Леник-чижик

Владимир Рабинович
Леник-чижик
-----------------------------
В начале марта, как это бывает на Нарочи, зима передумала уходить. За ночь навалило снега и ударил мороз.  Дорогу от Турбазы до Купы грейдер ПМК-24  расчистил  только к вечеру,  и сейчас,  я быстрым шагом шел по этой дороге в столовую за хлебом, если повезет, взять на рубль холодных котлет.  Торопился,  оставалось полчаса до закрытия.  Темнело, с озера дул сильный ветер.  Это была первая после тюрьмы зима, я еще не акклиматизировался, мерз и чтобы согреться перешел с быстрого шага на бег трусцой.
Эту пару,  одетых легкомысленно  по-городски,  увидел издалека, но только когда подбежал совсем близко в сумерках  узнал его.   Это был Леник.
Полное имя, Леонид, но так его официально, наверное,  называли только менты, а  мы все звали  Леник.  Если кто-то уточнял:  Какой еще Леник? Говорили:  Леник из Чижовки. У него там была двухкомнатная кооперативная квартира.  Леник-чижик.
Сразу, как только Леник-чижик появился в Минске, пошли слухи, что он стучит. Но тогда эти слухи возникали вокруг всякого успешного спекулянта,  и значения им никто не придавал.
 Леник был самый дерзкий из минской фарцы, занимался всем: шмотками, дисками, иконами, чеками, аппаратурой, книгами, не боялся иметь дело с валютой.  Старая его телка – продавщица из Ивушки, которая через четыре года совместной жизни от Леника со скандалом ушла,   рассказала, что Леник был мент.  Мол, понтился перед ней, когда напивался и говорил что у него даже есть скрытое офицерское звание.  Показывал ей в шкафу какую-то форму с капитанскими погонами.  Потом выяснилось, что это был мундир летчика, купленный в военторге  на перепродажу иностранцам.
  Сказала еще,  что в постели Леник был с отклонениями.  Но с какими-такими  отклонениями, отказалась объяснить, постеснялась.   
    В январе восьмидесятого меня арестовали, год держали на Володарке  и  на закрытии, когда мне разрешили свое уголовное дело читать, во втором томе я увидел  довольно подробные показания, которые, в принципе, ничего не меняли.  Но целых четыре листа.  Леник-чижик наговорил много  лишнего. В его собственноручно написаных хорошим почерком протоколах,  хорошо читалась   неприязнь и зависть.   Мерзавец давал мне психологическую характеристику:  «Вспыльчив, склонен к необдуманным поступкам...»
В отношениях с такими людьми, как ты, да.
Последний раз я видел его  в зале Первомайского районного суда. Он сидел отдельно позади всех и что-то записывал в общую тетрадь.  Помахал издалека рукой и показал  «держись».
Он знал, что дали мне три химии, что я нахожусь при Мядельской спецкомендатуре и  работаю сторожем на Турбазе, но того что я сейчас вечером  иду по этой безлюдной дороге, он знать не мог. Воскликнул  радостно:
- О, а я тебя ищу!
  Нужно отдать Ленику должное, у него была отличная реакция настоящего находчивого мошенника, он  раскрыл объятия и,(я не успел ничего сообразить), обхватил и поцеловал меня в щеку. Нет, он не врал, он и в самом деле был мне рад, они заблудились вечером на лесной дороге, замерзли и были напуганы.
Я уже месяц жил в вагончике сторожа на стройке Турбазы. Стройка была закрыта. Воровать и сторожить здесь было нечего. В Мядель ездил только поменять книги в библиотеке.  Из всех развлечений был у меня еще коротковолновый радиоприемник.   Сейчас, увидев Леника с крупной блондинкой,  в дорогих итальянских сапогах на высоких каблуках, молодой с грубоватым деревенским лицом,  поэтому,  казавшейся мне особенно привлекательной, я  обрадовался тоже.
-  Как вы сюда попали, так легко одеты? – спросил я.
Леник был в плаще с теплой подкладкой, а на его  подруге короткая, так чтобы была видна круглая в джинсах попа, синтетическая куртка.
-  Здравствуйте, Меня Катя зовут, - сказала она и протянула руку.  Руки у меня в холод всегда горячие и она сказала:
- Ах, какие приятные у вас руки.
Леник принялся объяснять:
-  Мы заблудились.  Оставили машину в Урликах. У вас же везде кирпичи. Обедали в ресторане и обратно не в ту сторону пошли.
Они отошли уже довольно далеко.  До Урликов получалось  километра три.
- Становись между нами, - сказал Леник-чижик, - а мы у тебя руки погреем.
Они засунули мне руки в карманы.  У нее были  крепкие кисти с длинными пальцами и коротко остриженными ногтями.
- Музыкант? – спросил я.
- Нет, медик, - сказала она.   Погоди,  я знаю, как быстрее согреться,  и засунула  свои пальцы между моих.
- Их пальцы переплелись, - сказал я, посмотрев на первую звезду, появившуюся на вечернем небе.  Чтобы Леник не вздумал сделать тоже самое, схватил его холодный слабый кулак и немножко поломал  кисть.
Мы быстро, прижавшись друг к другу шли по зимней дороге и молчали. Я подумал, что с хлебом и котлетами сегодня пролетаю.
- Все, - сказала Катя, - моя правая рука согрелась, - перешла на другую сторону, отодвинула Леника и засунула левую руку в карман моей телогрейки, безошибочно нашла средний палец и обхватила кулаком.    Сказала:
- Я маленькая девочка, танцую и пою, я Брежнева не видела, но я его люблю...