Иркина кошка

Степнова Настя
Третьего дня пропала кошка. Ирка плакала и звала ее  с крылечка. Даже оставляла блюдечко с молоком на ночь, в надежде, что кошка придет на запах молока. Ан нет. Кошка словно растворилась в зарослях бузины, что росла по краю оврага за их домом.

Андрюха знал, что кошка больше не вернется. Знал и молчал. Он даже не пытался убедить младшую сестру прекратить поиски кошки. Это  была его вина. Поэтому он помогал днем ее искать, рыская по задворкам и зарослям с Иркой, до волдырей обжигая крапивой голые ноги и руки, будто наказывая себя. А перед сном, лежа в темноте, сжимал кулаки и тихо вздыхал. На утро все повторялось заново.

К исходу пятницы Андрюха решил признаться сестре во всем.
-Ирк, тут такое дело... - начал было он.
Сестра сидела на крылечке и вглядывалась в сгущающиеся сумерки.
- Кис-кис-кис - тихо звала она.
- Ира, ты слышишь меня? Я хотел тебе сказать, что...
- Тихо! - зашипела Ирка - слышишь?

Андрюха прислушался. Стрекотание ночных цикад, легкий шелест крыльев ночных бабочек, бьющихся о стекло фонаря на крыльце, изредка падали яблоки, громко стуча о шиферную кровлю сарая.

- Нет. То есть, да. А что именно я должен услышать? - забеспокоился брат.
- Кошка мяучит - совсем тихо произнесла сестра - где-то там, за оврагом, в бузине.

Андрюха сосредоточенно вслушивался. Где-то залаяли собаки, протяжно промычала загулявшая Буренка бабы Нины, снова застрекотали цикады, к ним присоединился хор лягушек с пруда. И настойчивое биение мотыльков об освещенное фонарное стекло.
- Ир, я ничего не слышу. Пойдем в дом. Сказки почитаем. А хочешь, я дам тебе поиграть на моем телефоне в игру, ту, которая тебе очень нравится? А?

Девочка сидела не шелохнувшись. Только рукой махнула, мол, помолчи.
- Андрюша, ну же, прислушайся! Кошка мяучит. Вот! - она подняла указательный палец вверх - вот! Сейчас. Ну? Услышал?

Андрей упорно не слышал мяукание. Что угодно, но не мяукание точно. Он начал нервничать.
Может матери позвонить? Нет. Нельзя. Мать станет волноваться. Сорвется на последней электричке из города. Не стоит ее тревожить. Все равно она завтра должна приехать. Может отцу? Хотя... Что ему до Ирки? У него другая дочь недавно родилась, Полинкой назвали. Мать как узнала, только губы сжала до посинения и проплакала полночи. Он слышал, как она рыдала в подушку. Мать надеялась, что у отца "там" всё несерьезно, что он "нагуляется и притопает как миленький". А он не притопал. Он  подал на развод, а после женился вновь. И теперь нянчит другую дочку. Как же быть-то?

А может тёть Тосе позвонить? Сестре отца. Тоже не вариант. Мама выгнала ее, когда та пришла с "дурными вестями" о том, что отец женился  "на этой".
Андрюха очнулся от горестных дум. Ирки рядом не было. Только платьице светлое мелькнуло в зарослях бузины.

- Ирка! Ты куда? Стой!
Светлая фигурка сестры удалялась в сторону сельского кладбища.
- Ир! Это уже не смешно! Я ща матери позвоню! Стой, говорю я тебе!

Он рванул за сестрой. После яркого света за пределами фонаря было очень темно. Тогда Андрюха вернулся на веранду за мобильником, включил на нем фонарик и решил перехватить сестру в перелеске между оврагом и кладбищем. Кубарем скатился в овраг, крепко держа телефон в одной руке, другой прикрывая лицо от крапивы и веток бузины.

Вскарабкавшись на другую сторону оврага, он посветил фонариком по сторонам. Светлого луча хватало только на метр или полтора от него. А дальше тьма. Мобильник показывал тридцать процентов зарядки. Он забыл его поставить заряжаться. Тогда Андрюха выключил вовсе фонарик и убрал мобильник в задний карман джинсов. Несколько минут он жмурился и вглядывался во тьму, снова жмурился и вглядывался. Пока глаза не привыкли к темноте.

Вообще-то, он был не из пугливых. И с легким презрением относился ко всякому, кто боялся темноты. А однажды, на спор с Пашкой, прошёлся спокойным шагом по кладбищу ночью. А в доказательство снял видео. Правда, видео было не очень хорошего качества, камера телефона без ночного режима. Но выигрыш в споре пацаны зачли. Это было прошлым летом. Ох, и попало ему потом от матери! Ей приспичило убедиться, что с детьми все в порядке, среди ночи. Зашла к ним с Иркой в комнату, а его нет. Когда он, далеко за полночь, пришел домой, мать сидела на крылечке  как мраморное изваяние. Увидев сына, живого и невредимого, вскочила со ступенек и давай его хлестать полотенцем, что минуту назад прижимала к заплаканным глазам. А потом обняла его крепко-крепко. Тогда он дал себе слово, что больше никогда в жизни не расстроит ее.
Не расстроит...

Ирка! Куда же запропастилась эта гадкая девчонка?! Сердце гулко колотилось о ребра. Сейчас он понимал, почему мать тогда его отхлестала. Переживание за Ирку больно кололо в левом подреберье.

-Андрюшка! - услышал он жалобное всхлипывание сестры.

На краю перелеска, на фоне кладбищенских темных крестов он увидел силуэт Ирки. Она махала ему рукой. Андрюха побежал к ней. Ирка шла через кладбище прямо к полуразрушенному временем и людьми склепу барона Фон Майера.

Странное строение с замшелым ангелом в человеческий рост - склеп-усыпальница. Чего только местные жители ни рассказывали об этом склепе и самом бароне.
Барон Фон Майер выиграл в карты эту деревню у помещика  Ч...ского. Немец, по крови, принялся за строительство усадьбы. Да место выбрал неподходящее. Аккурат, на пересечении четырёх дорог. Крестьяне знали, что это "гиблое место", и там водится "нечистая сила". Однако, новый барин был упрям и "верил токмо в науку". Так или иначе, усадьба была выстроена добротная, из красного кирпича. На внутреннюю отделку немец денег не жалел. Рабочие-строители только периодически пропадали бесследно. Немец сердился на" русский пьянь", что "арбайтен не приучен, лишь водка пить да лениться". Приказчик помалкивал да новых рабочих пригонял из города, вместо пропавших.

По окончании строительства барон устроил новоселье. Созвал гостей, даже, поговаривают, сам император должен был прибыть. Императора так и не дождался хозяин с гостями. В разгар веселья случился пожар. То ли лакей свечу на портьеру уронил, то ли из гостей кто-то, не известно. Началась паника возле входной двери. Ее заклинило. На окнах красовались кованные решетки с вензелями. Люди сгорели заживо. Приказчик стоял недалеко от усадьбы и смотрел на горящий дом. Больше его никто никогда не видел.

Несчастного барона похоронили по православному. В могиле с крестом. А спустя пару лет объявился наследник на бароново хозяйство. Еще один немец. Он велел построить склеп, пригласил католического священника, и перезахоронил останки барона в склепе. И тут не обошлось без неприятностей. Когда выкапывали гроб с бароном, один из копавших каким-то образом повредил ногу, а затем, в скорости и помер. Второй утонул на следующий день после перезахоронения.
Да и наследник не долго хозяйничал на земле барона. Что уж там произошло, никто дословно не знает, только на сороковой день нашли его повешенным в уцелевшей от пожара части усадьбы.

Про сам склеп говорили, что туда "нечистый" наведывается. Достает из гроба череп барона и хохочет. Мол, как тебе выигрыш-то твой? Нравится?

Андрюха подобрался к склепу. Рядом послышалось мяуканье. Кошка?
Он вгляделся в дверной проём. Дверь в склеп была приоткрыта. Он заглянул внутрь.
- Ир, ты здесь? Ирка? - шепотом сказал брат. - Ир, не дури. Выходи и пойдем домой.
Сзади что-то зашуршало, а затем раздалось душераздирающее "мяу!"

Андрюха с испуга ввалился в склеп, дверь с грохотом захлопнулась, и он увидел иркину кошку. Только она на глазах разрасталась, пока не достигла человеческих размеров, превратившись в женщину в длинных одеждах. Андрюха дрожащими руками достал мобильник и включил фонарик. Световой луч плясал от дрожания рук, освещая полукруг вокруг парня.
Женщина зашипела!
- Шшшш! Зачем ты меня убил, Андрюша?

Андрюха заикаясь ответил: "Я яя не у-уб-и-и-ва-ал те-тебя!"

- Как же не убивал? - женщина перемещалась в темной части пространства, - Ты утопил меня. Посадил в мешок и в пруд кинул. За что ты так со мной? Шшш....
Андрюхины плечи поникли. Он устало привалился спиной к холодной стене склепа.
Да. Он утопил иркину кошку несколько дней назад.

Парень молчал.

-Что же ты молчишь, Андрюша? Зачем ты так со мной? Ладно, со мной! С сестренкой-то зачем ты так жестоко?

Андрюха вскинул голову. Фонарик заморгал и погас. Мобильный телефон разрядился и отключился.

- С Иркой? Я? Жестоко? Да ты знаешь, кто подарил кошку ей? Отец! Перед тем, как жениться на этой, - парень презрительно скривил губы, - принес и сказал: "Вот, Иришка, подарок тебе! Ухаживай за ней как следует." А сам больше не вернулся! А Ирка! Ирка плакала по началу, а потом как с ума сошла! Говорит, мол, если я буду правильно ухаживать за кошкой, папа узнает об этом, поймет, что я - хорошая девочка, и... И вернется!"

Последние слова Андрюха произнес сквозь еле сдерживаемые слезы. В горле как ком сухого хлеба застрял.

- Ненавижу.! Ненавижу его! За то, что он сделал с матерью! За то, что Ирка из-за него плакала! Ненавижу!!!

Слезы текли по лицу Андрюхи, и он с остервенением вытирал их сжатыми кулаками.
-Вот и утопил я тебя! Чтобы Ирка быстрее забыла об отце!
Женщина неподвижно стояла напротив парня.

- А хочешь, я расскажу тебе, что будет с тобой через несколько лет? - неожиданно ласково спросила она.

Андрюха поднял взгляд на едва виднеющийся силуэт.

- Ты подрастешь, женишься, у тебя появятся дети... А однажды... Ты ударишь свою жену. Потому что она задержится после работы. А потом ты ударишь ее вновь, потому что она невпопад ответит тебе. А потом ты будешь бить не только жену, но и детей. Которых ты, конечно же, будешь сильно любить.

-Нет. Неееет... Нет! - Андрюха схватился за голову. - Нет! Такого не будет! Нет!

- Будет, будет, - вкрадчиво продолжила женщина, - ты же из любви это будешь делать. Для их блага. Ты же лучше остальных знаешь, как правильно любить. И меня утопил из любви к сестре. И сообщения отца из Иркиного телефона стирал тоже из любви. Так ведь? Скажи?

- Если бы я мог, я бы убил отца!

Женщина приблизилась к Андрюхе. Он почувствовал холод. И запах тины.
-  Сейчас ты умрешшшшь. - прошипела кошка.

Он устало прикрыл веки. По щеке будто лезвием полоснули. Андрюха вскрикнул: "Аааа!"

В этот момент рядом раздался знакомый голос.
- Андрюха? Ты чо ль?
Парень открыл глаза.

Его за плечо тряс дядя Митя, кладбищенский сторож.
- Давай, подымайся. Чего ты тут в склепе расселси?
Дядя Митя помог парню встать и выбраться из склепа.

Пахло скошенной травой, землёй, антоновкой, немного самогоном и махоркой.
- Милок, ты чего тут? Снова спорил? - дядя Митя хитро усмехнулся.
-Ээээ... Да не... Я это.... - Андрей замялся. - Дядь Мить, а ты-то сам как тут?
- Ну, как-как? Гулял. Слышу голосит кто-то из баронового склепа. Думаю, што за оказия? А там ты орешь! - подмигнул старик.
-Дядь Мить, - ошеломленно выговорил парень, - ты же умер. Как ты можешь быть тут?
-Я? Умер? - поперхнулся дядя Митя - а когда-сь? А?
- Да еще прошлым августом. В конце.
-О, это ж почитай год прошел, да? - снова подмигнул дядька. - Да ты не боись... На-ко, вот. Возьми!
Он сунул мягкий комок в руки Андрюхи. Котёнок!
- Давай, ступай до дому. А то мать скоро приедет, а ты шлындаешь по кладбищу. Иди. Да и мне пора. Скоро рассвет.

Андрюха было зашагал к дому. Но обернулся и крикнул: "Дядь Мить, кто это там был? В склепе?"
Дядь Митя покачал головой: "Она! Сама приходила. Да, видно, сжалилась." Потом замахал руками, мол, иди, иди!

Андрюха придерживая пищащий комок побежал к дому.
Ирка спала, свернувшись калачиком. Одеяло валялось на полу. Андрюха поднял с полу одеяло и накрыл сестру.  Отпустил котенка, налил молока в блюдце. Котенок, смешно перебирая лапками, подошел к блюдечку и стал лакать молоко. Напившись, он подбежал к пареньку и ласково терся о его штанину.

Андрюха разделся и завалился спать, а рядом устроился котенок.
Впервые за долгое время в его сердце не было ненависти к отцу.

02.03.2021г.
Anstep