Вознесение Господне

Руслан Игнашкин
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость  сотворивый учеником обетованием Святаго Духа,
извещенным  им бывшим благословением:
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Тропарь праздника Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

                Все события земной жизни Христа Богочеловека – это золотая цепь нашего спасения, а Вознесение – ее последнее звено, заключительный аккорд в симфонии мессианского служения Иисуса из Назарета – чудесное и таинственное событие, завершающее Его евангельское житие. Земная жизнь Иисуса Христа завершилась Вознесением – необычайным событием, описанным в Евангелии – заключительный эпизод в земной жизни Спасителя, преисполненный загадочности, ибо в нем сходятся все тайны чудесной Личности Христа Богочеловека и увенчивается Его жизненное дело. У святых апостолов – очевидцев Вознесения Господня, оно вызывает несказанное изумление, потому, что Христос «с плотью возносится на небо» (Деян.1:9-11), и радость, а потому, что Он, благословляет их и дает обетование о ниспослании Святого Духа, Который сойдет на учеников Иисусовых в день Пятидесятницы и Своими огненными языками образует Новозаветную Церковь. Архимандрит Рафаил Карелин акцентировал особое внимание на то, что Вознесение Христово воспринимается и переживается христианами через литургическую жизнь Церкви и участие в ее богослужениях, через библейскую символику с храмовую литургику, ибо человек призван не только вспоминать события священной истории, как то, что совершилось в прошлом, но и духовно включиться в них – молитвенно и мистически их пережить через участие в храмовом богослужении и ее символические образы, ибо церковный символ есть связь видимого и невидимого, духовного и материального, звено между Божественной Премудростью и человеческим умом: «Через храмовую службу, ее обряды и ритуалы, ее символические образы человек становится реальным участником происходивших в истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий. Вознесение Господне – это сияющее ослепительным светом завершение земной жизни Христа-Спасителя. Вознесение – венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему предвечному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного совершенства В Своей земной жизни Христос подчинил Себя времени и истории, и вместе с тем Он стоит над временем и историей как их Творец и Владыка. Для христианина жизнь Христа из Назарета – не прошлое как прошедшее, а актуальное настоящее и бесконечное будущее. Христианский праздник – это соприкосновение вечного и временного, земного и небесного, это откровение духовного эона на земле и в сакральном пространстве храма. Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное, духовное и эсхатологическое значение. В Евангелии от Марка дана величественная картина вознесения Иисуса Христа. Но мало иметь и читать Евангелие. Надо еще знать его особый язык, символику и другие средства изображения. Это вовсе не значит, что евангельская символика превращает события в отвлеченную и условную аллегорию. Нет, Евангелие – истина, но она многогранна и многопланова. В земном присутствует небесное, в историческом – вечное. Символ не подменяет, а углубляет смысл и открывает сакральный план событий Священное Писание – откровение Божие, обращенное к людям на человеческих языках… Церковное богослужение – это система символов, в которую включается человек как цельная личность, поэтому он является реальным участником тех событий Священной истории, которые содержатся в обрядах и ритуалах Церкви… Храм – это символ, единый и многогранный, и в то же время целый мир символов». В христианском сознании храм – это образ неба на земле и прообраз преображенного космоса, святилище и место таинственного присутствия Божиего, где совершаются таинства и богослужения, где во времени через литургические песнопения и иконографические образы открывается вечность, где события Ветхого и Нового Заветов – уже произошедшие на земле и предсказанные в Апокалипсисе, оживают не как припоминания событий минувших лет и воображение будущего, а как актуальное и животрепещущее настоящее, а все радиусы жизни сходятся в одном центре – в небывалой и чудесной Личности Христа Богочеловека. Сорок дней прошло со дня Пасхи – Воскресения Христова – до Вознесения. Размышляя о том, почему после Воскресения Христос не вознесся сразу на небо, а сорок дней пребывал на земле с учениками Своими, святитель Иоанн Златоуст писал, что целью сорокадневного пребывания воскресшего Христа Спасителя с апостолами было обучение их тайнам Царства Небесного: «Во время земной жизни Спасителя, до распятия Его и Воскресения из мертвых, апостолы не могли еще уразуметь высших тайн Небесного Царствия». В Священном Писании число сорок символизирует время духовного испытания. Сорок лет пророк Моисей вел народ еврейский по пустыне в землю Обетованную. В преддверии Своей евангельской проповеди сорок дней Христос молился в пустыне, где Ангелы служили Ему и Он победил дьявола и прошел через все искушения. Сорок дней пребывал воскресший Сын Человеческий на земле, открывая ученикам Своим высшие тайны Царства Небесного, просвещая их умы и сердца и приуготовляя их души к принятию благодати Святого Духа и будущей евангельской проповеди не только соплеменникам, но всем народам земли – к самоотверженному апостольскому служению, которая почти для всех апостолов завершится мученической смертью.
                На сороковой день после Воскресения Христос, окруженные учениками Своими, вышел из Иерусалима и направился к горе Елеонской – холму, где произрастали масличные деревья, получившему наименование – гора милостей, там Господь благословил апостолов на всемирную проповедь, возвестил им, что они примут в себя силу Божию, когда Святой Дух низойдет на них и вознесся на небо, дабы воссесть одесную Бога Отца  и ходатайствовать о ниспослании Святого Духа: «И, когда благословлял их, стал отдалятся от них и возноситься на небо... И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. И они возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк.24:50–52; Деян.1:8–12). Богословствуя о чуде Вознесения Христова, преподобный Феодор Студит писал: «Сегодня – Вознесение, и сей праздник есть конец и завершение домостроительства спасения Господа нашего Иисуса Христа. Ибо, совершив все, Он, по воле Отца, «вознесся во славе» (1Тим.3:16), воскресив нас с Собою и «посадив на небесах» (Еф.2:6) через Свою святую плоть». В Священном Писании сказано, что  «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин.3:13). В христологическом и догматическом аспекте Вознесение Господне ясно свидетельствует, что Христос есть истинный Сын Божий, сошедший с небес и ставший Сыном Человеческим, Он – предвечный Бог Слово, Ипостасная Премудрость и Сила Божия, Господь с неба сошедший и вочеловечившийся, дабы искупить грехи мира и освободить нас от власти смерти и дьявола, сокрушить врата адовы и отворить врата горнего Иерусалима – стать дверью в Царство Небесное. Христос сказал ученикам Своим: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18), Он – Сам Господь всемогущий, для Которого нет ничего невозможного. В Священном Писании сказано, что Бог есть «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим.6:15), Он – предвечный Творец мира и «Царь веков» (1 Тим. 1:17), всемогущий Вседержитель, «держащий все словом силы Своей» (Евр. 1:3), «Господь сил» и «Царь славы» (Пс.23:10). Христос отверг искушение властью над царствами мира сего, дабы показать, что существуют более высокие ценности, чем власть – любовь, свобода, красота, правда, показать, что Бог бесконечно дорожит свободой людей и хочет их свободной любви. Власть Христа – это не мирская власть, она не принуждает и не насилует, а освобождает и преображает, возвещает: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Совершив искупительный подвиг, победив смерть, дьявола и сам Ад, воскреснув из мертвых и возвестив ученикам, что цель христианской жизни – священное служение Богу, Христос вознесся на небо, чтобы воссесть одесную Бога Отцу и прославить человеческое естество, ипостасно соединенное с Его предвечным Божеством – увенчать честью и славой. В таинственном апокалиптическом видении апостол и тайнозритель Иоанн Богослов созерцал небесный престол Господень, от которого исходили громы и молнии, около престола находились двадцать четыре старца, облаченные в белые одежды и имеющие золотые венцы, апокалиптические животные и Ангелы, воспевавшие песнь Богу Отцу, сидящему на престоле, Агнцу Божиему – Иисусу Христа, и Святому Духу Его, восклицая: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет», «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:4–11). Литургический возглас «достоин Ты, Господи» – обращен ко всем Лицам Святой Троицы, не только к Богу Отцу, сидящему на престоле, по воле Которого все сотворено и существует, и Святому Духу – достойному принять честь и славу, но ко Христу – Богу Слову и Искупителю, достойному быть Судией живых и мертвых: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени». «Достоин Агнец принять силу, и мудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение». Вознесшись на духовные небеса, Иисус Христос «пребывает одесную Бога», Ему покорны Ангелы, Власти и Силы, а по благовестию апостола Павла, Бог Отец, посадил воскресшего и вознесшего Христа как единственного Спасителя мира «одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его» (Еф.1:20–22).
                В прощальной беседе с учениками Христос поведал им о чудодейственной силе, которую дает человеку вер в Бога: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносные выпьют, но повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16:16-18). Человек не может жить без веры, ибо он есть существо не только чувственное, но и духовное, сотворенное по образу и подобию Божиему, он – загадочен и многогранен, его душа не только вместилище рассудка, но и воли, интуиции, нравственного сознания, эстетического чувства, а потому его жизнь имеет таинственный, высший и священный смысл, не ограничивающийся границами материального бытия. Человек есть существо литургическое верующее, созданное для Бога и Церкви, он задыхается и не может жить без веры, он жаждет веры и страшно мучается, если утратит святыни и идеалы, ведь жизнь не терпит пустоты, и если храм души будет опустошен – лишен Бога, святынь и идеалов, то их место займут ложные кумиры и идолы. Вера в Бога – это направленность духа к Богу и верность Творцу, глубочайшее переживание и опора жизни, она – самое таинственное и драгоценное состояние души, ее устремленность к Высшей Святыне – Богу. Вера затрагивает самые сокровенные струны души, она – живой источник интуиций, прозрений и наитий, дающий сердцу – глубину, благоговение и любовь к Богу, воле – крепость, целеустремленность и силу, разуму – мудрость, мощь и зоркость, совести – нравственный идеал и верное мерило добра и зла, определяющий воззрения на жизнь и смерть, стремления и поступки. Святитель Игнатий Брянчанинов утверждал, что уверовать в Бога человеку надлежит умом – через принятие догматов Церкви и подвиг Богопознания, сердцем – через участие в таинствах и богослужениях, через молитву и созерцание, волей и совестью – через верность Христу и исполнение заповедей Евангелия в жизни своей: «Вера в Евангелие должна быть живая, нужно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью. Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и хранится делами веры и непорочностью совести». Вера – это добровольный союз между Богом и человеком, именуемый в Библии Заветом, она – корень и суть всех христианских добродетелей – молитвы, покаяния, смирения, кротости, милосердия и любви. Как замечает архимандрит Рафаил Карелин, существуют различные степени веры: 1) вера как вероятность – в гипотетическую возможность бытия Бога, это – вера рационалистов и сомневающихся скептиков, она подобно мерцанию звезд, бессильному сделать ночь светлей; 2) вера как убежденность – это убеждение человека, не согретое любовью сердца, напоминающая бледный свет луны; 3) вера как содержание жизни, непрестанное горение сердца и самоотверженное служение Богу, вера, охватывающая всю душу человека, чудодейственная и победоносная, подобная свету солнца. Религиозная вера есть не только убежденность человека в существовании Бога, но доверие Богу как  всеблагому, премудрому и всемогущему Творцу и Вседержителю, желание везде и всегда следовать за Ним и исполнять Его святую волю. Вера есть целостный духовный опыт и основа религиозного миросозерцания, она исходит из самых сокровенных глубин духа и сердца и охватывает всего человека, его волю и мышление, слова и дела – весь его внутренний мир и всю его жизнь. В Священном Писании сказано, что вера есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1), «без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6), христианство – это «вера, действующая любовью» (Гал.5:6), благодаря вере пророки познали Бога и совершали чудеса, не страшились мученичества и  несли миру Слово Божие. Христос пролил Свою святую Кровь за грехи всего рода человеческого, перед Вознесением Он благословил учеников Своих на апостольскую миссию – идти по всему миру, проповедовать Евангелие и крестить людей во имя Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Когда Христос родился в Вифлееме, то человечество вступило в новую историческую и духовную эру, ибо в историю пришел Спаситель мира и всех народов земли. В святой день Пятидесятницы – день сошествия Духа Божиего на апостолов в огненных языках, ученики Иисусовы обрели многие дары и заговорили на всех языках, образовалась Новозаветная Церковь, хранящая и проповедующая Евангелие, собирающая все народы земли и возрождающая духовное единство человечества в вере, надежде и любви, ведь во Христе «нет скифа, эллина и иудея» (Кол. 3:11). Христос предрек, что именем Его христиане будут изгонять бесов, ибо Христос искупил грехи мира, одолел силу дьявола, сокрушил Ад и разорвал узы смерти. Имя Иисуса Христа – сладостно для Ангелов и святых, оно – утешение скорбящих и отрада мучеников, слава исповедников и надежда молящихся, но оно грозно и страшно для демонов. Имя Христа – это духовный меч, пылающий огнем Божественной благодати, опаляющий наших невидимых врагов – лукавых духов тьмы, и защищающий те, кто пребывает в Иисусовой молитве и молится устами, умом и сердцем: «Господи, Иисусе Христе, Сыне божий, помилуй мя грешнаго!». Для святых подвижников Церкви и ее величайших молитвенников Иисусова молитва стала величайшим сокровищем сердца – той драгоценной жемчужиной из Евангелия, которой обретается Царство Небесное, ради которой они приносили в жертву все житейские блага, ибо  души их жаждали непрестанно пребывать с Богом в таинстве Богообщения – молитве. Духовная жизнь – это искусство молитвы, а молитва – крылья души. Человек создан по образу и подобию Божиему, он призван к Богообщению и есть существо молящееся – «я молюсь, следовательно, существую». Молитва есть обращение ума к Богу и открытость сердца благодати Святого Духа, это – устремление к горнему и жизнь ангельская, а значит, человек, молящийся не земле, в меру своих сил, уподобляется Ангелам и возвышается душой над суетой мира сего. Если молитва есть крылья души, то, как птенцы учатся летать, так и человек призван учиться молиться, ведь как птица без полета – существо несчастное и неполноценное, так и человек без молитвы не обладает полноценным бытием и высшей духовной свободой, но является узником, томящимся в темнице материального мира и приговоренным к смерти. Человек призван омолить всего себя – ум, сердце и волю, ведь для молитвы требуется напряжение воли и усердие, внимание ума, понимание каждого слова молитвы и переживание сердцем, которое должно отзываться на молитву, с трепетом и благоговением раскрываться навстречу Богу, как цветок, тянущийся от земли к небу, раскрывается живительным лучам солнца и каплям дождя, являющимися символами милости Господней.
                В Священном Писании сказано, что Христос вознесся на небо, а в библейских книгах есть различное по смыслу понимание слова «небо»: 1) небо – это земная атмосфера, лазурный океан, по которому плывут облака; 2) небо – это межзвездное космическое пространство, где, как драгоценные камни в космическом мраке ночи, сверкают мириады небесных светил – солнце, луна и звезды; 3) небо – это незримый и духовный мир, где обитают Ангелы, души святых и кающихся, а в высочайшем смысле оно – престол, на котором Христос Спаситель восседает одесную Бога Отца. В книге пророка Исайи Господь говорит о духовных небесах, как о престоле Своем: «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих» (Ис.66:1). В апокалиптическом видении на Патмосе тайнозритель Иоанн Богослов узрел, как отверзлись небеса, и услышал, как раздался звук трубы, и апостол был вознесен за пределы земного мира к престолу Всевышнего: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в Духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (Откр.4:1-2). В книге пророка Иезекииля сказано «Отверзлись небеса, и я видел видения Божии» (Иез.1:1). В основе религиозной веры лежит личный духовный опыт человека, а источник истинной веры – Божественное Откровение. Если бы Бог не открыл Себя, то человек не мог бы познать величайших тайн Его и познать Самого Бога – Его любви и искупительной жертвы, неисследимой и сокровенной в Божестве тайны Святой Троицы, непостижимой даже для Херувимов и Серафимов. Если философия имеет дело с идеями и умозрениями, наука – с фактами, экспериментами и анализом, а искусство – с образами и вдохновением, то христианская религия – с верой и Божественным Откровением. Апостол Павел был вознесен на третье небо – духовное небо, красоту и великолепие которого нельзя узреть чувственным взором и изречь на языке людей: «И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: это Бог знает), что он был восхищен в Рай и слушал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор.12:3-4). Весь мир – это великолепный храм Господень, а небеса с их недосягаемыми высями, влекущими человека – это грандиозный купол, душа же наша хочет вознестись к Богу и порой хочется воскликнуть в мольбах с пророком Исайей: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!..» (Ис.64:1). Молитва пророка Исайи исполнилась, когда Христос Богочеловек пришел на землю и искупил грехи мира на Голгофе, победил дьявола и разорвал узы смерти и вознесся на небо, раскрыв врата Царства Божиего для всех тех, кто уверовал в Него. В нравственном аспекте Вознесение Господне возвещает, что человек сотворен не только из праха земного – материи, но имеет в себе дыхание жизни из уст Божиих, он принадлежит не только материальному миру пространства и времени, но и духовного миру и вечности. В аксиологическом аспекте Вознесение Господне возвещает, что высочайшей ценностью для нас должен быть Христос и Его Царство Небесное – та драгоценная жемчужина из Евангелия, которая превыше всех земных благ. В чудесный момент Вознесения Господня взор апостолов был устремлен ввысь – к возносящемуся Христу, указавшему, что нам надо искать не мимолетных земных сокровищ и наслаждений, а Царство Небесное и правду его. По вдохновенному исповеданию преподобного Иустина Поповича: «Все Богочеловеческие тайны досточудной Личности Христа окончательно соединились в тайне Его славного Вознесения на небеса. Таким образом, вся тайна спасения обрела себя в тайне Вознесения Спасителя. Ибо лишь в Вознесении Спасителя на небо в полноте открылся Божий замысел о человеческом естестве: человеческое естество сотворено для того, чтобы вечно жить превыше всех небес, одесную Бога Отца, в ипостасном единстве с вечным Божиим Сыном. Так, лишь в Вознесении Спасителя на небо полностью раскрыт и окончательно осуществлен вечный Божественный замысел о человеческой природе. Вознесением человеческого естества на небо Господь Иисус Христос самым явным образом засвидетельствовал Свое безмерное человеколюбие и показал, что все Его Богочеловеческое домостроительство спасения человеческого рода имело целью сделать возможным и осуществить вечное соединение человеческого естества с Богом, которое для этого и было сотворено богообразным». В антропологическом аспекте Вознесение Господне возвещает, что человек задуман Богом как существо теоцентричное и ураноцентричное, а не геоцентричное, земная жизнь – временное скитальчество, а истинная обитель наша – на небесах, это – вечный и нетленный горний Иерусалим, и чтобы взойти на небо по лестнице евангельский добродетелей, нам надлежит поставить Бога в центр своей жизни, помышлять более о вечном, небесном и духовном, а не о временном, земном и материальном, жить на земле по законам небес – по заповедям Евангелия, дабы духовно возродиться и уподобиться Христу, преобразиться и стать сынами Божиими. Христос Богочеловек вознесся на небо и прославил воспринятое человеческое естество славой Троичного Божества – неизреченной славой, неприступной для Ангелов и людей, Он не толь взошел на самое небо, что предстать за нас пред лицом Божиим, но и взошел «превыше всех небес» (Еф.4:10) «и воссел одесную Бога»  (Мк.16:19).  По разъяснению преподобного Иоанна Дамаскина, «утверждая, что Христос телесным образом  воссел одесную Бога и Отца, мы понимаем правую сторону Отца не в пространственном смысле. Ибо как Безграничный может иметь правую сторону, ограниченную местом? Правая и левая стороны принадлежат ограниченному. Но под правой стороной Отца мы разумеем славу и честь Божества, в которой Сын Божий как Бог и единосущный с Отцом, воплотившийся в «последок дний», пребывает и телесным образом, так как и плоть Его участвует в Его славе. Ибо Ему с Его плотию вся тварь воздает единое поклонение». Богооткровенная истина Церкви о том, что Христос Богочеловек вознесся на небеса и прославил Божественной славой человеческую природу, воспринятую Им в предвечную Ипостась Бога Слова, исповедуется епископом при хиротонии: «По воскресении из мертвых вознесся на Небо и сидит одесную Отца; говорю одесную Отца не местно или описательно, но говорю, что десная сторона Бога означает безначальную и превечную славу, которую Сын, имея ее до вочеловечения, имел и по вочеловечении. Ибо Его святому телу с Его Божеством поклоняемся достойным поклонением не потому, что будто бы Святая Троица возросла, – да не будет сего! – ибо Троица пребыла Троицей, – а потому, что по соединении с Единородным Его святое тело осталось неразлучным, и пребывает с Ним еще и вовек; ибо с ним Он придет судити живым и мертвым, праведным и грешным». Размышляя о Вознесении Господнем, святитель Иоанн Златоуст в молитвенном изумлении восклицает: «Ныне мы, показавшие себя недостойными земли, вознесены на небо. Мы, недостойные земного владычества, возвысились до горнего Царства, взошли выше небес, заняли царский престол. И то самое естество, от которого Херувимы охраняли рай, ныне восседает выше Херувимов». «Спаситель пришел на землю, и, придя, принес Духа Святого, а восходя на небо – вознес святое тело, чтобы дать миру залог спасения: силу Святого Духа. Другим залогом спасения для мира сего христианин должен считать святое тело Христово. Говоря так, я имею в виду и тебя, и каждое лицо христианское. Я христианин и Божий. На каком основании? На том, что имею Духа Святого, сошедшего с неба. Хочешь ли другое доказательство? Я получил с неба Духа Божия, я имею верный залог спасения. Какой залог? Вверху – тело Его, внизу – Духа Его в нас... Небо получило святое тело, земля приняла Святого Духа. Пришел Христос – и принес Святого Духа, восшел – и вознес наше тело. И вот – образ Адама, погребенный во гробе, является уже не среди Ангелов, но превыше Ангелов восседает со Отцем, чтобы и нас посадить с Собою». «Итак, да имеем залог нашей жизни на небе, куда мы совознесены со Христом». «На какую высоту вдруг воздвиг Бог человеческий род, подвергшийся столь великому проклятию! И каким образом мы, оказавшиеся недостойными земли, сегодня вознесены на небо и наше естество, прежде считавшееся недостойным даже и рая, заняло на небе первое место; естеству, ранее бывшему игралищем демонов, ныне поклоняются Ангелы и горние Силы». В онтологическом смысле то, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Бога Отцу, возвещает о Его царском достоинстве, Христос – совершенный Сын Божий и совершенный Сын Человеческий имеет равночестную силу, власть, могущество и славу, что и Бог Отец Вседержитель, Он – Царь Небесный, имеющий право судить живых и мертвых. В Вознесении Своем Христос возвысил в Самом Себе человеческое естество превыше неба и земли – выше чести и славы Ангелов и Архангелов, Серафимов и Херувимов, Он воссел на царском престоле одесную Бога Отца не только как предвечный Сын Божий, но и как Сын Человеческий, открыв нам возможность бесконечного духовного восхождения. По толкованию святого Феодора Студита, Вознесение Господне – это «праздник праздников и тайна грандиозная и над-умная: ведь наше естество воздвигается выше неба… И теперь наше естество на небесах, и ему поклоняется вся тварь видимая и невидимая». По безмерному человеколюбию Своему Христос – Ходатай Нового Завета, восседая одесную Бога Отца, Он является Небесным Заступником всего рода человеческого и каждого из нас, Он «может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр.7:25-27 ). По замечанию блаженного Феофилакта: «То, что Спаситель носит тело, и не сбросил его с Себя, – сие самое и есть заступничество и ходатайство пред Отцем. Ибо, взирая на тело, Отец вспоминает ту любовь к людям, ради которой Его Сын принял тело, и приклоняется к состраданию и милости». Христос вознеся на небеса, чтобы ниспослать ученикам Своим Святого Духа – Утешителя и Бог Освятителя,  творящего чудеса и совершающего все таинства, дарующего дары и таланты, просвещающего умы и очищающего сердца людей, верующих во Христа Спасителя: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7).«Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:2–3). В день святой Пятидесятницы апостол Петр провозглашает: «Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян.2:33). Возносясь с простертыми и благословляющими руками, Христос сказал ученикам Своим: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Эти трогательные слова Иисуса Христа, исполненные совершенной верой, надеждой и любовью, – знак Его благого Промысла, действующего в судьбах мира и всех людей, того, что Он – всемогущий Вседержитель, а Его благословение будет всегда пребывать с Церковью и хранить ее во веки веков. Вознесшийся на незримые и наднебесные высоты и воссев на царский престол одесную Бога Отца, Христос пребывает с Церковью и с каждым из нас во все дни – и в светлые дни радостей, и в страшную годину скорбей и испытаний, никто не оставлен Им и Его безмерной любовью, Он ближе к каждому из нас, чем наше собственное сердце, но и нам надлежит быть близкими Христу и открыть Ему своем сердце через веру, надежду и любовь, пост и молитву, борьбу со страстями участие в таинствах, Богопознания и жизнь по заповедям Евангелия. Христос вечно пребывает в Церкви как ее Первосвященник – Верховный Глава и Небесный Архиерей, от Него все ее чудеса и вся мудрость, вся крепость веры святых и все ее священнодействия, Он в центре всей церковной жизни, без Него не было бы, нет и не могло бы быть христианства. В эсхатологическом аспекте Вознесение Господне открывает великую и неизреченную тайну конца времен – в неведомый час Своего второго пришествия вознесшийся Христос придет таким же образом, как апостолы видели Его восходящим на небо, Он придет, чтобы повергнуть всех Своих врагов – дьявола, Антихриста и все силы мирового зла, придет совершить всеправедный и всеразрешающий Суд над миром и покорить все Богу Отцу, тогда завершится драма всемирной истории, все мертвые воскреснут, а живые преобразятся и каждый получит справедливое и безупречное воздаяние от премудрого всеблагого и всесильного Бога Судии, времени не будет – оно закончится, смерть истребится, а вся вселенная духовно преобразится – будут новые небеса и новая земля, горний Иерусалим сойдет с небес от Бога и исполнятся пророческие строки из Апокалипсиса великого боговидца и тайнозрителя Иоанна Богослова: «Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр.11:15).