Воскресение Христово

Руслан Игнашкин
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех,
и нам на земли сподоби чистым сердцем Тебя славити.
Стихира, глас 6-й

Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ,
и сущим во гробех живот даровав.
Тропарь, глас 5-й

                Воскресение Христово – это величайшее событие в истории мира, очевидное как для Небесных Сил – Ангелов, так и для всех христиан, имеющее вселенское значение, потрясшее все сфера человеческого бытия, перенесшее центр жизни из времени в вечность, оно – исполнение пророчеств и надежд, явление всемогущества Божиего и дверь в жизнь вечную, радость Ангелов и святых, утешение скорбящих и адамантово основание Церкви и ее нашей веры, прообраз будущего всеобщего воскресения мертвых и благая весть о победе Христа над Адом и смертью. С апостольских времен Новозаветная Церковь исповедовала в молитвах веру в воскресшего Христа Богочеловека – «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробе живот даровав!», на протяжении всех веков истории храня это древнее песнопение как заветную святыню христианского сердца, которая будет звучать как победоносный гимн и в пещерах Иудеи, и в катакомбах Рима, и в храмах и соборах средневековой Византии и современной России, и в последние дни мира, таинственно и пророчески описанные в Апокалипсисе. В пасхальную ночь в православных храмах раздаются радостные слова «Христос Воскресе!» – звучащие как торжественная весть и как триумфальный гимн Церкви, возвещающей о победе Христа над дьяволом и всеми силами смерти и Ада, как песнь во славу Христа Спасителя – Солнца Правды, от Которого через апостольскую проповедь Церкви расходятся лучи веры и Слова Божиего по всей вселенной. В молитвенном возгласе – «Христос Воскресе!», заключается неизъяснимая радость христианской веры и торжество Православной Церкви Небесной и земной, они – духовный свет, изгоняющий тьму ночи, мрак неверия, сомнений и отчаяния, пророчествующий о Невечернем Свете и жизни будущего века, они имеют благодатную силу Божию и необычайную притягательность, трогающую душу человека, будто прикосновение Иисуса Христа к его сердцу, радостное исповедание веры, ради которой апостолы, исповедники и мученики шли на страдание и смерть, молясь за своих палачей и уповая на то, что смерть – это не конец бытия, а переход и таинственная черта, за которой их ожидала встреча со Христом. Воскресение Христово – светлейший и чудеснейший день в истории мира, оно – великие и неизъяснимое чудо Божие, которое нельзя постичь умом и выразить человеческими словами, являющееся «таинством непостижимым и неизреченным», оно – свидетельство любви, премудрости  и всемогущества Спасителя мира и того, что Христос – истинный Сын Божий, властвующий над жизнью и смертью, оно – источник вечной и несказанной радости для всех верующих во Христа Богочеловека – «радость всему миру». В молитвословии святой Церкви – ее поющем богословии, провозглашается, что Христос искупил грехи мира на Кресте, освободил нас от власти дьявола, сокрушил врата преисподней и разорвал узы смерти, воскрес из мертвых и даровал величайшую радость всем верующим в Него и исповедующим распятого и воскресшего Сына Человеческого: «Христос воскресе из мертвых, Спас мира, и исполни всяческая благоухания». «Крестом Твоим, Христе, древния клятвы свободил еси нас, и смертию Твоею естество наше мучащаго диавола упразднил еси, востанием же Твоим радости вся исполнил еси». «Днесь весна душам, зане Христос от гроба якоже солнце возсияв тридневный, мрачную бурю отгна греха нашего». «Воскресе Господь, подаяй нам радость, яко един благоутробен». «Пленил еси ад, Спасе мой, Твоим погребением, и Твоим Воскресением радости вся исполнил еси». Светлое Воскресение Христово – святейший и величественный день, праздник праздников и торжество торжеств, источник вечной радости и спасения всей вселенной. В беседе на Святую Пасху святой Епифаний проповедовал, что Воскресение Христово – праздник всего мира и вершина мессианского служения Христа Богочеловека, освобождение человечества от проклятия греха и смерти и зачаток всеобщего воскресения мертвых: «Христос отверз врата ада, и мертвые восстали, как от сна. Воскрес Христос – Воскресение падших, и воскресил с Собою человеческий род. Воскрес Христос – Воскресение всех, и Ева разрешилась от проклятия. Воскрес Христос – Воскресение, и украсил обезображенного, исполнив его радости... Воскрес Христос и даровал радость всей твари; воскрес – и темница ада опустела; воскрес – и претворил тление естества в нетление; воскрес – и вернул Адама в исконное состояние бессмертия». В Священном Писании и молитвенном богословии Церкви сказано, что  вера в распятого и воскресшего Христа  Богочеловека для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, а само Воскресение – предмет смеха и возмущения, ибо Воскресение Христово – великая, сверхразумная и безмерно значимая тайна, ее нельзя постичь рассудком – ум апостолов не мог понять ее, пока Христос не «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24:45) – библейский текстом о крестной смерти Мессии и Его Воскресении. Неизреченные тайны Царства Небесного и вечные истины веры открываются только Святым Духом, проницающим все глубины Божии, и только просвещенные Самим Господом и благодатью Духа Божиего апостолы уразумели неизъяснимые тайны, впоследствии запечатленные в догматах на семи Вселенских Соборах, приняли благую весть и стали проповедовать всем народам земли, «что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых» (Деян.17:3). Христос есть воплощенный предвечный Бог Слово, Ипостасная Премудрость и Сила Божия, Он – совершенный Бог и совершенный человек, Новый Адам и духовный родоначальник человечества, а Его крестная жертва и Воскресение – исторические и мистические события космического значения, необходимые для спасения мира и всего человечества. По толкованию святого Кирилла Александрийского, «Адам – один корень человеческого естества, а Христос – другой корень. В своем первом корне, в Адаме, человеческое естество заболело тлением. За непослушание Своему Творцу и Законодателю, Богу, оно тотчас оказалось под проклятием и смертью, так что «смерть царствовала от Адама до Моисея» (Рим.5:14), простирая на всех свое семя и плод – пребывающее на ней осуждение: ибо, прозябнув как бы из гнилого корня, мы, малодушные, пребывали тленными (;;;;;;;) и стянутыми путами смерти. Однако Творец, промышляя о нашем благе, восхотел объятое тлением человеческое естество вернуть в его первоначальное состояние и в качестве второго корня, которого не могла удерживать смерть, произвел нам единого Господа Иисуса Христа, Который есть Бог Слово из Его сущности, но сделался, как и мы, человеком, будучи рожден от жены. Бог Слово стал истинным человеком, чтобы, положив за нас Свою душу и предав за нас на смерть по домостроительству спасения свое тело, явить нас, через Воскресение из мертвых, победителями тления и сильнейшими уз смерти». В литургической жизни Церкви есть время покаянного плача и молитвенных рыданий – время Великого поста, но оно сменяется временем радости и духовного веселия – торжеством Пасхи, ликование христиан о победе Христа над жизнью и смертью. Изумительно поэтически прекрасное слово святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху, где с невыразимой силой звучит радость о воскресшем Спасителе: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? Воскрес Христос – и ты низвержен! Воскрес Христос – и пали демоны! Воскрес Христос – и радуются Ангелы! Воскрес Христос – и жизнь царствует! Воскрес Христос – и ни одного мертвеца во гробе!» Христос воскрес из мертвых – и весь мир ликует! Христос воскрес – и узы смерти разорваны! Христос воскрес – и сокрушены врата адовы! Христос воскрес – и отверзлись врата Рая! Христос воскрес – и пребывающие в Аду освободились от уз верой и силой Божьей! Христос воскрес – и надежды наши не тщетны! Христос воскрес – и вера наша истинна! Христос воскрес – и трепещут демоны и нечестивцы! Христос воскрес – и радуются Ангелы и праведники!
                Вся история мира вращается вокруг Христа – о Нем прорицали пророки Ветхого Завета и благовествовали апостолы, в Его чудесной Личности сходятся все смыслы ветхозаветных пророчеств, образов и обетований и всей апостольской проповеди. Всемирная драма истории разделяется на два периода: 1) древняя история мира до пришествия Христа, когда с горестного дня Адамова грехопадения мир стал возлежать во зле, время и смерть воцарились над жизнью, а дьявол стал князем мира сего, властвующим через грех над сердцами и умами людей; 2) новая история мира – наш эра, начавшаяся с пришествия Христа Богочеловека, ознаменовавшаяся Его искупительной жертвой, победой над смертью и Адом, ниспровержением власти дьявола. Воскресение Христово – это реальное историческое событие, оно достоверно и неопровержимо засвидетельствовано в святом Евангелии во всей его исторической действительности. По обвинению иудейского синедриона во главе с первосвященником Каиафой и приговору римского прокуратора Понтия Пилата, отличавшегося жестокосердием, Христос бы распят на Голгофе – Небесный Архиерей Сам принес Себя в жертву и как Агнец Божий был заклан на вселенском жертвеннике, принеся за все человечество искупительную жертву. Во время Своей земной жизни Христос предрекал ученикам Своим, что  «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Мф.17:22–23), и, по Своему всеведению, отчетливо созерцая будущее как настоящее, Он благовествовал: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф.20:18–19). Сбылись пророческие слова Христа Мессии – Он умер на Крести за грехи мира, тело Его было погребено в погребальной пещере Иосифом Аримафейским и Никодимом – тайными учениками Иисусовыми, а душа Его сошла во Ад – царство смерти, дабы сокрушить врата адовы, проповедовать Евангелие пребывающим в преисподней, освободить всех томящихся узников, откликнувшихся на Его благую весть, разорвать узы смерти и воскреснуть из мертвых. Христос есть истинный Богочеловек, в Его единой Божественной Личности две природы – предвечное Божественное естество, и воспринятое человеческое естество, они соединились нераздельно, неразлучно, неизменно и неслиянно, а значит, не разлучились и в момент голгофской смерти, что молитвенно исповедует Православная Церковь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, и в раи же с разбойником, и на престоле бы еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». Предвечное Божество Христово пребывало с Его телом, возлежащем в погребальной пещере как на каменном алтаре, поэтому пречистая плоть Его не истлела, и пребывало сл святой душой Его, сошедшей в преисподнюю, поэтому Христос сошел в Ад не как очередная жертва смерти, а как всемогущий Спаситель, сокрушивший державу смерти, пред Которым трепещут демоны и смерть. Вход в погребальную пещеру был завален огромным камнем, ко входу в Гробу Господню была приставлена стража по просьбе членов синедриона, утверждавших, что ученики Христа хотят похитить Его тело, а на деле тайно охваченных страхом, что совершится чудо Божие и Христос воскреснет из мертвых, как было предсказано пророками Ветхого Завета и Самим Сыном Божиим. Но иудейский синедрион и римская стража были бессильны воспрепятствовать всемогущему Богу и Его Промыслу. После полуночи совершилось чудо, о котором возвещал Христос Своим ученикам в пророчествах и притчах, – воссиял небесный свет над Гробницей, более яркий, чем вспышка молнии, свет солнца и огненный столп, в дни Моисеевы ведший израильтян в пустыне, в страхе и ужасе римские войны пали ниц на землю и воскрес распятый и погребенный Мессия.  Во время голгофской жертвы на Кресте Христос истребил древнее проклятье – искупил грехи мира, погребением Своим Он умертвил державу смерть и сошествием во Ад – сокрушил врата адовы, а Воскресением – просветил весь мир и показал, что высшее назначение человека и вселенной – освободится от власти смерти и тления, освятиться и быть наполненными Божественным Светом. В Священном Писании сказано, что свидетелями Воскресения Христова были Силы Небесные – «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф.28:2-4). Вознамерившись скрыть чудо Воскресения Христова, иудейские первосвященники прибегли к взятке – они подкупили римских воинов и заключили с ними тайный договор, чтобы  они лжесвидетельствовали и сказали, что это ученики Христа похитили Его тело из погребальной пещеры, высеченной в скале. Но как невозможно ночной тьме не рассеется в лучах восходящего солнца, так невозможно было скрыть радостное событие Воскресения Христова, ведь сам Ангел благовествовал женам-мироносицам, пришедшим ко Гробу Господню: «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф.28:5-7). Во время крестной смерти Иисуса Христа на Голгофе Его покинули все апостолы, кроме Иоанна Богослова, а жены-мироносицы остались стоять у Креста. По великой справедливости и правде Своей премудрый Господь устроил так, что первыми благую весть о  Воскресении Христа  услышали те, кто были с Ним на Голгофе – жены-мироносицы, дабы скорбь их сменилась радостью, а сердца утешились. По древнему церковному преданию воскресший Христос явился Пресвятой Деве Марии, ибо Она более всех страдала, находясь на Голгофе и видя крестные муки Сына Человеческого, страшная и невыразимая скорбь прошла сквозь Ее сердце как острейшее орудие, и чтобы Ее страждущая душа утешилась и возрадовалась Ей была явлена победа Христа над смертью и Адом. Воскресший Христос явился женам-мироносицам и велел им возвестить апостолам о совершившемся чуде. В Евангелии рассказывается, что воскресший Христос явился Марии Магдалине, мироносицам, Петру, Иакову, двум ученикам на пути в Еммаус, нескольким апостолам на Тивериадском озере, всем апостолам без Фомы, а затем и всем апостолам с сомневавшимся апостолом Фомой, вложившем перста свои в крестные раны на руках Сына Божиего и уверовавшего в действительность чуда Воскресения, наконец, Он явился всем апостолам в день Вознесения. Тщательно исследуя Библию, святитель Иоанн Златоуст писал, что после Воскресения Христос явился ученикам Своим одиннадцать раз – по числу их, коих осталось одиннадцать после отпадения Иуды, предавшего Иисуса Христа за тридцать сребреников, утратившего апостольское достоинство, а затем, из-за угрызений совести не возросшего в молитвенное воззвание к Богу, покаянные плач и надежду на милость Вседержителя, впавшего в беспросветное и невыносимое отчаяние и убившего себя.
                По исповеданию Православной Церкви Воскресение Христово – это величайшее чудо Божие и неоспоримый исторический факт, имеющий всечеловеческое и вселенское значение и всепобеждающую силу, убедительнейшим образом свидетельствующий, что Христос воистину воскрес, ибо ученики Его, бывшие очевидцами Его дел и речей, крестной смерти, стали очевидцами Его свершений и речей после Его чудесного Воскресения. Христос «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1:3). По замечанию преподобного Иустина Поповича: «Подлинность, достоверность Христова Воскресения самым критическим методом проверена самими очевидцами, Христовыми учениками. Не легко уверовали они в Воскресение; напротив – проверили его с беспощадным критицизмом. Можно смело утверждать: Апостолы насомневались в Христовом Воскресении не только за себя, но и за всех людей всех времен, за все человеческое естество вообще. С самой первой вести о Воскресении Спасителя, услышанной ими от Марии Магдалины, первой видевшей воскресшего Господа, Апостолы относятся к Воскресению со скептическим неверием: «Они, услышав, что Он жив и она видела Его, не поверили» (Мк.16:11). К этому первому неверию прибавляется второе: воскресший Господь является двум ученикам на пути в Еммаус, «и те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили» (Мк.;16,;12–13). Тогда воскресший Господь, дабы уверить Своих неверующих учеников в Своем Воскресении, представляет самое осязательное, самое очевидное и самое несомненное психофизическое доказательство Себя воскресшего: показывает им Свои руки и ноги и ест перед ними». В Евангелии от Луки описывается, как воскресший Иисус Христос стал посреди учеников Своих и сказал им: «мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел перед ними» (Лк.24:36–43). По богословскому толкованию преподобного Григория Паламы, пречистое тело воскресшего Христа Спасителя «имело нетление после Воскресения и не нуждалось в пище, но Он сделал это, чтобы и этим было удостоверено Его Воскресение и чтобы показать, что Его нынешнее тело есть то же самое, которое вкушало с ними пищу прежде Страстей. Потребило же пищу оно не по естеству смертных тел, но – Божественным действием, и как бы сказал кто: как огонь потребляет воск, но только с той разницей, что огонь, чтобы существовать, должен быть поддерживаем топливом, а бессмертные тела не нуждаются в пище для своего существования. Вкусил Господь рыбы печеной часть и от пчел сот, которые являются также и символами Его тайны: ибо наше естество – которое подобно образу жизни рыбы, плавающей в жидкости страстной и полной услаждений жизни, – Божие Слово присоединило Самому Себе по Ипостаси и, Божественным и неприступным огнем Своего Божества очистив от всякого страстного состава, сотворило его пламеновидным и участником Божества. Не только же состав, который Он воспринял ради нас, но и каждого из удостоенных общения с Ним Он обоживает тем, что делает его участником того огня, который Господь пришел воврещи на землю». Вершина апостольского сомнения в действительности Воскресения Христова раскрылась в библейском сюжете с апостолом Фомой – когда прочие апостолы с радостью восклицали – «Мы видели Господа!», он с благочестивым сомнением сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). Апостол Фома скорбел сердцем после того, как Иисус Христос умер, распятый на Кресте, и когда он услышал весть о Воскресении Спасителя, то заявил, что не поверит в свершившееся чудо, пока лично не увидит крестных ран на теле воскресшего Господа. Евангельская история, претворенная в богослужебное песнопение Церковью, повествует, как воскресший Христос через закрытые двери вошел в комнату, где собрались одиннадцать апостолов, и позволил Фоме прикоснуться к Своим ранам, оставшимся после распятия: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». В богослужебных текстах сомнение апостола Фомы названо «добрым», ведь он – не саркастичный и насмешливый скептик и агностик, а благочестивый искатель Божественной Истины, желавший искренне убедиться в том, что Христос воскрес из мертвых. По великой любви и премудрости Господь явился ученикам Своим и дал апостолу Фоме «любопытной десницей» коснутся крестных ран Своих, показав истинность Воскресения Своего, а убежденный ученик с горячей верой воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:26–28). Христос сказал апостолу Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). В своей книге «Философия свободы» религиозный философ Н.А. Бердяев вдохновенно исповедовал, что «в воскресении Христа был один раз за всю мировую историю абсолютно отменен порядок природы, был дан реальный пример преображения мира. Со  стороны величайшее чудо истории не видно, неверующему нельзя доказать, что Христос воскрес, тут нет доказательного насилия, но тот, кто увидел это чудо, кто поверил в него, тот знает, что мертвые восстанут дл вечной жизни… Христос умер на кресте – это слабость видит весь мир; Христос воскрес – эту силу видит лишь любящий Его и верующий в Него». В библейском понимании Бог – всемогущая Личность и сверхсовершенное Существо, к Нему неприложимы никакие законы – ни физические, ни логические, Он выше чувств и неуловим для мысли, для Него нет ничего невозможного, Он – Истина, Любовь и Сила, совершенство всех совершенств. Для христианина Слово Божие – это вечная и неоспоримая истина, более достоверная, чем органы чувств и жизненный опыт, доводы логики и аналитического рассудка, ибо наш жизненный опыт весьма ограничен, наши чувства и наш рассудок привыкли вращаться в кругу земного бытия и не в силах познать Бога, если только Сам Господь не откроет Себя и не изречет тайн Царства Небесного, а потому нам надлежит доверять всеблагому и всеведущему Богу больше, чем нашим органам чувств и нашему ограниченному рассудку.
                Если бы Христос не воскрес и не наполнил души учеников Своих чудодейственной верой, Божьей силой и премудростью, то как бы они – малодушные беглецы, разбежавшиеся в страшный час крестных мук Мессии, могли бы с такой силой и мудростью, с таким пламенным вдохновением и бесстрашием проповедовать о распятом и воскресшем Иисусе из Назарета, с радостью идти на мученичество и смерть ради Него? Если бы Христос не воскрес и не вдохнул в них веру, а Святой Дух не сошел в языках пламени в Сионскую горницу и не наделил их Божьей силой и мудростью в святой день Пятидесятницы, то, как эти бедные и неученые люди могли бы образовать Новозаветную Церковь, победившую в схватке с Римской империей, иудеями, не принявшим Мессию, эллинской философией и языческими мистериями, и как они могли бы зажечь сердца людей животворящей в Иисуса Христа? Архимандрит Рафаил Карелин глубокомысленно писал, что Воскресение Христово – величайшее евангельское чудо, оно лежит в основе всех евангельских истин и всей священной истории Церкви с ее мучениками и исповедниками, ибо, если Христос не воскрес, то зачем апостольская проповедь, подвиг мучеников и исповедников во имя Христово: «Враги Христа распустили слух, что Он не воскрес, что его тело похищено учениками. Но для чего апостолам надо было похищать мертвое тело, когда само распятие вначале казалось им поражением Христа и разрушением всех надежд? Человек через заведомую ложь стремится извлечь выгоду и славу. Апостолы всю жизнь пребывали в бедности, были преследуемы и гонимы, их подвергали избиениям и пыткам. Они были странниками среди чужих народов. Какую выгоду могла сулить им ложь? Человек ложью хочет сохранить жизнь, а за весть о Воскресшем Христе апостолы принимали смерть… Энергия критиков Библии основана на одном – на простом отсутствии у них религиозного чувства, на школьном отрицании чуда, на непонимании нравственного влияния красоты Спасителя, как человека, и Его всемогущества, как Бога. Вся история древней Церкви проходит на фоне сверхъестественных явления и чудес. Церковь сама – великое чудо». Если бы Христос не воскрес, то не было бы ни Церкви с ее таинствами, богослужениями и Вселенскими Соборами, ни апостольской проповеди, ни мучеников и исповедников, ни святителей и подвижников, ни молитвенников и чудотворцев, ибо вся христианская вера, вся апостольская надежда и любовь, вся литургическая жизнь Церкви и ее догматическое сознание, все чудеса и таинства, весь подвиг мучеников и исповедников – все зиждется на вере во Христа распятого и воскресшего и воодушевляется ее исповеданием. Если бы Христос не воскрес, то не было бы христианства, а Сам Спаситель оказался бы первым и последним христианином, испустившим дух на Голгофе, погребенным в гробнице, где бы рассеялось как дым и христианство – вся жизнь Христа и Его небесное учение – высочайшая философия Святого Духа. Размышляя о тайне великого и изумительного промышления и домостроительства Божиего, преподобный Симеон Новый Богослов писал: «Сын Божий и Бог, соделавшийся человеком для восстановления естества человеческого, не благоволил тотчас отменить первое наказательное определение, то есть нужду во всем и смерть, наложенные на Адама и род наш за преступление заповеди; ибо и то, чтобы нам в поте лица снедать хлеб свой, и то: «земля еси, и в землю пойдеши», – пребывают и навсегда пребудут в роде нашем, до скончания мира. Но что сделал и делает Господь наш Иисус Христос? – То, что верующих в Его вочеловеченное домостроительство делает причастниками Своей силы яко Бог сил, и Своей премудрости яко Бог премудрости и чрез то, не отменяя делом первого определения, отменяет тем, что отъемлет силу его, воодушевляя верующих благодушно переносить всякого рода лишения и скорби, Сам первый подъяв их до бесславной смерти на кресте и сделавшись для нас в этом образцом и примером. Вследствие сего видим, что и апостолы, и все истинные христиане, приемля от благодати Христовой силу, с радостью переносят всякие скорби и искушения и приносят Богу достойные плоды с великим терпением. Почему ни мученики не просили Христа избавить их от терзаний и мучений, ни подвижники не искали освобождения от трудов и потов подвижничества, но те и другие умоляли лишь даровать им терпение и с этим терпением подвизались подвигом мученичества и подвижничества, чтобы в будущей жизни восприять награду за труд свой». Таинственная, прекрасная и несказанно чудесная Личность Христа Богочеловека – это альфа и омега всего христианского вероучения во всей духовной многогранности, а Воскресение Христово – основа христианской веры, церковной жизни и апостольской проповеди.
                Вся апостольская проповедь зиждется на вере в Воскресение Христово и является свидетельством, что Иисус из Назарета был распят на Голгофе и умер, а затем – воскрес из мертвых. Для апостолов исповедовать веру в Воскресение Христово – значит свидетельствовать, что Иисус Христос – истинный Сын Божий и Сын Человеческий, Он – Богочеловек и Спаситель мира, искупивший наши грехи и одержавший победу над смертью и Адом. Человек был сотворен Богом по образу и подобию Его для вечной и блаженной жизни, он был создан из горсти праха земного – материи, содержащей в себе элементы космоса, и имел в себе таинственное дыхание Божественных уст. Человек есть одновременно существо духовное и материальное, он принадлежит двум мирам – земному и небесному, и является живым звеном между Богом и космосом, царем видимого мира, пророком и священником Господним, призванным одухотворить всю вселенную и жить небесной и святой жизнью Ангелов на земле. В книге Бытия говорится, что Адам и Ева обитали в Эдеме – первозданном чувственном Раю – «видимом блаженном обиталище», а сердце своем они имели духовный Рай – благодатное общение с Богом, созерцание Его славы и пребывание в Его небесной, таинственной и прекраснейшей любви. Святитель Григорий Нисский писал, что Адам мог непосредственно общаться с Богом – «лицом к лицу»,  вся жизнь его души была созерцанием Бога, он мог возрастать в совершенстве бесконечно, помнил о Боге Творце, хранил в себе образ Божий как величайшее сокровище, был свободен от греха и страстей, не знал смерти, жил благочестиво и вкушал от Древа Жизни – причащался Божественной Жизни. Только из веры в Бога проистекает вера в бессмертие человека, ибо если всемогущий и всеблагой Бог в любви сотворил человека по образу и подобию Своему, то и человек – бессмертен, предназначен к вечной жизни. На Карфагенском Соборе святая Церковь выразила апостольскую веру в бессмертие первозданного Адама, сотворенного по образу и подобию Божиему: «Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества: да будет анафема». Человек есть образ Божий, он был наделен предвечным Творцом бессмертием, духовностью, умением любить и творить, разумностью и свободной волей – суверенностью личности. Преподобный Иоанн Дамаскин уточняет, что Бог «сотворил человека по природе – безгрешным и по воле – свободным». Книга Бытия рассказывает, что люди оказались ниже своего призвания, они прельстились лукавой речью падшего Херувима – Люцифера, преставшего в образе змия, нарушили заповедь Божию – согрешили, а их первородный грех разрушил мировую гармонию, разорвал связь с Всевышним и обрек весь видимый мир на трагедию – через грех в мир вошли тление и смерть, как неумолимые и грозные тираны, как роковая порча, поразившая вселенную. Смерть противна Богу и человеку, она есть враг Бога и человека, ее не должно было быть в Божьем мире, а тайна ее существования – страшная тайна первородного греха. В Священном Писании эта богооткровенная истина провозглашается в следующих строках: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем.2:2-24). За грехопадение Адама вся земля проклята, люди – стали не царями всего видимого мира, а несчастными, смертными, тленными и страстными изгнанниками, земля перестала быть образом Рая с его нетленной и неописуемой красотой, освященной благодатью Святого Духа, но сделалась юдолью скорбей и страданий, где царит грозное  непрерывное смятение, все живые создания находятся в непрестанной борьбе – животные истребляют друг друга, чтобы выживать, жизнь же людей полна страшных преступлений и многочисленных грехов, а добродетель редко находит приют в их ожесточившихся сердцах. По блестящему и поэтичному изречению архимандрита Рафаила Карелина: «История мира стала трагедией, написанной алой краской крови и черной краской греха. Цветок, оторванный от стебля, превращается в прах и пепел. Человек, духовно оторванный от Бога, обречен на гибель». После грехопадения весь мир стал лежать во зла, а человечество, потеряв Бога, искало спасение в идолопоклонничестве и языческих мистериях, в философии и науке, в чувственных наслаждения и изгнании самой мысли о смерти за горизонт сознания, в грезах о сотворении «идеального государства» и в мечтах раскрыть секрет бессмертия, но нигде падшие люди не могли найти спасения, ибо спасти мир могла только совершенная жертва по достоинству своему превосходившая всю вселенную – жертва Иисуса Христа – безгрешного Мессии и непорочного Агнца, имеющего Божественное достоинство и воспринявшего на Себя нашу человеческую природу – вочеловечившегося, взявшего на Себя все грехи мира и искупившего их на Кресте, победившего смерть и открывшего врата Рая, указавшего путь к спасению и давшего образец величайшей любви Своей святой жизнью, запечатленной на страницах Евангелия, основавшего Церковь с ее таинствами и богослужениям. Вся жизнь Сына Божиего, Иисуса Христа на земле от Его сверхъестественного рождения – от Святого Духа и пречистой Девы Марии – Богородицы, Его крещение и Нагорной проповеди, преображения и всех чудес Им совершенных, до Его воскресения из мертвых и вознесения – все это свидетельствует, что Христос – истинный Бог, в Нем наша жизнь и спасение, Он – Агнец Божий, наш Искупитель и предвечный Творец мира видимого и невидимого. Новый Завет возвещает, что мир, лежит во зле, и только Христос – наш истинный Спаситель. Если бы Сын Божий, Иисус Христос не пришел на землю, не искупил грехи мира на Голгофе и не воскрес из мертвых, то не было бы никакой надежды на избавление от зла и смерти, и вера наша была бы тщетна.  Апостол Павел говорил, что если Христос не воскрес из мертвых, то вся наша вера – тщетна и мы – самые несчастные из всех существ. Но Христос чудесным образом воскрес из мертвых, Он победил смерть, Его победа – залог нашего воскресения и вечной жизни, в Нем и Его любви, более сильной, чем смерть и Ад – вся радость христиан, вся сущность нашей веры, вся крепость нашей надежды и вся сила нашей любви. Христос омыл нас от грехов Своей святой Кровью на Голгофе. Господь возлюбил нас вечной любовью и пришел спасти обреченных на смерть и адские муки. Богословский смысл и евангельская радость Воскресения Христова изрекаются святой Церковью и торжественно звучат в пасхальном каноне преподобного Иоанна Дамаскина, исполняемом на пасхальной утрене:  «День Воскресения, просветимся, люди! Пасха, Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли к небу Христос Бог привел нас, воспевающих победную песнь. Небеса да веселятся достойно, земля пусть радуется, а весь видимый и невидимый мир пусть празднует, ибо воскрес Христос – веселие вечное.     Ныне все наполнилось светом — небо, земля и преисподняя; пусть все творение празднует воскресение Христово, в котором она утверждена… Увидев Твое безмерное милосердие, о, Христос, удерживаемые узами ада радостно побежали к свету, восхваляя вечную Пасху. Спаситель мой, живая и незакалаемая жертва, Ты, как Бог, Сам Себя добровольно приведя к Отцу, воскресил вместе с Собою родоначальника всех Адама, воскреснув от гроба. Хотя Ты, Бессмертный, и сошел в могилу, но разрушил силу ада и воскрес как победитель, Христос Бог. Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало иной, вечной жизни. Христос воскрес, поправ смерть и воскресив мертвых: люди, веселитесь! Христос –  новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, берущий на Себя грех мира. Сегодня все творение веселится и радуется, ибо Христос воскрес – и ад пленен.  Сегодня Владыка творения пленил ад, воскресив узников, которых он от века держал в жестоком заключении».
                Если бы Христос умер и не воскрес, то Богочеловек стал бы еще одной жертвой неумолимой смерти, Бог потерял бы нравственное право господства над миром – господства через любовь, - ибо любовь Его оказалась бы немощнее смерти, и сам акт сотворения мира сделался бы неискупимой виной Создателя, обрекшего Свои творения на муки при жизни, рок смерти и ужасы преисподней. Но Христос не только пожертвовал Собой на Голгофе, пролил Свою святую Кровь, чтобы искупить грехи мира, не только принял в сердце Свое острейшее из орудий пыток  – мировую скорбь, не только сошел во Ад, сокрушив врата его, но и воскрес из мертвых, ибо любовь Божия сильнее смерти и ревнивее преисподней. Любовь не умирает, у Бога все живы, и Он не забывает ни одну душу, и настолько ревнив, что сокрушает врата адовы, повергает смерть, возносит человека превыше Херувимов и Серафимов, ниспосылает Святой Дух, Чьими огненными языками была образована Новозаветная Церковь – и все это ради нашего спасения. Вера в Бога – это вера в то, что Господь есть не только Сущий, как сказано в Ветхом Завете, но и в то, что Он есть Любовь, как возвещается в Новом Завете.  С молитвенным трепетом прикасаясь боголюбивой мыслью к тайне Воскресения Христова, святитель Иоанн Златоуст говорил, что предвечное Божество Христа ипостасно соединено с Его человеческим естеством – духом, душой и тело, Он воскрес из мертвых, ибо смерти «невозможно было удержать Его»  в своей власти, и неоспоримой действительностью Своего Воскресения Христос явил Себя как сильнейший смерти, ниспровергнув ее владычество, ведь по самой природе Своего всемогущего и всесовершенного Божества Он – «Воскресение и Жизнь» (Ин.11:25). В Апокалипсисе есть загадочная фраза – Иисус Христос назван Первенцем из мертвых – первым, Кто победил смерть – духовную и физическую. Когда Христос умер на Кресте, то тело Его было положено во гроб, а душа Его сошла во Ад, дабы проповедовать всем душам, там находящимся и сокрушить врата адовы, но Божество Его было неразлучно как с нетленным телом, так с пречистой душой Его, чуждой малейшей скверны греха.  Воскресение Христово – это величайшее событие в истории нашего мира, источник нашей радости и надежды, оно – исторический факт, ибо Иисус из Назарета – реально существующая Личность, оно – победа над демонами, смертью и Адом. По исповедальному признанию апостола Павла без веры в Воскресение Христово христианство превращается в бессмыслицу и обман, а мы – в самых несчастных из всех людей, ибо если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна, и надежды наши ложны, ибо мы обманулись о Боге: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша.  Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают» (1 Кор.15:13-15).  Если Христос не победил смерть и мертвые не воскреснут, то зачем мы крестились, исповедуемся и причащаемся Святых Тайн Христовых, постимся и молимся, изучаем Священное Писание и Священное Предание, ходим в храм и стремимся исполнять заповеди Евангелия? В Ветхом Завете рассказывается, что люди воскресали и до Христа – воскрешали людей пророки Илия и Елисей, а в Новом Завете говорится о воскрешении из мертвых Самим Спасителем – Лазаря и дочери Иаира, но все они возвращались в прежнее свое состояние – оживали на некоторое время, чтобы с годами вновь умереть, в то время как Христос воскрес совершенным образом и тело Его стало нетленным и бессмертным: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним своей власти» (Рим.6:9).  Но возникает вопрос: если Христос победил смерть, то почему она до сих пор властвует над здешним миром, и все новые и новые поколения нисходят в безгласную могилу, как беспомощные жертвы ее, которых она настигнет как неумолимый рок или как беспощадный хищник? Христос победил смерть духовную, ибо каждому верующему в Него, не только мудрецам, святым и пророка, но и каждому кающемуся грешнику даны средства для борьбы со злом и обретения спасения – дана Церковь с ее догматами, заповедями и таинствами, Он победил смерть физическую чудо Своего Воскресения и возвестил о том, что мы можем обрести вечную жизнь, а весь видимый мир – одухотвориться и преобразиться, но как замечает преподобный Симеон Новый Богослов, «смерть не отменена и не оставлена бездейственной в настоящей жизни, а только попрана и бывает презираема; потому что если бы она теперь же была отменена, то люди не умирали бы более». Русский философ Иван Ильин обратил внимание на то, что «в смерти есть нечто благостное, прощающее и исцеляющее», а если бы наша земная жизнь со всеми ее изъянами, трагедиями, ужасами, болезнями, войнами и скорбями стала бы вечной, то было бы увековечено все ее зло и несовершенство, а человек с его страстями и пороками стал бы «бесконечным огрехом», чья жизнь – фальшивый аккорд в симфонии вечности. Если бы Христос увековечил нашу земную жизнь, то Он бы сделал вечной и дисгармонию этого мира, лежащего во зле – увековечилось бы и зло: все войны и бедствия, трагедии и скорби, весь разврат и цинизм, ибо вечность обрели бы – Калигула и Нерон, Чингисхан и Тамерлан, Гитлер и Сталин, и это стало бы еще более страшным и мучительным проклятьем, чем смерть. Задумываясь о тайне смерти, митрополит Антоний Сурожский пришел к мысли, что она – многолика и многосложна, ее нельзя однозначно определить как торжество или горе, ведь с одной стороны Бог не создал смерти, она явилась как последствие греха и отпадения от Бога, она приносит скорбь, ужас и утраты, но с другой стороны смерть – это исход из земного мира к Богу, она – не конец бытия нашей личности, а ее освобождение от уз мира сего и выход на простор вечности, и если бы наша многогрешная жизнь не знала смерти и стала бы дурной бесконечностью – отлучением от Бога и разлукой с  Богом, то это было бы в тысячу раз ужаснее, чем умирание, а человек стал бы самым несчастным существом. По слову святого Феофила Антиохийского: «Бог оказал великое благодеяние человеку тем, что не оставил его вечно связанным грехом, но, как бы осудив в ссылку, изгнал его из Рая, дабы он этим наказанием очистился в продолжение известного времени от греха и, исправившись потом… мог быть возвращен.., что имеет совершиться после воскресения и суда. Ибо как сосуд, когда после устройства его окажется какой-либо недостаток, переливается и переделывается, чтобы он сделался новым и неповрежденным, так бывает и с человеком через смерть, потому что он некоторым образом разрушается, чтобы при воскресении явиться здоровым, чистым, праведным и бессмертным». Кирилл Александрийский поучал, что «смертию Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поелику преступник подпал сему наказанию, то и устрояет так, что самое наказание служит ко спасению. Ибо смерть разрушает эту животную нашу природу и, таким образом, с одной стороны останавливает действие зла, а с другой, избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и оканчивает страдания». Бесконечная жизнь людей в мире, лежащем во зле, без их нравственного преображения, обернулась бы самым страшным проклятьем для всего человечества. По слову преподобного Иустина Поповича истинная бессмертная жизнь – это ощущение Бога и пребывание с Богом и в Боге, евангельская жизнь, основанная на вере, надежде и любви: «Претворяя в жизнь евангельские добродетели, человек преодолевает все, что в нем смертно, и чем больше он живет по-евангельски, тем сильнее выжимает из себя смерть и смертность и возрастает в бессмертие и жизнь вечную. Ощущать Господа Христа в себе есть то же, что и ощущать себя бессмертным. Ведь ощущение бессмертия происходит из ощущения Бога, потому что Бог есть источник бессмертия и вечной жизни… Бог  и бессмертие души – два коррелирующих факта. Один невозможен без другого. Ощущать Бога в себе постоянно, во всякой мысли, во всяком ощущении, во всяком поступке – это и есть бессмертие. Приобрести такое ощущение Бога и означает обеспечить себе бессмертие и жизнь вечную. Следовательно, только из веры в Бога, из ощущения Бога происходит и ощущение личного бессмертия человека». Человек есть единая личность, соединяющая в себе две природы – духовную и материальную, он – великая и неизъяснимая тайна, сотворенный из праха земного и имеющий в себе небесное дыхание жизни, он принадлежит не только земле, но и вечности, осознает себя свободной, самобытной, независимой и самоопределяющейся личностью, и хоть по телесному составу он похож на иных живых существ, но между ним и животными лежит неизмеримая пропасть, ведь в нем есть образ Божий и он – одухотворенное существо. Если для орфиков, Платона и неоплатоников тело есть гробница и узы души, то для христиан целостный человек – это личность, имеющая дух, душу и тело, не только дух и душа, но и тело призвано к бессмертию и вечной жизни, оно – инструмент души, ее оправа и храм, тело – изящное произведение Божьего искусства, оно было прекрасным и нетленным до грехопадения Адама, таинственное воплощение творческой Божьей мысли и художественный символ премудрости нашего Творца, а значит, телу надлежит воскреснуть из праха, преобразиться и одухотвориться – унаследовать вечность. Апостол Павел проповедовал, что смерть – это сеяние: сеется тело смертное и плотское, а восстанет – тело бессмертное и духовное. Христос сказал о Себе: «Я – Воскресение и Жизнь»; Он – единственный Победитель смерти, имеющий ключи от смерти и Ада – темницы духов,  Он – единственный Спаситель мира, сошедший в преисподнюю и сокрушивший врата ее, Он – Избавитель и Освободитель рода человеческого, повергший смерть Своей голгофской жертвой, в Нем и Его Воскресении – залог всеобщего воскресения мертвых.
                По разъяснению блаженного Феодорита: «В Воскресении нашего Спасителя мы имеем залог нашего воскресения, Он первый разрушил державу смерти, а за Ним как за Начатком будет, без сомнения, следовать и все человеческое естество». «Господь воскресил Свою плоть и насадил в человеческом естестве надежду на воскресение, вручив всем как залог воскресения Воскресение собственного Своего тела». Воскресение Христово есть начало всеобщего воскресения из мертвых, ибо и нам всем надлежит в конце времен воскреснуть совершенным образом, дабы предстать на Страшный Суд и одним унаследовать жизнь вечную и Царство Небесное, а иным – нераскаянным грешникам, отойти в муку вечную и геенну огненную. По пророческому прозрению апостола Павла наши тела при всеобщем воскресении из мертвых преобразятся – станут духовными и облекутся в нетление, по образу воскресшего тела Христова – Первенца из умерших: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.;15:20–22). Бог всемогущ и для Него нет ничего невозможного – из небытия Он привел в бытие все, что есть на небесах и на земле, все им и для Него создано, все держится Его словом, и нет ничего трудного для Всемогущего отверзнуть гробы, воскресить всех усопших и сделать их нетленными: «наступит время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресения осуждения» (Ин.5:28-29).  По великой любви Своей Господь сотворил всех нас для вечной жизни, а потому всеобщее воскресение мертвых – это дивная тайна, входящая в предвечный совет Святой Троицы о мире и человеке, ибо если бы возлюбленные творения Божии не были бы воскрешены Всемогущим в конце времен, то история мира завершилась бы триумфом смерти и тления, и не была бы в полной мере достигнута высшая цель человеческого бытия – преображение и обожение человека как целостной личности, когда люди облекутся в нетление и бессмертие, и жизнь их и духовность их станет подобна жизни и духовности Ангелов – ликующих сынов Божиих, блаженных небожителей, свободных, святых и безгрешных. Размышляя о тайне воскресения и как бы взирая на последние дни мира с апокалиптического зенита, преподобный Ефрем Сирин напишет, что в конце времен вострубит труба Архангела и  все усопшие воскреснут нетленными, но тела праведных будут сиять ярче солнца, а тела злых – будут мрачнее тьмы кромешной, и слава каждого святого, в зависимости от меры его духовного совершенства, будет разниться, как разнится слава солнца, луны и звезд, и звезда от звезды разнится в славе: «Как в полночь, когда все спят, при внезапном великом шуме с неба, ужасных громах, страшных молниях и землетрясении приходят в страх все, делавшие зло, и, размыслив об этом, начинают ударять себя в грудь, лежа на ложах своих, потому что некуда им бежать и негде скрыться, - так и в оный час Христос возблещет внезапно, как самая быстрая молния, и ужаснет всю землю. Страшно прозвучит с неба труба и возбудит усопших; Небеса и Силы их поколеблются; вся земля, как вода в море, вострепещет от лица славы Его, потому что страшный огнь потечет от лица Его, очищая землю от всего, что оскверняет ее. Ад отверзет врата свои. Смерть придет в бездействие, потому что персть естества человеческого, услышав трубный глас, оживотворится. Чудное дело, возлюбленные братия, видеть, как в оный час кости естества человеческого подлинно, в несчетном числе, подобно множеству рыб, кружащихся в море, в одно мгновение ока устремятся каждая к своему составу. Воскрешенные возопиют и скажут: «Слава Собравшему и Воскресившему нас по человеколюбию Своему!» Тогда праведники возрадуются; со славой в сретение бессмертному Жениху восхищены будут на облаках все любящие Его и старавшиеся исполнять всю волю Его. В какой мере каждый очистил здесь сердце свое, в такой увидит тогда славу Его; и как вожделел Его здесь, так насытится любовью Его! В тот час и первозданный Адам, увидев страшное множество народов, удивится, что от него только и от супруги его произошло такое бесчисленное множество человеков; и удивляясь, еще более прославит Создателя Бога за то, что происшедшие от единого естества и от единой твари стали их наследниками, как в раю и Царствии, так и во аде. Слава Единому Премудрому Богу!». Существуют два образа бессмертия: одно – бессмертие святых, их вечная жизнь с Богом и устремление к Нему, причастие Его совершенству и озаренность Божественным Светом, несказанная радость и блаженство; иное – бессмертие нераскаянных грешников, нечестивцев, падших Ангелов, лжепророка, Антихриста и дьявола, ужас и скорбь потери Бога. В Новом Завете провозглашается, что настанет конец мира, лежащего во зле, произойдут страшные катаклизмы – совьются небеса как свиток и поколеблются звезды, возмутится море и нагрянут скорби – мор, войны и голод, но падет царство Антихриста и окончится история – совершится второе пришествие Христа Спасителя в силе и славе, воскреснут все усопшие, а живые преобразятся – их тела во мгновение ока обретут свойства духовные и станут нетленными, вся природа вновь заблистает в своей невыразимой и первозданной красоте, ибо под действием благодати Божией она очистится от скверны греха и от всех зол, а с ними и от самой смерти – из вселенского пожара выйдет новая земля и новое небо, где не будет лжи, зла, смерти и несправедливости. Совершится духовное преображение мира – неба и земли, и весь мир Божий избавится от скорбей и освободится от рабства у тления и смерти, пройдет образ мира сего и вся богозданная тварь, непрестанно воздыхающая и страдающая ныне, преобразится и обретет заветное и желанное избавление от всех мук, печалей и страхов,  а горний Иерусалим сойдет с небес на землю, как пророчествует апостол и тайнозритель Иоанн Богослов в Апокалипсисе. Святой апостол Павел, вознесенный на небеса и увидевший райскую красоту духовного мира и услышавший глаголы неизреченные, как никто другой, ощущал трагизм мира сего, но он радостно возвестил благую весть о грядущем преображении вселенной и освобождении всей земной твари Божьей от греха, тления и смерти, через откровение сынов Божиих – святых Христовых: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению, в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами» (Рим.8:19-23). В книгах ветхозаветных пророков – у Иова и Давида, Исайи, Иезекииля и Осии, написано, что смерти не будет – она будет поглощена победой Христа Спасителя, и объятая ужасом, окончательно исчезнет, когда тленное и смертное облечется в нетление и бессмертие, а это свершится в конце времен. Смерть – это страшные челюсти ненасытного Ада, она пожирает людей и побеждает их – будь  они воины или ученые, поэты или музыканты, монахи или миряне, художники или философы – всех их побеждала смерть, но вот пришел Христос и победил ее – смерть потерпела сокрушительное поражение, ее одолела сила Христа Воскресшего – «сила Возлюбившего нас», которая в конце истории освободит весь мир от тления и смерти, сокрушит Ад и дьявола, очистит бытие от греха. И каждый уверовавший во Христа и спасенный верой, надеждой и силой возлюбившего нас всемогущего Бога, обозрев красоту новой земли и нового неба, вслед за пророком Осией и апостолом Павлом, воскликнет с радостью: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» (1 Кор.15:55).