4. Друзья о защите СССР в новой мировой войне

Горбунов Юрий Иванович
4. Друзья СССР о защите социализма в новой мировой войне
————————————————————————————————————————————————————————

Новая мировая война была уже включена в повестку дня глобальной буржуазией. Фашисты разбойничали в Италии и Германии. Вопрос о войне открыто обсуждался не только в коммунистической, но и левой прогрессивной прессе на Западе.
ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ВОЙНЫ ПРОТИВ СССР? Такой вопрос витал в воздухе и задавался многим прогрессивным писателям Запада.

Их ответы о возможности новой (второй) войны против СССР взяты мною из того же сборника, составленного М. Живовым, — «СССР ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ. 1917-1932 гг.»

****

РОМЕН РОЛЛАН*
ПОД ГРОХОТ ОРУДИЙ. ДЕРЖИТЕ УБИЙЦ

«Вот уже несколько месяцев национальная печать, все нити которой в руках у интернационала капиталис­тов, ведет грязную кампанию против СССР. Самыми низ­кими способами она пытается возбудить против него общественное мнение и таким путем воздействовать на правительства, которые только того и ждут.
«Но печать заблуждается относительно результатов сво­ей кампании. Общественное мнение осуждает провока­торов. Оно разрушает паутину лжи, которая, будучи вечером опровергнута фактами, невозмутимо восстанав­ливается каждое утро профессиональными лгунами. Об­щественное мнение разоблачает вздорные измышления полицейских фельетонистов; наглое вмешательство ино­странных королей нефти в политику Франции; позорная сделка между самым низменным, корыстолюбивым капи­тализмом и кровавым фашизмом; поповское лицемерие церквей бога римского, женевского, иудейского; средне­вековое вмешательство наместника Христа, который во­шел в стачку с палачами Человека («деньги на бочку!»), и лишенный голоса в то время, как Европа была отдана во власть волчьих стай белого террора, когда на Востоке земля обагрялась кровью тысяч евреев, снова петух святого Петра обретает голос для того, чтобы призвать к кре­стовому походу против красных бунтовщиков, разбивших вековое ярмо, благословляемое богом попов, богом па­лачей человечества.

«Вы хотите поднять мнение против СССР? Ладно! Но берегитесь, как бы оно не поднялось против вас самих! Дело идет для нас не о каком-нибудь столкновении мировоззрений. Многие из нас (в том числе пишущий эти строки) никогда не были и не будут коммунистами. Я умру, как живу, свободным индивидуалистом.
Но сегодня — долой разногласия! Мы объединяемся перед лицом об­щего врага.
«Индивидуалисты или коммунисты, или социалисты, или синдикалисты (о любыми инициалами на знаменах), или радикальные республиканцы (не на словах, а на деле), мы не потерпим, чтобы под лицемерным прикры­тием религии и права, цивилизации и гуманности самая гнусная реакция — реакция золота, штыка, дубины и папской тиары — использовала наш Запад и пыталась бросить наши народы против великих братских народов русской революции, против их героических усилий. Мы хорошо знаем, что эти усилия заставляют вас содрогаться, и что не восставали бы так против СССР, если бы вас не ужасали его успехи. Для вас вопрос жизни и смерти — помешать его гигантскому плану реконструкции, ибо — вы это знаете — если там добьются его осуществления (а это дело трех лет), то твердыня Союза пролетарских республик вырисуется над Европой гигантской массой и противостоит всем нападениям. И тогда придет конец ва­шим намерениям поработить мир. Будет слишком поздно!.. Вы это знаете...

«Мы тоже это знаем. Вот почему мы срываем с вас ма­ску и разоблачаем вас перед миром. Заговорщики, вер­нитесь в свое логово! Прочь руки от СССР!


***

РОМЕН РОЛЛАН
ПОД ГРОХОТ ОРУДИЙ. ДЕРЖИТЕ УБИЙЦ


«Во имя подвергающегося нападению Китая, во имя СССР, которому угрожает опасность, во имя народов всего мара, во имя великой человеческой надежды, кото­рую вызывают и поддерживают в нас пробуждение наро­дов-порабощенной Азии и героическое строительство пролетарской России, я взываю: «На помощь! Держите убийц!»

«Я разоблачаю перед лицом всего мира гнусную ложь правительств Европы и Америки, и в первую очередь Франции, этой кучки авантюристов на службе у постав­щиков вооружений, которые по всей земле протягивают свои хищные руки и пользуются японским империализмом как секирой палача, чтобы рубить головы революции.
«Я разоблачаю предательство той интеллигенции, кото­рая некогда была караульным на носу корабля и вела его в бурю, но которая теперь покупает себе спокойствие и уют позорной ценой своего молчания, своей лакейской лести и служит интересам и мстительности хозяев золота и почестей.
«Я разоблачаю женевскую ярмарку, паясничанье Лиги наций.
«Я взываю к дремлющему сознанию лучших сил Европы я Америки.
«Я призываю не осознавшие еще себя колоссальные силы народов всего мира разорвать петлю, которую плутократический и военный фашизм собирается завтра наки­нуть для того, чтобы убить в зародыше революцию.
«Я призываю все силы скрепить союз рабочих масс всех освобожденных народов.»

***

АНРИ БАРБЮС
РАЗОБЛАЧАЙТЕ ПОДЖИГАТЕЛЕЙ ВОЙНЫ

«Мое отношение к войне вообще и в частности к подготовляемой международной бойне и к нападению на СССР является отношением революционера и коммуниста.
«До войны 1914 г. я был пацифистом и верил в арбит­раж между нациями и в возможность избежания конфлик­тов с помощью мероприятий и соглашений между «на­циями». События дали мне белее отчетливое представление о действительности, и я считаю сегодня эту искусствен­ную концепцию не только ложной и опасной, но и убий­ственной.

«Все прокламации и все меры, исходящие от великих держав, находящихся в руках «деловых людей», имеют целью обман масс. Капитализм, основанный на конкуренции и неэкономической войне, не может жить иначе, как согласно антагонистическим принципам; по­следние рано пли поздно приводят к вооруженному столкновению. Колониальные экспан­сии и другие формы империалистических захватов все больше и больше нуждаются в вооружениях. Вооружение необходимо в одинаковой степени и для защиты буржуазной власти против наступления эксплоатируемого и угнетенного рабочего класса.

«Современное международное положение определяется неравными и несправедливыми договорами, навязанными побежденным нациям в результате войны 1914 г., экономическим кризисом, глубокой причиной которого является бес­силие капитализма справиться с экономическими, нацио­нальными и международными проблемами. Находящийся при последнем издыхании буржуазный режим пытается сохранить власть двумя способами: насилием — исклю­чительными законами, фашизмом, а также демократиче­ским и пацифистским шарлатанством, вводящим в за­блуждение доверчивые умы.

«Война так же не­избежна назавтра после последнего всеобщего международного пожара, какой она была накануне этого кро­вавого бедствия. Октябрьская революция, ос­вободившая обширную страну и сделавшая из нее огромный очаг социалистического строительства в противовес империалистическому миру, породила на земном шаре двойственность, которой буржуазная власть не может допустить.

«Как бы различны ни были в известных случаях интересы империалистических стран, последние находят единственную почву для соглашения в своем общем желании сохранить рабство рабочего класса и разру­шить реальные, неотразимые результаты социалисти­ческой перестройки половины Европы и половины Азии. Классовая ненависть против СССР была одним из факто­ров сочувствия капитализма, и в частности европейского империализма, нападению Японии на Манчжурию и ее открытой попытке начать колонизацию Азии в своих интересах.

«Общая обязанность работников физического и умственного труда, и особенно писателей, не могущих оставить без внимания это положение вещей, не нарушив своей миссии представителей общественности и солдат своего класса, — открыть глаза на обстановку, ставшую более трагической, чем когда-либо. Этого требуют инте­ресы и будущее человечества.»


***


ЖАН РИШАР БЛОК

(1884-1947) французский пи­сатель, романист, драматург, критик, один из главных редак­торов литературно-художественного журнала «Европа». В своем творчестве Блок отражает с большой талантливостью и мастер­ским реализмом загнивающий капитализм, показывает разлагающуюся буржуазную культуру. Однако Блок ограничивается отрицанием творческой жизнеспособности капитализма, не до­ходя до активных революционных стремлений. В течение пос­ледних лет становится все более радикальным, все же оставаясь в плену мелкобуржуазной идеологии.

ПРИМУ ЛЕНИНСКУЮ ТАКТИКУ

«Вы спрашиваете меня, как я в настоящий момент реа­гирую на угрозу империалистической войны и попытку окружения советской территории авангардом капита­лизма, Японией. Не дожидаясь начала кризиса, мое свобод­ное и непосредственное противодействие проявилось в постоянной личной деятельности, — где бы я ни нахо­дился, — в письменных выступлениях, в статьях, регу­лярно публикуемых в журнале «Европа», и в особенности в произведениях, над которыми я сейчас работаю; первое из них должно появиться весной в «Новом французском обозрении».

«Я не коммунист, я не принадлежу ни к какой партии, я повинуюсь только велениям моей совести, но мои установки нисколько не изменились с 1917 г. Видел теории, как и на практике, моя позиция всегда была продиктована уважением и сочувствием к русской революции; я непре­станно горячо защищал пролетарское государство. Я не­ поколебим в своих симпатиях. И если наши усилия в один прекрасный день окажутся недостаточными, чтобы оста­новить империализм, стремящийся к войне, тогда я без колебания, так же как и Ромен Роллан, приму ленинскую тактику.»



***


ЭПТОН СИНКЛЕР

(1878-1968) — один из наиболее популярных американских писателей. Его перу принадлежит ряд романов, в которых он изобличает капиталистическое об­щество, показывает изнанку страны «процветания», рисует поло­жение пролетариата в этой стране («Джунгли», «Деньги», «Самузль-искатель», «Король-уголь», «Нефть»). В романе «Джимми Хиггинс» выступает как противник войны и защитник Со­ветской России. В одном из последних романов «Бостон» он изоб­личает капиталистическое правосудие: тема романа—дело Сакко и Ванцетти. Но изобличая капитализм, Синклер не доходит до революционных выводов и остается на позициях этического со­циализма. Помещаемая статья Синклера является его ответом Р. Фюлопп Мюллеру, выпустившему роскошно изданную, но гнуснейшую по содержанию книгу о Советском союзе «Дух и лицо большевизма». Эптон Синклер один иэ горячих защитников и друзей Советского союза. В 1931 г. выступил с рядом ста­тей в защиту СССР.)

БУДУЩЕЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ВАМ
«Каждый, кому нечужды нормальные общечеловеческие чувства, должен преклоняться перед смелым сопротивлением, оказанным китайским народом в ответ на вторжение в их страну. Однако, будучи социалистом, я сдержи­ваю свои чувства, напоминая себе, что, несмотря на все, китайское правительство — правительство капиталистическое в той же мере, как и японское. Если китайцы вы­играют и не поддадутся, они очень быстро станут так же ненавистны всему миру, как ненавистно сейчас японское правительство. Такова природа капитализма. Он живет эксплоатацией и грабежом, и не может жить иначе.

«Мы воображали, что Франция рыцарски защищается, и мы симпатизировали ей; теперь мы видим Францию в роли хозяина Европы и инициатора реакции.
«Только одно беспокоит меня в настоящем конфликте: это — страх, что Советский Союз будет вовлечен в него. Именно поэтому Франция и Британия выступают сегодня против объявления бойкота Японии, имеющего целью прекратить конфликт. Они надеются, что в скором времени они используют Японию для того, чтобы отрезать Россию от Тихого океана. Вот то, на чем вам необходимо сосредоточиться, чтобы не вмешать Советского союза в войну и спасти пятилетку. Поход на пятилетку — единственный пункт, на котором сходятся все капиталистические страны. Избегайте военных ловушек империалистов, предоставьте капитализм его гибели, стройте социализм, — будущее принадлежит вам».


***

СТЕФАН ЦВЕЙГ

(1881-1942) известный австрий­ский писатель, автор ряда художественных новелл, нескольких драм, многих стихов, как оригинальных, так и переводных (в частности Верлена и Бодлера), ряда интереснейших моногра­фий. В 1929 г. приехал в Россию на толстовские тор­жества, побывал в Москве, Ленинграде и Ясной Поляне. Вы­пустил небольшую книжку «Поездка в Россию», отрывки из которой мы печатаем в нашем сборнике.

ОНИ ИЩУТ СПАСЕНИЯ В ВОЙНЕ

«Вы имеете слишком много оснований крайне настой­чиво указывать своей стране и другим странам на гро­зящую опасность войны. Эта опасность представляется мне действительно неизмеримо большой. За эти два года, благодаря европейскому и американскому кризису, положение сильно обострилось. Два года тому назад ....дела шли хорошо, хозяйство находилось в со­стоянии подъема, в широких буржуазных, а также и рабочих кругах господствовало относительное доволь­ство; надеялись, что и общественное строительство пойдет ускоренным темпом. Но с тех пор, как с такой силой раз­разился кризис, для некоторых групп предприятий не ока­залось другого выхода из хаоса, как создать еще больший.

«Для многих отраслей индустрии война вне своей страны явилась бы единственным спасением от неизбежного банкротства. И действительно, сейчас же за первыми военными действиями Японии на мировой бирже поднялись акции некоторых отраслей промышленности.

«К этому прибавляется также отчаяние безработных. Сотни тысяч юношей, особенно в Германии, не находят ни приложения, ни какого-либо разряжения своей энергии и готовы бе­жать от этого вынужденного ничегонеделания, заняться чем-нибудь, бороться безразлично за что— за Китай или Японию, за фашизм или против фашизма, от праздного и безнадежного бездельничанья броситься в бессмыслен­ную авантюру.
«Рабочий класс Европы устал, истощен, не знает настоя­щего подъема, так как не видит перед собой цели. Рабо­чие присмирели, так как кризис угрожает существованию каждого из них.

«Итак, сейчас особенно благоприятное время для поджигателей войны: в первый раз они нашли бы последовате­лей не из чпсла тех, которые войны х о т я т, но из числа тех, которые в войну бегут, чтобы избавиться от со­временного нервно-напряженного состояния.

«К кому апеллировать? Совесть мира усыплена сладкими ядовитыми газами угодливой прессы, ее не пробудят даже пушки Шанхая.

«Лигу наций никто больше не принимает всерьез. Все действительно ценные предложения там душат дипломатическими отсрочками. Интеллигенция думает лишь о себе и своим равнодушием только способствует преступной активности политиков. Некогда интернациональный — социализм стал в 1914 г. национальным, и та­ким он и остался. В 1932 г. он будет противиться войне столь же неэнергично, как и в 1914 г.; но он в высшей степени «интернационален»: он служит в каждом государ­стве только национальной государственной идее.

«Ни Китай, ни Россия не могут серьезно рассчитывать на настоящую помощь. В лучшем случае — вежливое выражение симпатии и сочувственные фразы, но не больше.
«Пять или шесть десятков независимых культурных людей Европы будут, конечно, протестовать и предостерегать, но разум во время столь глубоких потрясений не имеет никакой силы. Лига наций давно уже не имеет никакого этического или законодательного значения. Это значит: в такой опасный момент нет места обманчивым надеждам, нужна продуманная, холодная и энергичная решимость. Особенно потому, что преступная группа из-за своих частных затруднений хочет найти спасение в общей войне. Россия не должна служить отдушиной. Поэтому прежде всего — не давать повода к войне. Лучше терпеть их неловкие и нервные провокации и не лить воды на их мельницу... Нужно пережить эту ужасную фазу сумерок, а там хотя и медленно, начнут собираться вокруг нас рассеявшиеся активные силы, чтобы преградить дорогу этим мародерам человечества, их преступному походу, их отчаянному бегству из частных финансовых затруднений в общую войну.

***
*См. биографии писателей в предыдущих статьях.