1 Подготовка Устава советских писателей 1934

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


«Устав Союза советских писателей».

Подготовка Устава на первом съезде писателей. Ч. 1.
————————————————————————————————


 Максим Горький — теоретик эстетики социалистического реализма


Думать, что организовать впервые в истории человечества Всесоюзный Съезд пролетарских писателей, — дело простое и легкое может только тот, кто по приказу мошенника Сороса пишет критические статьи, либо кто нагло пытается своим невежеством пробить стену, которая надежно защищает советскую литературу и коммунистическую эстетику от атак классовых хамов разного сорта и калибра.

Готовился съезд писателей ЦК ВКП (б) не один год. В начале 1930-х в партийных органах обсуждалась тематические вопросы, разрабатывалась теория социалистического реализма.

М. Горький выступал главным консультантом и теоретиком. Об этом свидетельствуют его статьи, написанные и опубликованные в 1931-34 гг. Об этом откровенно рассказал на съезде тов. А. И. СТЕЦКИЙ, заведующий отделом культуры и пропаганды ленинизма ЦК ВКП(б). Он был правой рукой М. Горького и вёл все дела Организационного комитета Союза советских писателей.

Естественно, что программа съезда и список докладчиков согласовывался с партийным руководством: «...у нас есть линия в литературе, и об этом говорилось почти во всех выступлениях на съезде. ... Наша линия — это социалистический реализм,... произведения, проникнутые духом социализма. Вот — линия советской литературы».

А. И. Стецкий  сообщил съезду: «У нас исчезают понемногу литературные снобы, которые в гостиных, плотно закрыв двери, оглушают друг друга витиеватыми тирадами.... У нас теперь уже нет открытых защитников формализма... Но в борьбе с бессодержательным искусством, с искусством, которое является отражением гниения и распада буржуазного мира, мы уже одержали решающую блестящую победу.

Вот как он охарактеризовал в своём докладе причины создания союза просоциалистически настроенных писателей. «Привлечение на свою сторону всей прессы в стране и перетягивание на сторону защитников пролетариата всей прогрессивной интеллигенции стал вопросом жизни или смерти после перехода руководства от НЭПа к политике индустриализации и коллективизации страны.
Это во-первых, а во-вторых, никогда ещё в человеческой истории не стоял ребром вопрос о создании совершенно новой культуры - литературы, искусства, музыки, театра, балета - социалистической, пролетарской по содержанию и буржуазно-классической по форме.»


Что мешало развитию новой литературы?

О трудностях работы с почти чистого листа над философскими, эстетическими основами теории и истории литературы рассказал на съезде П.Ф. ЮДИН, заместитель заведующего отделом печати ЦК ВКП(б) и главный редактор журнала «Литературный критик», в докладе «Об Уставе Союза советских писателей»

Вот о чем поведал П.Ф. Юдин:щ
«Социалистический реализм—это литературно-творческая практика советских писателей, это теоретическое выражение того нового, что рабочий класс и социализм вносят в художественное творчество человечества.»

Вот какая огромная работа была проделана (оцифровка моя):

1. Был пересмотрен ряд старых установок по вопросам литературы.

2. Ликвидирована левацкая теория деления на «союзника или врага», по которой полагалось писателей производить то в союзников, то во врагов, то в пролетарских писателей.

3. Ликвидирована левацкая теория: «ударник — центральная фигура литературного движения». По этой теории всякий молодой человек, еле научившийся грамоте, вступивший в РАПП, становился уже ведущей фигурой художественной литературы.

4 Ликвидированы идеалистические теории «живого человека», «подсознательного психологизма», теория «непосредственных впечатлений», ликвидирована неленинская теория, отрицавшая социалистический характер нашей культуры и литературы,

5 ликвидирован левацко-вульгаризаторский лозунг «диалектико-материалистического творческого метода в литературе».

6 Ликвидирован и ряд других «теорий» и теориек, «установок» и установочек.

«Литературное движение перестало зависеть от групповых перебранок, оно освобождено от случайных вымыслов полуграмотных людей в вопросах теории, выдававших свое невежество в марксизме и в литературе за последнее слово науки. Однако еще приходится и не раз еще придется бороться с пережитками подобных «идейных» установок.»

П. Юдин тоже подчеркнул роль партийного руководства: «Советские писатели к своему съезду пришли на основе последовательного проведения в жизнь решения ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года, и эта дата вошла в историю советской литературы как важнейшее историческое событие в литературе и навсегда останется в памяти советских писателей как поворотный пункт борьбы за создание великой литературы социализма.»


Всемирно-историческое значение 1 Всесоюзного съезда советских писателей


Создание Союза советских писателей не имело параллелей в истории человечества - продолжал П. Юдин: «История мировой литературы не знала и не знает подобной организации. Это — союз художников слова, объединенных великим чувством пролетарской солидарности, воодушевленных великой героической борьбой рабочее класса за победу над всеми видами человеческого рабства.»

П. Юдин особо подчеркивает, что создаваемый Союз писателей и общечеловеческая культура коммунизма имеют международное значение для растущего в то время международного рабочего движения. «Это — союз людей, отдавших свои таланты, свои горячие сердца, свою культуру художественного слова строительству социалистической культуры. Наша партия и правительство могут быть уверена , что союз советских писателей отдаст все свои силы делу социализма, торжеству общечеловеческой культуры коммунизма.»

Вот что он говорит о значении обсуждаемого на съезде Устава писателей: «Устав нашего союза особое внимание уделяет вопросам принципиальных позиций художественного творчества советских писателей.»

Советские писатели не скрывают свою непосредственную связь с рабочим классом и крестьянством. В отличие от буржуазных писателей они не скрывают, что все свои силы они готовы отдать делу некапиталистического развития своей державы работать на победы рабочего класса в борьбе с фашизмом в Европе.
Он говорил: «Пусть знают писатели всего мира, что советские писатели своих взглядов не скрывают, они не прячутся за фиговые листочки надклассовости и надпартийности искусства.»

П. Юдин даёт негативную оценку культуре эпохи капитализма. Это культура — «классовая и целиком служила и служит эксплуатации человека человеком. Но такова диалектика жизни, что пролетариат становится наследником всего, что создала буржуазия, и использует его в своих классовых интересах, отбрасывая ненужное и перерабатывая и используя все необходимое.»



Новые принципы


Эта мысль нашла отражение в Уставе: «За годы пролетарской диктатуры советская художественная литература и советская литературная критика, идя с рабочим классом, руководимые коммунистической партией, выработали свои, новые творческие принципы. Эти творческие принципы, сложившиеся в результате с одной стороны критического овладения литературным наследством прошлого и с другой стороны на основе изучения опыта победоносного строительства социализма и роста социалистической культуры, нашли свое главное выражение в принципах социалистического реализма».

Поэтому у теории социалистического реализма три основных источника:
первый — критическое овладение предшествующим литературным наследством,
второй — практика социализма,
третий — создание социалистической культуры.

“Теория эта появилась не на пустом месте. Не могла она повиться в середине 1920-х. Отсюда авангардизм и формализм тех лет в искусстве и литературе. Именно эти всполохи будущей социалистической культуры изучаются на буржуазном Западе. Там они выдаются за подлинную социалистическую культуру.”

К сожалению, в современной России есть немало сторонников этой лживой версии культуры. На съезде было заявлено об осуждении формализма и заявлено, что социалистический реализм является наследником и продолжателем лучших «традиций реалистической линии в мировой литературе и революционного романтизма».

«Классическое наследство прошлого — это исторический источник советской литературы, это — тот литературный материал, на основе которого советская литература начала свое существование, это — то, от чего она отталкивалась. Шекспир, Гете, Бальзак, Гейне, Фонвизин, Грибоедов, Пущкин, Гоголь, Чернышевский, Толстой — это все школа, которую в той или иной мере проходили первые советские писатели и которую они проходят и теперь.»

Но главная и непосредственная «общественная почва, на которой зародилась и выросла советская литература, на которой возникли новые принципы художественного творчества — это советский строй, социалистические производственные отношения.»



Социалистическое строительство — источник новой литературы.


«Мы можем сказать, что социалистический реализм как основной метод художественного творчества явился на основе создания социалистической культуры, на основе практики художественного творчества советских писателей.

Часто можно прочитать сегодня в трудах буржуазных деятелей культуры о том, что первичным источником социалистической художественной литературы является Устав СПП. Но это совершенно не так.

Первичной ее основой являются... «Социалистические производственные отношения, новая действительность дала новое содержание художественному творчеству, а это новое содержание породило и новые принципы — социалистический реализм, требующий и в отношении художественной формы нечто новое от писателя, используя опыт прошлого, обогащая его новыми приемами, отвечающими требованиям социализма.

“Имена эта идея вычёркивается в буржуазной литературе. За первые 17 лет прошедшие после Революции появилось столь много нового и в человеческих отношениях и в мировой культуре, что новое содержание жизни потребовало новой техники в отражении ее особенностей в творчестве художников слова и кисти.

«Новое в приемах художественного творчества диктуется содержанием, самым объектом искусства. Художник, чтобы быть правдивым, обязан отыскивать новые приемы, чтобы показать жизнь и новых людей. Новая действительность породила и рождает новые эмоции, новые чувства, новую этику, новые отношения людей друг к другу, новые общественные законы, управляющие психологией людей, новую логику, новую идеологию. Простым перенесением старых литературных манер тут ничего не сделаешь. Старые правила нуждаются в новом их толковании, в новом подходе, а иногда и в замене их новыми.»

«Содержание художественного творчества стало принципиально новым; а содержание является решающим. Оно заставляет писателя искать новые формы для наиболее сильного выражения своего понимания и чувств окружающей действительности.»



Классовый характер социалистического реализма


Литература и искусство имеют классовую природу.
П. Юдин объяснил: что «Социалистический реализм как основной метод художественного творчества основан на пролетарском мировоззрении. В основе его лежит МАРКСИСТСКОЕ ПРОЛЕТАРСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ПРОЛЕТАРСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА МИР.

Противопоставление или отрыв мировоззрения от метода не выдерживает решительно никакой критики.

Реализм - это не простая фотография мира. «Правдивость изображения действительности — это не значит фотографирование, эмпирическое воспроизведение того, что встречается на каждом шагу, с чем сталкиваешься каждый день. Правдивое изображение действительности требует от художника понимания исторических перспектив, тенденций, законов общественного развития и выявления типического, основного и характерного во всем наблюдаемом.
 
«Социалистический реализм по существу своему является КРИТИЧЕСКИМ. Критика и разрушение старого, критическое отношение ко всему, что враждебно нам и чуждо духу социализма, но еще гнездится в нашей жизни, составляет одну из важных задач социалистического реализма....

Основоположники марксизма говорили, что марксизм по существу своему критичен. Его критическая сторона направлена на разрушение, на уничтожение старого, и на этой основе — на основе критического усвоения, преодоления и уничтожения враждебного — на создание и утверждение нового строя.

«Социалистический реализм требует от художественного произведения высокой идейной насыщенности. ... Перед нами вплотную поставлена задача разработки основных положений марксистской эстетики.

«В нашей стране вырабатывается и выработался новый строй чувств, новая психология, новые эмоции, новая культура, и все это имеет массовый характер. Это имеет прямое отношение к художественному творчеству, к художественной литературе.

«Эти явления необходимо изучить, теоретически обобщить, практически осмыслить, и этот труд явится необходимым вкладом в разработку метода социалистического реализма. Без серьезной работы в области эстетики марксистско-ленинская критика не может выполнить тех задач, которые перед нею стоят.»


(Продолжение следует)