Исайя Берлин - русофоб, провозвестник чужебесия

Горбунов Юрий Иванович
Юрий ГОРБУНОВ


ПРОВОЗВЕСТНИК КОСМОПОЛИТИЗМА


Исайя Берлин и чужебесие
————————————————————————




Антисоветчик и русофоб


С творчеством И. Берлина (1909-1997), хитрого и умного антисоветчика и русофоба, и работами его учеников я познакомился сравнительно недавно. Сперва на английском, затем на русском языке — лет 15 назад. На русском написана русскоязычными либералами такая гора неправды — что диву даёшься.

На английском опубликовано приукрашенной полуправды гораздо меньше. И только Френсис Сондерс в своей книге «ЦРУ И МИР ИСКУССТВ: КУЛЬТУРНЫЙ ФРОНТ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» попыталась заглянуть под маскировочную сеть, накинутую над одним из изобретателей «ЖДАНОВЩИНЫ», воевавшим с коммунизмом на одном из фронтов холодной войны. Провозвестник космополитизма упоминается в ней много раз. Ф. Сондерс повествует больше о его многолетних и многосторонних связях со спецслужбами и о задачах, в выполнении которых он лично участвовал.

О его трудах о российской интеллигенции и связях с Пастернаком и Ахматовой информации маловато. Да и кому на Западе это интересно. Там проповедь космополитизма ведётся без перерыва два века. Будто они оду А. С.  Пушкина «Клеветникам России» никогда не читали и даже не слышали о ней.


 ИСАЙЯ БЕРЛИН — ДИПЛОМАТ И РАЗВЕДЧИК


Но в первую очередь он исследователь и автор множества статей либерально-буржуазного толка. Родился и рос в России в семье еврейского торговца лесом. Семья бежала из Советской России в Англию. Молодого Исайю Берлина принимали в семье Ротшильдов как и других талантливых еврейских студентов. Исайя окончил Оксфорд и аспирантуру. Молодой доктор наук был оставлен в Оксфорде не для преподавательской работы, а как исследователь. Как сообщает Википедия, в годы Второй Мировой войны исследователь служил в английской разведке под дипломатическим прикрытием.

Френсис Сондерс упоминает имя Исайи Берлина несколько раз. Она уточняет в одной из глав своей книги: «Те, кто не служил в Управлении стратегических служб (УСС), во время войны поднимались по карьерной лестнице в Государственном департаменте и Министерстве иностранных дел. Они вращались вокруг фигур вроде Чарлза «Чипа» Болена (1904-1974), который впоследствии стал послом во Франции. В начале 1940-х годов его дом на Дамбертон-авеню в Джорджтауне был средоточием интеллектуального брожения, в центре которого находились Джордж Кеннан и ИСАЙЯ БЕРЛИН, уже почитавшийся в вашингтонских кругах как «ПРОРОК». Один обозреватель описывал Болена, Кеннана* и Берлина как «однородное конгениальное трио».

«БОЛЕН был одним из основателей нового научного направления - СОВЕТОЛОГИИ. Он жил в России, знал её правителей и бюрократов, изучал её идеологическую литературу и мог цитировать её классиков. Он был очевидцем чисток и процессов конца 1930-х и РАЗРУШИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ «культурной политики» Жданова. Существовали две знаменитые фразы, которые Болен любил повторять: «Алкоголь не действует на меня» и «Я понимаю русских». Для лучшего понимания он обратился к Исайе Берлину и Николаю Набокову, который потом работал в Министерстве юстиции. Болен характеризовал Набокова как «психологическое сокровище», и Набоков отвечал на этот комплимент, называя Болена «моим образцом и наставником».

Википедия сообщает о И. Берлине:
«В годы Второй мировой войны И. Берлин работал в британской службе информации в США (1941-1942), a в 1945-1946 годах — 2-м секретарём британского посольства в СССР. Находясь в Советском Союзе, встречался в Москве с Борисом Пастернаком и в Ленинграде с Анной Ахматовой, - сообщает Википедия. Дальше идёт СПЛОШНАЯ ЛОЖЬ, -
«Будучи английским дипломатом, он привел к А. А. Ахматовой за собой "хвост", что стало поводом для известного постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», в котором обвинениям подверглись А.А. Ахматова».
Во-первых, любой мало-мальски грамотный в дипломатии человек, знает, что в любой стране в годы холодной войны, каждый чужой дипломат находился под колпаком местных спецслужб. Советские — на Западе, западные — в СССР. Разве не знал И. Берлин, выезжая из Москвы в Ленинград с «хвостом», что там его ждет несколько «хвостов»? Знал.

Знал, так же он и о том, что его давно считают шпионом в органах и потому слежка за такими работничками ведётся усиленная. Получается, что он был артистом в спектакле, который готовился как очередная спецоперация в британских спецслужбах.
Во-вторых, любой мало-мальски грамотный в истории советской литературы человек, знает, что постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“ готовилось по другой причине. Ахматова не была объектом номер один в критике целой группы литераторов. Их обвиняли в КОСМОПОЛИТИЗМЕ, в любви к буржуазной литературе Запада и в ностальгии по дворянско-буржуазной белой России. В 1946, том самом году, когда Черчилль призвал империалистические державы развернуть холодную войну с СССР.

«ЖДАНОВЩИНА» — изобреталась И. Берлином и Боленом как литературоведческая подкладка буржуазной псевдонауки, названной СОВЕТОЛОГИЕЙ. Берлину была поручена подготовка теоретических трудов по разделу «ждановщины». Он их подготовил. Изучается эта антисоветская доктрина в большинстве западных университетов.

***
Вот для чего И. Берлин вёл «хвост» к Ахматовой. В свете «ждановщины» понятен интерес спецслужб к этой русской талантливой дворянке. Не случайно, только ПОЛНОЕ собрание сочинений Анны Ахматовой переведено с русского на английский язык. Ни сочинения Пушкина. Ни Лермонтова. Ни Есенина. Ни Маяковского. А дворянки Ахматовой!

Не трудно догададаться, кто мог оплатить такую сложную ПЕРЕВОДЧЕСКО-поэтическую работу?!


АНТИКОММУНИСТ ПОД МАСКОЙ ЛИБЕРАЛА


А вот другое лицо, вернее маска Исайя Берлина. Эта характеристика взята мною из публикаций русскоязычных и англоязычных либералов. И. Берлин, по их мнению, только учёный, только исследователь, только профессор. И не слова о тех его делах, о которых сообщает Ф. Сондерс.

Большую роль в популяризации его трудов, публиковавшихся в разное время в различных журналах, якобы сыграли его ученики. (Не спецслужбы!!??). Они проделали огромную работу по поиску его публикаций, по редактированию и подготовке к изданию в виде тематических сборников.

Кстати, американский историк Джеймс Биллингтон (1929 - 2018), 13-й директор библиотеки Конгресса США (1987—2015) был одним из его учеником. Он автор известной интересно написанной русофобской монографии «Икона и топор. Расшифрованная история русской культуры». Он такой же «расшифровщик» истории русской культуры, как и И. Берлин: кроме икон и топоров ничего в ней не хотел, и главное — не мог… видеть. Так приказано. Выполнил задание — получи назначение и он возглавил библиотеку Конгресса США.**

Поэтому популярностью антисоветчик И. Берлин обязан не только своим оригинальным идеям, но и издателям его трудов. А откуда могли поступать деньги в издательства не трудно догадаться, если вы внимательно читали мои статьи о книге Сондерс....


ВЕЗУНЧИК


После окончания престижной школы при соборе святого Павла в Лондоне (1928) Берлин завершил образование в Оксфорде (колледж Корпус Кристи). В 1932 г. он избирается членом колледжа Ол Соулз. Члены этого единственного учебного подразделения Оксфорда освобождались от преподавательских обязанностей. Хорошая житуха — учитель без учеников.

В годы между двумя войнами интеллектуальная жизнь Оксфорда оставалась сложной. Мешали университету в «грязных годы» депрессии — МАРКСИЗМ И УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. Слышал он немало рассказов об ужасах русской революции.
Да и оставили его в колледже не случайно. Ему, знающему русский язык, написать для университетской библиотеки биографию К. Маркса. Он ее написал. Она вышла в свет накануне войны в 1939 году и получила от заказчика хороший отзыв. Молодой антикоммунист не мог не написать плохой немарксистской книги о К. Марксе.
Далее, когда возник вопрос о послевоенном мироустройство Берлин был направлен в Россию для того, чтобы оценить общественное мнение в СССР и намерения СОВЕТСКИХ властей относительно мирного сосуществования с Западом.

Вместо записки по советской международной политике он потрудившись на славу, составил «Замечания о литературе и искусстве в РСФСР в последние месяцы 1945 года». В той записке он сочиняет лживый миф о трагической судьбе русской интеллигенции, о ее почти поголовном истреблении… Сталиным.

Антисоветизм переплетается у него с антисталинизмом. Это сочетание не могло не понравится заказчикам. Дивиденды молодого антисоветчика росли  Донесения из США и СССР нравились У. Черчиллю. И надо полагать, не только ему.

Не хватало ещё одного элемента для создания новой антикоммунистической идеологической концепции — русофобии. Не хватает? Пожалуйста! И это мы можем сочинить: к столетию даты революционных потрясений в Европе Исайя Берлин пишет статью «Россия и 1848». Создаваемая концепция «ждановщины» была вписана в «доктрину Трумэна».

Была, видимо, поставлена бывшему дипломату-разведчику ещё одна цель — подобрать среди советских писателей две-три кандидатуры для последующей разработки их в качестве оперативного использования их громких имён в холодной войне. Пастернак - будущий нобелевский лауреат. Ахматова поэтесса дворянских кровей, не вписывавшаяся в литературу социалистического реализма. С ними И. Берлин встретился и описал эти встречи во время своей службы в британском посольстве в СССР. Чтобы обострить отношения властей к ним обоим. Вот почему с «хвостами» поехал английский разведчик в Ленинград.


«УЧЁНЫЙ»


Интересно сложилась судьба западного учёного И. Берлина. Не будучи русским по национальности и прожив в России всего несколько лет, И. Берлин, обратился к изучению творческого наследия русских мыслителей.

Во-первых, он сосредоточил свое внимание не на проблеме влияния западных философских доктрин на русскую мысль, а на проблеме влияния русской демократической мысли на европейскую философию, социологию и политологию. Причём особое внимание его просили обратить на трудах русских деятелей, не переведенных и почти не известных на Западе в 1930-40-е. Он первым на Западе в годы холодной войны начал писать о значении творчества Белинского, Чернышевского, Герцена, Бакунина, Тургенева, Льва Толстого для русской и европейской культуры. Писал, как понимал их и видел со своей антисоветской колокольни.

Во-вторых, его эссе, очерки, блестяще написанные на английском языке, о русских мыслителях, стали заметным вкладом в развитие РУССОВЕДЕНИЯ и СОВЕТОЛОГИИ. В западной академической науке сегодня эти дисциплины считаются отдельными ветвями СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ.

Подчеркну, что Берлин мало чем отличается от других, политически ангажированных ученых. Ему создан образ академического ученого, профессором Оксфорда и ряда лучших американских университетов.

Про него коллеги пишут, что главной для него, как ученого, была Истина. На ее поиски он якобы истратил всю свою долгую и счастливую жизнь. Он якобы настойчиво защищал свою свободу, как исследователя, как философа, как университетского преподавателя, и никогда НЕ соглашался идти на службу каких-либо политических или националистических сил или партий.

В своей книге Фрэнсис Сондерс, однако, публикует немало фактов из другой, тайной жизни и деятельности И. Берлина. Факты свидетельствуют о том, что именно он принимал весьма активное участие в антисоветской деятельности спецслужб вместе с Николаем Набоковым, двоюродным братом и  автором «Лолиты».


СИОНИСТ БЕЗ МАСКИ


В либерально-буржуазной России о сэре Исайе Берлине пишут как «англичанине, русофиле и сионисте».

Как знаток России и сталинского эпохи, он приглашался иногда советником сильных мира сего – Черчиллю, Джону Кеннеди, Тэтчер и Блэру. Он приглашался выступать по радио Бибиси и читать публичные и учебные лекции в Америке и в Англии.
Пишут, что он не мог не быть сионистом. Его женой была дочь известного французского банкира русско-еврейской национальности.

Он внес свой вклад в дело создания государства Израиль в 1940-е годы, когда находился на английской дипломатической службе. И трудно не согласиться с его мыслью о том. что каждый человек должен быть в меру националистом и любить свой народ, его культуру, не забывать о своих национальных корнях.
Пишут о том, что он был в течение ряда лет на дипломатической (и следовательно на тайной) службе и побывал во многих странах мира. Жил несколько лет в Америке, месяцами — в Израиле и около года в СССР.

НАГРАДЫ ЗА ВЕРНУЮ СЛУЖБУ

За свои антисоветские труды и сотрудничество с британскими спецслужбами И. Берлин был по-королевски вознаграждён. В 1957 году он был возведен в рыцарское звание. Под него был открыт Вулфсон колледж в Оксфорде и он становится его первым президентом (1966-75). В 1971 году его награждают орденом «За заслуги». В 1974 году он назначается президентом Британской академии (1974-78).

Неплохо сложилась в Англии судьба мальчика из еврейской семьи, бежавшей из Советской России, — СЭРА Исайи Берлина!!! Как никак он проделал огромную работу по созданию буржуазной концепции русской и советской культуры. Он не одинок. Идеологи буржуазии и враги революционной борьбы трудящихся во все времена стремятся насаждать реакционные политические, философские, эстетические теории. Его ученики работают и в научных и педагогических учреждениях


***

ПРИЛОЖЕНИЕ
Из книги:
«The Central Committee Resolution and ZHDANOV’S SPEECH ON THE JOURNALS «ZVEZDA» AND «LENINGRAD».
«ДОКЛАД т. ЖДАНОВА О ЖУРНАЛАХ «ЗВЕЗДА» И «ЛЕНИНГРАД».
Bilingual edition.
English translation by Felicity Ashbee and Irina Tidmarsh
Strathcona Publishing Co., Royal Oak, Mich., 1978.


Вот что говорил в своём докладе А. Жданов***

«Анна Ахматова является одним из представителей этого безидейного реакционного литературного бо­лота. Она принадлежит к так называемой литера­турной группе акмеистов, вышедших в свое время из рядов символистов, и является одним из знаме­носцев пустой, безидейной, аристократическо-салон­ной поэзии, абсолютно чуждой советской литературе. Акмеисты представляли из себя крайне индивидуали­стическое направление в искусстве. Они проповедо­вали теорию «искусства для искусства», «красоты ради самой красоты», знать ничего не хотели о народе, о его нуждах и интересах, об общественной жизни...

Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистиче­ская. До убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это любовно­ эротические мотивы, переплетенные с мотивами гру­сти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности, — чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы, — мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические пережива­ ния пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канув­шего в вечность мира старой дворянской культуры, «добрых старых екатерининских времен». Не то мо­нахиня, не то блудница, а вернее блудница и мона­хиня, у которой блуд смешан с молитвой....
Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия десяти тысяч верхних старой дворян­ской России, обреченных, которым ничего уже не оставалось, как только вздыхать по «доброму старому времени». Помещичьи усадьбы екатерининских времен с вековыми липовыми аллеями, фонтанами, статуями и каменными арками, оранжереями, любовными беседками и обветшалыми гербами на воротах. Дво­рянский Петербург; Царское Село; вокзал в Павлов­ске и прочие реликвии дворянской культуры. Все это кануло в невозвратное прошлое! Осколкам этой далекой, чуждой народу культуры, каким-то чудом сохранившимся до наших времен, ничего уже не остается делать, как только замкнуться в себе и жить химерами. «Все расхищено, предано, продано», — так пишет Ахматова.

Об общественно-политических и литературных идеалах акмеистов один из видных представителей писал:

«Буржуазному миру не нравятся наши успехи как внутри нашей страны, так и на международной арене. В итоге второй мировой войны укрепились позиции социализма. Вопрос о социализме поставлен в поряд­ ке дня во многих странах Европы. Это не нравится империалистам всех мастей, они боятся социализма, боятся нашей социалистической страны, которая является образцом для всего передового человечества. Империалисты, их идейные прислужники, их лите­ раторы и журналисты, их политики и дипломаты вся­ чески стараются оклеветать нашу страну, представить ее в неправильном свете, оклеветать социализм. В этих условиях задача советской литературы заключается не только в том, чтобы отвечать ударом на удары против всей этой гнусной клеветы и нападок на нашу советскую культуру, на социализм, но и смело бичевать и нападать на буржуазную культуру, находящуюся в состоянии маразма и растления....

Весь сонм буржуазных литераторов, кинорежиссеров, театральных режис­серов старается отвлечь внимание передовых слоев общества от острых вопросов политической и со­циальной борьбы и отвести внимание в русло пошлой безидейной литературы и искусства, наполненных гангстерами, девицами из варьете, восхвалением адюльтера и похождений всяких авантюристов и проходимцев.

К лицу ли нам, представителям передовой советской культуры, советским патриотам, роль ПРЕКЛОНЕНИЯ ПЕРЕД БУРЖУАЗНОЙ КУЛЬТУРОЙ или роль учеников?! Конечно, наша литература, отражающая строй более высокий, чем любой буржуазно-демократический строй, культуру во много раз более высокую, чем буржуазная культура, имеет право на то, чтобы учить других новой общечеловеческой морали...»

——————
*Джордж Фрост Кеннан (1904-2005) — американский дипломат, политолог и историк, основатель Института Кеннана — подразделения Woodrow Wilson International Center for Scholars. Наиболее известен как «архитектор Холодной войны», идейный отец «политики сдерживания» и доктрин Трумэна. Автор трудов по истории взаимоотношений России и стран Запада. (Из Википедии).

**Хедли Биллингтон (1929 - 2018) — американский историк, 13-й директор библиотеки Конгресса США (1987—2015)

***А. Жданов (1896-1948) — Член Политбюро ЦК ВКП(б).

———————


На фото: Исайя Берлин с женой (дочерью известного французского банкира русско-еврейской национальности).