Пожалуйста, прости - часть 16

Мирослава Завьялова
В школу на следующий день я не торопилась и в класс зашла со звонком. 

- Ира, ты опоздала. Ничего не случилось? - громко поинтересовалась Таня. 

- Привет! - ответила я, усаживаясь на место и ничего не отвечая. На Мишку не посмотрела ни разу. Пусть знает! И тут же почувствовала что-то ноющее слева. Кажется, там сердце. Тычок в спину совпал с приходом учительницы в класс и очень обрадовал.

- Чего тебе? - прошипела я, слегка повернувшись назад. 

- Ничего. Нечаянно, - ответ прозвучал неожиданно весело. 

- Ну и отстань! 

- Егоров, Полякова! Что там у вас? - Тамара Павловна начала урок. 

Собираясь в школу, я не успела заплести косички и просто собрала волосы в хвост, который противный Мишка подёргал несколько раз. Резко повернувшись, я положила на его тетрадь листок с надписью: «Отстань, Егоров!»

Морозова не успела сунуть свой нос в записку - Мишка закрыл ладонью бумагу. 

- Да что это такое сегодня?! Идите сюда, оба! Выполняйте задания!  -  Тамара Павловна указала на исписанную мелом доску. Просмотрев свои, я незаметно усмехнулась: легкотня! У Мишки тоже. Через пару минут увидела у него две ошибки и сжалилась: привлекла внимание одноклассника и написала мелом подсказки. Егоров немедленно исправил и одобрительно покосился на меня. 

- Так, так, - довольно произнесла Тамара Павловна, задала мне дополнительно пару вопросов, объявила «пять» и принялась за Мишку. Но не успела ничего спросить, как раздался громкий возглас Заволокиной:

- Полякова подсказывала Егорову! Им двойки поставить надо! 

Ленка оглядела всех, как бы в поисках справедливости и поддержки, но класс молчал. Тамара Павловна строго посмотрела на меня:

- Ира, ты подсказала Мише? 

После небольшой паузы я ответила: только в первом задании. Заволокина попыталась снова вмешаться, но чей-то громкий шёпот заставил её замолчать. 

- Вот только обрадовалась, что Егоров у меня наконец-то без ошибок  ответил, но… Очень жаль, Миша, что ты не все правила выучил. 

- Я все правила выучил! - последовал чёткий ответ. 

Тамара Павловна строго проверила знания Мишки дополнительными вопросами. Он отвечал правильно и уверенно. Ну кто бы мог подумать! Поторопилась я, значит, со своими подсказками. Чуть не испортила оценку однокласснику. Как стыдно! То же самое прошептала мне и Таня, но я в её сторону даже не посмотрела. 

- Хорошо, Миша! - довольно улыбнулась учительница, - «четыре». Молодец!

На перемене я пулей вылетела из класса, не желая ни с кем общаться. Спустилась в пионерскую комнату и увидела там небольшие стопки книг. Прямо сверху лежал роман Вальтера Скотта «Айвенго». 

- Мы решили создать здесь дополнительную библиотеку, книги приносят из дома все, кто захочет, - сказала Инна Александровна, и я повернулась к ней.

- Можно взять эту книгу?

Получив разрешение, записала в специальный журнал название, автора и заторопилась на урок литературы. 

- Что это у тебя? - заинтересовалась Таня, едва я уселась на место. 

- Исторический роман, - мой ответ был коротким. Подруга не любила такие произведения. 

- Не хочется читать, меня в литературе привлекает другое. Стихи и рассказы, только небольшие. Ты, Ира, знаешь. О людях, о чувствах. 

- Там есть чувства, - ввернул Мишка, - много чувств. 

- Нет, - покачала головой Таня, - не по мне. Большой слишком, сказала же, рассказы читаю.

- Или сказки, - хохотнул Игорь Маркин, - к примеру, «Курочка Ряба». 

Мальчишки принялись изощряться в остроумии, и преуспевал в этом, как обычно, наш «режиссёр». 

- Полька, а ты не читала «Айвенго»? - в голосе Мишки ясно ощущались хитринки. Ответить я не успела. 

- Ира, я задание списать хотела, твой дневник взяла, а там… что это? - неожиданно произнесла Таня, - «… и чудаки — еще такие есть —
Вдыхают полной грудью эту смесь.
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья…» *

- Таня, отдай, пожалуйста, - я протянула к подруге руку, но она быстро спрятала листок за спину. 

- Перепишу, можно? А ты где взяла? - Таня говорила громко и сразу же привлекла к себе внимание, в первую очередь Ленки Заволокиной и Наташки Морозовой. Последняя привстала и из-за спины Тани продолжила: 

- «Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить.
Любой ценой — и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули…» **
Ого! Ира Полякова! Это кто так сочинил? А посвятили тебе, что ли?

Ехидство Морозовой прервал громко засмеявшийся Маркин:

- Это сочинил Владимир Высоцкий. «Баллада о любви» называется. 

- Высоцкий?… - разочарованно протянула Таня, - нет уж! Он не поэт. 

- И по каким же стихам ты это определила, Дикова? - уточнил Игорь.

- Ни по каким, даже читать не собираюсь. Это все знают! - Таня посмотрела на нас по очереди, но никто  не отозвался, а Заволокина попыталась выхватить листок со стихом у Тани, но его ловко отобрал Мишка. 

- Отдай, Егоров! - Ленка была выше Мишки и какая-то крупная, что ли… раньше я этого не замечала. Они оказались близко друг от друга, и у меня вновь неприятно кольнуло слева. Ленка всё тянулась за листком, желая его отобрать, но неожиданно Венька Грабов захватил его, скомкал и зажал в кулаке. Мне стало обидно, и я отвернулась. Таня молча наблюдала за происходящим, Верочка пыталась всех успокоить, Лариса спорила через весь класс с Наташей Морозовой. 

- Какие из-за тебя страсти, - улыбнулась мне Таня, но это меня нисколько не обрадовало. Улыбка просто змеилась на лице подруги; я не знала точно, кто из классиков так сказал. Моя бабушка любила слушать по радио спектакли, и в каком-то из них я подслушала эту фразу и запомнила её. 

- Грабов, сюда быстро отдал! - грубовато выкрикнула Заволокина и протянула руку, - Веник, ты что, не понял? 

- Веня, дай, пожалуйста, - тихо сказала Венера, и Грабов сразу выполнил просьбу, покраснев при этом, как варёный рак. Венера разгладила листок и спрятала далеко в портфель, в класс вошла Тамара Павловна, и начался урок литературы. 

- Можно спросить? - поднял руку Маркин и громко продолжил, - вот если человек не знает творчества писателя или поэта, то имеет ли право судить автора? 

Тамара Павловна успокаивала класс, потому что тишина всё никак не устанавливалась.

- Разумеется, надо сначала хорошо разобраться в этом вопросе, а потом давать оценку, - ответила учительница, - читать произведения, критические статьи, если таковые имеются. И думать! 

- Слышала, Дикова? - раздался громкий шёпот Мишки, - думать. А потом говорить! 

- Какие все умные! - резко ответила Таня и покосилась на меня. 

- Тамара Павловна! - привстала Таня, - вот Высоцкий хороший артист, мы все смотрели «Место встречи изменить нельзя». А Высоцкий-поэт существует? У него хорошие стихи? Ира принесла стихотворение, и мы заинтересовались…

- Какие стихи ты принесла, Ира? - улыбнулась учительница. 

- «Баллада о любви», - мой ответ выглядел, наверное, неловким, - это песня такая, я переписала слова. Из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». 

Тамара Павловна немного рассказала о Высоцком: он снялся более чем в двадцати фильмах, написал почти шестьсот песен. Но первую книгу Высоцкого издали только после его смерти. 

- Как же так? - разочарованно спросила Лариса, - это несправедливо!

- Скоро урок внеклассного чтения. Подготовьте небольшие рассказы о любимой книге или о книге, которую читаете сейчас. Об авторе не забывайте, хотя бы немного информации. Да, бывает так, что при жизни писатели, поэты, композиторы, музыканты, в общем, творческие люди, могут быть мало кому известны. И настоящее признание они получают лишь после смерти. Но об этом поговорим позже. На уроке внеклассного чтения. Договорились?

На репетицию я спешила с прекрасным настроением: носовые платочки готовы, завтра мальчишек поздравим! Танцы получаются, есть надежда, что Маркин больше не станет придираться. В актовом зале сильно шумели. Наверное, все собрались и сейчас мне будет  замечание за опоздание. Хотя и пришла вовремя. Маркин такой, придирается, высмеять может. Я решительно толкнула дверь. Игоря не было в зале, но уже собрались почти все. Мишка сидел с «бэшками», они что-то обсуждали. Прислушавшись, про себя усмехнулась: футбол. Про спектакль ни гу-гу. Я просматривала сценарий и рассматривала сцену. А что, если…

- Грабов, иди сюда! - мне захотелось поделиться  немедленно своей идеей. Благо высмеивать нас пока некому. 

- Всем тогда говори! - возмутился Мишка, заметив мои перешёптывания с Венькой. 

- Давайте репетировать! Время идёт! Где Маркин? - закричали ребята.

Мишка вразвалку поднялся на сцену. 

- Короче, Игорёха не придёт сегодня, нам надо прогнать спектакль с начала, так он сказал. И ещё, нас ждёт сюрприз. Не знаю, какой. 

Репетиция началась хорошо, ошибались мало; я радовалась, что и без Маркина всё получается. Минут через тридцать открылась дверь, и в дверях появилась Анна Сергеевна. Вот это да! 

- Продолжайте, на меня не обращайте внимания, - быстро сказала она, усаживаясь в первом ряду. 

Но мы всё равно поглядывали в сторону Олиной мамы, пытаясь понять её настроение. Хорошо ли у нас получается? Меня беспокоило, что с концовкой не всё гладко. Хотелось закончить особенно, но никто ничего не мог придумать. Анна Сергеевна улыбалась нам, и откуда-то пришла уверенность. Все танцы получились почти идеально. 

- Молодцы! Какие же вы молодцы, столько нового придумали. Давайте закончим спектакль большим общим танцем. Ира, как думаешь? 

Я ответила, что лучше хоровод, и, конечно, раздались ожидаемые смешки. Вспомнили «зайчиков и снежинок» у ёлки в детском садике. Анна Сергеевна дала время всем высказаться и повеселиться, а затем прошла на сцену и сказала:

- Ребята, а знаете, что хороводы известны с глубокой древности? В таких танцах показана душа народа, обычаи, быт, чувства. Весенние хороводы водили, чтобы задобрить богов плодородия, летом просили помочь созреванию плодов; девушки наряжались и устраивали хороводы возле берёзы, ведь она символ красоты и чистоты, покровительница домашнего очага. Для сельских девушек хороводы то же самое, что для городских барышень бал. Парни принимали участие в таких танцах, знакомились с девушками, некоторые влюблялись. Так иногда создавались семьи. А танцевать в определённое время года могли и дети, и старики. В общем, хоровод - это чёткий танец, с определёнными правилами и фигурами. Так что отнеситесь серьёзно к подготовке, хорошо? 

После репетиции решили сначала проводить Анну Сергеевну и все вместе дошли до почты, где постояли ещё немного, расставаться так сразу не хотелось. 


*, ** - «Баллада о любви» автор В.С.Высоцкий


(продолжение следует


http://proza.ru/2022/07/05/643