Русь православная. Гл. 18 Соловецкая обитель и её

Лариса Даншина
     Часть 4: Русь православная до Романовых. Патриаршество
     Глава 1: Соловецкая обитель и её основатели

Соловецкая обитель была основана примерно к середине ХV века на севере. В то время народонаселение этих краёв было не сильно многочисленно, и сюда направлялись те, кто основал здесь обители для отшельничества, чтобы в уединении молиться Богу. Одной из таких обителей и была Соловецкая. На севере строили деревянные часовенки, благо леса было много, и народ за неимением церкви, молился там. Периодически в эти края приезжал или иеромонах, или священник для исповедования и причащения. При часовенках иногда проживали благочестивые старцы. В одном из таких мест, при устье реки Выга,(1) жил старец Герман. Он бывал на Белом море и знал Соловецкий остров, где жители поморья ловили летом рыбу.

Как-то к Герману старец явился;(2)
Жизнь отшельника так привлекала,
Одиночества сердце желало.
Герман этому не удивился.

И Савватий к нему обратился:
«Быть подвижником очень желаю,
Одинокую жизнь принимаю,
Я об этом так долго молился.

Стать отшельником я согласился,
Хоть трудна жизнь на севере – знаю.
Я такою её принимаю,
И за этим сюда устремился!»

«Остров знаю я, – Герман ответил, –
Только летом за рыбой приходят,
Наловив её, тут же уходят.
Нет жилья там, я это приметил.

Будешь жить ты один, отправляйся,
Лучше места нет больше. Суровость,
Не пугает тебя? Эту новость,
Ты отринь иль со мной соглашайся!»

«Не отрину! Поедем со мною,
Чтоб отшельником жить и молиться,
К Богу мыслью своей устремиться,
И душа наша будет в покое!»

«Что же, едем!» – так Герман ответил,
И на остров отправились вскоре,
Не бушует пока ещё море,
Тишиною их остров приветил.

И остались близ озера,(3) стали
Строить хижину, здесь поселились
И с усердием Богу молились,
Кто рыбачил, об этом узнали.

Разлетелась молва: «Поселились,
Два отшельника». Вести узнали
Два семейства, там жить пожелали,
И на остров они устремились.

Был нарушен покой, недовольны
Этим старцы, но только смолчали,
И служенье своё продолжали.
Выбирать себе землю те вольны.(4)

Но однажды они удивились:
Женский вопль удивиться заставил,
И всенощную службу оставил
Герман, чтобы узнать, что случилось.

Так рыдала жена поселенца:
«Двое юношей я увидала! –
И несчастная вновь зарыдала,
Чем растрогала женщина старца. –

Мне, сойдите, сказали, иначе,
Смерть настигнет вас, коль не уйдёте,
Себе место другое найдёте,
И от этого горько я плачу!..

Это место лишь только для Бога,
Прославляли б его и молились,
Храмы строили здесь и селились.
Так ответили юноши строго!»

Рыбаки, как говорится в одном рассказе, покинули остров, но старцы так же через какое-то время спустя ушли с острова. Герман отправился на реку Онегу, а Савватий в устье Выги, в часовню, где прибывший туда игумен причастил его и на следующий день Савватий скончался. Похоронил его новгородский купец Иван, случайно здесь оказавшийся. Только на этом история Соловецкой обители не кончается.

Старец Герман ушёл с Онеги и поселился в устье реки Сумы. В это время появился Зосима, сын богатых землевладельцев – Гаврилы и Марии, с берегов Онежского озера. Осиротев, Зосима раздал имущество и стал скитаться по северу. Скитание привело его к Герману, который, как и Савватию, поведал ему о Соловецком острове. И опять Герман, уже по уговору Зосимы, покинул место, где жил, и поехал на остров. Здесь они построили келью, питались рыбой с озера и молились.

Со временем остров стал принимать новых жильцов, и тогда решили построить деревянную церковь во имя Преображения Господня. Зосима принял монашество, позже построили ещё одну церковь – Успения. После долгих уговоров стать игуменом, Зосима поехал в Новгород и был рукоположен. Так началась вторая жизнь Соловков, его слава росла, так как только настоящие подвижники могли жить в таком суровом месте. Новгородцы пожертвовали монастырю серебряные сосуды, церковные ризы и съестные припасы. Появились богомольцы, которые так же делали вклады. Зосима имел добрый характер, всех привечал. Но не обходилось и без столкновений.

За Савватия вспомнили, где-то
Он схоронен, но вскоре узнали
От игумена,(5) и пожелали
Привезти его. Сразу с рассветом

В путь отправился Зосима, тело
Было лично отрыто и вскоре
Привезли, схоронили у моря.
Оказалось, оно не истлело…

Этот остров стал спорным, желала
Его Марфа посадница,(6) вскоре
Прибыл Зосима к ней, чтобы в споре
Убедить – остров их, та прогнала.

Покачал головой: «Дни наступят,
Когда жителей больше не станет
В этом доме, беда их застанет,
Горю, дни золотые уступят».(7)

Проявил сам владыка заботу,
Чтобы грамоту дали с печатью,
На владение островом, к счастью,
Получил игумен эту льготу.(8)

Марфа в гости его пригласила,
Чтоб простил её и не сердился.
Преподобный прийти согласился,
С уважением та усадила.

Он взглянул на бояр, что сидели,
И заплакал игумен. Случилось
Может что-то? Слеза покатилась,
Мысли грустные вдруг одолели.

Ученик, когда вышли, решился
Расспросить его, что же случилось,
От чего же слеза покатилась?
Что ответил ему, изумился:

«Я видение видел… ужасно:
Без голов там бояре сидели…
Шесть бояр… шесть бояр… неужели?!..
Трижды всматривался, но напрасно!

Снова это видение встало,
И теперь очень грустно и больно,
Но об этом ни слова, довольно,
Значит, время беды уж настало!»

Боярин Памфилий заметил во время обеда у Марфы посадницы грусть Зосимы, пригласил его к себе отобедать. На следующий день прибыв к боярину, Зосима после долгих уговоров хозяина, поведал ему о том, что увидел во время обеда у Марфы и чему огорчился. Узнав об этом, Памфилий принял иночество, избежав беды.

Вскоре до Зосимы дошли страшные слухи о поражении новгородцев на Шелони, и об обезглавливании бояр. Марфу в оковах в 1478 году с детьми вывезли из Новгорода. Вольность закончилась, пророчество сбылось. В этом же году 17 апреля скончался и Зосима, назначив вместо себя игуменом Арсения. Погребён за алтарём церкви Преображение.

Соловецкий монастырь стал знаменит: он был распространителем христианства среди помор. Игумен Филипп Колычев, впоследствии митрополит, построил каменные здания и сделал остров процветающим. При Алексее Михайловиче Соловки укрывали старообрядцев, которые защищались от царских войск. Обитель так же была местом заключения опальных. Но всё же Соловецкий монастырь был гостеприимным и богатым, принимал много богомольцев. Савватий и Зосима стали уважаемыми и почитаемыми русским народом.

_________________________________________
1 - …при устье реки Выга, – это место называлось Сороки.
2 - Как-то к Герману старец явился – постриженик Кирилло-Белозерского монастыря – Савватий. Жизнь монахов его не устроила, он ушёл в Валаамскую обитель на Ладожском озере, которую так же покинул, желая стать подвижником, как многие в то время.
3 - И остались близ озера… – т.е. рядом с озером, которое оказалось на острове.
4 - Выбирать себе землю те вольны – т.е. имеют право, так как юридически остров не был ни за кем-либо ещё закреплён.
5 - От игумена… – Кирилло-Белозёрский игумен.
6 - Его Марфа посадница… – знаменитая новгородская посадница Марфа Борецкая.
7 - Горю, дни золотые уступят – в 1478 г. боярыня Марфа в оковах с семьёю вывезена из Новгорода, двор навсегда опустел.
8 - Получил игумен эту льготу – т.е. владыка выхлопотал Зосиме грамоту с печатями на владение островом: владыки, посадника и пяти концов Великого Новгорода (Новгород был разделён на пять частей – концов).

Используемая иллюстрация: Угрюмов Г.И. «Преподобный Зосима и Савватий Соловецкие»