Тимур и Баязет. В стихах

Эрнест Марцелл
Предисловие:

Османский султан Баязет по прозвищу Молниеносный подчинил всю Малую Азию и наводил своим именем ужас на Европейских монархов. После жестокой расправы над пленными крестоносцами под Никополем, его стали именовать Зверем. Но осадив Константинополь, он получил ультиматум от Тамерлана, на который ответил оскорбительной грубостью. Тимур принял вызов и оба могучих войска сошлись под Ангорой...


Ангора. Мраморная зала дворца. Раненый Баязет обессиленно лежит на диване. Рядом с ним на столике открытый Коран. Входит опирающийся на трость Тимур в сопровождении охраны и придворного ученого Селима. Тимур останавливается возле дивана и с усмешкой смотри на Баязета. Тот молча глядит в сторону, шепча про себя молитвы. Некоторое время проходит в молчании.

Тимур (насмешливо)
Его величество султан,
Что был сравним с луной!
Какая встреча, вновь ты сам
Предстал передо мной!

Баязет(глухо)
Ты удивлен, Тимур что я
Не выявляю страха?
Отвечу, что судьба моя
Теперь в руках Аллаха!
Раз эту битву проиграл,
То так ему угодно!
Какую кару мне б не дал-
Перенесу свободно...

Тимур
Ты храбро речь ведешь свою
И это мне по нраву,
Ведь Молниеносным я смотрю,
Тебя звали по праву.
Насмешливая вещь судьба-
Не скажешь по иному,
Что власть таким как мы дала-
Кривому и хромому...
(смеется)

Баязет(вскинув голову)
Кто не дрожит перед тобой-
Тебе не по нутру!?
Султаном стать был мой удел,
Султаном и умру!!!

Тимур(зловеще)
Зря ты храбришься, Баязет
Сейчас в моих глазах,
Ведь глубоко в душе твоей
Я вижу-спрятан страх.
(Нагибается к султану и в упор смотрит на него тяжелым, пронизывающим взглядом. Баязет не выдерживает и опускает взгляд.)

Тимур(усмехаясь)
Когда  к себе позвал всех вас,
Тебе была потеха.
Что ж не смеешься ты сейчас,
Иль стало не до смеха?!

Баязет
Стал день в сознании моем
Подобен черной ночи...
Ты победил меня числом,
Чего ещё ты хочешь?

Тимур(со злобой)
Коль не был ты таким ослом,
То в нашей общей силе
Легко бы мы с тобой потом
Европу захватили!

Баязет(медленно)
Ты властен надо мной сейчас,
Но нету дозволенья
Мне наносить на этот раз
Как черни оскорбленья!

Тимур
Боишься ты за честь свою?
Тогда не слушай прочих!
Как государь государю
Воздам тебе я почесть!
В Некополе ты показал
Достойно всем свой нрав,
От гнева чтобы твоего,
Бежал весь свет дрожав?!
Константинополь припугнув,
Решил ты миром править?
Клыки свои дерзнув
И на меня оскалить?!
Достоин ты назваться Зверь-
То взял я на заметку...
Так отправляйся же теперь
Сидеть в железну клетку!

Баязет вздрагивает, в его глазах на миг промелькивает ужас.
Но ему удается справиться с собой и взять себя в руки.

Баязет
Я про пощаду у тебя
И говорить не стану...
(неожиданно сорвавшись)
Но можешь все же ты меня
Прикончить как султана?!
Неверных я в Европе той
Заставил нас бояться!
Теперь ты хочешь надо мной
Чтоб стали все смеяться?!

Тимур равнодушно отворачивается и медленно удаляется от пленника. Баязет в отчаянии дергает себя за бороду и опускается на пол...

Селим(догоняя Тимура)
Придумал в гневе разум твой
Ужасно наказанье!
Ведь будут хуже смерти злой
Подобные страданья!
Уже подал ему урок
Достойный ты, Тимур!

Тимур
Он в силе был своей жесток
И дерзок чересчур!

Селим
Да, можно силой все решать,
Других легко судя,
Но чтобы истину узнать,
Взгляни сам на себя!
Рассказы любишь породить
О том как гнев твой страшен,
Из мертвых стены возводить,
Из черепов же башни!

Тимур(усмехнувшись)
Со мной тем сравнивал себя!
Пускай вот так и будет!
Теперь же победитель я-
И кто меня осудит?!

Селим(осуждающе качая головой)
Рабом гордыни быть своей
Нельзя... Коль жаждешь мести,
Придумай казнь пострашней, Но не лишай так чести!

Тимур(яростно ударяя трость об пол)
Я так сказал- и будет так!
Не трать моё терпенье!
Хоть мудр ты, но я никак
Не изменю решенье!

Селим(смиренно)
Не гневайся...царю дерзить,
То дело не моё!
Но мудрость не постичь, поверь,
Тебе таким путем...

Тимур(Селиму вновь спокойным тоном)
Решил назваться Зверем он
За свой кровавый нрав?!
Так судит пусть зверей закон:
"Кто сильный-тот и прав!"


Послесловие:
По легенде Тимур бросил Баязета в клетку (многие восточные историки утверждают что клетка была золотой), показывал его словно животное, осыпал издевательствами и глумлением. Не выдержав позора и бесчестия Баязет умер спустя год в заточении. Некоторые историки уверены, что Тимур, смилостивившись, даже хотел отпустить Баязета (с его сыновьями он обошелся довольно хорошо), просто тот умер от инсульта. Но не исключено и то, что страшный завоеватель, вволю натешившись, просто решил  избавился от дерзкого пленника...