Актриса Валентина Теличкина

Александр Щербаков 5
Сказать, что я совершенно не знал эту актрису, сыгравшую много разноплановых ролей в советском кино, не могу. Например, в комедии Гайдая «Не может быть», в одной из новелл, где её партнерами был Леонид Куравлев, Савелий Крамаров, Георгий Вицин, она сыграла невесту, которую никак не мог узнать жених, потому что они всегда до этого встречались на улице, когда были в верхней одежде, или в кино, где было темно.  Смешная комедия, входит в число самых любимых у многих зрителей разных возрастов.

Но вот фильм «Кадриль», снятый в конце прошлого века, прошел мимо моего внимания в те годы, когда вышел на экраны.  Я много работал, и совершенно не ходил в кинотеатры, смотрел лишь те фильмы, которые показывали по телевидению, да и то редко.  Но когда посмотрел эту комедию и вдоволь нахохотался,  решил больше узнать об одной из актрис, сыгравшей в фильме главную роль. Но вначале о самом фильме.

«Кадри;ль» — российский комедийный художественный фильм, снятый в 1999 году режиссёром Виктором Титовым на киностудии «Мосфильм» по сценарию Виктора Титова и Владимира Гуркина.

Сюжет фильма незатейлив.
В разделённой на две половины деревенской избе живут две немолодые семейные пары: Звягинцевы и Арефьевы. Однажды жены, устав от семейного быта, решили обменяться мужьями. Между старыми соседями и добрыми друзьями начинается веселая кадриль с постоянной сменой партнеров. Сама того не желая, в ней принимает не последнее участие одинокая женщина Макеевна, потихоньку таскающая кирпичи со двора Звягинцевых.

Все роли в фильме сыграли актеры:
• Олег Табаков — Саня Арефьев
• Валентина Теличкина — Валя Арефьева
• Любовь Полищук — Лида Звягинцева
• Станислав Любшин — Коля Звягинцев
• Нина Усатова — Макеевна

Фильм «Кадриль» снят по произведению драматурга Владимира Гуркина (сценариста фильма «Любовь и голуби»). По этой же пьесе был поставлен одноимённый спектакль в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге.

По мнению киноведа Валерия Фомина, комедия отличается занимательностью сюжета и блестящим актёрским составом, однако «фильму не хватает волшебной лёгкости преодоления омерзевшего пьяного быта, обрыдших семейных уз. Лишь в самый последний момент режиссёр замечательно угадывает ключ волшебного преображения, показывая своих героев в празднично-сарафанистом танце».

На экране Валентина Теличкина каждый раз попадает точно в цель. Актриса по глубине чувств — одна из тех русских женщин, с которыми никто не сравнится, говорят ее партнеры по проектам. Роль она не играет, а проживает так, будто и в жизни перенесла все то, что испытывает героиня. Даже молчит Теличкина в кадре по-особенному.

Валентина Ивановна родилась 10 января 1945 года в селе Красном под Арзамасом. Отец Иван Федорович, трудившийся слесарем и строителем, и мать Татьяна Дмитриевна, продавец, воспитали семерых детей. Теличкина еще в раннем детстве пела частушки, танцевала, читала стихи, а позднее играла на гитаре в струнном оркестре. Валю так и называли родственники и друзья — артистка.

Получив аттестат зрелости, девушка помчалась в Москву и с первой попытки поступила во ВГИК, на один курс с Екатериной Васильевой в мастерскую Владимира Белокурова. Будущая звезда экрана в молодости жила в общежитии в дружной студенческой семье, стирала, готовила не приспособленным к жизни сокурсникам и даже делала стрижки. После выпуска Валентина пришла в Театр-студию киноактера.

Внимание к яркой актрисе зрители проявили после фильма «Журналист», вышедшего на экраны в 1967 году. В этой картине Сергея Герасимова Валентине досталась роль тезки, Вали Корольковой, работающей курьером сельской газеты. Поначалу режиссер не хотел брать молодую актрису — типаж Теличкиной, по его мнению, не подходил под нужный образ. Но Сергея Аполлинариевича уговорила его супруга Тамара Макарова. Позднее актриса назвала последнюю «крестной матерью в кинематографе».

Съемки в этой ленте принесли Валентине популярность и узнаваемость, но в то же время сделали заложницей одного образа. Какой-то период артистка получала от других режиссеров предложения сыграть подобный типаж. Переломной стала мелодрама «Осенние свадьбы», где Теличкина получила главную роль — деревенской девушки Наташи. Создатель фильма Борис Яшин признавался, что, как только увидел актрису на пробах, сразу узнал в ней героиню, хотя до этого успел просмотреть множество претенденток.

После этого, преодолев «оковы одного образа», Валентина начала представлять на экране разноплановые женские типажи. Смелым стал эксперимент на съемках сатирической комедии Леонида Гайдая «Не может быть!», созданной по произведениям Михаила Зощенко. Артистка появилась в новелле «Свадебное происшествие», где исполнила роль «невесты с судьбой», дамы, скрывающей от жениха своих детей. Гримеры так поработали над Теличкиной, что потом приятели исполнительницы с трудом узнавали в экранной героине в летах молодую и симпатичную знаменитость.

Нельзя пройти и мимо образов учительниц в «Портрете жены художника» и «Была не была». А в фильме «Где находится нофелет?» с Александром Панкратовым-Черным и Владимиром Меньшовым Теличкина играет незнакомку из автобуса, в которую тайно влюблен главный герой, но все никак не решается подойти.

Сниматься в меньшовской ленте «Москва слезам не верит» Валентина, как и Галина Польских, и Маргарита Терехова, отказалась наотрез. Хотя, по слухам, наоборот, это режиссер не взял девушку, не походившую на провинциалку. Царица в легендарном «Иван Васильевич меняет профессию» тоже «прошла» мимо — образ показался исполнительнице скучным.

Актриса считает удачной драму о женских судьбах военного и послевоенного поколений «Незабудки» Льва Кулиджанова, называя в интервью эту картину «подарком судьбы». В 90-е Валентина Ивановна засветилась в лентах разных жанров, в основном в небольших ролях. Теличкина категорически отказывалась от участия в сериалах до тех пор, пока не прочитала сценарий криминальной саги «Бригада» и не согласилась воплотить образ матери героя Сергея Безрукова. Компанию ей составило новое поколение звезд: Дмитрий Дюжев, Екатерина Гусева, Павел Майков.

В новом веке артистка выборочно подходила к ролям. В 2016 году Теличкина снялась у Валерия Тодоровского в роли преподавательницы в фильме «Большой». Перед тем как приступить к работе, Валентина познакомилась с директором балетного училища при Большом театре. В ключевой актерский ансамбль вошли также Алиса Фрейндлих и Александр Домогаров.

«Нужно стараться выбирать из всего, что тебе предлагают, то, чем ты можешь послужить и себе, и зрителю. Публике — просто тем, что она увидит тебя, ведь она тебя любит. Но ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что дискредитирует и профессию, и тебя как отдельно взятого актера», — таким правилом сейчас руководствуется Валентина Ивановна в работе.

Судя по нему, зрительского внимания достойна мелодрама «Журавль в небе» о девушке, выбравшей нелегкую профессию летчика. Она влюблена в коллегу, гражданского пилота, а «журавль» — прозвище самолета, которым он управляет. Эта картина пополнила фильмографию исполнительницы яркой ролью бабушки центральной героини. Аналогичный образ в исполнении знаменитости появился и в кинопроекте 2020 года – сериале «Два силуэта на закате солнца».

До 1980-го актриса была поглощена творчеством, времени на личную жизнь не оставалось, за исключением романа с Геннадием Корольковым. Но коллега был женат, и отношения не сложились. Мужем Теличкиной стал архитектор Владимир Гудков. В 35 лет Валентина родила сына Ивана. Расписались родители мальчика через год. Гудков-младший не пошел по творческой стезе, а окончил МГИМО, устроился работать юристом в «Газпром», растит сына, названного Николаем.

Героини Валентины Ивановны всегда выглядели так, будто одевались у западных кутюрье, поэтому в советскую пору ее считали иконой стиля. При росте в 164 см у артистки годами практически один и тот же вес.

Сейчас актриса считает себя воцерковленным человеком, увлекается чтением богословской литературы: произведений Феофана Затворника, Серафима Саровского и других. Без оглядки на возраст Теличкина старается хотя бы 4 раза в неделю ходить в церковь и всю службу (а это 2-3 часа) стоит на ногах. А после — простой завтрак, например каша.
Если не пить, не курить, высыпаться и не злоупотреблять косметикой, можно сохранить привлекательность и без пластических операций, уверена она.

В 90-е годы, когда в стране и кинематографе разразился кризис, актриса отказывалась от многочисленных предложений, не желая участвовать в низкопробных проектах. Без любимой профессии у нее началась депрессия. Это был сложный период в биографии Валентины. Врачи старались помочь, но выход нашел сын-подросток, купивший кисточки и краски и заставивший маму рисовать.

Теличкина не ожидала, что хобби не только выведет из нестабильного психологического состояния, но и станет вторым делом жизни. Сначала она расписала под хохлому мебель в доме, а потом появились картины. Актриса-художница демонстрирует работы в музеях, галереях и на выставках изобразительного искусства. Основная часть полотен — на религиозную тематику. Фото произведений нередко попадают на страницы православных СМИ.

В 2021 году актриса продолжила сниматься в кино. С участием Валентины Ивановны на экраны вышел многосерийный фильм «Вопреки очевидному». Сюжет строится вокруг сложных отношений Марины в исполнении Эмилии Спивак и Андрея, сыгранного Григорием Чабаном. А Теличкиной в этой драматической ленте досталась роль Веры Александровны, матери главной героини.

Фильмография наиболее известных фильмов с участием Теличкиной
1968 — «Зигзаг удачи»
1972 — «Стоянка поезда – две минуты»
1975 — «Не может быть!»
1976 — «Встретимся у фонтана»
1979 — «Впервые замужем»
1981 — «Портрет жены художника»
1986 — «Была не была»
1992 — «Менялы»
1998 — «Классик»
1999 – «Кадриль»
2002 — «Бригада»
2006 — «Большие девочки»
2013 — «Тетушки»
2017 — «Большой»
2019 — «Сжигая за собой мосты»
2020 — «Два силуэта на закате солнца»
2021 — «Вопреки очевидному»

Интересные факты
Пленку с кадрами первого фильма Валентины «Таежный десант» во время демонстрации в родной деревне разрезали на сувениры. Киноповесть — первый успех не только для Теличкиной, но и для режиссерского тандема Владимира Краснопольского и Валерия Ускова.

В 90-е годы актриса мало снималась, хотя была востребована режиссерами. За роли Валентине Ивановне предлагали хорошие деньги, однако ей не нравились сценарии. При этом знаменитость неоднократно отмечала в интервью, что у Марлена Хуциева сыграла бы бесплатно.

В 2011 году в краеведческом музее Липецка открылась экспозиция картин артистки «Мой ландриновый рай». Такое «вкусное» название художница выбрала неслучайно — в детстве ландриновые леденцы, напоминающие монпансье, были любимым лакомством Валентины.