Шпаргалка. Охота на слова

Александр Ерошкин
Ну,  как я могу  обойти это слово после того, как Джо Байден показал последовательность действий, которые он должен совершить, выйдя перед слушателями. Ему кураторы его, советники и  помощники  всё расписали: когда рот открыть, когда закрыть рот, что указать, что показать и что сделать, чтобы вновь не поздороваться с пустотой. Ясно, что не он руководит великой страной США.


Николай Стариков поёрничал  на эту тему  в эфире программы «60 минут»  на телеканале «России-1». Он не просто иронизировал над тем, как неосторожно президент США  продемонстрировал свою шпаргалку, но сделал шаг вперёд, огласив на весь мир, что подобные инструкции пишут не только ему и не только другим американским политикам, но и европейским.


 В частности, Стариков приводит два примера.

Первый пример. Глава МИД ФРГ Анналена Бербок сказала следующую фразу: «Россия использует голод в качестве оружия».

Второй пример. А министр иностранных дел Великобритании Элизабет Трасс, выступая в Анкаре, сказала: «Путин превращает голод в оружие».

И общий вывод. Наверняка, на тему голода, Путина и России высказались ещё несколько министров иностранных дел из  других стран Европы. Просто мы не следим за их высказываниями и деятельностью. И поэтому этого не заметили.

Перед нами одна и та же методичка, один и тот же темник, единая инструкция.

Удивительные дела творятся в экономике и идеологии Западных стран. Почему все они тормозят развитие газоснабжения, задолго до спецоперации на Украине они мешали строительству и пуску газопроводов. Забыли, что ли?

Политики сменились, а безголовость осталась. И озвучиваются инструкции, темники, а проще говоря, шпаргалки, вместо того, чтобы организовать дело, тот же ремонт трубы «Северного потока -1», добиться ремонта турбины, создать запасы газа и продуктов  питания. Нет. Немецкие и европейские политики вредят  своей деятельностью народам тех стран, правительства которых они возглавляют. А потому создают такой зловонный информационный шум, он которого всем только хуже.

Ну, ладно Путин виноват («кошка бросила котят»), журнал «Der Spiegel», это в конец    кривое зеркало Германии,  представляет его теперь чуть ли не с рожками, в виде дьявола… Ладно, русские такие – сякие, не позволили наглосаксам чужими руками мир захватить тогда, в середине ХХ века, а сейчас  не позволяют фашизму на Украине  окрепнуть, чтобы не стать для тех  же наглосаксов новым инструментом превращения человечества в безропотную  рабскую массу для их золотого миллиарда, но Герхард Шрёдер за что страдает? За то, что Германия в результате его деятельности получала из   России дешёвый газ и дешёвое сырьё для промышленности? Похоже, заигрались ребятки…


Сам я шпаргалки не писал и не пользовался ими, хотя другие писали. Мои однокурсники иногда записывали на листочке полный ответ на вопрос, листочки складывали в подшитый к подкладке пиджака дополнительный карман и на экзамене доставали из кармана нужную страницу. Я понимал, что при подготовке таких шпаргалок многое усваивается, но предпочитал заниматься в течение всего года или семестра.

Помню ещё в школе, зная, что меня «немка» обязательно спросит, заставит  новые слова записать на доске, я по линолеуму записал все слова карандашом мелким почерком. А когда вышел к доске писать, то ни разу не взглянул на шпаргалку, потому что вспомнил все эти слова и ни разу не ошибся.

После второго семестра  в период сессии мы много времени проводили на пляже на берегу реки Урал. Мне хорошо спалось с учебником истории КПСС на лице. А когда нужно пойти на экзамен, я понял, что могу провалиться. Чужими шпаргалками я не пользовался. Но я знал, что преподаватель наш кривой и видит не всю  аудиторию, потому рассчитал так, чтобы попасть в зону, которую он не охватывает своим взором. И весь учебник истории взял под мышку, расстегнув при этом пиджак. Тема досталась мне совсем не знакомая, про Анатолия Луначарского и идеи богостроительства и богоискательства перед Первой мировой войной. Я выложил на стол учебник и списал то, что мне нужно. Отвечал не очень уверенно, но знал, что получу ту оценку, какая у меня стоит за предыдущий экзамен. Такой была традиция этого преподавателя истории КПСС: он не завышал и не занижал оценок. Мне он поставил «хорошо».

Шпарга;лка (жарг. шпо;ра) — носитель информации, используемый на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать то, что испытуемый должен был запомнить. Из Википедии

Кстати, в Википедии дана этимология слова, якобы в основе русской шпаргалки лежит польское слово. Сомневаюсь. Как сегодня, так и в прошлом, с другими языками у нас были отношения крепче, чем с польским. Поляки во все времена были русофобским буфером между Россией и Европой.

Впрочем,  в Википедии  есть инструкции, как писать, как складывать шпаргалки, как прятать, как пользоваться. Масса полезных советов.

Заглянем лучше в словарь Владимира Даля.

ШПАРГАЛЫ м. мн. более шуточн. хлам, бутор, шарабара, всякие плохие пожитки. Писарские шпаргалы, бумаги и припасы. Толковый словарь живого великорусского языка

 
Нет у Даля такого понятия. И у Пушкина нет. И лицеисты шпаргалки не писали. Не встретил ни одного свидетельства.  И у Гоголя нет ничего о бурсацких шпаргалках.

На сайте стихи.ру встретил шуточное стихотворение Татьяны Варламовой Шутка. Так имя и обозначено: Татьяна Варламова Шутка

ШПАРГАЛКА

Всю ночь шпаргалки я писал!
Не спал, измучился, устал.
Теперь стою, тяну билет.
Мне будет счастье или нет?

И вот, билет в уже в руках,
В глазах бело, как в облаках…
-Ура! Писал всю ночь не зря!
«Наполеон»,- читаю я.

В моей шпаргалке это есть!
Ее бы мне теперь прочесть.
Я прячусь, словно таракан,
И лезу в правый свой карман.

Читаю: «Крымская война».
Мне эта тема не нужна!
И тихо, словно таракан,
Я лезу в левый свой карман.

Гляжу: «Крещение Руси».
Помилуй, Господи еси!
Ну, как же мне экзамен сдать?!
И стал шпаргалку я искать!

Искал в ботинках и в носке,
В рубашке, в брюках, в пиджаке!
И был ужасно удивлен,
Куда пропал Наполеон?!

Но мысль моя проснулась вдруг!
И я, преодолев испуг,
Припомнил все, о чем писал!
И разразился знаний шквал!

Аустерлиц, Наполеон,
Кутузов и Багратион!
Совет в Филях, пожар в Москве,-
Все разыскалось в голове!

Так получил пятерку я,
Но, откровенно говоря,
Обидно мне теперь до слез,
Зачем шпаргалку в школу нес?