Негативные впечатления из раннего детства

Вера Алексеевна Соколова
/Подлинные истории/

.....
Не раз я читала, что на формирование личности человека влияют события, происходящие с ним ещё до рождения, в младенчестве, в дошкольном возрасте, в начальной школе, якобы они каким-то образом, возможно, на уровне подсознания, сказываются на поведении в будущем.
Моё детство до развода родителей было благополучным. Я была первенцем в молодой семье. Мама родила меня, когда ей было 23 года. Замуж она вышла в 22 года за ровесника, который женился на ней по любви, причём мама не была влюблена в отца, он был ей симпатичен и она ответила благосклонностью в ответ на его чувства. Мой отец был первым мужчиной в её жизни, он полюбил маму во время её учёбы в школе. Мама рассказывала, что он увидел её впервые на вечере встречи выпускников в 8 классе (в 50-е годы аттестат о неполном среднем образовании получали после 7-го класса). В её школу пришли бывшие ученики, курсанты мореходного училища. Мой отец увидел маму, и спросил у своих бывших одноклассников, кто эта новенькая девочка, с длинными, ниже колен, косами (в те годы нередко встречались девушки с косами едва ли не до пят). И папа добился, хоть и не сразу, внимания моей мамы.
Когда я была маленькой, моя семья, в материальном плане, жила не богато, но и не бедно. Эмоциональные взаимоотношения в семье были хорошими. Я родилась в городе Гурьев. Через год с небольшим, уже в Калининграде, у меня появилась младшая сестрёнка Аня, а когда мне было четыре с лишним года, родители переехали с нами на остров Сахалин, там воспитывать нас им помогала моя бабушка по линии матери. Отец подолгу находился в морях, работал на рыболовных судах, мама была занята секретарём в том же учреждении, только на берегу. Тогда, в СССР, средняя зарплата была 120 рублей, а отец, в условиях северного региона, получал свыше 360 рублей. Заработок мамы составлял рублей 100, и бабушка получала небольшую пенсию. Мы с сестрёнкой были одеты и обуты, бабушка баловала нас разными вкусностями: блинчиками, оладьями, сырниками, пирожками, не говоря о борщах и котлетах. Часто на завтрак у нас, детей, были: чашка какао, полпорции манной каши на молоке, хлеб с маслом, и яйцо всмятку на милой подставочке. Когда меня с сестрёнкой приглашали к столу пить чай (а ели мы отдельно от взрослых), мы каждый раз спрашивали бабушку: "Сахар клала? Чай мешала?" Из этих чудесных лет я вынесла множество прекрасных воспоминаний, которые, надо полагать, повлияли на моё дальнейшее становление. Душа радуется, когда на память приходят картинки из далёкого прошлого: зелёные попугайчики в клетке у нас дома, в дверцу которой мы с Аней пытались просунуть головы; большой торт, испечённый бабушкой на мой день рождения для группы в детском саду; чудный костюм ромашки на детсадовский утренник, сшитый для меня мамой; мои с сестрёнкой кричалки на прогулке, обращённые к небу: "Здравствуй, солнышко, колоколнышко!"
Но рассказать я хочу не о них, а о негативных впечатлениях жизни, которые помню до сих пор.
Отмечу, что будучи маленькой девочкой, я смотрела на окружающий мир во все глаза,  не всегда понимая, что есть вещи, которые положено бояться, которые не воспринимались мной, как "ужасы" (я даже не знала, что бывают таковые), и которые осознаёт взрослый человек. Что страх - это защитная реакция, он иногда может помочь спасти здоровье и жизнь, предостеречь от необдуманных поступков. Расскажу о нескольких тягостных ощущениях от пережитых или увиденных эпизодов прошлого.
Помню, в городе Холмске на Сахалине, года полтора-два после приезда мы жили в одноэтажном доме, выделенном отцу на работе. При доме был огород, кусты смородины и крыжовника, клумбы с цветами. Однажды мы с сестрёнкой решили обойти дом не со стороны двора, а со стороны забора, где в тени, под нависшими ветками дерева был узкий проход к огороду. Но когда мы подошли к углу дома, увидели большого чёрного паука, висящего высоко над тропинкой на паутине. Мы были поражены его отталкивающим и пугающим видом, не решились пройти под его ловчей сетью, и даже не осмелились сбить его веткой, а вернулись назад, и направились в огород через двор.
В тот же период, шла я как-то с бабушкой мимо чужого неогороженного дома, и увидела большую собаку с маленькими щенками, лежащую неподалёку от крыльца. Мне захотелось их погладить, но едва я сделала шаг с грунтовой дорожки навстречу собачьему семейству, она приподнялась с грозным рычанием, а бабушка, схватив меня за руку, объяснила, что собака, у которой есть щенки, может покусать, потому как боится, чтобы её щенкам никто не причинил вред. Я очень испугалась этой злой псины.
Однажды, когда нам предоставили квартиру из 2-х комнат в двухэтажном деревянном доме, в посёлке Поляково, в один из тёплых летних дней бабушка ненадолго заперла нас с сестрёнкой в погребе, сказала, не выходить, даже если будут стучать в дверь, а сама куда-то ушла. Через какое-то время она вернулась, и повела нас на улицу. На окраине посёлка собралась толпа. Бабушка посадила меня себе на шею, держа за руки, и я увидела за стоящими впереди людьми убитого медведя. Медведь лежал на спине, с него охотники уже сняли шкуру, без которой его туша имела мясо-красный цвет. Чем-то он был похож на взрослого полного человека с короткими кривоватыми ногами. Потом бабушка показала медведя моей сестрёнке. Этот зверь имел неосторожность спуститься с сопок на окраину посёлка. А так как он был опасен для людей, охотникам пришлось его застрелить. На тот момент я чувствовала сожаление.
Неприятный эффект произвела на меня огромная свиная голова, с большими ушами и пятаком, поставленная на противень в ожидании своего часа (из неё бабушка с мамой собирались готовить холодец). Меня в этот момент мыли на кухне в корыте, и я то и дело невольно созерцала это неживое жуткое рыло.
Как-то раз, в этом же посёлке, в зимнее время, мы с Аней и другими детьми гуляли возле дома по колено в снегу. Мимо проходил охотник, высокий худощавый мужчина, держа на плече убитого здоровенного зайца, уже застывшего. Мне было лет пять, Ане четыре года, и мы в толпе детей бежали по снегу за этим мужчиной, надрывно крича: "Дядька дурак! Зайца убил!" Охотник шел дальше, не обращая на нас никакого внимания. А нам было очень жаль беззащитного длинноухого зайца.
Когда нашей семье дали трёхкомнатную квартиру в городе Холмске, на улице Героев, состоящей из нескольких новых пятиэтажных домов, два из которых ещё достраивались, мы с сестрёнкой пошли в детский сад, соответственно, в старшую и младшую группы. Мы жили в центре города, рядом находились Дворец культуры моряков, сквер Героев, средняя школа №6. А когда я училась в первом классе (а может, во втором), однажды я увидела на улице оцепление из сотрудников милиции вокруг первой пятиэтажки. Милиционеры не просто стояли, они держали друг друга за руки, образуя цепь, никого не пропуская. Со слов людей стало известно, что один мальчик пошёл за дровами (или углём) в сарай, находящийся в подвале дома (во всех квартирах были металлические колонки и печи, которые надо было растапливать, а в подвалах были оборудованы сараи). Когда мальчик не вернулся, родные отправились на поиски. Его нашли в подвале с отрубленной головой. Многие были шокированы произошедшим, хотя места преступления мало кто видел. Подробностей об этом диком случае я не знала и никогда не читала об этом в последующие годы в газетах.
Немного позднее, в сопровождении мамы, нам с сестрёнкой пришлось побывать на кладбище, провожали в последний путь соседского мальчика, грудного младенца Андрея, младшего ребёнка наших соседей и братика нашей подружки Марины. Для малыша врач выписала рыбий жир, а его мать не знала, что затягивать лечение этим средством опасно. У грудничка пища перестала усваиваться, проскальзывая через пищеварительную систему. Ребёнок стал терять вес и умер. Когда у могилки, по совету взрослых, мне пришлось поднять ком с земли и бросить его на маленький гробик, я испытывала горечь. Не помню теперь, плакала или нет.
Наверно, перечисленные мной ситуации, которые я наблюдала в те детские годы, в какой-то мере повлияли на моё мировоззрение. Считаю каждое потрясение не ужасом, а, скорее, созерцанием текущего события, так как я не могла тогда ничего правильно классифицировать, просто смотрела на всё, распахнув глаза.
Конечно, светлых и добрых воспоминаний было во много раз больше, собственно, жизнь шла своим чередом в светлом и добром окружении, но я не забыла отрицательные эмоции, в той или иной степени меня коснувшиеся. Видимо, не смотря на возраст, всё же понимала, где хорошее, а где плохое.
___
 
Фото из интернета.
28.06.2022 г.