Мудрый Алтынбай

Николай Игнатущенко
В казахском селе, расположенном недалеко от областного центра северного Казахстана, жил чабан передового совхоза Жанибек Алтынбаев. В 60-е годы по призыву партии молодой парень после школы пошел работать чабаном. У него все дела всегда получались легко. Он понимал и любил животных, хорошо скакал верхом на лошади, его всегда слушались собаки. Для полной картины облика молодого человека можно добавить, что он прекрасно пел народные песни, играл на домре и очень любил много говорить.

Учась в школе, на всех занятиях по гуманитарным дисциплинам выручал класс, вступая в дискуссии с учителем на любые темы, затягивал урок таким образом, что времени на опрос учеников уже не хватало. Легкий характер и природный казахский юмор в стиле степного мудреца Алдара Косе нередко помогали ему выходить из самых трудных житейских положений. Любил выступать на заседания разного рода, говорил легко и всегда по делу, пользовался высоким авторитетом не только у молодежи села, но и у умудренных опытом аксакалов.

В жизни любого человека очень важно попасть в свою струю, чтобы успешно плыть по течению жизни. В район поступает разнарядка – шире привлекать молодые рабочие национальные кадры к вступлению в ряды КПСС. Жанибек тут же оказался в первых рядах. Передовой чабан стал штатным оратором из народа на мероприятиях районного, а затем и областного масштаба. Вскоре Жанибек Алтынбаев был избран секретарем парторганизации совхоза.

 По рекомендации свыше окончил совпартшколу и влился мягко в стройные ряды партийной номенклатуры. Шло время. Жанибек Алтынбаев в возрасте чуть за сорок стал секретарем областного комитета партии. В своей среде его уважительно называли Алтынбай. Неторопливость и глубокомыслие истинного сына степей всегда помогало Жанибеку не только оставаться на плаву в сложной стихии партийной работы, но и иметь высокий авторитет в области и республике.

На очередном пленуме ЦК КПСС в Москве Алтынбай удачно выступил по вопросу партийного руководства развитием животноводства Казахстана. Вечером его пригласили друзья казахстанцы для продолжения обсуждения важного выступления Алтынбая. Долго пили хороший чай, запивая прекрасным коньяком. Закончилось заседание в чужом номере гостиницы около десяти часов вечера. Уставший, но довольный Алтынбай, был обласкан добрыми речами земляков.

 Пришел в свой номер гостиницы Россия. Уже решил отойти к заслуженному отдыху. Снял свой партийный пиджак и решил, что для полного счастья ему не хватает пятьдесят граммов коньяка и бутерброда с красной икрой.

 Переложил в карман брюк купюру в двадцать пять рублей, решил зайти в буфет на своем этаже. Исполнив свое желание, Алтынбай вышел из буфета и, понял, что совершенно не помнит номер своей комнаты. Длинный пустынный коридор гостиницы пугал своей неопределенностью. Легче увидеть лису в степи, чем найти среди совершенно одинаковых дверей свою незапертую дверь, за которой прячется его пиджак с наградами и ключом в боковом кармане.

В сложных ситуациях Алтынбай всегда говорил себе: "Думай, Алтынбай! Не торопись, все будет хорошо! Наводить справки про номер комнаты неприлично. Надо думать, и решать простой вопрос".

Далее со слов самого Алтынбая.

 Я пошел по коридору. Из номера в буфет я повернул налево, значит моя комната по ходу из буфета на правой стороне. Партийный работник высокого ранга стал мягко стучать во все двери правой стороны коридора и спрашивать: «Алтынбаев здесь живет»?

Если дверь была закрыта, проходил дальше.

Наконец добрался и до своего номера. Спрашивает: «Алтынбаев здесь живет»?
Открыл дверь, увидел свой пиджак с орденами: «Здесь Алтынбаев живет, вот его пиджак! Это я Алтынбаев»!