Встреча друзей

Дина Иванова 2
Наконец-то они встретились.
Трое друзей из давнего студенчества под «чарку и шкварку» вели разговор в диапазоне «от Баха, до Фейербаха».
Иногда в комнату заходила жена хозяина дома, меняла тарелки и подавала очередное вкусненькое угощение, лукаво улыбалась и напевала из Есенина: – «Ты убивать себя, не смей! И хоронить себя до срока! А если сила есть – не пей…».

- Мать, - муж вставал помочь жене, - мы не пьём, дорогая, а выпиваем, не ради пьянства, а ради удовольствия.

Все три друга - бывшие строители, нынче пенсионеры. Позволяли пригубить чуть-чуть, но не более.
--
А в былые времена…
В студенческом общежитии пьянство каралось строго, вплоть до отчисления.
Стоит услышать – «Идут!», это о деканской комиссии, - бутылки переливались в чайник.

- Нет, «Агдам» вам не отдам, - вспоминал хозяин дома. – Помните ребята?
- Помним, помним и усилия куратора облагородить нас, - почти хором.
- Как-то, однажды, после занятий, естественно с бутылочкой, заходим в комнату, а там над кроватью старосты «картинная галерея». Вырезанные из «Огонька» репродукции картин известных художников с портретами пьяниц и надпись – «А не тяпнуть ли вам по рюмашке?!». Приглядитесь!
- Да уж, впечатлили нас тогда пьяницы разных времён и народов, - поддержал разговор Олег.

В те годы он был главный зачинщик посиделок, балагур. Сейчас один из этой компании работающий пенсионер. Преподаёт в строительном колледже.

– Вот сейчас, не забывая наши забавы, пытаюсь вразумить своих подопечных. Почти у всех у них опыт пития крепких напитков ещё со школы, ребята не глупые. Была как-то в городе выставка работ Ван- Гога. Они мне в красках описали одну работу – «Пьяницы». На ней были изображены отцы-алкоголики и рядом ребёнок. Он, еле дотягиваясь до стола, лакает из своего стакана. Рассказывают весело, без огорчения. – «Узнали себя и папашек. Мы тоже родом из такого детства».

Компания примолкла.

- Алкоголь вековой бич. С древности, ещё до нашей эры, он лечил и калечил людей, - углублялся в философию зависимости от алкоголя щедрый хозяин.

- Главное найти золотую середину, - балагурит Олег. – Как там у Пушкина –
Мы не скифы, не люблю,
Други, пьянствовать бесчинно:
Нет, за чашей я пою
Иль беседую невинно.
- А мы многих потеряли из-за пьянок бесчинно. Помянем нашего старосту. Золотой был человек во всех отношениях. А вот, отслужил на подлодке и пристрастился. Рассказывал, что красное вино входило в меню матросов. Пожалуй, он один пил уже тогда по-чёрному. Сгорел, не дожив до сорока.
- Не будем о грустном, вспомним наказ – «Запрет вина – закон, считающийся с тем,
Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить – признак мудрости, а не порок совсем», - не умолкает Олег.
--
- Пап, к тебе твой клиент пришёл, - позвала дочь.

Друзья искренне удивились. – «Так что, ты ещё и на вынос даёшь?».
- А то, - улыбался хозяин, - вернусь, расскажу.
--
- Мужики, глотнём без него. Вино-то уж больно хорошее, а то отдаст клиенту, -продолжал шутить Олег.

Не успели, хозяин стола вернулся быстро.
- Да, старики, каждый пьющий человек загадка. Приходил сосед с традиционной просьбой – «Дай пятёрку, завтра отдам».
- И не отдаёт, – с улыбкой замечают гости. В каждом подъезде есть такие субъекты-алкоголики.
- Тут более сложный вариант. Я его даже алкоголиком не назвал бы. Так – выпивоха. До пенсии по инвалидности был нормальным человеком, многим помогал. Он был хороший столяр. Из-за травмы руки работы не стало. А пенсия-то слёзы. Жена переехала на другую квартиру, вроде от бабушки ей досталась. Сын бездельник, «эксплуатирует» свою внешность. Очередная пассия выгонит – к отцу, а то и с бутылочкой. Вот такая круговерть.
- Интересно, а ты зачем поощряешь эту круговерть?
- Мучаюсь иногда от сознания, что поощряю, но сосед, человек не совсем потерянный. Долг возвращает. Как-то спрашиваю его – « Как тебе удаётся утром занять, а вечером вернуть?». – «Так в кредит вся Америка живёт». А днями ещё более удивил. – Поднимаюсь, смотрю, из соседнего тамбура он выходит. Такой аккуратный, побритый, в красивой рубашке, без трости, почти не прихрамывает. Быстренько в лифт шмыгнул, смутился. Там в одной из квартир проживает учительница музыки. Жена попросила рассчитаться с ней за занятия с внучкой. – Не поверите, подхожу к её двери, а на ней скотчем приклеен букетик ромашек и фломастером написано – «Погляди-ка из оконца - там ромашка, капля солнца. Лепесточки отрывай, и судьбу свою узнай». – Вот такой он мой «клиент» лирик.
- Не зря же говорят, что человек идет из нутра. Похоже, душа у твоего клиента тепла просит. Как часто люди видит другого через себя. Мол - я то хороший. Помните, в фильме «Пять вечеров»? Гурченко говорит: – «Я не пью, не курю, на Доске почёт висю». А в душе пустота и одиночество. Вот эта пустота и есть омут. Драма. Драма опустошения, - задумчиво начал рассуждать Олег. - Зависимость от алкоголизма формируется постепенно. Увы, как правило, именно первая рюмка в детстве, юности «запускает» механизм зависимости. Интересовался проблемой, спасая своих шалопаев. Многие не понимают, что и наркомания, и алкоголизм - пожизненный диагноз.
- Ты прав. Если бы все знали, как легко попасть в трясину алкоголизма и трудно оттуда выбраться, может быть пошли бы другим путём. Путём познания мира и себя, путём созидания.

Собравшиеся примолкли. Каждый как бы мысленно пробегал по своей жизни.

- А нам, друзья, повезло. Не подвели мы своих детей. Они могут нами гордиться. Наши «букетики»-новостройки украшают город, - хозяин встал, поднял бокал. - На посошок: «vino veritas, in aqua sanitas" - истина в вине, здоровье в воде»!

Друзья, выходя из-за стола, по-мужски обнялись, улыбнулись.
У них было запланировано ещё одно мероприятие – поход в баню.
--
Жизнь прекрасна и удивительна, даже если тебе за...
Хотя, не так уж она проста, если оглянуться вокруг, но унынье и нытьё её не украшают.
Встретились друзья и подтвердили - главное дружбу беречь и сердце не охладить…
--
Иллюстрация из интернета.