Писатели-3

Рок-Живописец
87. Акунин "Кладбищенские истории":

Заметил, что этот хренушек вкладывается в первые абзацы, а дальше гонит забубенную графоманию. Какой-то Чукчев и бесконечные  банальности и штампы. Т.е. по праздникам он может поднатужиться и выдать  типа, образ, типа, мысль - но пишет-то не стихотворения, поноса треба целые вагоны... Я даже думаю, что он просто тырит и перелицовывает эти свои единичные удачки - наверняка книгочей и наверняка общается с такими же языкастыми интеллигентами, нахватавшимися там-сям... В общем, всё это только тренинг по прогону словесных поездов... У Улицкой более содержательный понос, этот просто из пальца высасывает, а та расписывает реальную женскую жизню... - но, разумеется, ничтожную...

88. Акунин "Герой иного времени":

Начитается чего-то и давай на эту же тему из пальца высасывать - чистый графоман.

89. Валентин Пикуль "Слово и дело"

Очередная замена кино в эпоху нехватки впечатлений и развлечений. Вполне, кстати, не хуже нынешних видео. Он, видимо, из казаков - грубиянствовать, пьянствовать, свинячить всячески просто обожает. Хотя и меру знает, чай, не еврей. Да и провинциальность пространства и времени сказывается... Пропаганда русскости, так сказать - на своем уровне, близком к графомании - хотя всяческие изюминки и блёстки и словечки у него постоянно встречаются. Просто длинную дистанцию, типа, без надёжных штампов не проехать - ага, но с ними я и малую ездить не буду... Мог бы он поднажать и гнать не товарняки с простым товаром, а настоящие штучные художества - предпосылки были, настоящая беременность художественностью в нем чувствуется... Но востребована была развлекуха.

90. Дарья Донцова "Пролетая над гнездом индюшки":

Думал, опять придется поминать графоманию, но нет - опять женская жизня, как у Улицкой, только в русском, на порядок более праведном и человечном варианте. Хотя уровень опять народный, нижайший, бескрылый - короче, бытовой. Но хоть содержание есть, хоть не всё подряд из пальца высосано.

91. Маринина "Воющие псы одиночества":

Тоже женская жизня, просто характер немного иной, более умственный и одинокий. Собственно, достаточно сравнить два названия, чтобы понять всю разницу между Донцовой и Марининой! И кстати, кроме названия, у обеих можно ничего не читать - и так с лёгкостью можно представить,  что там написано... Индюшка - одна, воющая сука - другая . Но воет она достаточно скромно, по-русски - совесть имеет, да и провинциалка. Тем не менее - неплохо. Чего же боле, так сказать. От баб я в прозе ничего не жду, не требую. Дневник писать способны? - ну и ладно, остальное зависит от евонных мужиков, а они, конечно, ни фига не блещут.

92. Ромен Роллан "Кола Брюньон":

Крайне непонятный автор - таким он был для меня и раньше, но раньше я ещё и пренебрежительно к нему относился, а теперь и не знаю... Впечатлил он меня знанием народных прибауток, видно, что не только в кабинете сидел - а как можно сопрячь кабинет и идеализм с крестьянством?! Похоже, долго придется к нему присматриваться, расшифровывать его расклады...

Может быть, это болтун и пьяница вроде Гофмана? Огромного объема бочка, но, по сути, без царя в голове... Очередной чисто западный типаж... - но с примечательной, вкусной книжкой про крестьян... Видно, что он с ними реально пересекался... Видимо, в детстве... Мне всё это тоже знакомо - и не шибко интересно, за исключением прибауток...

93. Роллан "Очарованная душа":

Из прочитанного за полчаса впечатлили опять эпизоды грубо материалистического свойства - например, какой-то Марк бегал по взбудораженной улице и под шумок целовал девок. В целом же меня опять не впечатляет западный уровень мысли - слишком много эклектичной болтовни. Какая-то болезнь водянистости и разбавленности. Не случайно же там до сих пор не написано ничего подобного на то, что сотворил я! Хотя чуть ли не каждый там не глупее меня и во многом имеет сходные качества... Вот и Ромена (странное имя, почти армянское) увело в болтовню...

94. Жюль Верн "Плавучий остров":

Он техничен и суховат - авторов 20 века с такими качествами  невозможно читать, но в 19-м они лишь смягчают сентиментализм и смотрятся симпатично. Правда, в смысле содержания  ничего интересного всё равно не обнаружил и времени на бесчисленные подробности требуется  неимоверное количество...

У Верна всегда литература путешествий? Это не художественное кино, а документалка про путешествие, описания всего, что встречается на пути и высасывание из пальца происшествий... Тогда же  туризм, путешествия были почти недоступны - как и документалки про всевозможные экзотические места...

95. Голсуорси "Сага о Форсайтах. Собственник":

Солидно пишет, ибо сам из солидных... И трудно ли написать сагу, если родни - целое море?! Сплошные же интриги-расследования. И востребованность обеспечена - кина ещё нет, а интерес к жизни богатеньких вечно огромен.

Стиль  толстовский, т.е. заемный. И ладно бы, но ума маловато, а женской темы многовато. По-моему, это автор для баб - для миллионов из них наверняка был увлекателен... Ещё вспоминается Драйзер - такой же уныло тяжеловесный реализм.

96. Драйзер "Титан":

С молодости у меня убеждение, что скучнее писателя не существует на свете. Но он писал кино до кино, поэтому был востребован. Кроме того, "как стать богатым" - тема для многих самая животрепещущая. Ну, и бабы, опять же любят почитать о своей горестной судьбинушке...

(Что хуже, кино "золотого века" или Драйзер?!)

97. Томас Манн "Волшебная гора":

Скучища несусветная...

98. Манн "Смерть в Венеции":

Невыносимо высокопарный, важный, с манией величия скучный и бездарный  кабинетный пидор - и это у него я читал в молодости "Доктора Фаустуса"?!  Заморачивал мне мозги чуть ли не целый месяц... - сейчас уже не пойму, чем... И ведь явно, что он всё время пишет о самом себе... Это чисто западный буржуа, причем уныло старомодный, полностью оторванный от жизни. Мысль об "искусстве" - посредством которого можно зарабатывать и "занимать положение" - как моль, съедает у таких особей все чувства и мысли.

99. Генрих Манн "Молодые годы короля Генриха 4":

Тоже бездарь - и тоже был момент, когда я им зачитался в молодости. Лучшие годы и силы тратил на муру...

Странное дело, эта знаменитость братьев Манн... Ладно, были бы евреи (хотя случайно ли женой у Томаса была еврейка... а зятем у Генриха - Ашкенази...) Немцы в те годы выбирали в кумиры гитлеров и маннов... Томас писал про гениев, Генрих про королей - подходящие предметы, чтобы пудрить мозги... Именно этими темами я и был увлечен - видимо, видел себя гением и королем! ...И они из богатеньких - могли себе позволить не нюхать жизни, обитать только в старомодных, но вечно почитаемых эмпиреях... При том, что оба ни разу не поэты (я не признаю писателей без поэтики, без души) С такими книжками я и сам очень глупо отрывался от жизни...

100. Марк Твен "Письма с земли":

Какая-то скудоумная абракадабра

"Диковинный сон" - опять невразумительная шняга, халтура... И так сойдёт, и так заплатят?!

101. Марк Твен "приключения Тома Сойера":

Пришлось зайти с козырей - любимая книжка детства

И она не понравилась! Неправдоподобные басни, причем с уклоном в проказы и обманы - начиная со знаменитой покраски забора...  Легко же понять, что и она - лапша. Думаю, Марк всю жизнь был мошенником!  Втюривал идиотам всевозможную чушь. Или же сам был идиотом! Но детям эти выдумки в самый раз! Они именно этого типа дурачки. И вышеприведённые абракадабры для них тоже в самый раз!

102. Фицджеральд "Хрустальная чаша":

Чушь для баб, явно коммерческая, с деланным аристократизмом. Блин, и Фицджеральдом я, типа, увлекался (на самом деле, просто болел идолопоклонством, был внушаем...)

103. Фицджеральд "Великий Гэтсби":

Тоже не понравилось, тоже чушь, тоже с бабами и темой богачей - слова Хемингуэя про преклонение Фицджеральда перед богачами совершенно правдивы... - а я, помню, смущался, этот идиот казался мне значительным...

... Может, у всех у них - у Фицджеральда, Маннов, Драйзера и т.д. - и есть свой жизненный опыт, но это по любому другое время и другая социальная среда... Сейчас не только я, никто их не читает (кроме всё тех же идолопоклонников, наивных молодых людей и баб) Бесчисленные фильмы их заменили на тысячу процентов - и с фамилиями авторов уже мало носятся, их слишком много...

104. Юкио Мисима "Смерть в середине лета":

Сначала было так скучно  и похоже на других, на всех, что я чуть не бросил, но тут раздался страшный гром... И всё преобразилось - только и стоит писать, что об исключительных событиях?! Иначе смысла совершенно недостаточно. А тут я без проблем со скукой дослушал до конца - и автор явно без проблем всё написал, потому что исключительная сила порождает множество осколков... В общем, шикарная, поучительнейшая вещь. И я понял его метод... - скромные описания прекрасно дополняют гром. И людей, всю их слабость, он видел ясно... Вообще, реализм у него психологический, очень хорошего качества... А сначала полистал  биографию - Томас Манн, бодибилдинг, какое-то странное самоубийство! И т.д. и т.п... Пока цельная картина не складывается...

Сам я думаю, что  в таком горе, как потеря близких, хорошо помогает не попытка забыться, забыть, а обратное - хорошая память. Они как бы живые всё время - что и требовалось доказать... И хорошая память о смерти и трагедии всегда придает мужества и силы... Ты должен справиться, стать сильнее -  или погибнешь, ведь перед лицом смерти третьего не дано...

105. Харуки Мураками "Тони Токио":

Рассказ из этого же сборника, в исполнении того же чтеца (Олег Булдаков) - не поэтому ли и он мне приглянулся? Но шокирующего, яркого, подлинно смыслового центра тут нет, просто жизня... Хотя и яркая, образная... Я сам коллекционер и шопоголик непонятно зачем, правда,   не с таким значением... "Хороший человек, но вещи - или музыка - для него важнее людей" - да, но это все механические или ледяные люди (рассказ "Ледяной человек")

В общем, неожиданно мне понравились сразу два японца - которым ещё недавно я ставил нижайший оценки и отметал с порога! Видимо, я стал терпимее  к повествовательному стилю? Он всегда наводил на меня невыносимую скуку и потому до взгляда на сюжет, замысел в целом дело очень редко доходило... Но ведь это поэтическая, изысканная литература...

106. Кобо Абэ "Человек-ящик":

Сразу не понравилось - на фоне Мураками это дубовая образность. Просто разительная разница - но он так же знаменит!

107. Акутогава Рюноскэ "Святой":

Не интересно, играет в интересность, но банальщина...

108. Хулио Кортасар "Письмо в Париж одной синьорите":

Время от времени его рвёт крольченком - пидарас, хули... У пидарасов не простая лапша, а крученая.

"Книга Мануэля" - такая же херня, высосанная из пальца... из 21-го пальца... Скука и вонючие претензии - типа, эстет и знаток, а не безмозглый пидор...

109. Борхес "Смерть и Буссоль":

Чушь, ни уму, ни сердцу

110. Василий Аксенов "На полпути к Луне":

Не сказать, что не про жизнь, что бездарно, но ведь это время совка - алкоголь и бабы с ****ством начались на первых же абзацах. Пьяная коммуналка - рвотное средство.

111. Довлатов "Зона (записки надзирателя)":

Типичный либераст, причем вполне себе малоодаренный - протекция (политическая и национальная) важнее дара. Помимо публицистики-политиканства тоже описывает совковую жизню, пьянки, ****ки, но пожиже всё, чем у Аксенова... Хотя иногда выручают юморок еврейский и приблатненность...

112. Алексей Варламов "Лох":

Нормально пишет, но не более, нет большой темы или яркой образности - не случайно переключился на биографии, там его объективность и наблюдательность востребованы...

113. Питер Акройд "Завещание Оскара Уайльда":

Невозможно слушать - ничтожно и по стилю, и по смыслу. Сплошные понты и эксплуатация жареных тем.

"Исаак Ньютон" - аналогично

114. Питер Акройд "Лондонские сочинители":

Очень самоуверенный болван. Упивается своим, типа, остроумием, хотя скука смертная. Эстета и знатока из себя строит... - это всегда... И ведь когда-то я ценил какую-то его книжку!  Гипноз чужой самоуверенности и "признанности"... Везде полно таких экспердов, даже в футболе (Уткина вспомнил.. - хотя их там сотни)

115. Умберто ЭКО "Пражское кладбище":

Родной брат предыдущего товарища. Зачем они пишут, нагромождают весь этот хлам? Пытаются создать какой-то свой муляж вместо жизни - о которой пишет тот же Мисима. Пытаются запудрить мозги - и далеко небезуспешно, раз находятся в заоблачном, неподвластном критике авторитете... Подобные писатели - один из множества факторов, на всю жизнь вводящих людишек в бесконечные заблуждения...

Разница с Акройдом только в том, что это еврей - ужимки и вкусы соответствующие...

Ещё подумал о неискоренимой старомодности этих любителей "искусства", они вечно роются на всевозможных кладбищах с захороненными авторитетами или  диковинками...

116. Томас Пинчон "Винляндия":

Придурился и готово - знаменитость. Любой алкаш не хуже каждый божий день морозит - если есть желание, слушай в натуре...

117. Аркадий Аверченко "Нечистая сила":

Малоросс, очень похож на Гоголя своими  живописностью и веселостью - правда, деланными... Когда жизня мерзкая, остаётся только смеяться, заедать ее, так сказать, огурцом...

118. Андрей Белый "Москва":

Типично еврейские эксперименты со словом - они все словесники, а многие ещё, по цинизму своему, любят грубиянить. В принципе, циники ничуть не хуже легковерных дурачков, а грубость точно лучше слащавости... Но читать невозможно... Вообще, по-моему, это больше прикол и эпатаж (отличный способ карьеры)

119. Саша Черный "Рождественский ангел":

Вот это я понимаю, "чувства добрые пробуждает"! Сам не ожидал, что так понравится...

120. Саша Черный "Сатирические рассказы":

Шикарный умный юмор! Да что же это деется... - я же раньше и его с порога отвергал... Видимо, какой-то тумблер во мне щёлкнул и я стал терпеливее не только к людям в целом относиться, но и к писателям в частности, к их любимой повествовательности... Раньше у меня был весьма узкий спектр восприятия реальности - хотя и уникальный, невероятно сильный... Сейчас я на порядок больше похож на всех - и понимаю всех соответственно...

121. Корней Чуковский сказки:

Бессмыслица, чтобы детишкам лучше спалось и прикольчики, чтобы детишкам лучше смеялось и удивлялось. Главное, с малолетства приучает людишек к рифмоплетству - так что, ясно мне теперь откуда берутся так называемые "поэты". Меня самого как-то миновали в детстве подобные книжки... Хотя было заучивание стишком, но оно меня только напрягало необходимостью запоминания ускользающей бессмыслицы - нисколько не забавляло. Есть единственный стих, который меня действительно порадовал - "Бородино"... Хотя, думаю, Маяковский, если его как следует "проходить" - например, полгода - мог бы дать огромную поросль настоящих поэтов и мастеров слова...

122. Паустовский "Повесть о лесах":

Неплохо, аккуратно пишет, но силы нет, она в 20 веке - с потерей бога - почти у всех пропала. Это интеллигент старого типа, дачное и комнатное существо... У них были шикарные образцы для подражания - золотой век - и бурная жизнь вокруг - революционное время - при таком раскладе нетрудно стать неплохим писателем... Но повествовательность у него всё-таки слишком тусклая, усредненная... - но для подростков, наверное, подходит, ведь им ещё рано шокироваться, трепать нервишки.
Есть ощущение, что он примерял темы с чужого плеча - а каким был он сам? Что было его нервом? По-моему, только поэтические скрипы и шорохи! Он, типа, жил в полусне?! (Но я слишком мало его слушал, чтобы делать далеко идущие и слишком смелые выводы - бог с ним)

123. Александр Грин "Фанданго":

Очередная сенсация - раньше не воспринимал, а сейчас кажется писателем очень хорошим, содержательным - и реалистом, знающим жизнь!  Он мыслит, наблюдает, имеет шикарное чувство юмора... - правда, поводы только мелкие... никаких алых парусов не встретилось - по крайней мере, в начале... Хотя речь зашла о какой-то картине - это мне уже не очень понравилось, насторожило... Заглянул во вторую половину - там вроде бы идут какие-то чудеса... Наркоманом он не был, алкашом был...

Может, опять Олег Булдаков великолепен? Когда стал читать, а не слушать, заметил, что его фразы коротковаты...

Похож Грин на Платонова, Зощенко, многих других писателей тех лет... У них тоже часто чувствуется укороченность...

Блин, а алых-то парусов тут целые вагоны! Кажется, смысл как раз в том, что русские для поляка Гриневского - варвары с уродским вкусом и мерзкими революциями, а тут приехали испанцы с настоящей красотой... И литература для него была отдушиной - плюнуть на одних, помечтать о других. И он хотел бы уехать далеко-далеко... Уехал в Крым, хотя оттуда трудно было толкать литературную карьеру. Но она по-любому была невозможна, потому как плевал он на плоды революции слишком заметно... В общем, в части критики и реализма я с Грином согласен на три четверти, а вот в смысле мечты только на одну четверть - хотя и понимаю, что не мечтать ему было невозможно, что это весьма логичный и человечный расклад...

124. Мопассан "Рука трупа":

Вроде бы занятный и ясный рассказ, но смысл его от меня полностью ускользнул - и есть ли он? Может, это отрывочный сон, приспособленный в коммерческих целях... Типа, если есть у тебя скелеты в шкафу, то они будут тебя убивать...

"Самоубийцы" - примерно такое же впечатление. Словно бы не всё написано, не больше половины и потому нет удовлетворения и понимания... Впрочем, кому-то и половины в вопросе жизни и смерти вполне достаточно - например, подросткам. Пусть им тоже начнут сниться страшные сны!

"Старуха Соваж": а вот здесь по полной работает тот же принцип, что встретился у Мисимы - такой важный, жгучий, громовой сюжет, что о нем можно раздумывать всю жизнь - как о распятии праведника Иисуса... Но тут для меня праведников нет - но каждый зол по своему! Ещё можно о бабской природе подумать - вспыльчивой и коварной!

125. Джулиан Барнс "Глядя на солнце":

Какая-то бессмысленная абракадабра, словесный понос. Для баб? Могут свихнуться... (Скорее, наоборот: сначала свихнутся - и тогда уже начнут читать понос, слушать понос, смотреть понос, а также говорить и делать...)

"Метроленд" - абсолютно то же самое.

126. Мартин Эмис "Успех":

Ироничный спец по бабам. Однако, уровень средний...

Не только про баб пишет - но остальное ещё хуже, совсем скучно... Он неудачно распоряжается своими темами и сюжетами, нередко ядреными - всё слишком формально...

127. Салман Рушди "Ярость":

Эмис лучше Барнса, а Рушди лучше Эмиса. Как ни странно. Вполне вменяемая писанина. Правда, звезд с неба не хватает, интересничает, перемывает косточки актуалке...В менее насыщенные информациями времена, может, и почитал бы его...

128. Дэвид Лоуренс "Новомодная Ева и старомодный Адам":

Произвело впечатление то, на какую глубину он залазит, разбирая "отношения" - но тема эта в целом мне не интересна. Обрыдла, с одной стороны, не актуальна, с другой. Все бабы - это маята, и слава богу, что я от нее избавлен (матери хватает за глаза)

"Победитель на деревянной лошадке" - тоже впечатляющий художественный уровень, но баб и детей опять много, а среда не моя, буржуазная, в этой жизни, по-моему, нет ничего впечатляющего, у нас у всех подобного хоть отбавляй...

Кроме того, сказывается и эпоха - стиль  старомодный, позитивистский, неспешный... Это уходящий 19 век... Наверное, поэтому он тяготел к сексу - хоть что-то острое.

129. Олдос Хаксли "Обезьяна и сущность", "Жёлтый хром", "Двери восприятия":

Настолько плохие прочтения... - но все равно: никакого впечатления. Обычная публицистика... Художественного таланта вовсе нет, он слишком ангажирован и прямолинеен. На наркотики - мескалин, вонючий кактус - надеялся в смысле развития личности (прежде всего, собственной)

130. Кингсли Эмис "Лесовик":

Не в пример сыночку, это великолепный юморист и реалист, сплошное удовольствие... Но похоже, что у него довольно узкий спектр восприятия реальности - без философии и религии.

131. Иэн Макьюэн "Дитя во времени":

Ничего интересного, ничего особенного в смысле таланта. Не знаю, зачем такие писатели пишут - и кто их читает, и зачем делают знаменитыми...

132. Кадзуо Исигура "Не отпускай меня", "Ноктюрны: Пять историй о музыке и сумерках":

Всё, как в предыдущем случае. Скука и недоумение... - лауреат Нобелевской премии, блин!

133. Марио Варгас Льоса "Капитан Панталеон и Рота Добрых услуг":

Латиноамериканский вариант Пикуля? Чтиво, развлекалово, что-то про ****унов и ****ей на историческом фоне. (И тоже способен на большее?)

134. Алехо Карпентьер "Богоизбранные":

Хорошо, ярко пишет - но о чем?!

"Век просвещения" - аналогично! Специально залез в текст, стал по три раза перечитывать - и всё равно ничего не понял! Но  ярко... В первый раз вижу такого писателя... Абсурд, комедия? Дурдом южанина...

135. Кнут Гамсун "Пан":

Этим писателем я увлекался не так давно, но в чём его суть теперь затрудняюсь сказать. Хороший замах у него и стиль почти толстовский, но, по-моему, особого результата нет, многое провинциально, многое отдает 19 веком, ни философии, ни религии... Это поэтический реализм? Без религии-философии двух зайцев сразу поймать невозможно, не доверяю я его реализму из-за поэзии, а его поэзии из-за реализма... Не случайно же он так с Гитлером облажался - весьма горькая и поучительная в смысловом отношении у него судьбинушка... И раз уж даже высшего уровня интеллигенты способны так облажаться, то что говорить о народишке попроще? Поэтому прав Толстой, а не Гамсун...  Толстой даже Наполеона по полной осуждал - кстати, в отличие от Гёте и компании... Гёте тоже вляпался бы в фашизм?!

"Под осенней звездой" - примерно то же самое. В общем, и реализм у Гамсуна хорош, и поэтика - но вместе они всё же нейтрализуют друг друга - и читатель остаётся ни с чем. Как и автор... Кстати, это типично западная история, очередная "золотая середина"... Ни реализму, ни поэзии он по настоящему навстречу не пошел... Но на фоне многих и многих "знаменитостей" он, конечно, писатель...

136. Мигель Астуриас "Хуан Круготвор":

"Магический реализм"? По-моему, только пудрит мозги своими цветастыми баснями. Да, это как тропическая цветастая рубашка - и смысла ничуть не больше. Хотя лучше быть яркой бабочкой, чем серой молью?! Или у каждой твари на этой земле свои достоинства, ни у кого нет явного преимущества... Моль - это ведь тоже непостижимое животное...

"Глаза погребённых": тоже ведь соединяет реализм с поэтикой - но реализм этот ширпотребный, а поэтика цветасто-крикливая - и на выходе такая же нейтрализация, а не синтез... В южной Америке не случайно полно диктатур, своих гитлеров?!

Опять-таки, все такие авторы мне напоминают Пикуля - и все они способны были на гораздо большее, имели шикарные задатки, но необходимость заработка заставляла их интересничать, а неверие в бога вводило в заблуждения...

137. Джон Стейнбек "Рыжий пони":

Шикарный реализм, приятно поражен; прямо как кино пишет - так, что снимать его на видео уже не надо...

Он пишет как мужик, тяжело, подробно, медленно и очень точно. До смысла, правда, не добраться. Это своеобразная вещь в себе, без смысла. Такие писатели меньше заблуждаются и меньше интересничают, стараются писать только о том, что точно знают...

138. Орхан Памук "Новая жизнь":

Могу только пожать плечами - слабый, банальный  писатель. Типичная "национальная литература"; типа, их надо поддерживать - мол, гляди-ка, тоже чего-то пишут, это так умилительно... Всяких карпентьеров примерно так же зачем-то возвеличивали.

139. Октавио Пас "Моя жизнь с волной":

Ещё один цветастый южноамериканец. Поэт, блин - в скучном 20 веке такие бумажные цветы, надувные шарики были востребованы - сейчас ничего, кроме недоумения, не чувствую. Что-то вроде словесного коммунизма и рая - но это, конечно, элементарная подделка.

140. Камило Хосе Села "Ах, эти козы", "Клуб мессий":

Сатира отличная... - хотя есть подозрение, что второй рассказ писался от балды, слишком он странный в каких-то поворотах... И ещё заметил, что чувак старается быть стилистом, причем демократического толка - хотя и без особых грубостей. Свободно пишет. Но не могу сказать, что восхищён - всё-таки, это просто любитель вешать лапшу на уши, пусть и хорошо приготовленную. Наврет с три короба - недорого возьмёт, потому как сам получит удовольствие...

"Семья Паскуаля Дуарте":
Это вроде как самая знаменитая его книга, а мне почти совсем не понравилась. Или это перевод такой неуклюжий? Юмора не видно - а именно он понравился мне в рассказах.  Пишет длинно, обо всем и ни о чём, по-моему, опять испытывая катастрофические проблемы с композицией... Критикует жизнь во франкистской Испании - значит, востребован политиканами соответствующего толка...
Но, конечно, не скажешь, что он пишет совсем плохо или ни о чём - на безрыбье 20 века почему бы и нет...

141. Флобер "Госпожа Бовари":

Писатель-фотограф, тяготеет к описанию материальных предметов, а также привычек, ужимок и прочих повторяющихся действий. Т.е. это такое добротное, но медленное и не слишком интересное кино 19 века. Не понял, почему я должен вникать во всё это. Где сфоткал, там и осталось...

142. Сервантес "Дон Кихот":

Тоже кино, просто век другой и жизнь не городская. Выдумал фишку и всю долгую дистанцию потрясает ею, как копьём. Но занятно, забавно, добротно написано... Видимо, в те века на самом деле немало писали... - но у нашего Мигеля совсем недурной реализм контрапунктом к диковинной фишке, не мудрено, что его читали... Думаю, его книжка немало пользы принесла в прошлые века - но сейчас это уже устарелая игрушка...

143. Мигель же Унамуно "Простодушный дон Рафаэль, охотник и игрок":

Очень понравилось, у него правильные мысли и настроение. И видно, что Села ему подражал - а сам он испытал влияние Сервантеса...

"Ох уж эти французы" - отличный юмор, лёгкость и безмятежность. Лёгкое, остроумное, приятное чтиво для поднятия настроения. Он даже критикует по доброму - добрая ирония в чистом виде...

"Туман" - зачитал только пролог, там то же самое...

"Агония христианства" - это уже теоретическая работа, тоже во многом верная - он говорит о борьбе, которая есть агония, примерно так же, как я говорю о крестности и противоречивости - но всё же я задумался... Не агонизируют ли все традиционные жанры в руках Унамуно?! Примерно так же, как агонизировать стала литература в руках Толстого. Хотя эта агония не преображает ли, не обновляет ли эти жанры, литературу, публицистику и теорию? Всё же кандалы традиции у него чувствуются... Но и все мы агонизируем в наших борьбах, в нашей крестности не по этой же ли причине? Все рабы привычек и традиций, если не всех, то хотя бы части (а если хотя бы коготок увяз - вся птичка пропала)

В общем, не ожидал, что этот автор так интересен - хотя именно мне он мало что даёт, у него примерно такие же достоинства...

144. Борхерт "Город":

Стихотворение в прозе...

"Маргерит" - та же фигня... Несчастный Вольфганг, он родился не во времена рок-н-ролла...
Хорошо пишет, но я скептически отношусь к таким соединениям поэзии и прозы... - мне кажется, на самом деле он был прозаиком, точно описывает прозаические вещи. Поэзия была тогда, в фашистские времена ценна как отдушина. Ну и литературность, куда ж без неё, если хочешь считаться писателем...

"Гамбург" - поэзия - дело молодых, а литературность, отделанность позволяет зарабатывать... В общем, он полностью оправдан, просто мне ему нечего дать.

145. Генри Миллер "Тропик рака":

Не член партии Лимонова случайно?! Та же жизнь жиголо, понтовика и мелкого авантюриста. Писать, когда у тебя по горло жизненного опыта и способность врать и понтоваться, совсем не трудно - нужен "только" блат для публикации. В нынешние инет-времена он бы круче развернулся? Или среди нынешних конформистов не слишком прокатил бы его панковский дух? Как и у Лимонова не прокатил. Правда, Лимонов был уже стар... Но бодр и молодился... В общем, это тоже кино - неплохо позырить чужие мытарства и чужой выпендрёж в скучной  середине  20 века... Мозгов, правда, мало - но член неплохо их заменит любому...

146. Оруэлл "Да здравствует Фикус!":

По-моему, он ни разу не художник - но как мыслитель вполне неплох для 20 века, меток и прямолинейно честен... Когда-то меня впечатлили его документальные  "Фунты лиха в Париже и  Лондоне"... Да, документальный и мыслительный аспекты у него хороши, а вот художественные - напрочь неудачны.

"Наперекор порядку вещей" - документалка, сборник его автобиографических вещей; похоже, и тут он вполне хорош (а у него ещё и дневники есть)

"Скотный двор" -  книга знаменита своим приколом, что твой Сервантес, но мне не очень - по-моему, увяз он в своем приколе... Игривый прикол несовместим с серьезными мыслями...

147. Замятин "Мы":

Первая антиутопия в мире? И вроде как на технический прогресс - на который молились как коммунисты, так и капиталисты. Сам он был из семьи священника и пианистки, а стал зачем-то технарем - видимо, сначала тоже на технику надеялся. И написал свою сатиру только потому, что испытал всё на своей шкуре. Т.е. во многом это личная, а не общественная история? Не случайно есть любовная линия... В те времена быть скептиком в отношении техники, наверное, было немыслимо. Может, его только потому издали на западе, что можно было выдать за антикоммунизм? Детально разбираться не хочется, потому как я малый любитель научной фантастики - а это она... В других отношениях не вижу ничего значительного и интересного...

"Бич божий" - тоже похоже на антиутопию и притчу, но  стало ясно, что мне в нем не нравится: он как Алексей Толстой, Булгаков и прочие  писатель писателевичи - полноценно душа их не пережила 1 мировую, революцию, гражданскую войну и ту же техническую революцию. Пишут смело и бойко, а вот с душой проблемы, они сами уже персонажи антиутопий и зомби, ходячие функции... - не личности.

148. Каверин "Петроградский студент", "Перед зеркалом":

В детстве вроде как впечатлили "Два капитана", хотя сейчас уже ничего не помню... Эта литературка не заинтересовала - интеллигентный совок, правильности  советского школьного сочинения, унылая мелкотравчатая провинция...

149. Трифонов "Старик":

Переваривание революции? Пищеварительный процесс. Не цепляет... Какой-то клубок, какая-то глухомань... Гораздо хуже, чем я думал. Это внутреннее дело середины 20 века - забытого, ненужного... У них у всех одно и то же - от того же Нагибина не отличить. В пустоте цепляются за быт, за свои вялые карьерки, за "отношения"...

150. Набоков "Сказка":

Бесподобный рассказ, поэма, любые пушкины отдыхают...

Я всю жизнь крайне  не любил этого классика - в молодости читал какую-то муть про шахматиста; и потом пробовал, но ни шиша не понимал... Да и сейчас трудно мне составить мнение о сути - вижу только художественное мастерство, поэтику. Вспомнил, кстати, Поплавского... Да, это на самом деле поэзия, а не проза - действительно сказка, самая настоящая...

Чтобы писать такие тонкие художества, наверняка надо очень сильно, до полной неспешности замедлять свою жизнь - любой может стать художником, если сможет замедлиться. Он даже будет вынужден им стать, чтобы заполнить остановившееся время!

Вполне возможно, что это отчасти воспоминание, а отчасти реальный эксперимент: придумав сюжет, Набоков мог ходить по улицам, подыскивать персонажей - разыгрывать его мысленно...

Через призму Набокова может надо и на Борхерта смотреть? Разве они не похожи... Тоже ведь  соединение прозы и поэзии... Только знакомство с чёртом сделало Набокова более поэтичным?! Черт - это ведь уже религиозное начало, т.е. целое новое измерение...

151. Набоков "Возвращение Чорба":

Тут вижу минусы: перегруженность описаниями; причем, они однотипны. Перегруженность и поэтикой, опять-таки, однотипной - любовь, господа... Теперь  лучше понимаю, почему он у меня раньше не шел.

Крайне странное имя - Чорб. Опять чёрт?! Или горб - символ как раз перегруженности...

Но концовка у этого рассказа сногсшибательная! Сразу всё встало на места (но как дотерпеть?!)

В общем, Набоков меня впечатлил как никто - никак не ожидал. Оказывается, он мастер ещё и  сюжетов, может быть, в первую очередь их...

В молодости я был слишком нетерпелив и малоопытен во многих отношениях... - вряд ли это литература для молодых идеологов. Вообще, только бабам и поэтам его легко воспринять...

По-моему, Набоков доказывает, что поэзии никакие рифмы не нужны - скорее, нужна дистанция для создания атмосферы и нужен сюжет, как оселок, чтобы листочки не разлетались...

152. Алешковский "Перстень в футляре":

Бурда с типично еврейскими акцентами - причем, в начале, кроме "чертей собачьих" и "фуфла", даже ругательств никаких не замечено...

"Маскировка" - вот тут он по полной наводит свою еврейскую, либеральную критику советской власти и ругается вроде как наперегонки с Володей Высоцким... Но полёт довольно однообразный выходит, быстро начинает повторяться...

153. Роберт Стивенсон "Остров сокровищ"

Хорошая детская книжка, настоящее кино...

"Окаянная Дженет" - шикарная сатира на религию и мещан, но всё написано - или переведено - малоинтересным языком... Т.е. и это скорее кино, чем литература...

Он вроде как коротковат в своих предложениях, хотя и остроумен... Он недостаточно зрелищен - отчего и требуется экранизация...

154. Кир Булычев "Алиса в Гусляре":

Для трехлеток

"Алиса и Гай-до":
Такое можно читать только в самом младшем возрасте - или девочкам

155. Мамлеев "Аппетит", "Две сестры":

Радикальный метод избавления от унылого совка. Рвотное, так сказать. Но не тупое, не бездарное рвотное - можно получать удовольствие, наблюдать за колебаниями ума. В первой вещи уже не наш совок уничтожается, а западный - не только наш он ненавидел, везде, мол, одинаково.

Вдруг захотел сравнить Мамлеева со Стивенсоном - на самом деле, много общего! Злодейства одного порядка. Да и "острова сокровищ" нужны явно для избавления от мещанства и совка...

Я с Мамлеевым давно знаком... Он шокирует, чтобы пробить наши защиты, чтобы каждый понял, что как  человек, так и общество, из этих человеков составленное - это говно... Атавистическое, глубинное... - собственно, об этом говорит вся мировая история, на 90 процентов состоящая из войн, т.е. массовых убийств...

Из минусов: Мамлеев не слишком широк, он везде примерно одинаков, не отвлекается от говна...

Это черная сатира - но правды в ней, тем не менее, хоть отбавляй...

156. Гюго "Собор Парижской Богоматери":

Очень медленное устарелое кино. Но зрелищное - Стивенсон мог бы поучиться.

157. Золя "Приманки":

Чушь, но с виду эффектная публицистика

"Страница любви" - пинками надо гнать с "Олимпа" такого "классика". Это тоже кино, но  скверное и бездарное

158. Иван Ефремов "Эллинский секрет":

Научная фантастика, писанина для технарей, т.е. заведомо 2 или даже 3-я лига.  Скучищу середины 20 века надо же было чем-то развеивать - мертвая техника была чуть ли не самым живым развлечением...

159. Гроссман "Всё течёт...":

Самая банальная и трескучая публицистика.

"Жизнь и судьба":
Аналогично. Банальный хайп на Гитлере со Сталиным. Хотя почему бы и нет? Всяк, кто пнет этих крыс, будет прав...

160. Солженицын "Матрёнин двор":

Любит вставить какое-нибудь особенное крестьянское словцо - в этом всё его художество. В остальном он совершенно банален - но фотографирует реальность нормально... Не случайно он перешёл на публицистику - художественность на самом деле его мало интересовала... А реальность его интересовала крестьянская и антисоветская, белогвардейская - от обеих он был далек, потому как сначала делал карьеру, а потом уехал в Америку...

В общем, неинтересная литература...

"Архипелаг ГУЛАГ":
Всё тот же уровень, неказистый, путаный, без грамма поэзии. Но тема тюрьмы и лагерей его тоже, по понятным причинам, интересовала и в ней он, как мог, вполне себе честно разбирался (хотя и путался в цифрах). В общем, это нагромождение... Киношного, изобразительного таланта у него не шиша нет, поэтому читать, по сути, невозможно ; это опять-таки, книга для дохлой середины 20 века, тогда это была ещё хайповая тема, за неё преследовали...

В общем, это формально грамотный и развитый, но невысокого полета крестьянин ( только в деревне он был бы на своем месте?!)