Достоевский. Идиот. 14. 06. 2022

Ольга Немежикова
ЭСКИЗ. СЛЕЗИНКА РЕБЁНКА

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: эскиз по мотивам одноимённого романа Ф. М. Достоевского «Идиот» (14.06.2022).
Режиссёр-педагог – художественный руководитель курса, заслуженный работник культуры РФ, профессор Е. В. Бубнова.

Инсценировка сложнейшего романа решена неожиданно, свободной ретроспективой видений главного героя.
Князь Мышкин вернулся в клинику. Лечащий доктор крайне обеспокоен: надежды на улучшение тают. Больной то впадает в прострацию, то мучительно пытается что-то вдали разглядеть. Это ему удаётся. Пока удаётся...
Память тасует обрывки воспоминаний от поездки в Россию. Всплывают, углубляются и исчезают картины, образы, лица, среди которых обращает на себя наше внимание девочка. Плотно укутанная шалью, непосредственная, бессловесная, она появляется рядом с Настасьей Филипповной и князем Мышкиным. Мы почти не видим её лица, укрытого низко надвинутой шалью, прижатыми к щекам кулачками. Колокольчик детского смеха заставляет внутренне содрогнуться: зачем она здесь, в этом мире алчных, подлых, порочных взрослых? Что делает в коловращении диких страстей и событий? Где только и слышно: деньги, деньги, деньги… Идиот! Идиот!! Идиот!!! Кто защитит этот невинный колокольчик, кто станет ему опорой? Присутствие девочки зримо меняет положение вещей, отсылая к дискуссии об отношении к Богу, открытой Достоевским в «Братьях Карамазовых».
Поезд. Знакомство с Рогожиным. Лебедев, «эта наглая тварь», словно заговором оживив Настасью Филипповну, вдруг извлекает из грубого Парфёна томительную любовную мелодию — его первую встречу с ней. Вместе с Настасьей Филипповной появляется счастливая любопытная девочка. Через неё Рогожин передаёт драгоценную «слёзку», блеском которой задумчиво любуется Настасья Филипповна. Дом Епанчиных. Портрет. Раздрай в семье Гани. Снова дом Епанчиных. Три сестры, экзамен генеральши. Осёл?! Иная из нас в осла ещё и влюбится! Физиогномика. Прихожая дома Иволгиных. А вот и сама Настасья Филипповна! Снова Рогожин, теперь унижающий Ганю. «Венчаетесь вы с Ганькой?» «Вовсе нет!» «Восемнадцать тысяч!» (Смех девочки.) «Сорок! Сто тысяч к вечеру будут!» Влетает Варвара Ардалионовна, плюёт брату в лицо. Гостиная Епанчиных. Портрет. «Вы такую красоту цените? За что?» «В этом лице страдания много». На вопрос Елизаветы Прокофьевны о браке Гаврила Ардалионович отвечает отрицательно. Записка от Гани Аглае Епанчиной. Её ответ: «Я! В торги! Не вступаю!»
Клиника. «Доктор, почему меня все считают идиотом?» «Вы умеете быть счастливым». Детский смех. Довольная девочка убегает, получив гостинец от князя.
Гостиная Епанчиных. Елизавета Прокофьевна: «Поклянись, что ты не женат на этой!» Разъярённая Аглая: «Я знаю, что вы делали предложение этой мерзкой женщине!» Гостиная Настасьи Филипповны — день её рождения. Князь Мышкин на вопрос, выходить ли ей за Гаврилу Ардалионовича, отвечает: «Нет!» Появляется Рогожин с деньгами. Князь делает предложение и показывает письмо от Салазкина о наследстве. «Три ангела» (Белорусский духовный стих), исповедь Настасьи Филипповны. Деньги Рогожина летят в камин, Ганя падает в обморок. Настасья Филипповна, приказав отдать деньги Гане, уезжает с ошалевшим от счастья Рогожиным. Гостиная Епанчиных. Отчаянное признание Аглаи в любви. Князь говорит, что Настасья Филипповна безумна, он её жалеет, но ничем не может помочь.
Клиника. Умирающий князь (Алексей Ефимов), укутанный в старый плед, что-то видит. Его поразительное лицо стало ещё выразительней. Взгляд, до сих пор трогательный по-детски, теперь окрашен страданием. Заботливый доктор (Мирон Слюсарь), списывая всё на галлюцинации, тихо покидает больного, перед которым — смертельно усталый Парфён Рогожин (Андрей Андреев) с Библией в руках. На вопрос, когда свадьба, измученный Парфён глухо рычит: «Сам знаешь, не от меня зависит». Присушила его Настасья Филипповна: понимание обоих своей неволи как приговор. Оба друг друга и себя ненавидят. Обоим жизнь давно не мила. В Рогожине к Настасье Филипповне даже жалости не осталось — чувства иссякли. Исчез острый прищур глаз с точным прицелом, самоуверенность подпирается тростью, но сила, пронизывающая каждый его жест, каждое слово, не важно, бодр он или измучен, при нём. Рогожин — натура примитивная, мощная в своей устремлённости. Что ему земное притяжение? Он по планетам шагает и кометы ловит за хвост. Только вот солнце — Настасья Филипповна — ему неподвластно.
Рогожин — Мышкину: «Тебя — опозорить боится, а за меня — ничего, можно выйти...»
В этом бреду является в белом Настасья Филипповна (Мария Бабина), с кровью под левой грудью. Умиротворённая, тихая, медленно проплывает она, вглядываясь в князя, затем припадает к плечу Рогожина… Страдание стёрто с её лица — взгляд полон нежности. Мёртвая, она всех простила… Но Рогожин начинает её упрекать, говорит, как с досады избил, потом на коленях прощение вымаливал.
Вместе с Настасьей Филипповной появляется девочка (Валерия Деряженцева). Она насмерть испугана, то смеётся, то плачет.
От напряжённо-тягучей сцены с огромным садовым ножом стынет кровь. Дрожащими руками князь осторожно вынимает этот нож из Библии Рогожина и передаёт в протянутые руки Настасьи Филипповны. Отходя, она бережно, как ребёнка, прижимает нож к груди, баюкает его, присаживаясь на стул...
Князь Мышкин направляется к плачущей девочке, хочет её утешить, обнять, в это время Рогожин его окликает: «Ты в Бога веруешь?» Князь застыл, будто скованный думой... Девочка тут же, стуча каблучками, метнулась прочь, упала на колени, беззвучно рыдая. Князь с удивлением поворачивается к Рогожину: «Почему ты об этом меня спросил, верую ли я в Бога?» 
Словно из горнего мира звучат «Три ангела». В темноте на фонарном столбе далёкими звёздами разгораются три светильника. Песнопение завораживает. Это оно в ночном небе прожигает слова: «Жизнь есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы — сердце человеческое. Ф. М. Достоевский».