4. Друзья СССР о защите социализма в новой мировой войне
————————————————————————————————————————————————————————
Новая мировая война была уже включена в повестку дня глобальной буржуазией. Фашисты разбойничали в Италии и Германии. Вопрос о войне открыто обсуждался не только в коммунистической, но и левой прогрессивной прессе на Западе.
ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ВОЙНЫ ПРОТИВ СССР? Такой вопрос витал в воздухе и задавался многим прогрессивным писателям Запада.
Их ответы о возможности новой (второй) войны против СССР взяты мною из того же сборника, составленного М. Живовым, — «СССР ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ. 1917-1932 гг.»
****
РОМЕН РОЛЛАН*
ПОД ГРОХОТ ОРУДИЙ. ДЕРЖИТЕ УБИЙЦ
«Вот уже несколько месяцев национальная печать, все нити которой в руках у интернационала капиталистов, ведет грязную кампанию против СССР. Самыми низкими способами она пытается возбудить против него общественное мнение и таким путем воздействовать на правительства, которые только того и ждут.
«Но печать заблуждается относительно результатов своей кампании. Общественное мнение осуждает провокаторов. Оно разрушает паутину лжи, которая, будучи вечером опровергнута фактами, невозмутимо восстанавливается каждое утро профессиональными лгунами. Общественное мнение разоблачает вздорные измышления полицейских фельетонистов; наглое вмешательство иностранных королей нефти в политику Франции; позорная сделка между самым низменным, корыстолюбивым капитализмом и кровавым фашизмом; поповское лицемерие церквей бога римского, женевского, иудейского; средневековое вмешательство наместника Христа, который вошел в стачку с палачами Человека («деньги на бочку!»), и лишенный голоса в то время, как Европа была отдана во власть волчьих стай белого террора, когда на Востоке земля обагрялась кровью тысяч евреев, снова петух святого Петра обретает голос для того, чтобы призвать к крестовому походу против красных бунтовщиков, разбивших вековое ярмо, благословляемое богом попов, богом палачей человечества.
«Вы хотите поднять мнение против СССР? Ладно! Но берегитесь, как бы оно не поднялось против вас самих! Дело идет для нас не о каком-нибудь столкновении мировоззрений. Многие из нас (в том числе пишущий эти строки) никогда не были и не будут коммунистами. Я умру, как живу, свободным индивидуалистом.
Но сегодня — долой разногласия! Мы объединяемся перед лицом общего врага.
«Индивидуалисты или коммунисты, или социалисты, или синдикалисты (о любыми инициалами на знаменах), или радикальные республиканцы (не на словах, а на деле), мы не потерпим, чтобы под лицемерным прикрытием религии и права, цивилизации и гуманности самая гнусная реакция — реакция золота, штыка, дубины и папской тиары — использовала наш Запад и пыталась бросить наши народы против великих братских народов русской революции, против их героических усилий. Мы хорошо знаем, что эти усилия заставляют вас содрогаться, и что не восставали бы так против СССР, если бы вас не ужасали его успехи. Для вас вопрос жизни и смерти — помешать его гигантскому плану реконструкции, ибо — вы это знаете — если там добьются его осуществления (а это дело трех лет), то твердыня Союза пролетарских республик вырисуется над Европой гигантской массой и противостоит всем нападениям. И тогда придет конец вашим намерениям поработить мир. Будет слишком поздно!.. Вы это знаете...
«Мы тоже это знаем. Вот почему мы срываем с вас маску и разоблачаем вас перед миром. Заговорщики, вернитесь в свое логово! Прочь руки от СССР!
***
РОМЕН РОЛЛАН
ПОД ГРОХОТ ОРУДИЙ. ДЕРЖИТЕ УБИЙЦ
«Во имя подвергающегося нападению Китая, во имя СССР, которому угрожает опасность, во имя народов всего мара, во имя великой человеческой надежды, которую вызывают и поддерживают в нас пробуждение народов-порабощенной Азии и героическое строительство пролетарской России, я взываю: «На помощь! Держите убийц!»
«Я разоблачаю перед лицом всего мира гнусную ложь правительств Европы и Америки, и в первую очередь Франции, этой кучки авантюристов на службе у поставщиков вооружений, которые по всей земле протягивают свои хищные руки и пользуются японским империализмом как секирой палача, чтобы рубить головы революции.
«Я разоблачаю предательство той интеллигенции, которая некогда была караульным на носу корабля и вела его в бурю, но которая теперь покупает себе спокойствие и уют позорной ценой своего молчания, своей лакейской лести и служит интересам и мстительности хозяев золота и почестей.
«Я разоблачаю женевскую ярмарку, паясничанье Лиги наций.
«Я взываю к дремлющему сознанию лучших сил Европы я Америки.
«Я призываю не осознавшие еще себя колоссальные силы народов всего мира разорвать петлю, которую плутократический и военный фашизм собирается завтра накинуть для того, чтобы убить в зародыше революцию.
«Я призываю все силы скрепить союз рабочих масс всех освобожденных народов.»
***
АНРИ БАРБЮС
РАЗОБЛАЧАЙТЕ ПОДЖИГАТЕЛЕЙ ВОЙНЫ
«Мое отношение к войне вообще и в частности к подготовляемой международной бойне и к нападению на СССР является отношением революционера и коммуниста.
«До войны 1914 г. я был пацифистом и верил в арбитраж между нациями и в возможность избежания конфликтов с помощью мероприятий и соглашений между «нациями». События дали мне белее отчетливое представление о действительности, и я считаю сегодня эту искусственную концепцию не только ложной и опасной, но и убийственной.
«Все прокламации и все меры, исходящие от великих держав, находящихся в руках «деловых людей», имеют целью обман масс. Капитализм, основанный на конкуренции и неэкономической войне, не может жить иначе, как согласно антагонистическим принципам; последние рано пли поздно приводят к вооруженному столкновению. Колониальные экспансии и другие формы империалистических захватов все больше и больше нуждаются в вооружениях. Вооружение необходимо в одинаковой степени и для защиты буржуазной власти против наступления эксплоатируемого и угнетенного рабочего класса.
«Современное международное положение определяется неравными и несправедливыми договорами, навязанными побежденным нациям в результате войны 1914 г., экономическим кризисом, глубокой причиной которого является бессилие капитализма справиться с экономическими, национальными и международными проблемами. Находящийся при последнем издыхании буржуазный режим пытается сохранить власть двумя способами: насилием — исключительными законами, фашизмом, а также демократическим и пацифистским шарлатанством, вводящим в заблуждение доверчивые умы.
«Война так же неизбежна назавтра после последнего всеобщего международного пожара, какой она была накануне этого кровавого бедствия. Октябрьская революция, освободившая обширную страну и сделавшая из нее огромный очаг социалистического строительства в противовес империалистическому миру, породила на земном шаре двойственность, которой буржуазная власть не может допустить.
«Как бы различны ни были в известных случаях интересы империалистических стран, последние находят единственную почву для соглашения в своем общем желании сохранить рабство рабочего класса и разрушить реальные, неотразимые результаты социалистической перестройки половины Европы и половины Азии. Классовая ненависть против СССР была одним из факторов сочувствия капитализма, и в частности европейского империализма, нападению Японии на Манчжурию и ее открытой попытке начать колонизацию Азии в своих интересах.
«Общая обязанность работников физического и умственного труда, и особенно писателей, не могущих оставить без внимания это положение вещей, не нарушив своей миссии представителей общественности и солдат своего класса, — открыть глаза на обстановку, ставшую более трагической, чем когда-либо. Этого требуют интересы и будущее человечества.»
***
ЖАН РИШАР БЛОК
(1884-1947) французский писатель, романист, драматург, критик, один из главных редакторов литературно-художественного журнала «Европа». В своем творчестве Блок отражает с большой талантливостью и мастерским реализмом загнивающий капитализм, показывает разлагающуюся буржуазную культуру. Однако Блок ограничивается отрицанием творческой жизнеспособности капитализма, не доходя до активных революционных стремлений. В течение последних лет становится все более радикальным, все же оставаясь в плену мелкобуржуазной идеологии.
ПРИМУ ЛЕНИНСКУЮ ТАКТИКУ
«Вы спрашиваете меня, как я в настоящий момент реагирую на угрозу империалистической войны и попытку окружения советской территории авангардом капитализма, Японией. Не дожидаясь начала кризиса, мое свободное и непосредственное противодействие проявилось в постоянной личной деятельности, — где бы я ни находился, — в письменных выступлениях, в статьях, регулярно публикуемых в журнале «Европа», и в особенности в произведениях, над которыми я сейчас работаю; первое из них должно появиться весной в «Новом французском обозрении».
«Я не коммунист, я не принадлежу ни к какой партии, я повинуюсь только велениям моей совести, но мои установки нисколько не изменились с 1917 г. Видел теории, как и на практике, моя позиция всегда была продиктована уважением и сочувствием к русской революции; я непрестанно горячо защищал пролетарское государство. Я не поколебим в своих симпатиях. И если наши усилия в один прекрасный день окажутся недостаточными, чтобы остановить империализм, стремящийся к войне, тогда я без колебания, так же как и Ромен Роллан, приму ленинскую тактику.»
***
ЭПТОН СИНКЛЕР
(1878-1968) — один из наиболее популярных американских писателей. Его перу принадлежит ряд романов, в которых он изобличает капиталистическое общество, показывает изнанку страны «процветания», рисует положение пролетариата в этой стране («Джунгли», «Деньги», «Самузль-искатель», «Король-уголь», «Нефть»). В романе «Джимми Хиггинс» выступает как противник войны и защитник Советской России. В одном из последних романов «Бостон» он изобличает капиталистическое правосудие: тема романа—дело Сакко и Ванцетти. Но изобличая капитализм, Синклер не доходит до революционных выводов и остается на позициях этического социализма. Помещаемая статья Синклера является его ответом Р. Фюлопп Мюллеру, выпустившему роскошно изданную, но гнуснейшую по содержанию книгу о Советском союзе «Дух и лицо большевизма». Эптон Синклер один иэ горячих защитников и друзей Советского союза. В 1931 г. выступил с рядом статей в защиту СССР.)
БУДУЩЕЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ВАМ
«Каждый, кому нечужды нормальные общечеловеческие чувства, должен преклоняться перед смелым сопротивлением, оказанным китайским народом в ответ на вторжение в их страну. Однако, будучи социалистом, я сдерживаю свои чувства, напоминая себе, что, несмотря на все, китайское правительство — правительство капиталистическое в той же мере, как и японское. Если китайцы выиграют и не поддадутся, они очень быстро станут так же ненавистны всему миру, как ненавистно сейчас японское правительство. Такова природа капитализма. Он живет эксплоатацией и грабежом, и не может жить иначе.
«Мы воображали, что Франция рыцарски защищается, и мы симпатизировали ей; теперь мы видим Францию в роли хозяина Европы и инициатора реакции.
«Только одно беспокоит меня в настоящем конфликте: это — страх, что Советский Союз будет вовлечен в него. Именно поэтому Франция и Британия выступают сегодня против объявления бойкота Японии, имеющего целью прекратить конфликт. Они надеются, что в скором времени они используют Японию для того, чтобы отрезать Россию от Тихого океана. Вот то, на чем вам необходимо сосредоточиться, чтобы не вмешать Советского союза в войну и спасти пятилетку. Поход на пятилетку — единственный пункт, на котором сходятся все капиталистические страны. Избегайте военных ловушек империалистов, предоставьте капитализм его гибели, стройте социализм, — будущее принадлежит вам».
***
СТЕФАН ЦВЕЙГ
(1881-1942) известный австрийский писатель, автор ряда художественных новелл, нескольких драм, многих стихов, как оригинальных, так и переводных (в частности Верлена и Бодлера), ряда интереснейших монографий. В 1929 г. приехал в Россию на толстовские торжества, побывал в Москве, Ленинграде и Ясной Поляне. Выпустил небольшую книжку «Поездка в Россию», отрывки из которой мы печатаем в нашем сборнике.
ОНИ ИЩУТ СПАСЕНИЯ В ВОЙНЕ
«Вы имеете слишком много оснований крайне настойчиво указывать своей стране и другим странам на грозящую опасность войны. Эта опасность представляется мне действительно неизмеримо большой. За эти два года, благодаря европейскому и американскому кризису, положение сильно обострилось. Два года тому назад ....дела шли хорошо, хозяйство находилось в состоянии подъема, в широких буржуазных, а также и рабочих кругах господствовало относительное довольство; надеялись, что и общественное строительство пойдет ускоренным темпом. Но с тех пор, как с такой силой разразился кризис, для некоторых групп предприятий не оказалось другого выхода из хаоса, как создать еще больший.
«Для многих отраслей индустрии война вне своей страны явилась бы единственным спасением от неизбежного банкротства. И действительно, сейчас же за первыми военными действиями Японии на мировой бирже поднялись акции некоторых отраслей промышленности.
«К этому прибавляется также отчаяние безработных. Сотни тысяч юношей, особенно в Германии, не находят ни приложения, ни какого-либо разряжения своей энергии и готовы бежать от этого вынужденного ничегонеделания, заняться чем-нибудь, бороться безразлично за что— за Китай или Японию, за фашизм или против фашизма, от праздного и безнадежного бездельничанья броситься в бессмысленную авантюру.
«Рабочий класс Европы устал, истощен, не знает настоящего подъема, так как не видит перед собой цели. Рабочие присмирели, так как кризис угрожает существованию каждого из них.
«Итак, сейчас особенно благоприятное время для поджигателей войны: в первый раз они нашли бы последователей не из чпсла тех, которые войны х о т я т, но из числа тех, которые в войну бегут, чтобы избавиться от современного нервно-напряженного состояния.
«К кому апеллировать? Совесть мира усыплена сладкими ядовитыми газами угодливой прессы, ее не пробудят даже пушки Шанхая.
«Лигу наций никто больше не принимает всерьез. Все действительно ценные предложения там душат дипломатическими отсрочками. Интеллигенция думает лишь о себе и своим равнодушием только способствует преступной активности политиков. Некогда интернациональный — социализм стал в 1914 г. национальным, и таким он и остался. В 1932 г. он будет противиться войне столь же неэнергично, как и в 1914 г.; но он в высшей степени «интернационален»: он служит в каждом государстве только национальной государственной идее.
«Ни Китай, ни Россия не могут серьезно рассчитывать на настоящую помощь. В лучшем случае — вежливое выражение симпатии и сочувственные фразы, но не больше.
«Пять или шесть десятков независимых культурных людей Европы будут, конечно, протестовать и предостерегать, но разум во время столь глубоких потрясений не имеет никакой силы. Лига наций давно уже не имеет никакого этического или законодательного значения. Это значит: в такой опасный момент нет места обманчивым надеждам, нужна продуманная, холодная и энергичная решимость. Особенно потому, что преступная группа из-за своих частных затруднений хочет найти спасение в общей войне. Россия не должна служить отдушиной. Поэтому прежде всего — не давать повода к войне. Лучше терпеть их неловкие и нервные провокации и не лить воды на их мельницу... Нужно пережить эту ужасную фазу сумерок, а там хотя и медленно, начнут собираться вокруг нас рассеявшиеся активные силы, чтобы преградить дорогу этим мародерам человечества, их преступному походу, их отчаянному бегству из частных финансовых затруднений в общую войну.
***
*См. биографии писателей в предыдущих статьях.