Реплика про коррупцию

Сергей Елисеев
Сразу скажу, что в этом вопросе, как он сейчас стоит, я не разбираюсь по вполне понятным причинам. Я – пенсионер, на работу не хожу, в экономической жизни страны не участвую. О так называемой коррупции, о которой говорит президент, и о которой не толкует только ленивый, я знаю только вскользь, лишь по воздействию на мою частную жизнь. Да, жизнь пенсионерская - это не игра в бирюльки. Несмотря на то, что я отработал свою трудовую жизнь без утайки и согласно всем предписаниям трудового законодательства, я ничего существенного (недвижимость, движимость, счета в банке и т.д.) не заработал (такой вот лох). И пенсию я получил маленькую, рассчитанную мне не по зарплате старшего инженера, в должности которого я отработал всю карьеру, а по заработку сторожа (крошечного, конечно), коим я работал один год в период, когда на развалинах Советского Союза работать больше было негде. Но… я умею довольствоваться малым. Как говорят англичане, I know how to be happy with what little I've got. Научила жизнь, и в первую очередь армейская служба, когда радуешься просто тому, что можешь в тепле выспаться и хоть чем-то нормально съедобным наполнить желудок. Ещё чувство довольства и удовлетворения поддерживается воспоминаниями о тяжелейших несчастьях, постигших иных моих знакомых, но обошедших (спасибо тебе, Господи) меня (да минуют они и Вас!)

Коррупция. Что это такое? Первое, что приходит на ум – это взятки, принимаемые должностными лицами и чиновниками, для своих личных целей. Первейше – для получения материальных благ и устройства всё более шикарной жизни (шик – бесконечен как человеческая фантазия, порой болезненная). Но я полагаю, что это не только взятки, а практически всё, что противоречит формальному закону и моральным понятиям, многие из которых выражены в религиозных постулатах. Законы прописаны чётко и ясно. А понятия того, что такое хорошо, и что такое плохо – нами усвоены ещё с детства. Всё то, что идёт против формальных и моральных предписаний в угоду каким-либо частным лицам – это и есть коррупция.
Вот, например, армейское руководство использует личный состав для строительства своих домов и дач. Это коррупция? Безусловно. Помню, на гражданке выезжал я в составе «десантной группы» в рабочее время работать на участке начальника. Строили ему забор, убирали территорию. Я красил лавочку. Нарушение закона? Конечно. Попав на работу в НИИ, я долго не мог понять – что же тут делают научные сотрудники и за что они деньги получают. Сидевший рядом со мной отставной полковник (дедушка преклонных лет) время от времени, особенно когда в окно заглядывало солнце, засыпал и начинал похрапывать. Но никто не рисковал разбудить отставного почти генерала, устроенного на тёплое место. Кто и зачем посадил его в это кресло? Значит, кому-то надо было по каким-то соображениям. Коррупционным? А каким же ещё?

А вот ещё учреждение. Очень-очень деловое. Расцвет (или разгар?) новых экономических реформ. Распродажа остатков советской экономики. Начальника (назовём его «дядя Толя») на работе не видно. Большую часть времени он проводит в заграничных вояжах, разъезжая по разным странам для получения удовольствий и приятных впечатлений. В своей стране он себе уже всё устроил. Дорогая движимость и роскошная недвижимость в родном городе и в столице у него есть. А чтобы окружающая челядь не смотрела на него волком, он отправляет наиболее приближённых, начальничков среднего уровня – под предлогом обучения бизнесу – в тёплую страну погреться с недельку-другую. Каждому в карман будет положено несколько тысяч долларов на карманные расходы. Никто не откажется. Для поднятия статуса командировочных в группу «учащихся» будут включены и местные чиновники. Они с удовольствием бесплатно съездят отдохнуть, позагорать, покушать заморских блюд, попить экзотичных напитков и получить при этом кругленькую сумму в твёрдой валюте. Ну, а потом, при решении некоторых бизнес вопросов, они вспомнят, как щедро их привечал дядя Толя, и подсобят ему, когда и в чём надо. Рука руку моет. Коррупция? А что же это ещё!

А вот очень большая контора. Занимается она действительно большими делами общегосударственного масштаба. Здесь трудится очень много народу. Рабочие, инженеры, конторские служащие и т.д. Продукция этого предприятия пользуется широким спросом в стране и мире. Поэтому доход получается немаленький. Но распределяется он чрезвычайно оригинальным образом. Самая верхушка конторы – это небожители. Они деньги не считают. Им деньги не нужны. У них есть всё с избытком. А вот те, что рангом пониже, считают всё очень тщательно и распределяют столь оригинально, что приобретают себе квартиры, строят дома, заставляют их роскошным интерьером и произведениями искусства, в которых ничего не смыслят, в то время как огромное число рядовых сотрудников с трудом биологически выживает на тот мизер, который им оставляют. Они – нищета, хотя трудятся на успешном предприятии, производящем и успешно реализующем свою продукцию. Как такое возможно? Возможно, если работа этого предприятия организована таким образом. Иначе как коррупционным его не назовёшь.

Примеров коррупции я мог бы привести превеликое множество. Кажется, что вся моя трудовая биография прошла в обстановке мелкого и крупного воровства, серых схем, обходящих закон манёвров, замаскированных взяток, а порой и просто откровенных хищений. Но это было в прошлом, в то время, когда я был активным «винтиком» в экономическом механизме нашего государства.
Теперь – другое время. Я вышел в отставку. Ничего из вышеописанного больше не наблюдаю. Но кожей чувствую, что что-то не так в государстве российском…