 5.348 до 9.985 погибших) и вооруженное госпитальное судно «Генерал Штойбен» (3.608 погибших).

Кто-то ещё вспомнит подлодку К-21 под командованием капитана 3-го ранга Н. А. Лунина и её спорную атаку на линкор «Тирпиц».

Я же хочу рассказать про подводную лодку Л-21, которая действовала в составе Балтийского флота.

Л-21 относилась к серии XIII-1938 типа «Ленинец». Это была дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка.

Л-21 была заложена 10 июня 1938 г., а 30 июля 1940 г. была спущена на воду. К началу Великой Отечественной войны Л-21 имела 74% технической готовности. Первым её командиром был капитан-лейтенант Николай Николаевич Куликов (1905-1941). В августе 1941 г. работы на подлодке были остановлены, а часть экипажа и Н. Н. Куликов были направлены на формирование 2-го батальона 2-й отдельной морской бригады, а Н. Н. Куликов был назначен командиром 2-го батальона. 14 августа 1941 г. капитан-лейтенант Н. Н. Куликов погиб в бою на сухопутном фронте.

В августе 1941 г. командиром Л-21 был назначен Валентин Дмитриевич Афонин (1905-?). А 24 октября 1941 г. командиром Л-21 был назначен Сергей Сергеевич Могилевский (1909-1986).

Справка. С. С. Могилевский. На службе в РККФ с 1931 г. участник советско-финской войны 1939-1940 гг.: командовал подлодкой Л-1, которая выставила 2 минные банки (6 и 14 мин).

Экипаж подлодки был сформирован заново и работы по подготовке Л-21 возобновились в крайне тяжелых условиях блокадного Ленинграда. Германские войска систематически подвергали город авиационным и артиллерийским ударам. И 24 мая 1942 г. почти готовая подводная лодка Л-21 получила прямое попадание одного из снарядов. Аварийный ремонт продолжался до февраля 1943 г. Лишь 11 августа 1943 г. Л-21 вступила в строй и вошла в состав Балтийского флота. Экипаж Л-21 под командованием С. С. Могилевского усиленно проходил подготовку.

Л-21 имела серьёзное вооружение:
- 100-мм корабельную пушку Б-24 ПЛ (боекомплект 150 снарядов);
- 45-мм полуавтоматическую универсальную пушку 21-К (боекомплект 500 снарядов);
- 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боекомплект 16 торпед);
- 2 кормовых торпедных аппарата в надстройке;
- 2 кормовые минные трубы;
- 20 мин типа ПЛТ.
Экипаж: 57 человек.

30 октября 1944 г. Л-21 перешла из Кронштадта в Турку (Финляндия, которая к тому времени вышла из войны на стороне Германии и предоставила базы для ВВС и ВМФ СССР).

Подлодка Л-21 осуществила 3 боевых похода:
- 10-26.11.1944 г;
- 28.11-26.12.1944 г.;
- 05-29.03.1945 г. (всего – 68 суток).

В ходе боевых походов Л-21 осуществила 7 торпедных атак с расходом 21 торпеда и осуществила 2 минные постановки, выставив 36 мин.

На счету Л-21 следующие уничтоженные корабли:
- 22.11.1944 г.: транспорт «Эберхард» (751 брт, Германия)
- 24.11.1944 г.: транспорт «Ганза» (493 брт, Швеция) – погибли 84 матроса. Да, Швеция была нейтральным государством, но гибель нейтралов была частым явлением.
- 24.11.1944 г.: транспорт «Элие» (1.873 брт, Дания)
- 14.03.1945 г.: миноносец Т-3 (Германия) – погибли 30 матросов и офицеров
- 14.03.1945 г.: миноносец Т-5 (Германия) – погибли 20 матросов и офицеров
- 16.03.1945 г.: подводная лодка U-367 (Германия) – погибли 43 матросов и офицеров
- 23.03.1945 г.: сторожевой корабль V2022 (Германия) – погибли 76 матросов и офицеров
- 25.03.1945 г.: плавучая батарея LAT-7 (Германия)

Также Л-21 нанесла повреждения ряду кораблей:
- 22.11.1944 г.: транспорт «Эйхберг» (1.923 брт, Германия)
- 24.11.1944 г.: сторожевой корабль Vs-302 (Германия)
- 10.04.1945 г.: эсминец Z-43 (Германия) – погибли 16 матросов и офицеров. Корабль был выведен из строя до конца войны и затоплен.

С 18 мая по 16 июня 1945 г. Л-21 патрулировала в районе южнее острова Борнхольм (Дания). Эту часть Дании – остров Борнхольм – освободила Красная Армия. Численность советских войск 10.000 солдат и офицеров. Численность населения острова 45.000 человек, из них 4.500 гражданских немцев. Площадь территории острова 588 км;. В плен было взято 11.138 германских солдат и офицеров.
На этом война для Л-21 закончилась. В 1949 г. она была переименована в Б-21.
29 декабря 1955 г. Л-21 исключена из состава ВМФ СССР в связи с разоружением и сдачей на слом.

О наиболее результативных действиях субмарины Л-21 напишу более подробно.

14 марта 1945 года два немецких миноносца следовали курсом на запад. Они везли из Пиллау спасавшихся от наступающих советских войск представителей администрации Восточной Пруссии. Расчет немецких бюрократов был вроде бы верен, скоростные боевые корабли с хорошим зенитным вооружением могли постоять за себя при налете советской авиации. Но на сей раз миноносцы ждала другая опасность. Большой водяной столб вздыбился у борта миноносца Т-5 и уже через несколько минут миноносец начинает стремительно погружаться под воду. Отдадим должное командиру второго корабля ,миноносца Т-3, он не бросил товарища и попытался организовать спасение экипажа и пассажиров. Но на сей раз это решение стало ошибочным и через несколько минут миноносец Т-3 подорвался на мине. Аварийная партия миноносца долго удерживала обреченный корабль на плаву, он продержался почти два часа, но в конце концов затонул. Мины, на которых подорвались немецкие корабли были поставлены советской подводной лодкой Л-21.

Подводные лодки со времен создания предназначались для скрытного нанесения удара по противнику. Скрытность давала им возможность внезапно выйти в атаку и нанести сокрушительный удар. Естественно лучше всего для этого подходили торпеды и первые атаки подводных лодок по боевым кораблям сразу дали серьезные результаты. Маленькая субмарина могла утопить гиганта в разы больше себя. Но один конструктор в России полагал, что скрытные постановки мин могут нанести не меньший ущерб противнику. Один из талантливых российских инженеров Налетов предложил построить подводный минный заградитель и сам спроектировал его. Это подводная лодка, названная «Краб», была построена на судоверфи в Николаеве и была сдана флоту в 1915 году. Подводная лодка приняла участие в Первой мировой войне, ставила мины и даже добилась успеха. На ее минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Видимо под влиянием появления этой подводной лодки немецкие инженеры спроектировали свои подводные минные заградители.

Шли годы, после революции и гражданской войны правительство СССР попыталось оценить оставшиеся с царских времен подводные лодки. Увы картина была нерадостная. Большинство подводных лодок были в плохом состоянии. Все это усугублялось тем, что имевшиеся в наличии подводные лодки типа «Барс» имели много конструктивных недостатков. На них отсутствовали водонепроницаемые переборки, а большая часть торпед находилась в наружных решетчатых аппаратах, от которых пришлось отказаться по опыту первой мировой войны. На практике это означала, что при любых повреждениях прочного корпуса подводная лодка типа «Барс» быстро затоплялась и гибла.

Все это привело к решению советского правительства о начале проектирования и строительства новых подводных лодок. Имея собственный опыт успешного применения подводных минных заградителей и оценив опыт немецких подводников, одну из серий подводных лодок было решено построить как подводные минные заградители.

 Первыми подводными лодками построенными в СССР были подводные лодки I серии (типа «Декабрист»). Несмотря на отдельные недостатки получилась хорошая подводная лодка для действий на морях и океанах.
На базе этого проекта были созданы подводные минные заградители II серии (типа «Ленинец»). Была изменена форма корпуса с целью упрощения строительства, добавлены две трубы с 10 минами в каждой. По этому проекту были построены подводные лодки Л-1- Л-6, по три соответственно для Балтийского и Черноморского флота.

Следом были построены двенадцать подводных минных заградителей для Тихоокеанского флота. Они были видоизмененного проекта, в основном в сторону повышения технологичности при постройке.

Последним подводными минными заградителями типа «Ленинец» стали подводные лодки серии XIII – бис. Эти корабли уже сильно отличались от подводных лодок серии II. Длинна была уменьшена на два метра, за счет применения специальных амортизаторов была уменьшена шумность подводных лодок. Вооружение было дополнено двумя кормовыми торпедными аппаратами. Боезапас к артиллерийским орудия был увеличен. Новые, более мощные дизели позволяли развить большую скорость хода в надводном положении.

Именно к таким подводным лодкам принадлежала подводная лодка Л-21. Она была заложена 30 сентября 1938 года на заводе N 189 в Ленинграде. Строительство шло по плану и подводная лодка была спущена на воду 30 июля 1940 года.

Водоизмещение подводной лодки в надводном положении было 1125 т, в подводном 1416 т. Длинна подводной лодки 83 метра, ширина 7 метров, осадка 4, 43 метра. Торпедное вооружение состояло из шести носовых и двух кормовых 533 миллиметровых торпедных аппаратов. Запас торпед достигал 18 штук. Минное вооружение состояло из 20 мин. Артиллерийское вооружение состояло из одно 100 мм и одной 45 мм пушки. Два дизеля по 2000 лошадиных сил каждый обеспечивали максимальную скорость в надводном положении 18 узлов. В подводном положении лодка двигалась на двух электромоторах мощностью по 650 лошадиных сил и могла развить максимальную скорость 8 узлов. Электромоторы питались от аккумуляторных батарей, зарядка которых осуществлялась от дизелей в надводном положении. Запас хода в надводном положении 11000 миль при скорости хода 9 узлов, в подводном 130 миль при скорости 2 узла. Максимальная глубина погружения 100 метров. Автономность 30 суток. Экипаж насчитывал 57 человек.

Войну подводная лодка Л-21 встретила у заводской стенки Балтийского завода. Ее готовность оценивалась в 74 процента. Однако руководство завода занятое более насущными заботами с достройкой и ремонтом кораблей практически не уделяло лодке внимания. Несмотря на тяжелую блокадную зиму 1941 на 1942год  все таки работы на подводной лодке велись и к маю 1942 года ее готовность оценивалась в 85 процентов.

24 мая 1942 года в стоявшую у достроечной стенки завода подводную лодку Л-21 попал тяжелый немецкий снаряд. Тяжелые повреждения привели к затоплению подводной лодки и она легла на грунт.

Однако рабочие завода и моряки Балтийского флота сумели заделать пробоины и завести пластырь на корпус подводной лодки. Усилия спасателей увенчались успехом и 8 июня 1942 года подводная лодка всплыла и была отбуксирована на достройку.

В ноябре 1942 года подводная лодка прошла докование, во время которого были заделаны пробоины и проведены необходимые ремонтные работы.
Весной 1943 года на Балтийском заводе подводная лодка Л-21 наконец встала на достройку. Рабочим предстояло в тяжелых условиях блокированного города отремонтировать целый ряд узлов и агрегатов корабля. По ходу достройки выяснилось, что целый ряд деталей минных труб в Ленинграде отсутствует. С огромными усилиями рабочие смогли их изготовить и мины Л-21 стали одними из самых смертоносных в Советском флоте.

Сдача корабля была произведена 31 августа 1943 года. Корабль был принят Военно-морским флотом и стал ценным пополнением перед компанией 1944 года. Зимой 1943/ 44 года на корабле была установлена гидроакустическая станция «Дракон».

Курс боевой подготовки экипажа подводной лодки продолжался всего месяц, с 30 сентября по 28 октября. Уже вечером 28 октября подводная лодка отправилась по шхерному фарватеру в Хельсинки на войну...

Самым серьезным аргументов у новой подводной лодки оказался ее командир — капитан 3 ранга Могилевский Сергей Сергеевич. Он родился 16 сентября 1909 года. Служил в военно-морском флоте с 1931 года. После призыва на флот проходил службу на линкоре "Марат" и эсминце "Володарский". В 1933 году после окончания спецкурсов командного состава ВМС РККА назначен командиром БЧ-3 на подводной лодке «Л-1» В 1936 году он слушатель учебного отряда подводного плавания им. Кирова. В этом же году Могилевский назначен помощником командира, а с ноября 1938 года командиром "Л-1". Участник советско-финляндской войны. С февраля 1941 года он офицер отдела подводного плавания штаба КБФ, а в ноябре того же года принял под свое командование строящуюся Л-21. Имея большой опыт службы на подводных кораблях, он сумел заставить экипаж и корабль делать почти не возможное. Именно это стало слагаемым успеха.

Долго стоять подводной лодке в финских базах командование Балтийского флота не дало. Шла война, немецкие корабли и транспорты возили грузы и войска вдоль всего южного берега Балтийского моря. В этих условиях 10 ноября 1944 года Л-21 ушла в свой первый поход к побережью Померании.

Днем 14 ноября придя на позицию в 45 милях северо-западнее маяка Стило подводная лодка обнаружила немецкий крейсер с охранением. Но на этот раз удача отвернулась от подводников. Слишком большая дистанция и большая скорость цели не дала шанса выйти на дистанцию залпа.
Утром 17 ноября подводная лодка атаковала торпедами рыболовный траулер, но промахнулась.

В ночь на 21 ноября корабль перешел в район банки Штольпе. Могилевский не торопился ставить мины. Внимательно изучив движение немецких судов в течении суток, Могилевский сумел понять расположение немецкого фарватера. К наблюдательности советского командира надо добавить немецкую небрежность. Немцы оставили светящийся буй, который сильно помог советскому командиру при постановке мин.

Однако сама постановка, произведенная в ночь на 23 ноября, не была простой задачей. Мины пришлось ставить на удалении 25 кабельтовых от берега (4 километра). Глубина в месте постановки была 16 метров и при обнаружении подводной лодки немецкими кораблями она не смогла бы погрузиться. Удалось поставить 16 мин, 17 мина застряла при постановке в минной трубе и подводной лодке была вынуждена вернуться к финским шхерам для ремонта.

Но удача сопутствует храбрым. Утром 23 ноября шедший по фарватеру германский транспорт «Эйхберг» (1923 брт) наткнулся на мину подводной лодки и был вынужден выброситься на берег. Немцам удалось его спасти, но пришедший на помощь сторожевой корабль VS-302 сам подорвался на мине и отправился в ремонт.

Утром 24 ноября шедший по фарватеру датский пароход «Элие» (1873 брт) с немецким грузом подорвался на мине Л-21 и быстро пошел ко дну. Он стал первым судном погибшим от оружия подводного минзага.

Только неполнота немецких документов конца войны не дает засчитать на счет подводной лодки немецкий транспорт «Эберхард» (761 брт), который погиб в районе минной постановки подводной лодки 22 декабря 1944 года.

Тем временем несмотря на поломку, Могилевский на пути к базе продолжал искать корабли и суда противника. Утром 24 ноября он обнаружил пароход в 18 милях от Висбю и выпустил по нему три торпеды. Две из них попали в цель и шведский пароход «Ганза» (493 брт). Под удар шведы попали потому, что рядом с их пароходом находился немецкий сторожевой корабль.

Тем временем подводная лодка дошла до финских шхер, где предприняла попытку самостоятельно избавиться от застрявшей мины. Это не удалось и лодка 26 ноября прибыла в Турку.

В базе мину удалось вернуть на место и подводная лодка отправилась на поиск немецких кораблей и судов. Плохая погода помешали командиру добиться новых успехов.

Казалось, 22 декабря почти удалось выйти на позицию для торпедного залпа по идущему из Либавы в Данцигскую бухту немецкому конвою, но немецкий сторожевой корабль V-1604 сумел обнаружить выходящую в атаку подводную лодку и обстрелять ее артиллерийским огнем. Атака было сорвана и подводная лодка отступила.

Из первого своего похода подводная лодка Л-21 прибыла в Ханко 25 декабря 1944 года. Уже 26 декабря лодка перешла в Турку и встала на ремонт.
В январе и феврале 1945 года на лодке заменили аккумуляторные батареи и произвели необходимый ремонт. В это же время произошел неприятный инцидент с экипажем подводной лодки. Воспользовавшись отсутствием командира, старший помощник с командой принялись «отдыхать» благо, что поводов для этого было предостаточно. Самовольные отлучки и пьянки привели к замене на подводной лодке старпома и инженера- механика. Сам Могилевский получил выговор от командования и угрозы в случае не наведения на лодке дисциплины он будет отстранен от должности.

С таким вот грузом подводная лодка Л-21 вышла 5 марта 1945 года во второй поход. Уже 8 марта выяснилось что кормовые горизонтальные рули не работают. Без них продолжать поход было невозможно. Несмотря на сложную поломку, экипаж принял решение отремонтировать их не возвращаясь на базу. Тринадцать часов продолжался ремонт в открытом море, и морякам удалось исправить повреждения рулей.

В ночь на 13 марта подводная лодка пришла в район полуострова Хель. Сумев понять расположение немецкого фарватера, капитан 3 ранга Могилевский, в очередной раз продемонстрировал свое мастерство командира корабля. Воспользовавшись туманом, он смог избегнуть встречи с немецкими дозорными кораблями и утром 13 марта сумел поставить все 20 мин в 2 милях восточнее маяка Хель .

Жертвами минной постановки стали миноносцы Т-3 и Т-5 гибель которых описывалась выше. Надо отметить, что миноносец Т-3 сумел потопить советскую подводную лодку С-4. Могилевскому удалось отомстить за погибших товарищей. Точное количество погибших моряков на немецких миноносцах неизвестно и по сей день.

Еще одной жертвой мин Л-21 стала немецкая подводная лодка U-367. Последнее сообщение от нее пришедшие 15 марта 1945 года, сообщило о подрыве подводной лодки на мине в квадрате совпадающем по координатам с минной постановкой советского подводного минзага.

Дважды вечером 18 марта 1945 года подводная лодка выходила в атаки по немецким конвоям северо-западнее мыса Риксгафт. В обоих случаях по наблюдениям командира торпеды прошли мимо цели.

Вечером 22 марта воздушные разведчики передали на подводную лодку информацию о движении немецкого конвоя из Свениамюнде в Либаву. Утром 23 марта Могилевский настиг конвой и произвел по нему трехторпедный залп. В результате две торпеды попали в сторожевой корабль V2022 "Emil Colsman" , водоизмещением около тысячи тонн. На борту сторожевого корабля погибло 76 немецких моряков.

Ранним утром 24 марта подводная лодка атаковала очередной немецкий конвой. Выпустив три торпеды, моряки услышали два взрыва. Что произошло неизвестно, но сторожевой корабль F8 отчитался что видел прохождение трех торпед около конвоя. В цель ни одна из них не попала.

Последним успехом стала атака днем 25 марта 1945 года по немецкому конвою. В результате трехторпедного залпа одна торпеда попала в легкую плавучую батарею «Гретель». Немецкая плавбатарея быстро затонула, став последним успехом Могилевского. Долгое время считалась, что эта атака была безуспешной, но немецкие документы появившиеся в научном обороте в последние годы однозначно доказывают успех командира Л-21.
Успешно завершив боевой поход подводная лодка вернулась в Турку 29 марта 1945 года.

По итогам похода командир подводной лодки Л-21 был награжден за поход орденом Ушакова 2 степени.
Подводная лодка Л-21 служила в советском флоте до 1955 года, пока не была списана и разобрана на металл.

Капитан 3 ранга Могилевский после окончания войны командовал рядом подводных лодок ("К-54" с ноября 1946, "П-3" с августа 1947), затем занимал должность начальника штаба, командира отдельного дивизиона опытных подводных лодок. 15 июля 1950 года Могилевскому присвоено звание капитан 1 ранга. С 1953 года Могилевский член госкомиссии по приемке кораблей от промышленности. В 1966 году он вышел в запас. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Ушакова II степени, орденом Отечественной войны I степени и медалями.

Необходимо отметить, что совершив всего три боевых похода, Могилевский сумел отправить на дно два миноносца, подводную лодку, плавучую батарею, сторожевой корабль и два транспорта. Повреждения получили транспорт и сторожевой корабль. Возможно (невозможно подтвердить имеющимися на текущий момент немецкими документами) была потоплен транспорт.
Этот длинный список успехов позволяет поставить вопрос о награждении капитана 1 ранга Могилевского званием Героя Российской Федерации. Он это заслужил своими успехами в годы войны. Ведь в то время в советских штабах не было немецких документов,  позволяющих оценивать успехи минных постановок. В принципе карьера успешная, но могла бы быть ещё лучше и можно было бы получить и звание адмирала. Всё-таки один из самых успешных командиров одной из самых успешных подлодок ВМФ СССР…..