2. Принятие Устава Союза советских писателей

Горбунов Юрий Иванович
 
Принятие Устава Союза советских писателей (1934 г.)

Обсуждение  и принятие «Устава Союза советских писателей» на Первом съезде писателей




I

До апреля 1932 г. писатели в СССР входили в различные литературные организации: РАПП, ЛЕФ, «Перевал», Союз крестьянских писателей и др. Однако 23 апреля 1932 ЦК ВКП(б) постановило «...объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистичшеской фракцией в нем».

Уже в то время русские и еврейские писатели составляли две самые крупные группировки среди прочих национальностей. Естественно, что между ними, вернее, между сталинистами и троцкистами разгорелась острая скрытая борьба за руководящую роль в новом Союзе писателей.

М. Горькому и И. В. Сталину удалось на первые должности поставить русских талантливых писателей. В состав руководства вошло немало еврейских литераторов. Тайная борьба за определение стратегии и тактики в политических и идеологических вопросах писательской деятельности между интернационалистами и космополитами продолжалась все годы существования Союза писателей.

На съезде советских писателей в августе 1934 г. впервые в истории мировой культуры и литературы был принят УСТАВ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ. Не Хартия буржуазного клуба писателей, а Устав Союза пролетарских (то есть социалистических) писателей.

Метод социалистического реализма был узаконен для всех советских писателей. Метод буржуазного реализма, авангардизм и прочие модернизмы сохранялись в кругах российских белоэмигрантских писателей. Других «реализмов» в природе не существует — либо буржуазный, защищающий от народа капиталистическую собственность и эксплуатацию человека человеком..., либо социалистический, революционный, призывающий к уничтожению частной собственности и эксплуатации...

В преамбуле Устава говорилось:
«Великие победы рабочего класса в борьбе за социализм обеспечили исключительные возможности развития литературы, искусства, науки и роста культуры в целом.

«Поворот в сторону советской власти беспартийных писателей и огромный рост пролетарской художественной литературы со всей настойчивостью выдвинули задачу объединения писательских сил — как партийных, так и беспартийных — в единую писательскую организацию.

«Историческое решение ЦК ВКЦ (б) от 23 апреля 1932 года указало на создание единого Союза советских писателей, как на организационную форму этого объединения. Вместе с тем оно указало и на идейно-творческие пути роста советской художественной литературы.

«Решающим условием роста литературы, ее художественного мастерства, ее идейно-политической насыщенности и практической действенности является тесная и непосредственная связь литературного движения с актуальными вопросами политики партии и советской власти, включение писателей в активное социалистическое строительство, внимательное и глубокое изучение писателями конкретной действительности.

«За годы пролетарской диктатуры советская художественная литература и советская литературная критика, идя с рабочим классом, руководимые коммунистической партией, выработали свои, новые творческие принципы. Эти творческие принципы, сложившиеся в результате, с одной стороны, критического овладения литературным наследством прошлого и, с другой стороны, на основе изучения опыта победоносного строительства социализма и роста социалистической культуры, нашли главное свое выражение в принципах социалистического реализма.


***

Съезд писателей дал следующую формулировку основного метода, которым должны были пользоваться только члены данной писательской организации, добровольно в неё вступившие:
«Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма.

«Социалистический реализм обеспечивает художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров. Победа социализма, небывалый в истории человечества бурный рост производительных сил, растущий процесс ликвидации классов, уничтожения всякой возможности эксплуатации человека человеком и уничтожения противоположности между городом и деревней, наконец небывалые успехи роста науки, техники и культуры — создают безграничные возможности качественного и количественного роста творческих сил и расцвета всех видов искусства и литературы.»

Ещё раз подчеркну, что соцреализм как метод рекомендован только советским писателям. Вступать или не вступать в Союз — дело личное каждого писателя. Не хочешь служить пролетариату — уезжай в Европу или Америку. Никто писателю отъезда не запрещал. Но и в Союз СПП таких писателей не тащили. Хочешь — вступай, а вступив не хитри, не держи фигу в кармане. Хочешь печататься за рубежом — нет проблем. Пиши заявление, возвращай льготные дачу и квартиру государству, живи только на гонорары, выезжай в Европу или Америку... А то поплатишься. Некоторые поплатились....


2

Во второй части Устава чётко определены цели и задачи всех советских писателей, вступивших в Союз:
«Писатели Союза советских социалистических республик, стоящие на позициях советской власти, желающие активно участвовать своим творчеством в классовой борьбе пролетариата и в социалистическом строительстве, решили объединиться в единый Союз советских писателей.

Целью и задачами Союза советских писателей являются:
1. Активное участие советских писателей своим художественным творчеством в социалистическом строительстве, защита интересов рабочего класса и укрепление Советского союза путем правдивого изображения истории классовой борьбы пролетариата, классовой борьбы и строительства социализма в нашей стране, путем воспитания широких трудящихся масс в социалистическом духе.

2. Воспитание новых писателей из среды рабочих, колхозников и красвоармейцев путем пропаганды художественного творчества в широких народных массах, передачи молодым писателям творческого опыта квалифицированных писателей и критиков, совместной работы с профсоюзами, комсомольскими организациями и политотделами РККА, с рабочими, колхозными и красноармейскими литературными кружками.

3. Творческое соревнование писателей, взаимная помощь их друг другу в целях содействия более успешному росту художественных сил и все более глубокому и всестороннему развитию на основе социалистического реализма форм, стилей и жанров художественного творчества в зависимости от индивидуальных дарований и творческих интересов писателей.

4. Всемерное развитие братских национальных литератур — оказанием взаимной помощи, обменом творческим опытом писателей и критиков различных братских республик, организацией переводов художественных произведений с языка одного народа на языки других народов.

5. Интернациональное воспитание писателей — изучением международного значения победы социализма в СССР, изучением международного революционного движения и современной мировой культуры, участием советских писателей в международном революционном движении путем отражения в художественном творчестве героической борьбы трудящихся капиталистических и колониальных стран.

6. Дальнейшая теоретическая разработка проблем социалистического реализма — созданием специальной научной литературы, постановкой научных докладов, диспутов, конкретным изучением творчества писателей и критическим разбором их произведений.

7. Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма.»

Как видим из текста Устава, цели и задачи каждого советского писателя были чётко обозначены. Не согласен их выполнять — скатертью дорога из Союза писателей «на волю» — в диссиденты, за границу...
Хочешь писать ложь о социалистическом реализме — процитируй один абзац из данного в уставе определения и ври, критикуй его. Хочешь писать о нем правду — растолкуй читателям каждый только что процитированный мною пункт Устава. А потом!?...

3

Итак, Устав Союза советских писателей был принят. В нем, в выступлениях делегатов и докладчиков прозвучала основная тематика пролетарской литературы на ближайшие годы и на далёкое будущее.
Ближайшие задачи советских писателей:
- победа социализма,
- небывалый в истории человечества бурный рост производительных сил, растущий процесс ликвидации классов,
- уничтожения всякой возможности эксплуатации человека человеком,
- уничтожения противоположности между городом и деревней,
- небывалые успехи роста науки, техники и культуры
- безграничные возможности качественного и количественного роста творческих сил и расцвета всех видов искусства и литературы.

Ближайшие задачи писателей после обсуждения на последующих съездах определялись исходя из возникающих со временем новых исторических реалий. Об актуальных проблемах 1930-х годов тоже шла речь на Первом съезде: об индустриализации и пятилетках, о коллективизации и борьбе с кулаками, о культурной революции и защите Социалистического Отечества и т.д.


Успехи советской литературы и искусства


30-е годы ознаменовались творческой зрелостью эсоветской литературы и искусства, расцветом подлинно многонациональной культуры.

В золотой фонд литературы вошли «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, романы, повести, рассказы, поэмы, тематика которых подсказана была советской действительностью.
Это были темы:
- созидательного труда, преобразующего жизнь и самого человека-строителя социализма («Танкер „Дербент"» Ю. Крымова, «Соть» Л. Леонова, «Время, вперед!» В. Катаева),
- воспитания нового человека («Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Тимур и его команда» и другие повести А. Гайдара),
- социалистического переустройства деревни, коллективизации («Поднятая целина» М. Шолохова, «Бруски» Ф. Панферова, «Страна Муравия» А. Твардовского),
- героизма советских людей в годы гражданской войны («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Я сын трудового народа» В. Катаева).

Видное место заняла в литературе также историческая тематика («Петр Первый» А. Толстого, «Дмитрий Донской» С. Бородина).
Советское киноискусство своими выдающимися фильмами завоевало любовь народа и признание за рубежом.
Это — «Чапаев», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Александр Невский».

Огромный успех имели музыкальные кинокомедии: «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Вратарь» и другие.
К книгам, переведенных на иностранные языки только в период между I и II съездами прибавилось 330 новых имен.
За десять же послевоенных лет уже произведения более 900 авторов вышли в свет на 42 языках.

В 1951 году, по не полным данным, осуществление  за границей 1513 изданий, в 1953 году — 1846, а всего за период с 1945 по 1957 год — 14767. В том числе 339 А. Н. Толстого на 29 языках, 222 издания В. Маяковского на 24 языках, 220 М. Шолохова на 32 языках, 155 Николая Островского на 36 языках…

Добавим к этому, что до 1957 года издано 2518 книг на 48 иностранных языках Максима Горького. Возрастающая популярность отечественной изящной словесности в странах мира позволила Константину Федину заявить на Втором съезде писателей СССР (1954 г.): «Было время, когда задавался вопрос: «Советская литература — что это такое?» Теперь нет в мире книжной лавки, где каждый день не задавался бы продавцу другой вопрос: «А что у Вас есть из советской литературы». («Железный» Федь).

Сегодня таких вопросов о советской классике в книжной лавке не услышишь. В некоторых кругах российской интеллигенции говорить о ней стало немодно и даже неприлично…..


4

Первый Всесоюзном съезд советских писателей завершил работу в начале сентября 1934 года и делегаты единодушно приняли и отправили:
Послание делегатов съезда писателей ленинскому Центральному Комитету Коммунистической Партии (большевиков). 

«Первый всесоюзный съезд советских писателей приветствует боевой штаб социалистического строительства — ленинский ЦК партии. Со всех концов нашей огромной и могучей родины мы собрались на свой первый съезд. Писатели всех народов Советского союза, представители всех литератур СССР встретились в Москве, столице мировой революции, чтобы наметить пути новых побед на фронте советской литературы, самой передовой литературы.

Под знаменем социалистического реализма шла и будет идти дальше наша работа. Под руководством партии Ленина — Сталина идем мы на идейный штурм старого мира и капиталистического общества, мы знаем свое место в бою, мы — писатели Страны советов — чувствуем себя неразрывной частью рабочего класса и вместе с ним боремся за освобождение человечества, за прекрасный мир социализма.

Нет борьбы без трудностей, без борьбы нет победы. Мы это знаем. Мы знаем также, что мы преодолели и будем преодолевать все трудности, ибо непобедимо учение Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина...

Последний день нашего съезда — это начало нашей еще более усиленной работы по созданию искусства социализма, по созданию литературы, достойной нашей великой страны и нашей партии, осуществляющей самые лучшие надежды человечества.

Да здравствует ЦК всесоюзной коммунистической партии (большевиков)!

Да здравствует наш Сталин!»

***

Буржуазная кКонтрреволюция 1991 года стала убийцей Союза советских писателей.

Как только в СССР произошёл буржуазный государственный переворот, Союз писателей распался на несколько давно подпольно враждующих группировок, назвавших себя союзами писателей. Особенно много союзов писателей созданы еврейскими писателями. Только в Израиле их сегодня четыре.   

Каждый союз буржуазных писателей сформулировал собственные цели и задачи. Их смысл — способствовать капиталистическому развитию России. Социалистическая художественная литература стала изгоняться из учебных программ школ и вузов. Ее история извращается.

Забыт и Устав Союза советских писателей, принятый в 1934 г. Вестернизация литературы, искусства и культуры в РФ продолжается....

Сколько новых М Горьких, Есениных, Маяковских, Шолоховых, Пастернаков появилось во всемирной литературе после перестройки, гласности и вооруженной контрреволюции 1993 года???
НИ ОДНОГО!!!