Глава IV. 3. Московцева

Валентина Воронина
                3. Московцева
               

   Она давно искала свою Н-скую подружку в Одноклассниках – и все впустую.
Это именно к ней звонили ее родители о переезде в Москву в 73 году, это с ней болтали о мальчишках  и критиковали учителей вместе с директором, это с ней друг за другом проживали в одной комнате в Лосиноостровском общежитии вместе с Нинкой Семеновой. Это именно она свидетель ее влюбленности в Володю и участница всех девчачьих посиделок, вплоть до знаменитой незавершенной «уборки  территории» перед его приездом с песнями  и частушками, когда и верхний свет уже лень было двум уставшим девахам выключать известным способом.

   И вот Надька обнаружилась на сайте. Под другой фамилией, но узнаваемая стопроцентно. И нашлась в 19-й Н-ской школе, той, где Оля училась в 4-м классе. Ликованию не было предела. Ведь это очень близкий человек из прошлого. Но вот уже месяц, а она не отвечает на ее письма. А последний визит был в июне. А сейчас уже конец января следующего года. Что бы это значило?
   - Надежда Михайловна! Или как они ее переиначили с Володькой в юности: Мидежда Нахайловна!  Отзовись! Жду и надеюсь.

    Дней через 30 – о радость! – Московцева обозначилась на сайте:
- Оля! Неужели это ты? Господи! Я и не чаяла тебя никогда увидеть.
- Надька! Как же долго я тебя искала! Я это, я! Господи! Есть еще один человек, которому можно сказать: - А помнишь?
- Где ты? Как ты?- и перешли на Скайп, поскольку обе имели адреса, дальше уже видеовосторг взахлеб, обо всем и ни о чем сразу, но для них – верх информативности.
- А ты? Ты зачем на сайт вышла, на который не заходишь? И почему только в 19-й школе  нарисовалась, где вместе учились в 4-м классе.
- А я слабо разбираюсь в этом сайте, вот и не захожу.
- А где школа, где нас учил Зимергуз? Помнишь Зимергуза? Кстати, какой у нее номер?
- Ой! Помню. А школа №18.
- Как твоя дочь, Аня, кажется, зовут. Ей было 9 месяцев, когда я ее видела в первый и последний раз в 73 году, когда мои прилетели в Москву, а я была у тебя.
- Анна живет в Голландии. У нее две дочки. Ну да, в 73 вы были с Володей у меня.
- Надя! А Володи моего уже три года нет, умер на следующий день после своего 60-летия…
- Ай-яй-яй, Ольк! Как  жалко! Помню его таким большим и красивым. Ты еще рассказывала тогда, что его образ – это образ раскормленного кота на диване, который лежит себе и мурлыкает. Но в любой момент может вскочить и начать охоту, резвую и беспощадную.
- А твой как бывший, Сережа, кажется?
- Правильно, но Женя.
- Ты все в той же квартире обретаешься?
- Нет, но там же, только ближе к метро.
- Так, дочь в Голландии, а ты как?
- Как-как, одна. Был у меня один  мужчина, лет 10 вместе прожили, но он уехал в Америку. И меня звал, но я не решилась. Зато каждое лето езжу в Амстердам. У Анны это второй брак, и дети уже в зрелом возрасте у нее появились, так она такая сознательная мать, что просто диву даешься.

- Надь! Надо же! Дама из Амстердама. Мы о таком и мечтать не могли в наши времена! Вот, был еще такой детектив немецкий «Дама из Амстердама» из серии «Инспектор Деррик» Ну да, немецкий. Там еще красное пальто у этой дамы – загляденье.
 - Ну, у тебя и память, особенно про пальто.
- Да ладно, его недавно по телевизору показывали, вот пальто и восторг прошлых лет и всплыли. А память – это такое, не знаешь, как и определить, чудо, наверное. Кстати, а помнишь Нинку Лукину? Тоже вот ее никак не найду. Из нашего класса вообще нет никого на сайте.
- Да, Нинку бы повидать или услышать. Вот тогда в 73, когда ты приезжала, предпоследний раз виделись. А потом я ее в больнице встретила, была больна более чем серьезно.
- Да ты что? А про кого из наших еще помнишь?
- С Сашкой Колосовым  часто перезваниваюсь. С компьютером он не дружит. Помнишь Сашку-то?
- Еще бы! Такой аккуратист и денди с дальним жизненным прицелом выбраться из Н-ска. Симпатичный, конечно, парень из соседнего с моим дома. Да он и постарше был. Удивительно, никакой влюбленности, просто весело дружили и мечтали о будущем.
- Да он и выбрался. Кстати, а я не ожидала, что ты в своем Д-ске останешься.
- Да ты что! Это у нас сейчас и всегда был о-очень заметный город. И политиков и олигархов.
- А тебе-то чё с того? Неужели в Москву не тянет?
- А я, Наденька, давно отрезанный ломоть. У меня трое сыновей. Младшему всего 22, а старшему внуку -20. – Оля часто  произносила это вслух или писала в письмах на сайте, почему-то этот факт из ее биографии всех приводил сначала к раздумьям и легкому ступору, а потом к восхищению. Вот здесь можно было перейти  и к еще одной заметной ее особенности:
- А помнишь, как в компании с Сашкой  хватили водки почти по стакану и меня это сразу накрыло?  Хорошо, что уже было темно, так я оттуда по стежке в чужой картошке понеслась домой. По дороге потеряла белую лодочку на большой шпильке, но домой пришла в одной туфле, хотя меня качало и бросало от такой ходьбы. Ну, дома и стены помогают, хотя они тоже качались. А в 5 утра на смену вставать, помнишь мою работу на фабрике?
  Так вот!  Где-то через час в окне Сашкина удивленная-удивленная физия с одной туфлей в руках:
 - О-ля! Ты дома? А как же ты дошла без туфель? – и показывает трофей в руках.
- Да в туфлях я!
- Неправда! Туфли у меня! И показывает свою.
- У тебя одна, а вторая у меня.
- Не верю! Покажи! Как же ты в одной могла дойти? Это ж только ноги ломать. А мы волновались, что потеряла. Мы и сейчас волнуемся. Немедленно покажи – мы все волнуемся. А вы втроем – кто еще двое - убей бог,  не помню, за палисадничком, группа поддержки вусмерть, но кивают и поддакивают дружно.
- Это было все! – посмеялись и сейчас, картинка как живая, еле-еле угомонились и туфельку снаружи к окну пристроили.
- Так вот это я к чему? Надь! У меня сейчас ноги  как раз на высоту каблука друг от друга отличаются. В 46 лет мне поставили врожденную дисплазию, потом неудачная операция на одном бедре – бес меня попутал попытаться себя исправить – а в результате  этой операции одна нога стала намного короче…
  Так что я эту смешную историю частенько вспоминала, как  комическое предзнаменование, что ли.
- Да, Олька… Это ты меня убила. Я часто все размышляла, почему ты сигналов никаких не подаешь о себе. Неужели в Москву не приезжаешь? Ведь и мама, и сестренка здесь.
- Представь себе, и не езжу. Пока была здоровая и сильная, была им нужна во время отпуска и ремонт затеять, и все текущие дела попеределать. А как заболела, то ко мне никто и не приехал ни разу. Плюс все-то они волновались чересчур, что я буду на папино наследство претендовать, хотя давно все уже было обставлено с моим отказом в пользу Светки. Мама дословно сказала Володе по телефону, когда он им намекнул, что я нуждаюсь в них:
- Ты муж, ты и ухаживай!
- А он и ухаживал, спасибо ему большое! А когда заболел он – ухаживала я. А как же – закон жизни – и в горе, и в радости.
- А с ним-то что? А Светка-то как тебе в Н-ске досталась, не говоря уже о других городах. Да что там тебе, даже нам, то ей гулять, а всего-то два года, то ей кушать, то одеть, то раздеть. Когда пошла в первый класс, то и то к тебе ее маман привезла и оставила на месяц, а сама в санаторий, а у тебя зимняя сессия и беременность на 9-м месяце. Все вместе было очень весело вместе с бабками-соседками, я и то помню!
- Нет, Надя, обо всем этом в другой раз, да и то если сложится. Темки-то непростые, как говорится. А бабки – раз вспомнила, то и я скажу – у меня жива  моя вечная благодарность этим людям за их след в моей жизни.
- Понято. Ну, давай что ли прощаться.  А напоследок: - А помнишь, как в поход в Н-ске ходили?
- О-о-о! Еще бы!
И они залились хохотом, как девчонки.
- А Вовка Ракуленко   как там поживает? Ты его видишь, Оль? Вроде тоже как ухлестывал немного за мной.
- О нет, Надя! Ракуленко кончил свой путь плохо. Его уже давно нет. Как –то дико то ли сам, то ли кто помог в поезде повеситься.
- Надо же! А симпатичный ведь был парень! Водка, наверное, проклятая.
- А так никто ничего и не знает. Но не без водочки, конечно.

   На следующий день в гости на сайте зашла дочь Анна, что из Амстердама. Бог мой! И какая же красавица с пышной копной волос, в которой заблудилась детская ручонка. Самодостаточна, современна и глубоко уравновешена или довольна жизнью. А на Надьку как похожа в цветущей молодости! Хотя Надежда и сейчас легко узнаваема, но никогда не была так уверена в себе. Или просто мы все были бедней и зашорены правилами поведения советской девушки, а потому и взгляд был напряженным, как будто все хранили одну военную тайну.

  А сама девушка пропала куда-то, не отзывалась на приглашение в друзья и в группу Олиной юности, которую она назвала, если помните, «Это было недавно». А ведь там было столько фотографий из разных периодов жизни, столько переписки, попытка познакомить всех со всеми, кто нашелся на сайте из разных школ ее детства и из современной жизни.

   Недели через две они пересеклись на Скайпе и вновь всласть наговорились, при этом вместе нашли все приглашения и согласились с ними. Скажем прямо, Надежда не была сильна в компьютерном общении, она все больше фильмы копировала и потом их смотрела.

  Между делом получила Оля и привет от Саши Колосова, с которым Надежда успела созвониться и сообщить, что Олька нашлась. При этом Сашка сказал почти дословно следующее:
 - Стоило разменять 7-ой десяток, чтобы снова встретиться с молодостью.
Надя обещала поизучать Олину жизнь в фотографиях и сообщениях на форуме группы и в следующий раз прийти на Скайп  вельми обогащенной новыми знаниями. Потому что разве все расскажешь про 40 лет разлуки?

    Ну, разве только то, что Надя тоже около 30 лет работала начальником отдела кадров на каком-то заводе. И они весело посмеялись над такой жизненной схожестью, тем более, что кадровики всех стран понимают друг друга с полуслова.
 - «А напоследок я скажу»:
 - А помнишь Мячикова? – и снова взрыв хохота. Потому что этот восьмиклассник, в которого Олька была влюблена, вместе с приятелем был нечаянно ими выслежен однажды зимним вечерком у окна женской бани.
  А утром по классу уже гулял стишок:
                Пред баней ящик из-под угля
                На нем два дурака стоят
                И распластавшись на окошке
                На чьи-то прелести глядят.
  То, что вполне нормативное «на чьи-то прелести» моментально стали переделывать каждый на свой лад в меру испорченности, воображения и воспитания, об этом и упоминать не надо, само собой. Автора, конечно, тут же сдали, и Мячиков  угрожающе показывал Оле  кулак  практически два урока подряд. Но его внимание ее уже не интересовало. Любовь прошла окончательно прямо на задворках помывочного предприятия.
   И снова хохот двух теток.

   А сегодня от Нади получила сообщение: Оля! Я после просмотра всех твоих фотографий пребываю в состоянии нереальности. Не ощущая себя здесь, я вижу всю нашу жизнь в том времени, испытываю чувство большой радости, что все это было. Я там оставила комментарии на нескольких фотографиях. Вовка чудо. Жаль, что не могу этого ему сказать, но говорю тебе. В воскресенье, надеюсь, будешь в сети. Выйдем на Скайп. Ведь мы уже нашлись? Повтори мне это. В реальности в это не верится.
   А комментарии были таковы, что растрогали  ее до  слез:
 - Олечка! Вы роскошная пара. Смотрю на ваши фотографии с щемящим чувством утраты чего-то большого  в моей жизни, что пролетело, а я не смогла заострить на этом свое внимание. Суета жизни не позволила видеться с вами, а сейчас Вовки уже нет. Люблю вас и все, что с вами связано. – Это возле  портрета на чьей-то свадьбе, где они получились во всей красе, спокойные и с очень выразительными, даже одухотворенными, лицами.
 
 - Оля! Очень смешанные чувства. Я вас помню именно такими. Влюбленными и смешливыми. – А это возле фотографии  на очередном «Огоньке» в Володиной части. Их и было-то всего два, где первый – памятное знакомство.