Стать знатоками своего края!

Влад Лесной
Друзья!

Всем, кто не сидит дома! Кто  с ЛЮБОВЬЮ познает свою страну и родную Природу!

"12 июня началась "Краеведческая миссия" — новый масштабный проект Русского географического общества. Молодые исследователи и краеведы со всей страны имеют шанс при поддержке РГО выявить уникальный культурно-исторический или природный объект, да ещё вдобавок получить за это 50 тысяч рублей.
В России есть немало интереснейших мест и объектов, которые могли бы стать потенциальными памятниками природы или истории, но о которых по каким-то причинам широкая общественность либо не знает, либо не осознаёт их ценности. Выявить такие достопримечательности, придать им охранный статус и определить научные или туристические перспективы и призвана "Краеведческая миссия".
Проект проходит в три этапа.
Первый этап. С 12 июня до 28 ноября 2022 года молодым энтузиастам и знатокам своего края предлагается найти потенциально значимые для истории, культуры и науки страны объекты.
— Это могут быть как объекты времён Великой Отечественной войны или исторические особняки, так и урочища, водопады, горные хребты, пруды и скалы, — поясняет координатор экспедиционно-краеведческого направления Департамента по работе с молодёжью РГО Илья Хуторской. — В перечень потенциальных уникальных объектов также попадают все рукотворные признаки жизнедеятельности человека на объекте, чей возраст превышает 100 лет. Например, наскальные рисунки, каменные идолы или курганы. Задача исследователей — собрать максимум информации об объекте, его характеристики и сделать фотографии.

Второй этап. Конкурсантам предлагается проанализировать перспективы найденных объектов, выстроить стратегию по их изучению и сохранению. Если они будут достаточно обоснованы и убедительны, эксперты РГО помогут молодым исследователям оформить заявку на внесение объектов под государственную защиту, а также составить план реализации научных или иных работ на объекте.
Третий этап. Проведение специальных краеведческих экспедиций к объектам повышенной значимости при содействии научной группы РГО.
Лучших исследователей ждут награды от Русского географического общества. За выявление уникального объекта Федерального масштаба полагается денежный приз в размере 50 тысяч рублей. По 25 тысяч рублей получат участники, обнаружившие по-настоящему уникальный природный или историко-культурный объект.
Решение будут принимать эксперты РГО, в том числе известные общественные деятели и учёные.
Кроме того, отличившиеся участники проекта "Краеведческая миссия" получат фирменную и сувенирную продукцию, билеты в музеи и возможность участия в специальных экспедициях Русского географического общества.
— "Краеведческая миссия" — это шанс приумножить культурное, историческое и природное достояние страны, — подчёркивает Илья Хутороской. — А для молодых это вдобавок прекрасная возможность показать свои профессиональные, научные и исследовательские навыки. Представьте себе, вы можете стать первооткрывателем наравне с Миклухо-Маклаем, Громбчевским или Козловым!
Сроки проведения "Краеведческой миссии": 12 июня 2022 года — 12 июня 2023 года.
Участником проекта может стать любой гражданин в возрасте до 40 лет. Количество участников не ограничено. Особенно приветствуется участие молодёжных клубов Русского географического общества и других общественных объединений молодёжи.
Начать исследования можно из любой точки страны. https://www.rgo.ru/ru
...Други!
В ХМАО-ЮГРЕ много интересных объектов для любителей экологического краеведения. Например, ближайшая к Оби протока Девкина. Почему она так названа? Почему она так привлекает охотников и рыбаков? Её можно назвать и лебединой, и кедровой, и щедрой на грибы и ягоды. Ведь пойма Девкиной протоки простирается не менее чем на пять километров в ширину. Но пройти её можно лишь в пору бабьего лета, когда спадает и уходит в океан обская вода. В пойменных осинниках я  собирал в сентябре прекрасные белые грибы и красноголовики, лакомился поздней спелой чёрной смородиной, набрал с ведёрко сладких ягод черёмухи, сделал немало цветных снимков, в том числе огромных песчаных дюн-отмелей  на левом берегу Оби.
Да, через эту почти девственную пойму проходят два магистральных нефте-газопровода, что не мешало раньше сургутянам косить здесь великолепные пышные травы для фермерских хозяйств. И Михайло Иванович сюда наведывается, и зайцы-беляки плодятся на лесистом берегу, и дикого северного оленя можно иногда сфотографировать. Полно здесь рябин, калины, медвежьей дудки. В половодье  частенько резвятся тут на моторках браконьеры, спугивая робкого краснокнижного кулика-сороку и разных уток. Но и просто отдыхающих  у воды северян тоже можно встретить...
Сбережем же на века это чудный уголок северной природы, расположенный в северо-западной части обширного Юганского Междуречья!
Вл.Назаров
***************
1.80 лет под водой
Подводные исследователи обнаружили места гибели кораблей "Буря" и "Фугас", подорвавшихся на минах во время набеговой операции Балтфлота в 1942 году. В августе исполнится 80 лет с того момента, как они затонули, унеся жизни 104 моряков. Кроме того, участники экспедиции "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" продолжили создание 3D-мемориалов судов, найденных в 2021 году.
Долгие семь лет
Впервые разобраться, где именно покоятся сторожевой корабль "Буря" и базовый тральщик "Фугас", Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова попыталась в 2015 году. Примерно в том месте, где, по архивным данным суда, подорвались на минах, гидролокационная аппаратура показала покорёженную груду железа, глубокую яму и большой понтон. Одна из архивных справок содержала информацию, что после войны эти корабли рассматривались для судоподъёма. По крайней мере, такие планы были в отношении "Бури". Понтон и яма на экране гидролокатора наводили на мысль, что точка, где это произошло, установлена. Однако полученные изображения были неважного качества, а погода — не слишком благосклонна к подводным исследователям. Получить более подробную информацию в тот момент не удалось.
— Видимость тогда была почти нулевая, освещение тоже оставляло желать лучшего, — вспоминает руководитель экспедиции Константин Богданов. — И мы оставили вопрос открытым. Прошло несколько лет, прежде чем смогли вернуться в этот район снова. По мере анализа информации и документов мы ещё больше сомневались — никаких подтверждений тому, что корабли всё-таки подняли со дна, нам не встретилось.

Сейчас исследователи оснащены гораздо лучше, кроме того, уже второй год продолжается сотрудничество с морской инженерной компанией "Фертоинг". Её техническое возможности позволяют более качественно сканировать дно Финского залива. В результате с помощью гидролокатора и многолучевого эхолота специалисты компании получили очень качественные изображения двух судов, разорванных пополам, одно — на глубине 30 метров, второе — почти 50 метров.
— Мы познакомились с директором "Фертоинга" Артёмом Мельниковым довольно давно, — замечает Богданов. — Он рассказывал о работе своей компании, о тех исторических находках и мемориальной работе, которую ведёт компания в северных морях. А пару лет назад пригласил нас совершить погружение к знаменитому "Челюскину". Организационная и техническая мощь компании нас крайне впечатлила. В тот момент как раз зарождался проект экспедиции "Таллинский прорыв", и "Фертоинг" сразу предложил помощь. Такое сотрудничество заметно повысило результативность проекта — прошлый год показал, что они действуют с потрясающей чёткостью и точностью, имея за плечами огромный опыт гидрографической работы. "Бурю" и "Фугас" удалось найти так быстро именно благодаря сотрудничеству с этой компанией.
После того как координаты кораблей стали известны, в дело вступили подводные исследователи Разведывательно-водолазной команды. Предстояло заснять найденные объекты, постараться обнаружить характерные особенности судов по их обломкам, внимательно изучить детали. Погода и в этом году не баловала — штормило, постоянно дул пронизывающий северный ветер. Приходилось выгадывать буквально по нескольку часов в два-три дня, чтобы спускаться под воду и проводить исследовательские работы, зачастую в условиях очень плохой видимости — дождь, ветер, течения поднимали муть со дна.

Работа без прикрас
С идентификацией "Бури" участникам экспедиции повезло — название удалось обнаружить на корме, рядом было изображение герба СССР. "Фугас" опознавали по обводам корпуса и положению обломков относительно первого корабля. Корабли и лежат по-разному: фрагменты "Бури", погружаясь под воду, перевернулись кверху килем, скрыв всё, кроме килевой части и небольшой полосы палубы. Обе половины "Фугаса" открыты для исследований, но из-за погоды видимость была далеко не такой хорошей, как хотелось бы. Тем не менее без любопытных находок не обошлось.
— На "Буре" сохранились лампочки, — делится Константин Богданов. — Когда стираешь с них ил, становятся видны вольфрамовые нити внутри — они до сих пор целы. А неподалёку от кормы я нашёл расчёску — обычную расчёску с резьбой… Между воткнутыми в грунт снарядами — каски солдат. Эта картина так выразительна в своей трагичности, что навела меня на мысль сделать ряд художественных фотографий — с профессиональным мощным светом, с подходящего ракурса и подготовить фотовыставку, посвящённую этим кораблям. Они самые крупные из боевых кораблей Балтийского флота, которые сегодня покоятся в российских водах, с ними погибло 104 человека, хотелось бы достойно почтить память этих людей.
"Буря" и "Фугас" погибли 24 августа 1942 года при набеге на позиции противника на Большом Тютерсе. Они должны были обстрелять береговые укрепления, а в случае появления вражеских кораблей вступить с ними в бой. Но в силу ряда обстоятельств выполнить боевую задачу не смогли — оба подорвались на минах с разницей буквально в два часа.

Сбор данных, позволяющих с уверенностью идентифицировать суда, лишь одна из задач. Следующая, не менее важная, заключается в том, чтобы сделать сплошную съёмку объекта, на основе которой позже будет создана его 3D-модель. Эта работа требует серьёзного профессионализма, самоотдачи и выдержки. Какими бы трагичными ни были кадры, которые операторы видят в видоискатели своих камер, под водой нет места эмоциям. Глубокое осознание увиденного и переживания приходят уже после того, как водолазы поднимаются на поверхность, на глубине же они полностью сконцентрированы на своём деле.
— Оператор должен снимать так, чтобы все кадры перекрывали друг друга, не было "дырок" в отснятом материале, — поясняет руководитель Разведывательно-водолазной команды. — С ним идёт осветитель — я при погружениях обычно выполняю именно эту работу. Здесь надо грамотно держать свет, чётко следуя за оператором, и попутно следить, чтобы он не влетел в рыболовную сеть. У нас во время погружений было два эпизода, когда люди заходили под трал, потому что иначе определённый фрагмент корабля снять было невозможно. В этом случае осветитель, который попутно страхует своего напарника, должен либо эту сеть разрезать, либо помочь оператору из-под неё вылезти, что тоже не так просто с камерой в руках.

Мало отснять материал, необходимо ещё воссоздать из него подробную 3D-модель судна и дать всем желающим возможность её увидеть. Специалисты "Фертоинга" работают над геоинформационной системой, куда наносят маяки, затонувшие суда и другие объекты. Вместе с ними Разведывательно-водолазная команда работает над созданием общедоступного ресурса, на котором можно будет увидеть точные координаты затонувших кораблей, посмотреть на их фотографии, "покрутить" объёмные изображения, чтобы представить, какими они были.
— Такого в России на данный момент не хватает, — убеждён Богданов. — Мы видели, как изучают своё подводное наследие в других странах — в Эстонии, в Финляндии. В этих странах есть карты, где собрана вся информация о затонувших судах. Почему бы и нам не сделать?

С каждым годом исследователи обнаруживают под водой очередные находки. Только в ходе майского этапа экспедиции у них в работе было восемь объектов — пять идентифицированных в прошлом году и три новых. Один из прошлогодних кораблей преподнёс исследователям сюрприз: его приняли за "Аусму", погибшую в ходе Таллинского прорыва, а он оказался голландским пароходом De Ruyter, затонувшим в августе 1906 года с грузом овса и пиломатериалов на пути из Санкт-Петербурга в Роттердам.
— Сначала главным источником идентификации стал именной колокол судна, однако и он не гарантировал окончательный результат, — рассказывает руководитель экспедиции. — Финальную точку поставили, когда при создании фотограмметрической модели судна засняли на корме название, написанное накладными латунными буквами. Нам удалось не только идентифицировать судно, но и сделать предположение, что голландский капитан дал не совсем верные показания о причинах его гибели, чтобы получить страховку за груз.
Подробное изучение удивительной исторической находки впереди. А сейчас специалисты "Фертоинга" продолжают поиски участников Таллинского прорыва — корабли "Тобол" и "Вторая пятилетка".

На суше и на море
Подводные исследователи готовятся к следующим этапам экспедиции. Своё уважение к погибшим они выражают работой, с каждым годом возвращая память о погребённых под водой судах. Даже 9 Мая исследователи отметили первым погружением к "Фугасу", а потом всей командой отправились к памятнику на острове Гогланд, на котором выбиты названия всех кораблей и судов, погибших во время Таллинского прорыва, ставших могилами для более чем 15 тысяч человек. Там игумен Иннокентий (Ольховой), один из членов Разведывательно-водолазной команды, отслужил панихиду по всем погибшим в море.
В августе же планируется мероприятие, приуроченное к годовщине гибели "Бури" и "Фугаса". На острове Гогланд, в самой крайней точке Российской Федерации в Финском заливе, где стыкуются границы трёх государств — России, Финляндии и Эстонии — пройдёт концерт "Голоса погибших кораблей". Группа "Ва-Банкъ" и другие популярные артисты будут исполнять песни о моряках и море, песни военных лет.

— Концерт должен состояться 24 августа в 80-летнюю годовщину гибели этих двух судов, — уточняет Константин Богданов. — Он пройдёт там, где ушли на дно тысячи людей, десятки кораблей. Мы хотим отдать дань уважения морякам и гражданским, встретившим свою смерть на Балтике во время Таллинского прорыва и позже, в ходе Великой Отечественной войны. В экипажах судов служили не только русские — в них входили люди самых разных национальностей, и мы хотим почтить их всех.
Я благодарен Русскому географическому обществу за поддержку — за то, что включили эту программу в план мероприятий РГО, что выделили нам грант. Искренне надеюсь, что нам окажут содействие и Западный военный округ, и Балтийский флот, поскольку без их помощи такое масштабное мероприятие не организовать. Пока мы планируем трансляцию концерта через интернет, но может быть, откликнется и какой-нибудь из телевизионных каналов — хотелось бы, чтобы как можно больше людей смогли его увидеть.

Если всё сложится удачно, 3D-модели "Бури" и "Фугаса", а также обнаруженных у острова Мощный кораблей, погибших во время Таллинского прорыва, будут готовы к мероприятию. Но загадывать пока рано, слишком от многих факторов это зависит. Установится ли погода, насколько хорошей будет видимость под водой, как много времени займёт обработка отснятого материала.
Сейчас команда получила грант РГО, надеются, что вновь поддержит их и Фонд президентских грантов. Впереди ещё по меньшей мере два этапа экспедиции — по 10–12 дней напряжённой работы. Осознание, что эта работа важна и нужна людям — не только родственникам погибших, не только историкам, увлечённым прошлым затонувших кораблей, но всем нам, — не даёт подводным исследователям останавливаться на полпути.
https://www.rgo.ru/ru
**************
2.Бесценный опыт исследований Арктики: РГО приняло участие в XXV ПМЭФ

Русское географическое общество принимает активное участие в XXV Петербургском международном экономическом форуме. Представители РГО рассказали о роли научных исследований в промышленном развитии Заполярья на сессии "Наука и стратегические решения в Арктике", открыли Арктический павильон, организовали экскурсии для гостей ПМЭФ по зданию Штаб-квартиры Общества в Санкт-Петербурге. На полях форума подписано два важных соглашения о сотрудничестве — с фондом "Росконгресс" и Санкт-Петербургской валютной биржей.
Основной темой сессии "Наука и стратегические решения в Арктике" стали экологические и деловые риски, связанные со строительством и эксплуатацией промышленных объектов в высоких широтах, а также роль геофизических, гидрологических и экологических исследований в поиске баланса между сохранением хрупких северных экосистем и экономическим развитием региона.
Последнее десятилетие при непосредственном участии Русского географического общества реализуются масштабные проекты, направленные на развитие Арктики. РГО ведёт работы по изучению геофизических и гидрологических процессов в арктических экосистемах, мониторингу состояния окружающей среды и очистке территории от техногенного загрязнения, а также выступает связующим звеном между академическими институтами и организациями, которые осуществляют хозяйственную деятельность в стратегически важном и экологически хрупком регионе. РГО обеспечивает соблюдение баланса интересов, постоянное поступление данных, необходимых для принятия верных решений, что позволяет избежать остановки крупных инвестиционных проектов, потери времени и вложенных средств.
"Исключительно важным является масштабирование высокоширотных научных исследований, в организации которых РГО и Ассоциация полярников играют значительную роль. Новый импульс этим исследованиям даст ввод в строй в этом году ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс", — Первый вице-президент РГО и президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров.

Арктическая зона России сегодня стремительно развивается: разрабатываются новые нефтегазовые месторождения, реализуются проекты в сфере транспорта и логистики. При этом важно учитывать, что Арктика — динамично меняющаяся экосистема, обращаться с которой нужно очень аккуратно. Фундаментальные и прикладные научные исследования помогут избежать экологических катастроф в будущем и решить социальные и экономические задачи по развитию региона. Высокую степень рисков работы в Арктической зоне на примере конкретных проектов по заказу бизнеса подчеркнул директор Государственного океанографического института имени Зубова Игорь Ивачёв.
— Мы работаем во всех морях России, и арктические — традиционно сложные, здесь самые суровые гидрометеорологические условия. Без системы морских ретроспективных наблюдений и постоянного мониторинга невозможно построить прогнозную модель оптимальной эксплуатации того же Северного морского пути, от которого зависит благополучие многих бизнесов. Мы накопили бесценный опыт непрерывных исследований, синхронизируясь с экспедициями РГО — проводили их на Земле Франца-Иосифа, Итурупе, только что вернулись с острова Русский, — отметил Ивачёв.
О том, насколько важно продолжать научное сопровождение проектирования, строительства и работу уже возведённых объектов транспортной инфраструктуры, рассказала в ходе сессии директор Института пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта Таисия Шепитько.
— Необходим комплексный инновационный подход в содружестве науки, бизнеса, производства и региональной власти. Например, в ходе четырёх экспедиций в 2019–2021 годах совместно с РГО мы заложили геомониторинговую сеть, которая позволяет контролировать состояние грунтов на всём протяжении Северного широтного хода — железнодорожной магистрали, которую планируется проложить до Норильска и Дудинки. Это дублёр Северного морского пути — вместе они создают надёжную транспортную систему, — отметила Шепитько.
Важность преемственности научных исследований с позиции мониторинга и воспитания кадров отметил заместитель директора по научной работе Института мерзлотоведения имени Мельникова Михаил Григорьев.
— Спасибо, что в ходе ваших экспедиций — сложных, дорогостоящих, с использованием вертолётов и судов Военно-морского флота — мы имеем возможность из молодых учёных делать профессиональных исследователей, — сказал Григорьев, обращаясь к представителям РГО.

Заместитель директора по научной работе Института прикладной геофизики имени Федорова Владимир Минлигареев указал на необходимость мониторинга верхней геосферы.
— Космическая погода и изменение геомагнитного полюса Земли — он движется в сторону Таймыра — влияют на состояние Арктики сильнее, чем деятельность человека. Тем более важно отслеживать солнечную активность в преддверии её ожидаемого пика в 2025 году. В истории XX века немало примеров, когда повышение активности выводило из строя сложные приборы и приводило к параличу целых индустрий. В ходе экспедиции с РГО нам в апреле 2020 года удалось сделать мировое открытие — определить точное положение Южного магнитного полюса Земли. С этим заделом мы продолжаем исследования в Российской Арктике, — рассказал Минлигареев.
Заместитель директора по научной работе, главный научный сотрудник Института физики Земли имени Шмидта Алексей Собисевич подчеркнул важность геофизического мониторинга.
— Ситуация нуждается в динамическом наблюдении. Например, недавно в ходе совместной с РГО экспедиции на арктические архипелаги на крошечном острове Белуха недалеко от побережья Таймыра была выявлена новая сейсмическая активность. Сеть станций сейсмологических наблюдений способна заранее отслеживать зоны повышенной активности и профилактировать риски, — отметил он.
Исполнительный директор Института арктических технологий МФТИ Юрий Васильев рассказал о планах строительства первого в мире автономного научно-образовательного комплекса на водородной энергии "Снежинка". Одной из ключевых целей этого проекта является демонстрация возможностей арктической водородной энергетики. Вторая его задача — наладить взаимодействие между промышленностью и прикладной наукой. Проект ранее был представлен президенту Российской Федерации Владимиру Путину.
— "Снежинка" — это группа полигонов для запуска в серию новых технологий, — пояснил Васильев.

Научная сессия, модератором которой выступил автор и продюсер снятого при поддержке РГО фильма "Арктика. Увидимся завтра" Валдис Пельш, открыла деловую программу стенда "Арктика — территория диалога". Она будет проходить до 18 июня включительно.
В программе — три события из плана основных мероприятий российского председательства в Арктическом совете. На конференции по развитию телекоммуникаций и цифровизации в Арктике обсудят внедрение в регионе передовых технологий, использование телемедицины и беспилотного транспорта. Специальная дискуссия посвящена развитию креативных индустрий на северных территориях. Совершенствование услуг по судоремонту в Арктике и увеличение количества судов высокого ледового класса входят в список тем семинара по судостроению и судоремонту в Заполярье.

Одним из важнейших итогов форума стало подписание 16 июня соглашений о сотрудничестве Русского географического общества с Санкт-Петербургской валютной биржей и фондом "Росконгресс". Достигнутые договорённости предусматривают долгосрочные взаимовыгодные проекты: организацию и проведение совместных конференций, конкурсов, фестивалей, выставок, образовательных программ, медийных и информационных кампаний, других мероприятий, в том числе международных, в сфере охраны окружающей среды, защиты редких и исчезающих видов животных, изучения, сохранения и развития природного потенциала, обеспечения экологической безопасности, предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.
Свои подписи под текстами документов поставили Вице-президент РГО, Исполнительный директор Артём Манукян, директор фонда "Росконгресс" Александр Стуглев и управляющий Санкт-Петербургской валютной биржей Борис Ярышевский.

Научный архив Русского географического общества подготовил для участников и гостей юбилейного ПМЭФ выставку уникальных документов, рассказывающих о роли РГО в полярных исследованиях конца XIX — начала XX века. Также состоятся обзорные экскурсии по зданию Штаб-квартиры РГО в Санкт-Петербурге.
 https://www.rgo.ru/ru
*************
3.На летнюю зимовку в Аргентине: экипаж кругосветки РГО прибыл в Буэнос-Айрес

Утром 12 июня тримаран Russian Ocean Way достиг побережья Аргентины. В этой стране, где в июне начинается зима, экипаж кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества собирается остаться на ближайшие три месяца. Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин будут готовиться к одному из важнейших этапов плавания — переходу в Тихий океан вокруг мыса Горн.
Начало зимы в Южном полушарии серьёзно затрудняет жизнь и работу экипажа. Скорость движения тримарана в сложных погодных условиях заметно снизилась. На судне такой конструкции почти невозможно укрыться от солёных брызг и волн — постоянно приходится мокнуть, от холода не спасает даже тёплая одежда.
— Трудно невероятно. Ветер, влажность, мокро всё время. Кашляем, насморк бывает, согреться негде. В нашей палатке температура, как снаружи. Только ветра в ней нет. Но мы справимся, — заверил Евгений Ковалевский.

Примерно в 5:15 по местному времени экипаж завершил 11-часовой переход из уругвайской Колонии-дель-Сакраменто вдоль западного побережья гигантского эстуария Ла-Плата. Бросили якорь в миле от яхт-клуба Сан-Фернандо на окраинах Буэнос-Айреса — столицы Аргентины. Температура воздуха в это время не превышала трёх градусов по Цельсию.
— Дошли на три-четыре часа быстрее, чем ожидали. Ночь. Светает через пару часов. Огромная красноватая луна облегчила швартовку. Будем ждать до утра. Далее планируем перейти в яхт-клуб, — рассказал Ковалевский в беседе с редактором сайта РГО.
Весь переход путешественники вспоминали тёплый приём, оказанный им в посольстве России в Уругвае. Станислав Берёзкин и Евгений Ковалевский побывали в старинном особняке в Монтевидео, который раньше принадлежал уругвайскому ценителю искусства Фернандо Дарно и является местной достопримечательностью. С 1955 года здание находится в собственности нашей страны.

Экипаж экспедиции РГО принял участие в торжествах, проходивших в посольстве по случаю празднования Дня России. Кругосветчики пообщались с российским послом в Уругвае Андреем Будаевым, певицей Московского академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Евгенией Пиршиной, рассказали о своём путешествии и миссии дружбы между народами разных стран представителям прессы и дипломатического корпуса.
— Экипаж тримарана Russian Ocean Way благодарит посольство России за помощь и поддержку экспедиции. В России есть поговорка: "Дома и стены помогают". Посольство РФ в Уругвае — это родной дом, чей архитектурный и художественный образ, а также профессионализм и радушие российских дипломатов помогают дружбе между нашими народами, — подчеркнул Евгений Ковалевский.
В Аргентине же поначалу прохладной оказалась не только погода, но и приём местных властей. Экипаж тримарана "навестили" сразу четыре катера: три — из префектур Сан-Фернандо и Сан-Исидор, ещё один — из иммиграционного ведомства.
— Сегодня завершилась самая длинная "легализация" — больше суток. Началось всё с того, что вчера, подходя к Сан-Фернандо в 5:30 утра, мы решили постоять на якоре до рассвета, чтобы не соваться по темноте в набитую яхтами гавань. Проснувшись в 7:30, съев яичницу и запив её матэ, мы заметили катер префектуры с "мигалкой". Ну ладно, "вэлкам", смотрите. Но смотреть они не захотели. Катер сопровождал нас до самой гавани, потом встал рядом и, как оказалось, вызвал префектуру Сан-Фернандо. Через час прибыл второй катер. На наши вопросы, когда всё закончится, отвечали однообразно: "Уан момент". Потом пришёл ещё катер, потом ещё. "Уан момент" длился уже четвёртый час, когда прозвучал вопрос: "Как долго вы будете ремонтироваться?", — рассказал Станислав Берёзкин.
В ответ россияне поинтересовались, по какой причине их задерживают уже четвёртый час, и пообещали позвонить своему консулу.
— Сдвинул их, похоже, именно звонок консулу. После него нас под конвоем отвели в префектуру. По пути спросили, где мы будем жить, получили ответ: на лодке. В префектуре попробовали заставить нас подписать штраф. Непонятно за что, документ о правонарушении так и не предоставили. Потом ошиблись в отметке с датой въезда, исправили. После чего посадили нас в пикап, отвезли в таможню и уехали. В отличие от префектуры, таможня поверила нам на слово. Записали место стоянки, дали сертификат ввоза, попросили завтра (то есть сегодня) привезти "кортеси леттер". Документ дал яхт-клуб, и в обед таможня была довольна. На ближайшие 90 дней мы аргентинцы, а там посмотрим. Учу испанский, — поделился Берёзкин.
Утром 13 июня россияне встретились с коммодором и директором яхт-клуба Сан-Фернандо Луисом Цезарем Мартинесом Кастро. Его отношение к кругосветчикам было совсем другим: он подчеркнул, что "мы все с вами моряки", и пообещал помощь.
— Решили вопрос о реконструкции тримарана, подготовке его к дальнейшему плаванию и прохождению мыса Горн на судоверфи яхт-клуба, — рассказал Евгений Ковалевский.

Россияне приняли Луиса Кастро в береговые члены экипажа. Ещё один новый друг кругосветчиков — Себастиан — взялся помочь в поездках по местным банкам. На реконструкцию тримарана требуются средства. Однако пока ни в одной из местных кредитных организаций не удаётся получить аргентинские песо по карте Union Pay.
Летняя зимовка в Аргентине началась непросто. Пожелаем удачи нашим путешественникам! Впереди у них много важных и сложных дел, но мы уверены, что они справятся!
1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель.
https://www.rgo.ru/ru
********************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
29 июня 2022 года.