Горбатые ловчие субмарин. Флотское эссе. VI

Садовский
            Горбатые ловчие субмарин. Военно-морское эссе. VI


      Но вернёмся  к   трагическому в первые  месяцы войны 1914 года противостоянию  подводных и надводных сил противоборствующих флотов. С появлением  в распоряжении  надводных сил глубинных бомб и сонара  чаши весов этого противостояния, дотоле перевешивающие в пользу подводников, начали уравновешиваться.  С этого момента  подводные лодки  стали терять интерес к боевым кораблям. Риск  атаки   надводного боевого корабля, оборудованного гидрофоном и  глубинными бомбами, был очень большой, а вероятность удачи  резко  сократилась.  Более того,  у субмарин  появился смертельный враг в лице  эскадренных миноносцев, которым   пришлось взять на себя бремя  охраны  торговых судов  от  нападения подводных лодок.  Быстроходные, маневренные,   недорогие в изготовлении,  оснащённые  приспособлениями для   сброса крупных глубинных  бомб и гидрофонами, они стали  грозой  подводных разбойников.  Эсминцы, обнаружив  подводную лодку, не уклонялись от  поединка,  а решительно бросались в атаку, настойчиво преследовали и  добивались  цели – уничтожить врага.
     Для субмарины  связаться с эсминцем было, что называется, себе дороже, у неё были другие более  важные  задачи, заключавшиеся в уничтожении транспортных судов доставляющих  сырьё, материалы, топливо – хлеб воюющей индустрии, не говоря уже о военных  поставках.      Эсминцам  же  в условиях  тотальной  подводной войны на транспортных коммуникациях пришлось переквалифицироваться  и создать новый класс военно-морского флота -   эскортные   корабли. В дальнейшем  они получили название  сторожевых кораблей.  Тем не менее, положив начало классу экскортных кораблей, эсминцы не  растворились в нём,  а продолжали оставаться эффективным, многофункциональным классом надводных кораблей, который   далеко ещё не закончил свой путь  эволюционного развития. 
       Именно способность  эсминцев оказывать мощное противодействие  подводной угрозе резко увеличило их востребованность и к окончанию  первой мировой войны  их количество  во всех флотах противоборствующих сторон возросло в разы. Только в Англии  в 1916 году было построено 96, а в следующем – 69 эсминцев. Тем не менее, сколь  грозны и эффективны не стали эсминцы в борьбе с подводными лодками и сколь много их не было построено к концу войны, всё таки их не хватало, чтобы     объявить тотальную войну  множеству  субмарин, действовавших повсюду.
       Да и многие  достоинства  эсминцев, такие как мореходность , дальность плавания,  мощное торпедное и артиллерийское вооружение  оказались излишними в  противолодочной борьбе.  Водоизмещение  эсминцев той поры уже перевалило за   тысячу тонн, и  слишком дорогим было это удовольствие – гонять  субмарины  такими  серьёзными  кораблями.  Впрочем,  воюют не водоизмещением, хотя   боевые характеристики   кораблей напрямую связаны с этим параметром.  Чем  мощнее вооружение корабля, тем больше его масса,  тем  большим водоизмещение должен обладать корабль,  тем более мощная должна быть его  энергетическая установка.  Кроме того, эсминцев не хватало даже на выполнение экскортных задач, для обеспечения  безопасности движения  конвоев.   Постепенно  формировалась идея  необходимости создания специальных кораблей, основной боевой задачей  стало бы  поиск,  обнаружение и уничтожение  субмарин  противника. Интересно то, что об этом,  по крайней мере в прессе,  впервые  заявил не  военный,  а  изобретатель. Правда,  им  был никто иной, как знаменитый, ставший в последствии  легендарным   серб Николай Тесла,  создатель  трёхфазного тока ,  трёхфазного двигателя и многого чего, чем человечество пользуется до сего дня. К практическому  воплощению   некоторых фантастических  предложений  Теслы   учёные  подошли только сегодня, спустя  сто лет, и то на стадии экспериментов. Американская   газета  «Сан»  в номере от 20 декабря  1914 года  опубликовала  статью   Николы Теслы, в которой   самый знаменитый серб,  находясь под впечатлением  гибели трёх  английских крейсеров, торпедированных   немецкой  лодкой  U-9  22 сентября 1914 г.,  заявил, что для эффективной борьбы  с подводными лодками  «придётся  создавать  специально предназначенное для этого судно».  Там же  Тесла   объявил  о  конце  эпохи  состязания  орудийного калибра  и брони  в морских войнах.  И действительно,     подводная  составляющая   в действиях флотов  с 1914 года    начала  вносить существенные  коррективы в  тактику и стратегию  войны на море.      
     Подводные лодки в начале первой мировой войны ещё не были в полной мере океанскими  и  их морские операции в большей мере ограничивались  театром   европейских морей – Балтийское, Немецкое море, Английский канал,  Гибралтар,  Средиземное море.  Поэтому,  задачи борьбы  с подводными лодками  пытались возложить на различные  малотоннажные суда, из которых создавали многочисленные разношёрстные флотилии. В первую очередь, «из того, что было» их оснастили столь же разнокалиберным  артиллерийским вооружением. В дальнейшем, их начали снабжать глубинными бомбами и  гидрофонами.
      В начале первой мировой войны прекрасно  проявили себя  торпедные  катера, вошедшие в моду, если так можно выразиться, в начале второго десятилетия  двадцатого века. По обыкновению, владычица морей Англия, законодательница военно-морских мод, вдохнула новую жизнь в  уже порядком  забытую идею миноносок. Впрочем, быстроходные катера типа MAS, которые строились во время первой мировой войны  итальянской фирмой SVAN не в чём не уступали английским На новом витке спирали развития  миноноски превратились в компактные, но мощные, скоростные, маневренные и хорошо вооруженные  суда.   Быстрота и неожиданность  появления,  большая скорость,  отчаянные  командиры и команды, возможность преодолевать без ущерба для себя минные  заграждения,  одновременное участие в атаках их большого количества  сделало торпедные катера грозной силой в прибрежных и внутренних морях.
     В 1915 году  инженеры десятилетиями известной фирмы «Торникрофт»  разработали специальный глиссирующий  торпедный катер, предназначенный для молниеносных набеговых операции, типа СМВ, что расшифровывалось как Coast Motor Boat - Прибрежный моторный катер.  Имея длину деревянного корпуса около 13 метров и водоизмещение около 5 тонн, катер СМВ  развивал скорость более 30 узлов и оснащался одной торпедой. Немного позже, «Торникрофт» создал более крупный СМВ длиной уже  около 17 метров и вооружённый двумя торпедами. Оба катера  СМВ англичане быстро приспособили  для целей прибрежной противолодочной обороны, пополнив ими  свои «охотничьи» флотилии. Для этого с них демонтировали торпедные аппараты и снарядили  запасом глубинных бомб. Так миноноски двадцатого века  – торпедные катера - стали  первыми  специальными противолодочными   кораблями.
      Действия  первых английских катеров, приспособленных  под  охотников за  немецкими подводными  лодками, были обнадёживающими. Особенно успешными их действия стали после  установки  на их  борту   гидрофонов – приборов  прослушивания  подводных шумов  и пеленгации источников этих шумов.  Первую    успешную противолодочную атаку  с применением  гидрофона и глубинных бомб  провёл   6 июня  1916 года   моторный катер  «Салмон» береговой охраны  английского побережья.   С помощью  гидрофона обнаружив   двигающуюся в направления     побережья  подводную лодку, моряки  «Салмона»  сбросили   глубинные бомбы и  уничтожили   германский   подводный минный заградитель  С-7.
      А всего глубинными бомбами сброшенными с  катеров было уничтожено тридцать девять  немецких подводных лодок. И главное было не в количестве  потопленных субмарин, а в том, что появились  средства противодействия   внезапных атак   подводных лодок   на береговые   объекты и  транспортные суда. С этим появилась возможность значительно ограничить действия   вражеских субмарин в  стратегических акваториях,    на линиях коммуникаций и развёртывания основных сил флота.   Да и сами  подводники были вынуждены считаться с   новыми реалиями. Период безнаказанности  и наглых  атак  закончился навсегда.  В 1918 года  противолодочная  борьба  союзников  достигла  апогея. Против 150  немецких субмарин были задействованы целые  флотилии  катеров и  приспособленных судов, а также впервые  авиация.  И что важно отметить, в британском флоте впервые появились  корабли  специальной постройки, спроектированные  для поиска и уничтожения  подводных лодок -  истребители   подлодок.
     Правда, специальные специальные противолодочные корабли  эти были разработаны уже практичными американцами, которые внимательно следили за  ходом военных событий в  Европе и старались извлечь максимальную выгоду на военных поставках, в первую очередь Англии. Сбылось предсказание Теслы.  Исследовав и переработав опыт  первых приспособленных противолодочных судов, в том числе быстроходных английских сторожевых катеров СМВ, они со свойственной им масштабностью преуспели в создании истребителя подводных лодок, обладающего повышенной мореходностью и дальностью плавания.   Конструкторы американской фирмы «Элко» предложили  катер специальной разработки, изначально рассчитанный на борьбу с подводными лодками. Противолодочный катер типа SC (Subchasers –  охотник за субмаринами) водоизмещением 32 тонны , длиной 24 метра, шириной более трёх с половиной метров, развивал скорость до 19 узлов, был вооружён  47-мм пушкой, имел на борту комплект глубинных бомб и оснащался  гидрофоном и радиостанцией.  Торпедных аппаратов на борту    SC,  естественно, не предусматривалось, катер имел жёсткую специализацию  противолодочного корабля, и торпеды ему были бы лишь обузой.
      Впрочем, пройдёт время,  появятся специальные ныряющие противолодочные торпеды и  займут почётное место  на борту противолодочных кораблей. Такая  грозная противолодочная чудо-торпеда СЭТ-40  станет на вооружение  в советском ВМФ в начале шестидесятых.  Четырьмя такими торпедами будет вооружён  малый противолодочный корабль проекта 204,  «горбатый» МПК, который несмотря ни на что является главным героем этого рассказа.
       По скорости первые американские истребители  значительно уступали глиссирующим английским  катерам СМВ и итальянским MAS, но для противодействия подводным лодкам первой мировой вполне хватало  и скромных 19 узлов, зато по вооружению представляли серьёзную  угрозу подводному врагу.  Судя по всему, американские  катера SC стали первыми в истории специально построенными  противолодочными кораблями.  С этого корабля началась эволюция класса противолодочных кораблей, которые через полвека по размерам  догонят, а по вооружению и возможностям даже превзойдут классические  эскадренные миноносцы. Не правда ли, как это напоминает появление и  развитие  класса миноносных кораблей, от минных катеров к миноноскам, миноносцам, контрминоносцам, минным крейсерам и , наконец, к вершине этой  живописной пирамиды – эсминцу – универсальному морскому солдату 20 века.
     Англия, ободрённая успешными действиями  своих сторожевых катеров,   заказала  550 катеров типа SC в Америке.  Так, уже к середине    первой мировой войны  материализовалась идея  борьбы с подводными лодками    специализированными    боевыми кораблями,  которые были бы способны  находить   лодку противника  под водой  и располагали бы оружием ,  с помощью которого  её можно было уничтожить. Идея эта получила название « искатель подводных лодок».
     Было бы преувеличением называть  американские истребители подлодок, имеющие традиционно деревянный корпус,  кораблями. Это было катерное решение проблемы противолодочного корабля.  Тем не менее, американский истребитель  намного превосходил по размерам, мореходности и  вооружению своих предшественников,  английские противолодочные катера СМВ. Целые  флотилии  американских истребителей, базировавшихся на  Плимут,  Брест, Гибралтар, Корфу  значительно затруднили действия  немецких  субмарин.  Однако, боевой опыт применения  американских противолодочных катеров предъявлял с каждым разом новые, всё более повышенные требования. Боевые задачи требовали  присутствие  истребителей всё дальше от    мест базирования, дальше в открытом  море.   Для этого у  первого американского противолодочника  не хватало ни мореходности , ни  дальности плавания.
      В 1918 году  в войну на стороне Англии и Франции вступает  Америка.  Американцы ,как известно, любят воевать лучшим оружием и не жалеют для  обретения такового ни сил, ни средств. Поэтому,  они, изучив слабости своего первого противолодочника,  создают следующий,  более совершенный. Корпус его правда, оставался деревянным, как и у первого SC . Однако, при длине около 36 метров имел водоизмещение до 85 тонн, что позволило снарядить его трёхдюймовой пушкой, двумя пулемётами, бомбомётом и комплектом глубинных бомб.  Мореходность новых американских   охотников была такова,  что  они  своим ходом отважно пересекали Атлантику,  правда, с заходами  на Бермудские и Азорские острова, что при их дальности плавания  в 900 миль вполне оправданно. Всего на верфях Америки было построено около двухсот таких истребителей, три четверти которых были направлены в Европу. Немецкие подводники  всерьёз опасались, если не сказать, побаивались  своего нового  заокеанского противника,  который в большом числе появившись к концу войны во всех противолодочных флотилиях союзников, представлял   реальную   опасность и  ограничивал и связывал  их боевые действия.
      После окончания первой мировой  строительство американских истребителей  первого и второго типа было прекращено. Оставшиеся единицы в короткий период  были списаны за ненадобностью. Правда, не обошлось без "долгожителей". Так,  во французском флоте последний американский SC разобрали в 1947 году. Так или иначе,  он пережил  две мировые войны!         А последние четыре единицы 85-тонных американских истребителей   прослужили почти сорок лет!  В 1918 году США в обмен на германские  транспорты, арестованные в гаванском порту,  их передали  военно-морскому флоту Кубы, на службе которого  четыре американских 85-тонника со временем  превратились в раритеты и были списаны в пятидесятых годах.
      Справедливости ради, следует отметить, что итальянцы уже в 1918 году  создали свой специальный противолодочный катер MAS-115, водоизмещением 19 тонн, длиной 19 метров , развивающий скорость  23 узла и несущий на борту 76мм пушку, пулемёт  и 20 глубинных бомб. Отважусь зачислить этот катер в число первых европейских  противолодочных катеров, повторюсь,  не переоборудованных, а специально спроектированных и построенных для выполнения задач  борьбы с подводными лодками.