14. Задача - сделать человека счастливым - не вход

Алексей Гречко
14. Задача - сделать человека счастливым - не входила в план сотворения мира.
Летать в облаках Атрём любил ещё с аэроклуба, он по ним соскучился и с удовольствием наблюдал как лайнер продирается сквозь плотную пелену. Вскоре приземлились в аэропорту Риги. В иллюминаторы увидели знакомое с детства здание терминала, нахлынули эмоции и волнение от предвкушения скорой встречи с родными. За бортом была замечательная прибалтийская погода, по которой друзья тосковали в жаркой саванне - низкая облачность, температура чуть выше ноля, моросил слабый дождик. Тут, наконец, напряжение отступило окончательно. Сейчас, наверное, набежит пресса, чиновники, девочки с цветами.

Подогнали трап, спустились на перрон. Никто их не встречал… А нет, вот идут два серых организма стандартно-полицейского вида в гражданском обличии. Стараясь не привлекать внимания окружающих, авиаторов направили в административное здание аэропорта. Только здесь, вдали от случайных глаз Артем, Янис и Каспер окунулись в теплое море объятий родных - жен, детей, родителей. А дальше – поцелуи, слёзы, улыбки, шептание на ушко таких слов, от которых у впечатлительных дам и подростков могут наступить рыдания.

Казалось бы, счастливый конец истории. Но у нас тут не мыльная опера, а классический материализм, поэтому продолжим.

Родных и близких на время оставили приходить в себя и переместились вместе с чиновниками и представителями спецслужб в комнату для брифингов. За пару дней до этого в интернет-изданиях и новостных выпусках вышли статьи о том, как спецслужбы Латвии (не смейтесь) совместно с МИДом и представителями ООН освободили несчастных пилотов из заточения, показав всему миру компетентность, профессионализм и сплоченность. Парни читали эти статьи еще находясь в Хартуме. Артем, наконец, был дома и мог не опасаться вызвать своими действиями напряженность в международных отношениях, поэтому высказал «родным» бюрократам всё что накопилось в чертогах хрупкого сознания. Он восстанавливал свои знания крепких экзотических русских выражений, характеризуя неприкрытую ложь, выставляющую их безропотными пострадавшими и перечеркивающими всё, что им пришлось преодолеть на пути к свободе. Он описал, лишь изредка обращаясь к литературным выражениям, сколько шансов вырваться, было упущено из-за бюрократизма и проволочек, и какие сложности добавились благодаря дилетантским действиям переговорщиков и «спасителей».

- Слушайте, ну я терпел, когда местный губернатор и их спецслужбы приписывали себе эти заслуги. Они хотя бы на вертолете за нами слетали и организовали отправку на родину. А эти Д;@$&:?*:%№ только слили про нас информацию на переговорах с бандитами. Мне интересно, выкуп планировали собрать? Вообще всё себе приписали, совести нет, я тут молчать не собираюсь.

- Послушай Артем. Вы сейчас устали все. А нам еще работать в Африке и договоры продлять с ООН. Взаимодействия с ООН и МИД не избежать и лучше отношения с ними не портить.

- Как правда может что-то испортить? Вы в курсе, что англичане, которые нам вывоз организовывали, латышских спецов послали обратно, чтоб они не мешались под ногами? Профессионалы, блин, об этом я что-то не нашел упоминаний в статьях…

Национальные кадры всегда остро реагировали на критику в свой адрес, а комплекс неполноценности заставлял браться за непосильные для спецслужб таких небольших стран задачи. Это приводило к не лучшим решениям и действиям. Среди присутствующих затесался и представитель государственной тайной полиции Латвии.

- Артём, давай сейчас скандал раздувать не будем. А я переговорю со всеми, организуем в прессе опровержение и представим описание реальных событий. Мой вам совет, вы с ребятами интервью не давайте никому. Прессу будет интересовать только сиюминутная сенсация, и они ни вам, ни вашим родственникам покоя не дадут.

Ох уж эта политическая целесообразность, которая может проехаться катком по любому честному человеку и всё будет оправдано. Как всем известно, честным политиком быть нетрудно — конкуренции почти никакой.

Парни были вымотаны. Они нормально не отдыхали с южного полушария, за стенкой ждали родные, с которыми не виделись несколько месяцев, поэтому внятных вариантов действий было не видно и конечно согласились с предложенным…

Прошло несколько дней. Парней приглашали в спецслужбы давать показания. Каждый заново рассказал всю историю похищения и побега. Задавали повторяющиеся вопросы, искали нестыковки. Копались в теме правомерного применения оружия. Нашим друзьям сказали, что по информации из Судана они якобы убили четырех человек и несколько ранили и теперь за каждого убитого джанджавиды требуют от миссии ООН выплаты. Артема эти беседы к спокойствию не приводили.

- Вы нам, зачем об этом рассказываете? Или хотите, чтобы я выплатил бандитам деньги? Или мы чувство вины должны испытывать?

- Конечно нет. Артем, я просто информирую, для понимания ситуации. Миссия ООН теперь испытывает давление…

- Они если взялись порядок наводить в Судане, так пусть и наводят! Янис дал вам все имена, у вас есть куча их симкарт. Для чего все эти спецслужбы и полицейские на нехилой ООНовской зарплате? Найдите похитителей и посадите в тюрьму, а если будут сопротивляться – ликвидируйте. А нас не нужно делать крайними за то, что пришлось выполнять вашу работу!

- Тут вы Артем правы в какой-то мере, но вы не знаете всех сложностей…

- И знать не хочу! Давайте закончим…

Опровержение фейковой истории спасения экипажа вышло, как и обещали, но было сформулировано таким хитрым образом, что стало вообще непонятно, как там развивались события и кто кого спас. Но ребята уже поостыли и не испытывали острого негатива по этому поводу.

Через некоторое время правдивая история всё-таки просочилась в прессу. На одном из раутов со своими многочисленными любопытными друзьями Артем рассказал очередной раз о своих приключениях. На встрече, как порой бывает, нашелся человек с диктофоном. Информация разнеслась по местным информационным сайтам. Латышский экипаж был представлен в героическом свете, как оно и должно было быть изначально. Чиновники и директор авиакомпании был крайне недовольны раскручиванием этой темы. Но, как известно - победителей и героев не судят.

Наши герои с честью преодолели все испытания, выпавшие на их долю, в том числе и медные трубы. Поскольку наш рассказ лишен романтических иллюзий и не избегает прагматизма, информирую, что наши друзья продолжили трудиться на любимом авиационном поприще.

Янис сразу ушел из этой вертолетной кампании. Он занялся подготовкой кабинных экипажей пассажирской авиакомпании. Ему было, что передать из своего опыта молодежи. Теоретические знания по взаимодействию с пассажирами, пресечение агрессивных действий, внимание к мелочам, он теперь мог подкрепить случаями из жизни.

Каспер удивил всех и вернулся в военно-воздушные силы Латвии (не смейтесь) борттехником военного вертолета в качестве гражданского специалиста (не спрашивайте, не знаю, как это сочетается) Спокойное, теплое и безопасное местечко в Латвийских ВВС. Не во всех гражданских авиакомпаниях, как вы поняли, такую нирвану можно найти.

Артем пять лет ещё полетал в экзотических местах, периодически разбавляя рутину полетов, впечатлениями от красивейших уголков природы, а иногда и повышенным пульсом от опасных ситуаций. Потом ушел работать пилотом на дорогие частные вертолеты, возить VIP-клиентов и олигархов. Там он имел некоторую свободу, его не ограничивали уставы, или рутина плановых полетов. Кроме того, он был допущен к полетам практически на все вертолеты, имеющиеся в Латвии, и готовил частных пилотов, находя и в этом свое предназначение.

Да, дорогой читатель, тут можно и позавидовать нашим друзьям, но, конечно, не в период их пребывания в Дарфуре. Так что, планируя побывать в Африке моему читателю нужно оценивать ситуацию адекватно, рассчитывать лучше на себя и то, при условии, что ваша карма велика и сияюща.

***
26 июля 2010 года в Дарфуре был захвачен вертолет Ми-8 авиакомпании ЮТэйр, выполнявший задание ООН по маршруту Эль-Фашер (Судан) - Абеша (Чад). На борту находились четыре члена экипажа - все граждане РФ. В заложники был взят командир экипажа Евгений Мостовщиков. 29 июля он был освобожден. Обстоятельства освобождения неизвестны.

29 августа. 2010 в городе Ньяла (провинции Дарфур), похищенны три российских летчика, являющихся пилотами суданской компании Badr Airlines. По словам очевидцев, похитители с заложниками скрылись на джипе Toyota

4 ноября 2010 года произошел описываемый тут случай.

13 января 2011 года в районе г. Эль-Дженейна (Западный Дарфур) были похищены трое болгарских летчиков (авиакомпания Heli Air), работавших во Всемирной продовольственной программе WFP.

26 января 2012 года в городе Ньяла был захвачен сотрудник российской авиакомпании ЮТэйр. Благодаря скооперированным действиям посольства РФ и правоохранительных органов Судана, его удалось освободить в тот же день.

21 декабря 2012 Российский вертолет Ми-8, был сбит в Южном Судане: погибли пять человек, в том числе четыре россиянина.

3 августа 2013 года повстанцами был захвачен экипаж российского вертолёта Ми-8 (двое граждан Украины и один гражданин Судана). 27 августа они были освобождены. Обстоятельства освобождения неизвестны.

26 января 2015 года оппозиционная группировка «Суданское освободительное движение — Север» похитила трёх болгарских пилотов. 1 февраля они были освобождены. Обстоятельства освобождения неизвестны.

29 января 2015, были похищены двое россиян. В тот день они на микроавтобусе, которым управлял гражданин Судана, отправились за продуктами на рынок. На каком-то участке пути водителя и двух россиян похитили семь вооружённых злоумышленников в масках.