Белая готика в литературе. Сходство с фэнтези

Эльдар Шарбатов
 
Белая готика в литературе. Сравнительный анализ с жанром фэнтези
Введение: http://proza.ru/2022/06/30/77

 
Как известно, классическая готика в оригинале не сходна с фэнтези, в отличие от её нового стиля. Поэтому прежде, чем исследовать жанр белой готики, есть смысл сделать сравнительную характеристику с миром мистических образов.

Сначала выделим, интересующую нас, главную особенность фэнтези – его отличие от феерии. В интернете разница между фэнтези и сказкой приведена ни разу не убедительно, дескать, в фэнтези магия – это норма, а в сказке норма – волшебство. Поэтому настоящий ответ следует искать не без помощи психологии личности.

Разница определена присутствием явной грани между повествованием (в начале произведения) и тревожной феерией (основной частью). Например, "Хроники Нарнии" ("Тайна платяного шкафа") Клайва Стейплза Льюиса, описывают детей, укрывшихся от ужасов Второй Мировой войны... в шкафу – им проще было создать новую реальность, чем вернуться в прежнюю. Либо героиня "Волшебника из страны Оз" Лаймена Фрэнка Баума, которая не успела спрятаться от урагана и определённое время… проболталась между жизнью и смертью. Т.е. события задаются в рамках жизненного повествования… в нём и остаются, но с определённого момента сознание героев устаёт от жестокой обыденности и начинает воспринимать реальность образно и феерично.

Ещё одна важная деталь фэнтези: хотя бы вскользь в нём переплетаются человеческий мир, мир духов, и преисподняя. Как видно из примеров, герои, переступившие грань жизни и смерти, из повествования попадают в мир феерии. Говоря научно, после пережитого стресса привычные стереотипы и предрассудки пропадают и сознание строит для себя новую экзистенцию, некий ковчег, возвышенно описываемый в тексте художественным языком. Причиной этому может стать глубокий невроз, клиническая смерть, реже патопсихологические особенности героев.

Другая грань – божественная, она весьма размыта в фэнтези и не предполагает объяснения. Она сопоставима с границей сверхсознательных процессов личности, построенных на сознательных деяниях; сознательных – значит, в идеале, понятных для читателя. Литературные символы можно сравнивать с психологией творческих процессов, правополушарным мышлением, чередой архетипических ассоциаций, или опытом преодоления себя в ходе сюжетных испытаний. Так, труды М. Г. Ярошевского хорошо дополнили теории психоаналитиков в изучении сверхсознания, П. В. Симонов, определяет сверхсознательные процессы личности, как художественную интуицию. К. С. Станиславский доказал, что сверхсознание основано на сознании, а не на уходе от него.

Таким образом, в новом жанре белой готики тоже должно быть две грани сознания героев: подсознательная (грань невозврата) и духовная, на этот раз контрастно связывающая фееричное и практическое восприятие реальности.

И теперь можно построить оригинальную структуру жанра белой готики…
 
 
Продолжение: http://proza.ru/2022/07/06/141