День за днем

Зульфа Оганян
               
Не ты выбрал этот день,
это он выбрал тебя.
неизвестный автор

Череда дней тянется медленно, тягуче и даже порой тяжеловесно, хотя годы стремительны, легки, летящи. Эта тягучесть прерывается молниеносно, когда случается нечто из ряда вон выходящее; для кого-то это судьбоносная встреча для другого – давно лелеемая покупка или даже поход в гости или театр. Что взрывает в нас ощущение жизненной стези до или после некоего события? Его значимость или, напротив, мимолетность? Если жизнь длинна, то в нее буквально вклиниваются особые события. Властно и безжалостно играют они нашей маленькой и слабенькой судьбой, трепещущей душой, жаждущей гармонии и покоя или, по крайней мере, радостных минут.

Но вот жизнь раскалывается надвое, или, наоборот, собирает осколки, образуя единое целое, и этот ничем не примечательный день запоминается. Он и гнетет, и страшит, и радует, он толкает нас к неизведанному, далекому, невозможному. Будет он иметь продолжение или пройдет мимо как нечто несбыточное и недосягаемое, заденет ли нас острым краем, подобным разбитому стеклу, радостью обернется или канет безвозвратно – все эти вопросы повисают в воздухе, а день сменяется ночью, потом другим днем, набрасывающим пелену, но он не в силах уничтожить сияние счастья, пусть и не сбывшегося. Поделиться воспоминаниями о случившемся потрясении нелегко и непросто, тебя не поймут, высмеют, упрекнут в претенциозности, желании выделиться своей непохожестью, сочтут выдумщицей, витающей в облаках, бог весть как пытающейся спуститься на грешную землю или хотя бы оставаться на склоне горы…

Но день этот твой, и только твой. Вот тебе кидаются навстречу «огни большого города», когда поздним вечером возвращаешься домой на машине. Огни ничуть не тревожат, напротив, успокаивают – ведь свет это богатство, роскошь. Это порой и приятное ожидание обыденного – привычное возвращение домой. Как легко предаваться истоме, заслуженному ничегонеделанью, мечтать о милых забавных мелочах и при этом не испытывать скуки, наслаждаться наполненностью дня, часа, минуты.

Но вот настал день, когда неминуемо свершится что-то тягостное, неприятное, роковое. Как уберечься от этого? Самое простое – все отложить, отменить, задуманное перенести на другой день, остановить время, обмануть судьбу. Но отсрочить не значит уберечься. И неизбежное свершается чуть позже, но неотвратимо. Хорошо, если это касается только тебя, не затрагивает круга ближнего и дорогого. Хотя концентрация боли недолго остается лишь в тебе самой, она постепенно распространяется, захватывая людей, пространство, события и судьбы. При этом имеются в виду не глобальные катастрофы – война, пожар, землетрясение и прочее. Речь идет о чем-то сугубо личном, узком, о дне, предначертанном только для определенного человека. Но этот день ярким пятном разрывает завесу серых будней, запоминается в череде других похожих.
Избегать того что несет этот день то же, что пытаться избежать жизни со всем, что она несет с собой. Определить эти дни труднее, чем прочувствовать, предугадать, определить причину их внезапного появления.

Может быть, это досужая выдумка больного воображения, попытка создать то, чего не было и быть не могло, «несбывшаяся вечность». Но тогда отчего же именно этот день проник в сознание и упорствует в нем?

Фатальная предначертанность судьбы очевидна, хотя не всякий готов признать ее. И именно она нашептывает и подсказывает нам, что может и должно произойти. Так же, как и вещие сны. «Жизнь не сон, но может когда-нибудь дорасти до сна» - афоризм Новалиса проясняет многое. И мистика тут не при чем. Мышление и предвидение два полюса, которым никогда не сойтись, но они дополняют друг друга. Иначе не было бы внезапных озарений, вспышек ясновидения, да и сильных эмоций вообще. Можно ли извлечь из них пользу? Вряд ли кому-либо в голову приходит однозначный ответ. Иначе все было бы так легко и просто. Не этот ли день дает художнику вдохновение, и отчаявшемуся человеку диктует роковой исход? «Нам не дано предугадать…» Тем не менее я более чем уверена, что существует некая внутренняя подсказка наступлению подобного дня. Это или всплеск радостных эмоций, или ощущение чего-то темного и тяжелого вокруг себя, или просто ожидание неминуемого. Умение прислушиваться к себе необходимо, оно гарантия подготовки к происшествию с тем или иным исходом.

Не знать, не чувствовать, не предвидеть – это величайшее счастье, либо горестное блуждание в потемках, неизбежное течение жизни как таковой – бог весть. Время замкнется на дне, предназначенном судьбой, и тогда нам будет казаться, что иначе и быть не могло. Но только казаться…