Трудные места Библии. Патриарх и блудница

Виктор Тарасенко
     Сегодня рассудилось мне дорогой читатель рассмотреть с тобой ещё одно трудное место в Библии. Меня просто поражает откровенность Бога по отношению к описанию тех событий, о которых на первый взгляд, лучше было бы совершенно не сообщать. Мы с вами уже рассмотрели несколько таких мест. Вот и сегодня, в меру моего понимания Священного Писания, я постараюсь рассмотреть с вами и это трудное место, повествующее о неприглядном поступке патриарха Иуды – основателя колена, из которого вышел Давид, и потомками которого были и Мария, и Иосиф.
     Те, кто читал книгу Бытие в первый раз, думаю, что дочитав до 38 главы, наверняка «споткнутся» об это, несомненно трудное место. Это и понятно, ведь сегодня наше нравственное восприятие христианской морали совершенным образом препятствует нам поступать так, как сделал это патриарх Иуда.
Давайте откроем 38 главу книги Бытия и всю её прочтём. Я не буду здесь полностью приводить библейский текст (вы самостоятельно всё внимательно прочитайте).
     Несколько слов о патриархе Иуде. Он четвертый по рождению и последний их сыновей Лии - первой жены Иакова. Он тот, по рождении которого мать Лия восхвалила Господа за то, что Бог призрел на неё и дал ей четверых сыновей от мужа своего, который её не любил (Быт.29:33-35). Другими словами, он надежда любящей женщины, что взгляд мужа на неё, как на нелюбимую жену изменится, и он станет несомненно её ценить и любить более, чем Рахиль. К сожалению её желания не оправдались, но Иуда, действительно стал патриархом одного из самого значимого колена евреев, от которого произошёл, и царь Давид, и Христос Господь.
    Он, тот, который не участвовал в резне отмщения жителям Сихема, впрочем, может быть вследствие того, что был к тому времени ещё юноша. Но он и тот, кто воспрепятствовал братьям своим убить младшего и любимого Иаковом сына Иосифа, когда братья замыслили это сделать. Он дав им совет продать его, тем самым сохранил и жизнь Иосифу, а фактически, и последующее существование всего рода отца своего.
    Конечно само участите в заговоре против Иосифа не красит его, предательство есть предательство в любом случае. Но предали Иосифа все братья, и никто не смел противостать общему мнению. Только Рувим мыслил спасти Иосифа, но явно этого не выражал (Быт.27:22). Иуда же, из сложившийся сложной ситуации смог предложить для всех (кроме Иосифа) выгодную сделку по извлечении прибыли (Быт.27:26-27). 
    Возможно, впоследствии он, будучи мучим совестью, как пишут некоторые богословы, и отделяется от своих братьев, о чём мы читаем в начале 38 главы.
Если мы с вами будем внимательно вчитываться в строки Библии, то увидим, что отношения между родственниками не всегда были идеальными. Что только стоит, упомянутая нами продажа в рабство кровными братьями Иосифа, я уже не говорю о восстании Каина на Авеля. К сожалению, человеческая грешная природа не меняется, и как говорится в Священном Писании: «…бывает друг, более привязан нежели брат» - (Прит.18:24) Вот, наверное, и в жизни Иуды, после отделения от родства своего отца, после продажи Иосифа в рабство, иноплеменник Хир Одоллометянин стал более приятен чем собственные кровные братья. Он поселился в пределах той земли, где обычаи народа отличались от того порядка к которому он привык в доме отца своего.
    Здесь нет ничего удивительного, подобное происходит и со всеми нами, когда мы выходим в самостоятельную взрослую жизнь. Наши друзья, наше окружение, ощутимым образом влияют на нас, порою меняя наше восприятие действительности, наше понимание сути вещей. И главное в том, насколько это новое окружение для молодого человека благочестиво по отношению к Богу. Не зря в народе есть пословица: «скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты».
    Мы видим, что новое окружение Иуды значительным образом повлияло на него. Здесь он берет в жёны дочь Хананиянина Шуа, другими словами, меняет свое мировоззрение, т.к. Хананеи поклонялись языческим божествам, в том числе и богине Астарте (о культе которой поговорим чуть ниже).
Похоже, что он идёт по примеру своего дяди Исава, который первым из потомков Авраама взял себе в жёны представительниц другого народа – хеттеев, что не принесло мира в быт семьи Исаака и Ревеки (Быт.26:34-35). Это и понятно, так как сам Авраам был по рождению из Ура Халдейского, из народа, поклоняющемуся всему воинству небесному, народу, который чтил различные божества, в том числе и богиню луны Астарту, и практиковал различные культы, не угодные истинному Богу. Провидением Божьим Авраам был выведен из данного города, и получив завет от Бога в том, что от него произойдёт великий народ (Быт.12:1-2), многие годы скитался по земле обетованной (обещанной Богом его потомкам) не получая её во владение (Евр.13:8-10; 39) (за исключением небольшого участка земли, выкупленного им для погребения умершей Сарры (Быт.23:1-20).
     Тем не менее он поклонялся истинному Богу – Творцу, и в меру своих сил стремился передать понимание истинного Бога своим потомкам. Это, например, видно из испытания его веры Богом, когда Бог повелел принести в жертву единственного сына Исаака. Мы не будем сейчас подробно рассматривать эту известную и поучительную во многих смыслах историю. Я просто хочу обратить ваше внимание в ней на маленькую деталь: Исаак к тому времени юноша идет с отцом своим Авраамом на поклонение Богу на гору и совершения жертвоприношения. Когда же он, в конечном итоге, узнаёт, что жертвой поклонения Богу должен стать он, то не противится своему престарелому отцу, а добровольно позволяет связать себя и положить на дрова жертвенного костра, которые сам же и нёс. Авраам, как мы читаем у апостола Павла, веровал, что Бог может воскресить и умершего (Евр.11:17-20). Всё это так, и аминь! Но Исаак? Без веры идти на отдачу своей жизни просто невозможно!
   Другими словами, непоколебимую веру в Бога, сотворившего небо и землю, имел и Исаак. Ему Авраам смог передать эту веру, а вот Исаак уже не столь был успешным в передачи своих убеждений своим сыновьям. Как мы уже упомянули – старший сын – любимец Исаака Исав, демонстративно поступает так, как считает нужным, беря за себя в жёны иноплеменниц.
    Но и Иаков, страстно желающий получить благословение отца, добывший его в конечном итоге путём обмана с помощью своей матери Ревекки (Ьыт.27:1-29) (что тоже не красит его и также является одним из «трудных мест», о котором поговорим в другой раз, если Господь позволит) не смог в полной мере передать свое поклонение истинному Богу своим сыновьям. Увы, каждое поколение рода человеческого, делает свой персональный выбор в вопросе поклонения истинному Богу, и нет никаких гарантий того, что если вы родились в благочестивой семье, почитающей истинного Бога, или в стране, исповедующей христианство, то вы автоматически (как сегодня считают некоторые наши современники, относящие себя к исторической – православной церкви) становитесь угодными Богу людьми. Но вернёмся к жизнеописанию Иуды.
     Итак, он – взрослый мужчина сделал свой выбор и ушел от родства отца, избрал жизнь среди народа, который не так поклонялся Богу, как его отец. Или, вернее сказать, к народу, который совершенно неправильно понимал Бога, и поклонялся твари вместо Творца. Конечно, в любом поклонении и жизни любого народа есть определённые правила и нормы, и часто в ложном поклонении твари, вместо Творца, есть элементы привлекательные для грешной природы человека.
Но давайте взглянем на результат его ухода от истинной веры, помогло ли ему это?
     На первый взгляд, на протяжении какого-то времени, всё складывалось как бы нормально. Он присмотрел привлекательную девушку – дочь одного Хананиянина Шуи, и женился на ней. Впрочем, внешняя привлекательность этой девушки, на мой взгляд, не была угодна Богу. По всей видимости, она не разделяла поклонения истинному Богу. Почему я так думаю? Да потому, что в Библия даже не сообщает нам её имя, об ней говорится: либо дочь Шуа, либо жена Иудина. Всех предыдущих жён патриархов мы знаем по имени, а вот об этой женщине Бог не посчитал нужным оставить нам знание её имени.
     Да и потомство, которое получил Иуда от своей жены в виде своих сыновей, тоже не являлось благословением в своём большинстве. Первенец Иуды, рождённый Ир был неугоден в очах Бога настолько (видимо сказалось воспитание матери хананеянки), что Бог умерщвляет его (Быт.38:7). Второй сын Иуды – Онан, также не был благочестив не только по отношению к Богу, но также к памяти покойного старшего брата, и вошел в историю человечества, как родоначальник особого греха рукоблудия – онанизма. Его нежелание продлить род брата по обычаю того времени и народа были неугодны Богу, и Бог и его умертвил. У Иуды и его жены оставался в живых только один младший сын Шела, которого родители несомненно любили, как, впрочем, любят всех меньших дочерей или сыновей в многодетных семьях.
     Что мне хотелось бы выразить, после рассмотренного на данный момент? Вместо покаяния перед Богом за уход от родства отца, и перемены богопочитания, Иуда предпринимает, как ему кажется верный шаг. Он высылает от себя Фамарь – невестку первого сына в дом её отца, из-за страха, что и меньший сын будет умерщвлен Богом, после того, как ему надлежит войти к ней для восстановления потомства старшего сына, по обычаям того народа Хананеев.
      Мне как-то, еще в период Советского Союза, довелось побывать в Грузии, и там, среди многого, что меня поразило, была одна деталь: я видел некоторых привлекательных молодых женщин, одетых особым образом. Они носили чёрную одежду: длинные платья, с длинными рукавами, и чёрные платки, покрывающие все волосы. На мой вопрос гиду почему эти женщины так странно выглядят (напомню, что это было в период развитого социализма) она ответила, что это вдовы, и они обязаны по их традиции носить такое платье длительное время. Я сейчас не помню этот срок, но кажется период траура в том регионе Грузии составлял не менее трёх лет. К чему я это вспомнил?
      Если, даже в период «развитого социализма», женщине потерявшей мужа не разрешалось устраивать свою личную жизнь, то конечно, в те стародавние библейские времена, такой женщине вообще не разрешалось вступать в интимные отношения с другими мужчинами, за исключением, как мы с вами увидели в рассмотренной нами главе, с братьями умершего мужа. И то, эти отношения, по крайней мере я так понял из прочитанного, могли продолжаться только до того момента, когда наступала беременность вдовы, и грех Онана был не только в том, что он само удовлетворял себя, но также и в том, что он продолжал входить в спальню к Фамари, вступая с ней в сексуальную связь не для продолжения восстановления рода своего брата, а для своего удовольствия.
      Сегодня, на мой взгляд, многие наши современники, подобно Онану, входят в сексуальные отношения не для продолжения своего рода, а только для самоудовлетворения, что противно Богу. Конечно сегодня Бог смотрит на род человеческий через жертву Иисуса Христа, и это спасает многих современных последователей Онана, иначе бы все умерли. Но институт семьи, созданный Богом в Эдемском саду, приятен Богу, и сексуальные отношения между мужем и женой Бог приветствует, и даёт награду – детей. Все же другие «сексуальные приключения» современного человека, не чтущего Бога, Ему противны. Но вернёмся к Иуде.
Итак, отослав невестку в дом её отца для продолжения жизни «вечной вдовы», он думает, что защитил единственно оставшегося в живых сына. Но порядок последующих событий показывает, что «на хитрого находится более хитрый». Как мы видим из 12 стиха, прошло много времени, но в жизни вдовы старшего сына Иуды Фамари ничего не изменилось. Она продолжала носить «вдовий наряд» и ожидать исполнения Иудой древней традиции Хананеев – продолжения рода. Когда же она поняла, что Иуда предпочитает не исполнять их древних традиций, то предприняла особые действия, характерные для жизни Хананеев, переодевшись в одежды блудницы.
      Здесь стоит сказать несколько слов о культе Астарты – богине луны, которому поклонялись Хананеи. Храм этой богини был точкой притяжения Хананеев в том числе и потому, что жрицами этой богини были блудницы, свободно вступающие в сексуальные отношения с любым мужчиной, кто готов был внести определённую плату за оказанные услуги, и пожертвовать деньги на храм этой богини. Другими словами, те древние блудницы имели для себя некое оправдание своей жизни, они делали это блудодеяние в честь своей богини, и совершенно не считали своё занятие греховным.
      Впрочем, и мужчины Хананеи, с удовольствием пользовались услугами этих жриц, что и не удивительно. Но Иуда?!  Вот в чём вопрос!? Как мог поступить так патриарх будущего благословенного колена?! Вопросы, вопросы…
Сегодня для нас его поступок кажется совершенно непроявленным, и как такое вообще могло быть. В дальнейшем в Законе, данном Богом Моисею для еврейского народа за подобное сожительство, согрешившие побивались камнями. Но, рассматриваемое нами событие в жизни Иуды, было намного раньше предписаний Закона Божьего, и люди, в том числе и патриархи, жили по древнем обычаям и по закону своей совести.
      Наверное, одним из смягчающий обстоятельств поступка патриарха Иуды было то, что к моменту совершения этого поступка он тоже был вдовцом, о чём мы читаем в 12 стихе. Жизнь, неугодной в глазах Бога жены Хананеянки Иуды Бог завершил. К чести Иуды, он не стал вновь искать себе другой жены из этого нечестивого племени, но как мы увидим из последующего описания жизнь среди развращенного общества не проходит даром. И те принципы моральной чистоты брачных отношений, принятых в кругу семьи его отца Иакова, он практически утратил, так как свободно вошел к блуднице для удовлетворения своей похоти. Как мы читаем: «не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» - 1 Кор.15:33.
Библия, как всегда, права!
     Увы, мы видим, что Иуда спокойно поворотил на путь у блуднице в то время, когда шел на определённое дело – стричь овец своих в окрестности Фамны, но не дошел, а поворотил к блуднице, сидящей у ворот Енаима, что на дороге в Фамну.  Здесь, конечно, надо отдать должное ухищрениям Фамари, она ловко провела своего свёкра, и по всему видно, к тому времени была ещё довольно привлекательна телом, так как лица своего ему не показывала. Но стоит ли её за это корить? Она жила и поступала так в соответствии с традициями своего народа, она была оскорблена и обижена отношением и пренебрежением Иуды, не желавшим более исполнять обычаев той земли. Но, как говориться, обстоятельства порой, диктуют нам те поступки, которые мы в другом окружении не совершали бы.
     Для окружения Хананеев – зайти на пару часов к блуднице было нормой, и считалось само собой разумеющимся событием. Вопрос был только в том, сможет ли мужчина, входящий к блуднице, оплатить её услуги.
    Но разве сегодня современное, особенно западное общество, ушло далеко от тех древних времён? Разве сегодня не цветёт пышным цветом этот грех блудодеяния в больших и малых городах?
    Таким образом, сговорившись о цене интимных услуг – козлёнок, они уединились в некотором жилище. Скорее всего там было достаточно темно, потому что Иуда не признал свою невестку. 
     Фамарь, имея свой особый план, в качестве залога будущей оплаты своих услуг, взяла у Иуды его персональные вещи: печать, перевязь, и трость.
Что на это сказать? Иуда отдаёт Фамари все, потребованные её вещи, не прекословя ей. Некоторые богословы усматривают в этом особый план Божий. На мой же взгляд здесь более уместна русская поговорка «седина в броду – бес в ребро» Как думается мне, страсть и желание обладать этой блудницей сейчас и немедленно, помутили разум Иуды, и он идёт на все её условия, отдавая свои персональные вещи, не задумываясь о том, зачем она потребовала в залог не одну, а сразу три вещи.
    Проведя, скорее всего ночь, в жилище блудницы, Иуда продолжил свой путь в окрестности Фамны, для стрижки своих овец. И так как там был чрезмерно занят делом, послал своего друга Одолламитянина, рассчитаться с блудницей, послав через него ей, как и обещал козлёнка из своего стада.
     Тот же, придя в селение Енаим, её не нашел, потому что Фамарь, вновь оделась в одежды своего вдовства, и как видим, не собиралась более вести аморальный вид жизни, хотя и могла. Кто бы её проконтролировал? Совершив такое раз, что мешало ей это и продолжить? Но как видим она имела свое понимание справедливости и поступила так не потому что искала сексуального удовлетворения как такового, и не собиралась также служить Астарте, как делали другие блудницы, а поступила так только потому, что желала восстановить справедливость, которая в её понимании, была нарушена свекром Иудой.
     Когда же наступила её беременность, и здесь богословы усматривают провидение Божье, с чем нельзя не согласиться, Иуде докладывают о «грехе» его невестки. В те времена, за такое дело вдов сжигали живьем, но команду на исполнение должен был дать свёкор. Вот почему Иуде немедленно доложили о беременности Фамарь.
    Его реакция была предсказуема – он пожелал ей смерти, сказав, чтобы её сожгли (Быт.38:24). И здесь меня поражает, впрочем, не до конца, лицемерие мужчин, как таковых. Иуда совершенно не вспоминает о том, как совершенно недавно он сам входил к блуднице, и провел с ней продолжительное время. Он забывает совершенно о своей обязанности согласно традиций того народа, среди которого он достаточно комфортно жил и существовал, восстановить семя старшему сыну, и дать Фамари утешение – сына. Он этакий моралист и строгий судья!
Разве что-то изменилось вчера или сегодня? Как обвиняли женщину, взятую в прелюбодеянии религиозные деятели, приведя ту к ногам Иисуса?! (Иоан.8:3-11)
    Почему рядом с ней, они не поставили, и не привели и мужчину, виновного в таком же грехе?
    А сегодня, когда совершается насилие над женщиной, как долго надо ей доказывать, что это произошло помимо её воли?!

    Видимо, спасло Фамарь от немедленной расправы «праведных» жителей только одно из качеств человеческой природы – «вечного любопытства согрешений других» По всему видно, что вопрос: кто же был тот, кто посягнул на честь вдовы, и нарушил установленные традиции, очень волновал жителей. Но что мы увидим? Тогда, когда Фамарь послали определённые вещи своему свекру, который даже не удосужился прийти вначале лично для наказания своей невестки, и он сознался, что мужчиной, который вошел к Фамари был он – известный и по всему видимо богатый человек, то гнев и ревность жителей и любителей исполнения вековых традиций, куда то испарились!
     Сегодня мало что изменилось, и в русском народе есть хорошая поговорка: «закон что дышло, куда повернешь, так и вышло». Многие современные богатые прелюбодеи могут откупиться от правосудия, но Бог всё видит, и знает абсолютно всё!
     К чести Иуды, он фактически покаялся, признав, что Фамарь – его невестка, оказалась правее его. Мы также не видим того, что он продолжил с ней отношения. Наверное, более он уже не прибегал к услугам других женщин или блудниц. По крайней мере, об это нам ничего не известно, и Библия продолжает повествование уже о судьбе Иосифа, так подло преданного всеми братьями, но спасшего всех их и всех их родственников.
     Бог выправляет все грехи и несовершенства человеческого естества, ибо знает, что наша природа, увы – греховна.
В одной из песен нашего современника – брата из Красноярского края, автора и исполнителя Павла Сердюкова, в песне «всё ко благу» есть интересная фраза, которая очень мне нравится, там поётся так: «и если даже враг всё испортит, Бог всё усмотрит, Бог всё усмотрит…»
     Бог контролирует всё, в том числе и наши ошибки и согрешения! Важно на мой взгляд то наше решение, когда нам становится понятным это наше согрешение и грех.
    Мы с вами рассмотрели это, несомненно «трудное место Библии» не для того, чтобы осуждать патриарха Иуду, а для того, чтобы научиться у него признавать свои грехи, когда Бог нам им показывает.

    Да поможет нам Господь правдиво и честно взглянуть на свою жизнь и жить в соответствии с требованиями Евангелия. Нам это проще чем тем патриархам, потому что для нас Бог уже совершенно открыл Свою волю через Своё Слово - нашего Господа Иисуса Христа. Вопрос только в том, насколько мы дорожим исполнением этого вечного Слова?
    Да поможет всем нам Господь достичь Его Небесного Царства!
    Аминь!!!

ТВГ, г. Барнаул, июнь 2022 г.