Сказание о русалочьей неделе

Степнова Настя
На берегах реки Ра повстречались однажды Семаргл и Купальница. И родились от их союза брат Купала и сестра Кострома.

Купальница строго-настрого наказывала детям: "Не ходите, дитяти, в сад запретный, не слушайте песен птицы Сирин! А не то беда случится!"

Не послушались дети. Как отвернулась матушка, так и убёгли они в сад запретный послушать, как поёт птица Сирин.

Налетели вдруг гуси-лебеди, подхватили братца Купалу да унесли его в царство подземное.

Возвратилась домой одна Кострома.

Прошло много лет. Выросла Кострома, стала красавицей распрекрасной.
Как на русалочьей неделе сплела Кострома венок из цветов полевых и похвалялась, что ни один ветер не сможет сорвать его с её головы. Услыхали боги похвальбу юной девы и наслали ветер сильный, такой, что сорвал венок с головы Костромы и сбросил в воды реки Ра.

В то время проплывал на лодке Купала. Упросил он Повелителя подземного царства - выйти, свет белый поглядеть.
Выловил он венок и к берегу причалил. Тут и Кострома подоспела. Не узнали брат с сестрой друг друга.

Полюбились Кострома с Купалой. Свадьбу сыграли. Да где ж видано, чтобы брат с сестрой родные союзом соединялись?!

Рассказали боги молодым о том, что они брат и сестра кровные. Не вынесла срама Кострома да и утопилась в озере лесном, а, утопшись, превратилась в русалку лесную - мавку. Стала она зазывать юношей пригожих на озеро и под воду утаскивать. Всё Купалу искала.

Купала же с горя в костёр прыгнул и сгорел заживо.
Эт ужо опосля смилостивились боги над ими и превратили их в цветок, вновь соединив в союз - Купала-да-Мавка.

Жёлто-огненным цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера - Кострома.

Это присказка, не сказка.
***
Мать Берёзынька готовила дочь единственную к русалочьей неделе. Рубаху белую вышила красно-синими узорами, сарафан оторочила лентой алой атласной. "Невестить" пора было доченьку. Вечерами косы русые ей чесала да песни заговорные пела.

Дочь, Забава, к матери ластится, а сама все в окны глядит, не идут ли за ней подруженьки.

Матушка Берёзынька наказывает дочери: "Как пойдешь ты с подруженьками на озеро лесное в баньку, то не купайся в озере после баньки ни в полдень жаркий, ни в полночь полнолунную. Иначе - мавки околдуют тебя, заиграют да утащат к Костроме на дно синее, дно холодное. Обратишься в одну из них."
Вот настала русалочья неделя пришли подруженьки, забрали Забаву в баньку, что стоит на озере лесном.

Завелись девушки хороводы водить вокруг костров жгучих, песни петь, подарки друг другу дарить, венки плести.
Наступила ночь-полночь. Девушки в баньке парятся, через костры прыгают да в озере опосля окунаются.

- Иди к нам, Забава! После баньки окунуться надо в озере, жаркий дух охладить!
Отказывается Забава. Помнит наставление матушки.

А костры все жарче горят. Ночь истомой полна. В баньке пар, даже дух перехватывает. Разомлела Забава от духоты да и припустила к озеру. Забёгла в воду озёрную прохладой тело понежить. Глядь, туманом берег заволокло, голоса подруженек вдалече где-то, на воде кувшинки светятся да луна полная отражается. Хочет выйти из воды Забава, а никак не могёт. Ноги тиной цепкой опутаны, в иле вязким утопли.

Из воды девушки в венках и белых сорочках показались, а средь их самая красивая, в венке из кувшинок. Подошла к Забаве, надела ей на голову венок свой. Запели девушки сладко так, что и страх пропал у Забавы. Девушки вокруг Забавы плавают, поиграть зовут на дно речное. Помутилось в голове Забавы от речей мавок, и пошла она на дно холодное за ими.

Долго ли, коротко ли играли мавки с Забавой на дне озёрном, тут и петухи уж три раза прокричали. Подружки по берегу ищут Забаву. А ее и след простыл, только поясочек по глади озера плавает!

Вернулись в деревню девушки, матери Берёзыньке рассказали о том, что, видать, мавки утащили Забаву на дно озёрное, дно холодное, лишь поясок остался.

Уж как мать Берёзынька убивалася, горевала, руки белые заламывала, дочь единственную оплакивала.
- Говорила я тебе, дочь моя любимая,
  не ходи на озеро, не купайся в нём
 Ни в полдень жаркий, ни в полночь полнолунную!
 Не послушалась ты меня, дочь строптивая, искупалась в полночь полнолунную!
 Утащили мавки зореньку мою ясную на дно озёрное, дно холодное!
 Не уберегла я, мать несчастная, дочь свою, дочь ненаглядную!

 Подруженьки тоже плачут, голосят:
- Ты была одная из нас, подруженька милая!
 Нам бы замуж тебя выдавати, к жениху,
 ясну соколу, наряжати.
 А ушла ты с мавками поиграть.
 И теперь белый саван тебе вместо свадьбного убранства,
 дно холодное вместо ложа супружеского станет.

Погоревала, поплакала мать Берёзынька да засобиралась к озеру лесному. Пока идет русалочья неделя, мавки выходят из озера и средь людей обитают. Вдруг и дочь её, Забава, выйдет. Хоть в последний раз поглядит на неё.

Наступил вечер. Девушки-подруженьки баньку истопили, костры развели да хороводы стали водить, песни петь.

Мать Берёзынька глядит в толпу девушек вглядывается. Не видать ли средь их дочери Забавы? Вот ночь-полночь пришла, луна светлоликая в озеро, словно в зеркало, заглянула. Только отразилась луна, как кувшинки на воде засветились огоньками, туман лёгкий над водой застелился, пение чаровное послышалось, из глубин озерных мавки показалися и на берег вышли. Средь подруженек разошлися, в хороводы влилися.

Смотрит мать Берёзынька одна мавка без поясочка. Признала она дочь свою ненаглядную. Бросилась к ей. А Забава сторонится матери, не подпускает к себе, за других мавок хоронится.

На другую ночь всё повторилось. И на следующую тоже. Пришла последняя ночь, луна убывать стала, мавки ненадолго из озера на берег выходют.

Подстерегла их мать Берёзынька. Как только вышли мавки, стали в хоровод, подошла мать к Забаве да и надела ей на голову венок из берёзовых ветвей, загодя сплетённый. Венок большущий. Сквозь него девушка от маковки до пяточек прошла.
Щечки порозовели, губки соком алым налились, ручки-ноженьки потеплели. Открыла Забава очи свои, перед ней туман рассеялся, мать Берёзынька стоит, в древо белоствольное обратилася.

С той поры украшают ветвями берёзы белоствольной жилище людское на русалочьей неделе - защита от духов  да нечисти всякой. Просят девушки Берёзыньку о плодородии, детородности, на ветви ленты атласные повязывают, в знак любви матери к дитю своему.

6 янв. 2021г.