До Усть-Рек 1

Николай Валентинов
По Пинеге до Усть-Рек (путевые заметки)

Не нужно воспринимать путевые мои заметки как историческое и краеведческое исследование. И вообще за стопроцентную достоверность я не ручаюсь. В основном свои, где то ошибочные, размышления и мысли с чужих слов. Чужие рассказы о былом. Где то недопонял, где то не дослышал, где то не додумал, где то не запомнил. Что запомнил – записал. Где то и приврал для красного словца, не без того. Как там Тёркин у Твардовского:  "Хорошо, когда кто врёт весело и складно…".

Суть туризма:
Взять побольше,
Уйти подальше,
И там все съесть!

Так получилось, что прошлым летом остался я без лодочного мотора. Пускай и слабенький, всего то пять лошадей под колпаком, но вполне меня удовлетворяющий японец тайванького происхождения Yamaha F5. Почти всю вёсну проработал он у меня на перевозе. От ледохода, все половодье и до уровня воды "мотор за дно цепляет". От нудной и однообразной работы мотор взбунтовался. Прямо на ходу, на средних оборотах, безо всякого предупреждения заглох и заводится отказался категорически. Никакие уговоры и угрозы сдать в металлолом не действуют. Не помогла замена свечи зажигания и даже "опохмел" несколькими каплями бензина прямо в цилиндр. Не буду работать, и все. Никаких закусываний, подклинивания, похрустываний и шабарчаний нет. Что там? Топливный насос? Карбюратор? Клапана?

Самому найти неисправность? Когда то успешно ковырялся в технике. Не боги горшки обжигают. Что там может быть? Те же клапана, штанги, поршня да кольца. Но сдерживает неудачный опыт знакомого. Механизатор с большим опытом ремонта всякой железной техники, разобрал не самый большой (но самый импортный) лодочный мотор, а обратно собрать не смог. Пришлось покупать новый. Долго раздумывал, но так и не решился на разборку аппарата. Были бы еще чертежи и инструкции подробные, как на советскую технику. А так, даже не представляя себе устройство… Предпочел альтернативный и цивилизованный вариант. Ремонт в специализированном заведении. Там специалисты. Всяко ремонт обойдется дешевле стоимости нового.

В гости приезжал брат. Своя машина. Закинул мотор в багажник. В стольном городе Архангельске сдал в ямаховский сервис-центр. Где то на Ленинградском, под вывеской "ТехноСам". Сотрудники позвонили, подробно рассказали причины и последствия. Оказывается перетерлась какая то пластина, поддерживающая толкатели и коромысла клапанов. Все это выпало внутрь мотора. Но так удачно, что никаких повреждений не причинило. Не у меня первого такая неисправность. Повезло, что без серьезных последствий. Ну и повезло, что сам в двигатель не полез. А по какой причине неисправность? Вроде бы все правила эксплуатации соблюдал. Масла использовал только рекомендованные изготовителем.
 
Впрочем о причине поломки я и сам догадываюсь. Четырехтактный мотор "любит" длительные нагрузки. Что бы прогреться нормально. Замечал, что на полную мощность мотор выходит примерно через час работы на полной нагрузке. На коротких перегонах "за реку и обратно", когда 10 минут работы, да и то без нагрузки и получасового ожидания просто не успевает прогреваться. А мой мотор еще и не имеет никаких масляных насосов, смазывается даже не разбрызгиванием масла в картере, а масляным туманом. Если нет рабочей температуры, то какой тут масляный туман.

Стоимость запчасти – 800 рублей вместе с доставкой ее из самой Японии. Ремонтировать? Конечно ремонтировать! Заодно заказал полное техобслуживание с заменой масла во всех местах, смазкой всех тросиков и подшипников, регулировкой зажигания и карбюратора.

Весь ремонт обошелся в сумму чуть меньше семи тысяч. Успели самураи прислать запчасть до введения санкций. Дороже всего разборка/сборка двигателя. Удивило, что не стали ребята накручивать цену какими то дополнительными услугами. Не стали врать, что нужно менять всю поршневую и сальники-подшипники. Надо запомнить: "ТехноСам" на Ленинградском… У меня есть еще такой же мотор в ремонт. Тот, что в 2018-м году выдержал почти 500-километровый маршрут по Пинеге и Вые до Василёво и поломался только на последних километрах возвращения.

На фото схема этого механизма. Да и её с трудом нашел в интернете.

Следующая страница: http://proza.ru/2022/06/29/1562