Хрупкая гордость

Раиса Серебрякова
– У тебя самолюбие болезненное. Близко не подойти. Сразу чихать и кашлять начинает – сквозняк видите ли...
– Зато у тебя железное, лучше не трогать – лоб расшибёшь.
– А ты на критику плевать хотела...
– Что-то не припомню никакой критики. Бережёшь до удачного момента, чтобы остренько и больненько? Валяй! Самое время. Что молчишь? Ну! Давай! Слушай... А может быть встретимся? Я тебе такси вызову. Приезжай...
– Вина моего любимого нальёшь? Или мне заехать купить что-нибудь?
– Налью. И кошку дам погладить. Только маску не забудь надеть и остальное, что там от ковида полагается.
– Ну, ты даёшь! И как я пить буду в трёхслойной маске? Мозги включи, великий учёный.
– Дык-дык... включать-то нечего – всё на изоляции. Карантин, матушка, карантин...
– Ладно. Я отвёртку прихвачу, поковыряемся, авось снимем изоляцию-то. Да! И кусачки бы не забыть – лишнее откусим. Дык-дык...
– Не забудешь. Чего-чего, а это всегда при тебе. Палец в рот не клади – враз оттяпаешь.
– Такси вызывай!
– Есть, Ваша честь!!

Через час вякнул домофон и на экране нарисовалась моя замечательная подруга Анна, которая всё замечала и очень гордилась тридцатилетним стажем рецензирования моей бестолковой жизни.
Хлопнула входная дверь, кошка предусмотрительно юркнула в свой домик, а я срочно переворачивая, как всегда подгоревшие котлетки, буркнула:
– Тапки надень.
– А где ещё одни?
– Зачем?
– Здравствуйте. Мир этому дому. – ответил незнакомый женский голос.

На коврике робко топталась странноватого вида женщина. Анна стянула защитную маску и нацепила свою самую обворожительную улыбку:
– Асенька, знакомься! Это Нина. Она голодная, замёрзла и устала. Где тапочки для неё?
– Эээ... Здравствуйте, Нина. Раздевайтесь, проходите.
– Спасибо. Я понимаю, что так нельзя, но я всё объясню. Поверьте, у меня нет никаких злых умыслов. Поверьте.
– Хорошо. Всё потом. А сейчас проходите. Помыть руки можно там. Нюра, покажи. Я пока стол накрою.
– Солнышко, я тебя люблю! Понимаешь...
– Давайте, давайте... всё потом.

Мытьё рук превратилось в полную помывку, и Нина вернулась в гостевом халате, с полотенцем на голове, розовенькая и чистенькая. Вокруг неё суетилась моя рецензентка, на ходу общипывая виноград из вазы на кухонной стойке. Я жестом пригласила дам за стол.
– Спасибо. Ух, ты! Котлетки! Мои любимые, подгоревшие! Спасибо, Ася, ты настоящий друг! Наливай!
– Нина, не стесняйтесь. Пожалуйста, чем богаты.
– Благодарю. Нет, нет... я не пью.
– Ниночка, здесь крайне редко предлагают выпить, но вино всегда хорошее. Ася, скажи...
– Да. Я вижу... Грузия, урожай 2012 года. Интересный был год с "Грузинской мечтой", миллиардером... Хорошо, налейте немного... За хозяйку.

Да... Становится всё интереснее и интереснее.  И кто такая – эта Нина, знаток недавней грузинской истории?

После второго бокала Анюту, как всегда, осветили лучи красноречия. И она принялась вещать о том, как встретила Нину в супермаркете, куда заехала купить то да сё:
– Представляешь, у кассы ищу карту... не могу найти, портмоне наизнанку вывернула... Пришлось рассчитываться наличными, всю мелочь выгребла, но всё равно не хватило. И выложить из корзины нечего – всё нужно. Чуть не плачу, бормочу, что так хотелось подругу порадовать... Вдруг слышу: "Вот и порадуйте. Не стоит расстраиваться из-за ерунды.  Возьмите. Берите, берите". Я поблагодарила и взяла, не задумываясь. Всего-то 70 копеек. А когда уже вышла на улицу, вдруг вспомнила, что видела эту женщину... она стояла возле лотка с ватрушками и считала монетки на своей ладони. Аж в жар бросило. Рванула назад. Нашла. В кафешке. Там тепло, пахнет кофе и свежей выпечкой. Нина сидела у самых дверей и казалось, что вот-вот упадёт...
– Я совсем не ожидала, что Вы вернётесь. А когда поняла, что именно меня ищите, чуть не заплакала. Будто близкого человека встретила, хотя мы даже незнакомы. Знаете, сегодня днём в зале ожидания на вокзале подсел ко мне дедушка какой-то, дал мне три монетки и говорит: "Чтобы ни случилось, верь в завтрашний день". Верь... я уже на грани была, какое там "верь". Дед ушёл, а я задремала. И привиделось – кто-то шепчет "верь...". А я отвечаю – как? Мне бы дожить до этого завтрашнего дня-то... Господи, помоги! И слышу – иди в магазин, купи себе покушать. Что я куплю-то на эти девяносто копеек. А голос настаивает – иди и будь там ближним. Встала и пошла. И вот – пришла. Если интересно, то расскажу, почему оказалась в такой ситуации. Интересно?
– Вот и хорошо, что пришли. Конечно, интересно. Поужинаем и расскажите. А ближний... Бывает, что приятельствуешь, а то и дружишь годами, да не ближние. Человек пройдёт мимо твоих трудностей и не заметит, пока его носом не ткнёшь. И всё равно, кроме шаблонных причитаний, ничего не найдёт, не приблизится. А бывает, что и имени не узнаешь того, кто мимо не прошёл да помог, чем смог. И кто ближний?
– Да. Сейчас модно иметь много друзей, особенно в соцсетях... сотни, тысячи друзей, куча учителей разных мастей. И ещё больше лжи и грязи.
– Согласна. В сетях перед тем, как сунуться в чей-то блог или на форум, нужно надеть медицинскую маску, а после – тщательно вымыть руки с мылом. Иначе перепачкаешься и потеряешь равновесие. А когда в душе нет равновесия, хорошее проходит мимо. Его просто не видишь. А потом сетуешь на жизнь, в которой якобы одно дерьмо. А потом то, что видишь, того и нахлебаешься. А потом оно же из тебя и полезет. И тогда уже после тебя тоже нужно мыть руки. Ладно. Расскажите, что у Вас случилось и чем помочь.
– Я ведь родилась здесь, в этом городе. Мои родители – медики. Познакомились студентами. Мама здешняя, а папа с Кавказских гор. Бабушка рассказывала про их необыкновенную любовь. На меня надышаться не могли. Мне было 14 лет, когда случилось несчастье и бабушки с дедушкой не стало. Мама за считанные дни постарела, а через год совсем сникла. А тут ещё отец... съездил по делам на родину и... в общем сказал маме, что полюбил другую и уезжает насовсем... и что ни один кавказец ребёнка своего не отдаст, поэтому я должна быть с ним. Он настроился на суды, противостояние и всё такое... А мама возьми да согласись... сразу. Я тогда очень на неё обиделась. В общем, мы уехали. И главное... было впечатление, будто мама вздохнула с облегчением, что избавилась от меня. А через два месяца её подруга написала, что мамочка в больнице... онкология, неоперабельно, поздно... состояние... готовьтесь к худшему – такое состояние. Мама о болезни узнала как раз, когда папа был в отъезде... поэтому и отпустила нас легко. Любила очень... пожалела. Я думаю, что если бы отец почти с порога не сообщил ей о разводе, то, конечно, она бы сказала, и мы бы вместе боролись. А так... Всю бумажную волокиту осилили быстро... и мы уехали. Отец – на крыльях свободы и любви, а я со своим подростковым максимализмом – с кучей обид за пазухой. Такие дела... 
– Ни фига себе!
– Нюра!! За языком следи...
– О-о-о! Иди руки помой, а то перепачкаешься... Зануда. Нина, а дальше что? Что дальше-то было.
 – А дальше случилось чудо. Один молодой амбициозный врач высказал мнение, что оперировать можно и нужно. В конце концов, на кону пара месяцев жизни при неудачном исходе и годы здоровья при благополучном.
Рискнули. И не ошиблись. А потом... как бы покороче...
  – Да ладно, можно и подлиннее. Асенька у нас любит житейские истории, иногда и рассказиками балуется, печатает их за здорово живёшь... Может ещё винца подлить для куражу?
 – А давайте! Так вот... Когда мама восстановилась, то сразу же занялась процедурой моего возвращения. Но... у отца как бы полная семья, родственники, деньги... А у мамы, кроме степеней, грамот да орденов "за честный созидательный труд", ничего. Вот ничего и не получилось. А я уже привыкла к новому жизненному укладу, обзавелась новыми друзьями. В общем, неплохо жила. С мамой виделась всего один раз. Как-то так выходило, что когда у неё случался отпуск, я оказывалась в каком-нибудь далёком элитном лагере. Даже моя свадьба проходила в закрытом посёлке, в котором обитала семья жениха. Всё было хорошо... дом, достаток, учёба... Хорошо... пока один доброхот не поведал мне, что у моего мужа есть любовь всей его жизни, с которой он встречается и не собирается её бросать. А на мне он женился по настоянию его папаши, потому что тот много чего задолжал моему отцу. Как известно, женская гордость – вещь хрупкая, и занять её потом будет негде. В общем,  побросала какие-то вещи в чемодан и поехала в горы, в дом школьного друга. Этот дом ему от деда достался... Сам он с женой и сыном там редко бывал, вот и согласился помочь мне, чтобы отсиделась, успокоилась... Прошло несколько дней. Я просто наслаждалась одиночеством. Жаль недолго. Явились мои муж и отец. Не знаю уж, чего и откуда они взяли, но обозвали шлюхой, забрали банковские карты, прокляли, вручили билет на самолёт к маме и удалились по своим важным мужским делам. А потом позвонил тот школьный друг... сообщил, что ему помяли ребра и лицо, чтобы "не заводил шашни с чужими жёнами и дочерьми почтенных людей". Короче, ничего, кроме билета к маме и кое-каких наличных денег, у меня не осталось. Так я и оказалась в вашем городе. А ещё оказалось, что мамы здесь нет и неизвестно, когда будет. Пришлось поехать на вокзал, чтобы ночь перебиться. По дороге задремала и чуть не прозевала свою остановку. Выскочила в последний момент и обнаружила, что сумку забыла в автобусе. В общем, ни вещей, ни денег, ни документов, ни телефона... А дальше вы знаете.
 – И что теперь? Нужно звонить в Минтранс и узнавать... или в милицию... Ася, что ты молчишь?
 – Думаю.
 – Вы, Нина, не беспокойтесь. Сейчас наш великий учёный-теоретик-аналитик эмоции переварит, сухие факты вытащит, по полочкам разложит и по пунктам озвучит выводы. Ася, алё!
 – Значит так... Сначала Нюра позвонит в справку Минтранса, узнает телефон и адрес Бюро находок, если оно существует. Потом Вы, Нина, туда позвоните, подробно опишите утерянное и если такое у них есть, то нужно поехать и забрать. А если нет... то в милицию, чтобы заявить об утрате документов. Наверно, они помогут, поскольку остались же в здешнем архиве сведения о Вашем рождении и прочие данные.
– А если не остались? Ты же поможешь?
– Давайте решать проблемы по мере их поступления.
– Какого поступления?! Вот они уже прибыли...
– Аня, не дави. Звони в справку. А об остальном подумаем завтра. Поздно уже.
– Тоже мне... Скарлетт О’Хара нашлась...
– Всё!! Продолжение следует завтра... надеюсь...


(Художник Кристина Руминкевич. "Три. Мудрость, гордость, невинность")