О сущности социально-экономической справедливости

Аникеев Александр Борисович
     Что же представляет собой социально-экономическая справедливость как понятие? Есть мнение, что как форма социальной идеи справедливость не может быть сведена к какой-либо «вещественности», а так же не может быть передана в количественном выражении. К тому же приёмы анализа естественнонаучных понятий к справедливости попросту неприменимы. Но это только мнение закоренелых пессимистов и консерваторов от буржуазного образа жизни

     Если социальная справедливость есть выражение общественного содержания человеческой деятельности, а деятельность человека есть материальное воплощение его целей, то анализируя отражение в мир этой деятельности с количественных и качественных позиций, все отношения между обществом и составляющими его социальными формами, между всем обществом и каждой личностью, можно заметить определённые закономерности, которые поддаются определённым вычислениям и материальному обоснованию.

     Форма, позволяющая реально осознать справедливость, представляет собой отражение интересов соответствующих субъектов, что конкретно выражается в двух моментах. Во-первых, наличие интереса является предпосылкой возникновения оценки с позиции справедливости. Где нет интересов, там нет и подобных оценок.

     Во-вторых, чтобы действия людей и их поступки были оценены как справедливые, они должны «вмещаться» в рамки интересов всех членов общества. При этом, конечно, следует иметь в виду, что интерес может быть не только прямым, но и косвенным, не только первостепенным, но и менее важным. Специфически человеческая природа субъекта обуславливает существование у него множества интересов, в том числе конкурирующих друг с другом и даже противоположно направленных.

     Но когда дело касается вопросов СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ во взаимоотношениях граждан общества, то и вопросы необходимо решать с позиции политэкономии данного общества.

     Итак, если интересы определяют не только возникновение оценок справедливости, но и их содержание, то это одна сторона проблемы. С другой - распространенные в обществе представления о справедливости, которые оказывают воздействие на становление конкретных интересов, которые определяют социальную ценность этих интересов.

     Понятие социально-экономической справедливости может утвердиться как момент духовной жизни, который выражает целостную оценку всех общественных отношений и человеческой деятельности в области обмена результатами деятельности членов общества, распределения материальных благ и духовных ценностей. В понятии справедливости выражены смысл, оценка творимого и содеянного человеком с позиции исторически сформировавшихся представлений о должном и желанном.

     Суть социально-экономической справедливости состоит в том, чтобы установить, найти и сконструировать меру справедливых социально-экономических взаимоотношений граждан общества для их счастливой жизни. Чтобы право людей на счастливую жизнь определялась от их права честно и добросовестно трудиться на благо общества, чтобы иметь необходимые блага для своей счастливой жизни на основе Золотого Правила Нравственности: «Не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!»   

      А поскольку что-то требовать от других можно только на основе ЗАКОНА, то естественно, что в обществе должен быть СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВЫЙ ЗАКОН, который должен быть принят абсолютным большинством граждан общества, как единственно для них без сомнения справедливый!  А для этого в обществе должна быть своего рода мера общественно необходимого труда, которая и должна определять каждому справедливую меру вознаграждения за труд!

     Для этого Маркс в первом томе КАПИТАЛА и высказал свой тезис о двойственности узаконенного равенства рабочего времени, на основании чего относительно равное ДЛЯ ВСЕХ количество честно и справедливо нормированного труда по его времени, по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, должно определять относительно равное количество базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных основных и необходимых каждому продуктов питания и фактуры для одежды!

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда по любой необходимой обществу профессии! При сохранении рынка на производимое сверх норм, необходимых для социального благополучия всех честных и добропорядочных граждан общества! А кто не трудится на благо общества, тот не должен иметь никаких благ от общества!

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту!

     Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

     Вот тогда мера вознаграждения за труд справедливо будет определяться мерой труда человека и оценка этого веса труда будет ориентирована на существующую в конкретном обществе иерархию ценностей в данном обществе.

     Требования социально-экономической справедливости не настолько уж сложны для воплощения в жизни общества, члены которого стремятся к её воплощению в своей жизни, постоянно совершенствуя её принципы!


    Прежде всего, социально-экономическая справедливость должна определять в человеке то чувство, которое отражает реальное положение личности и формирует чувство удовлетворённости жизнью, ибо человек недовольный жизнью не может быть счастливым.  Как и всякое иное чувство, оно должно исполнять функции, необходимые для достойной общественной жизни человека, его быстрое врастание в социально-экономическую среду общества при постоянном улучшении этой среды с точки зрения интересов и потребностей не только личности, но и всего общества.

     В основе формирования чувства справедливости лежит способность человека переживать привлекательное и отталкивающее и запоминать эти переживания. Чувство справедливости, возникшее стихийно, постепенно утрачивает прямую инстинктивную основу. Чувство справедливости есть чувство меры в общении человека с другими людьми в его отношении к обществу. Это проявление социального такта, которое психологически предотвращает поведение, способное вызвать дисгармонию в общественных отношениях, нанести ущерб интересам общества, коллектива, отдельных граждан.

     Чувство справедливости побуждает людей не только к уяснению и анализу социальной ситуации, но и в случае необходимости к действиям, которые направлены на ее улучшение. Данное чувство является одним из ведущих элементов эмоциональной жизни человека. К тому же оно относительно устойчиво, то есть, однажды сформировавшись, это чувство укореняется на многие годы.

     Чувство справедливости складывается в процессе практической деятельности людей. Они аккумулируют в себе, с одной стороны, индивидуальный чувственный опыт человека, а с другой - общественный смысл, значение совершаемых ими действий.

     Именно на основе данных представлений о справедливости формируются простые нормы справедливости, выступающие в качестве меры нравственно оправданного поведения людей в соответствующих ситуациях. Речь идет о нормах, которые обладают высшим авторитетом по сравнению с любыми другими нормами. Данные нормы содержат минимум условий, необходимых для совместной жизни людей. К ним можно отнести такие нормы, как нормы, предусматривающие право на личную неприкосновенность, на вознаграждение соразмерно трудовым затратам. Следует ещё раз отметить, что каждая эпоха вырабатывает свои элементарные нормы справедливости.

     В отличие от какой-то мечты о справедливости, идеалы справедливости включают в себя такие образцы поведения, которые если ещё не стали правилом, могут стать им в будущем, постепенно оформляясь в сознании людей. Такой идеал должен выполнять роль ориентира поведения, выступающего в виде образа, модели будущих отношений между людьми.

     На протяжении истории человечества понятие идеала было в значительной мере скомпрометировано. Означая несбыточную мечту, идеал уводил от действительных задач преобразования общества или же прикрывал низменные, реакционные цели. Оторванный от реальной действительности, он рано или поздно приводил к разочарованию, так как, оказавшись недосягаемым, выступал только как свидетельство слабости человека перед складывающимися обстоятельствами.

     Понятие «справедливость» правомерно рассматривать как один из идеалов. В этом виде справедливость живет в массовом сознании на интуитивном уровне, выявляясь как некоторый эталон, с которым люди сверяют свои поступки. Это своего рода манящий образ желанного, бесконечно дорогого, то с чем сравнивается, до чего дотягивается обычная жизнь.

     Конечно, интуиция может стать важнейшим путём познания справедливости, но как метод может исключить правильное познание справедливости и привести к обоснованию несправедливости и произвола.

     Если принять во внимание точку зрения, в соответствии с которой не каждый человек обладает настолько развитой интуицией, чтобы постигнуть суть справедливости, то придётся признать, что практическое решение проблемы справедливости удел немногих или даже одной выдающейся личности, которая обладает развитой способностью сверх рациональной интуиции. Научный анализ интуитивного метода познания справедливости, также как и исторический опыт человечества, показывает то, что интуитивизм может стать разновидностью догматизма и привести к авторитаризму или к тоталитаризму.

     Западногерманский философ права Г. Радбрух в своё время пытался доказать, что взаимосвязь этических ценностей независимо от личности не существует, а может быть лишь найдена субъективно, исходя из глубин личности, как от понимания им определения совести. Согласно его взглядам наука не способна дать объективно правильную оценку справедливости, точно так же, как и люди, совесть которых не поддается приведению к общему знаменателю. В своем подходе к ценностям вообще и к справедливости в частности наука должна лишь ограничиваться  развитием возможных оценок в синтетическом аспекте.

     Но определяя совесть как реакцию психики человека на противоречия между его поступками и убеждениями, можно прийти к выводу, что хорошо воспитанный среди добра и справедливости совестливый человек не пойдёт на преступление, в отличии от человека воспитанного в криминальной среде или в среде людей с низкой социальной ответственностью.

     Отталкиваясь от интуитивного метода познания справедливости можно сделать вывод, свидетельствующий о том, что справедливость логически познаваема и представляет собой рациональный идеал.

     Однако интуиция играет определенную роль в познавательном процессе только у хорошо образованного человека, вооружённого истинными знаниями. Речь идет не о той справедливости, которую отличает постижение некоторых истин путем непосредственного, часто внезапного и мгновенного озарения, а выстраданного своим жизненным содержанием.  Такой неосознанный и внелогический способ получения нового знания на пути для получения искомого результата часто к нему не приводит.  Но когда данная интуиция основывается на прочном фундаменте истинных знаний, подтверждённых опытом, практикой и наукой, это может привести к блестящим результатам!