Христос - величайший Учитель

Руслан Игнашкин
Учитель и ученики – это глубинная природа отношений Христа с Его последователями…
Один учитель у нас – Христос…
Протоиерей Геннадий Фаст

                На страницах святого Евангелия ко Христу Спасителю люди обращаются с духовно-нравственными и религиозно-философскими вопросами и называют Его – «Равви», что означает – Учитель. В основе небесного учения Иисуса Христа лежит великая и изумительная тайна Его Божественной Личности, Он – величайший Учитель во всех мирах и во всех веках, величайший Мудрец неба и земли, ибо, если иные философы, основатели религий, учителя жизни – Зороастр и Будда, Сократ и Платон, Конфуций и Лао-Цзы, размышляли, молились и искали Истину, то Христос Богочеловек есть воплотившаяся и вочеловечившаяся Божественная Истина, Он – Сам предвечный Бог Слово, в Нем вся полнота премудрости и знания. Древнегреческий философ Сократ смиренномудро и справедливо полагал, что имена Мудрец и Учитель принадлежат Богу, обладающему совершенной премудростью и всеведением, в то время как человеку, ищущему и жаждущему познать Истину и обрести мудрость, подобает именоваться философом и не претендовать на звание мудреца, знающего ответы на все вопросы. Бог обладает всеведущим умом и совершенной премудростью, безграничными знаниями. В Священном Писании возвещается, что Бог есть Господь ведений, в Нем – глубина премудростии и «разуму Его нет числа» (Пс.146:5), Он обладает совершенным самосознанием и совершенным образом от вечности знает Самого Себя –  таинственную Божественную Сущность Свою, окруженную неприступным светом. Всеведение – вечное Божье свойство: всезрящий Господь все видит и знает, «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр.4:13), «Он прозирает до концов земли и видит под всем небом, все, что сотворил» (Иов.28:24), ибо «Бог больше сердца нашего и знает все» (1Ин.3:20), «Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как  по совешении» (Сир.23:29). В стихах Псалтыря провозглашается, что Бог «все соделал премудро» (Пс.103:24), «у Него премудрость и сила; Его совет и разум» (Иов.12:13). Восхищаясь неизреченной премудростью Божьей, апостол  Павел в молитвенном изумлении воскликнул: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:3). За несказанную, безмерную и вечную премудрость святое Откровение величает Бога «единым Премудрым» и самой Премудростью, вся премудрость – дар Святого Духа, она от Бога. Совершенная и вечная, неизменная и таинственная, как сама Божья Сущность, премудрость – это вечное свойство Божие, проявляющееся во все Божьих делах и намерениях, в Его попечении и промышлении о мире, в устройстве космоса и судьбах мира. В книгах Ветхого Завета премудрость предстает как художница, радующаяся перед лицом Господним, она во всем содействует Богу и соучаствует во всех Его замыслах и делах, она – источник жизни, знания и творческой мощи: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговою черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притч.8:22-31). Царь Соломон – великий древний мудрец, он знает, что Господь создал небо и землю премудро, любовь Его держит вселенную, скоротечная красота земной юдоли – лишь тень и отблеск непреходящей и нетленной красоты горнего мира, а природа – книга Божьих тайн, чудес и притч, вот почему израильский царь советует нам учиться о птиц небесных и кедра Ливанского, у муравья и саранчи, у льва и всех иных созданий Божиих, дабы постичь Премудрость, сотворившую мир. Апостол Павел назвал Христа – Ипостасной Премудростью и Силой Божией, Он – Логос, совечный Богу Отцу и Святому Духу. В IV веке нашей эры святой Церкви пришлось бороться с ересью Ария, утверждавшего, что Иисус Христос – Премудрость Божия, не совечна Богу, а сотворена Им прежде иных созданий. Но в Притчах Соломоновых ясно сказано, что Господь имел Премудрость прежде всех веков и сотворения мира, а значит Христос – предвечный Бог, а не сотворенное существо, Он – вторая Ипостась Святой Троицы, Бог Отец имел Его началом путей Своих – все на небе и земле было сотворено через Логос – миротворение имеет смысл и совершалось по замыслу Всевышнего. Царь Соломон возвещает, что Премудрость Божия предвечно родилась от Бога Отца прежде сотворения мира и возникновения времени, прежде всех бездн – неба, земли и морей, прежде сотворения звезд, лесов и гор, прежде самих «начальных пылинок вселенной» – атомов. Вечная красота Бога Творца нетленна и совершенна, неизъяснима и превосходит все наши слова и наше понимание, а Его Премудрость – изящная Художница, уготовлявшая небеса – создавшая небесный мир Ангелов и начертившая границы морей и галактик, давшая основание земле – материальному миру, исполнившая замысел Создателя. В книге Иисуса сына Сирахова говорится, что  Господь создал человека из земли, вдохнув в него дыхание Божие, дал ему власть над всем видимом миром, облек его силой и мудростью, дал разум и язык, показал различие между добром и злом, положил око Свое на сердце Своего создания, дабы человек постигал величие дивных дел Божиих изъяснить которые невозможно. В книге Иисуса сына Сирахова есть величественный гимн Премудрости Божией, восходящий к книге Притчей Соломоновых, и провозглашающий, что Премудрость – это предвечное и вездесущее Слово Божие, Она – обошла небеса, покрыла землю и изведала все глубины бездны, и нет народа, оставленного Богом, ибо везде – имела владения Премудрость Его: «Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек. Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? Высоту неба и широту земли, и бездну и премудрость кто исследует? Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости – от века. Источник премудрости – слово Бога Всевышнего,  и шествие ее – вечные заповеди. Кому открыт корень премудрости? И кто познал искусство ее? Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь. Он произвел ее и видел и измерил ее и излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его» (Сир.1:1-19). «В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя: «я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой – в столпе облачном; я одна обошла кругу небесный и ходила во глубине бездны; в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение» (Сир.24:2-6). В Новом Завете Христос именуется Ипостасной Премудростью и Силой Божьей, Он – Второе Лицо Святой Троицы, предвечный Бог Слово, в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:3),  в Нем открылась миру сокровенная премудрость Божия и тайны Царства Небесного – «Божия премудрость, в тайне сокровенная» (1Кор.2:7), действующая в судьбах людей и вселенной, спасающая мир и все человечество.
                По необыкновенно мудрому рассуждению Лактанция только Христос Богочеловек – совершенный Учитель, засвидетельствовавший Своей святой жизнью истинность Своего небесного учения: «Человек не может быть совершенным учителем, потому что его учение не способно исходить изнутри его и быть его собственным. Ведь дух, заключенный в земные органы и скованный истлевающим телом, не силен самостоятельно ни постичь, ни принять истину, если не будет ей научен из другого источника. Да и имей он всю эту силу в наивысшей степени – и тогда не способен был бы он стяжать высочайшую добродетель и противостать всем порокам. Но Учитель с неба, Которому Его Божественное естество вручает знание и Его бессмертие наделяет Его добродетелью, должен и в Своем учении, как и во всем другом, быть совершенным и идеальным. Но этого никак не может произойти до тех пор, пока не воспримет Он на Себя смертное тело. И ясно, почему не может это иметь место. Ведь если бы Он пришел к людям как Бог (не говоря уже о том, что смертные очи не могут видеть и вынести славы Его величия в Его собственном Лице), то, несомненно, Бог не был бы в состоянии научить людей добродетели: ибо так как Он без тела, то не может упражняться в том, чему учит, и потому Его учение не будет совершенным». Во всемирной истории были великие философы и мудрецы – великие и гениальные мыслители, художники и поэты, сияющие в веках, как звезды на ночном небосклоне, но никто из них не может сравниться с Христом Богочеловеком, Он – само Солнце Правды, Бог Слово воплотившийся и сказавший о Себе – «Я есть Истина», о Нем прорицали пророки Ветхого Завета и проповедовали  апостолы, несущие миру благую весть, подобно лучам, исходящим от единого солнца – от нашего Небесного и Божественного Учителя. По глубокомысленному рассуждению протоиерея Геннадия Фаста: «Словом Отца является только Христос, поэтому Учитель у нас один. Там, где пребывает Слово Самого Бога, есть лишь свет и нет никакой тьмы, а в книгах любых учителей всегда присутствует теневая сторона. Все они сами нуждаются в том, чтобы быть наученными Христом». Как всеведущий и премудрый Бог, Христос есть Божественный Логос, Он знает все тайны неба и земли, и если все мы – многогрешные люди, можем заблуждаться и ходить во тьме, то Иисус из Назарета – святой и совершенный Бог, пребывающий в свете неприступном, Он – Свет и нет в Нем никакой тьмы, а каждое Его слово – откровение Божие, слово, произнесенное Самой вечной Божественной Истиной и обращенное к каждому из нас. По благочестивому исповеданию преподобного Максима Исповедника – одно из величайших богословов Православной Церкви, ее великого подвижника, молитвенника и метафизика, в единосущной и нераздельной Святой Троице – Отце, Сыне и Святом Духе, второе Лицо является предвечным Словом Небесного Отца, Божественным Логосом, имеющим творческую, промыслительную и судящую силу, Он – всемогущий Бог, Благо, Красота и Истина, источник благости и премудрости, красоты и гармонии во всем великолепном Божьем творении – на небе и на земле, Он – объединяет и содержит в себе все смыслы бытия – логосы, от Него они исходят как лучи от солнца, просвещающие и освящающее всю вселенную, от величественной картины звездного небо до белой лилии долин Саронских – все отражает в себе премудрость Божию и высокий замысел Творца, в то время как грех – анти-логосное действие, отпадение от Бога и нарушение мировой гармонии – диссонанс, внесенный в симфонию жизни, поэтому зло в своих метафизических истоках всегда иррационально и бессмысленно, оно противно Логосу, не может быть оправдано и характеризуется в Библии не только как беззаконие, но и как безумие. Все сотворенное Богом имеет смысл и у каждого из нас есть свое предназначение, потому что небо и земля были сотворены через Логос, а Иисус из Назарета – явление Бога Слова во плоти, история мира шла к Нему и идет от Него, и если бы Он не пришел, то вся драма всемирной истории и вся наша жизнь были бы бессмысленны – мы бы ходили во тьме и не могли бы постичь смысл своей жизни и осуществить свое предназначение, а история обратилась бы в хаос случайных событий и не имела бы нравственного катарсиса и эсхатологической цели. С пришествием Иисуса Христа – воплощенного Бога Слова, в историю нашего мира вошел всеведущий и всемогущий Бог и Спаситель, в Нем и Им дан ответ на все вековечные вопросы, волновавшие древних пророков и мудрецов – Иова, Давида, Соломона и Иеремию, к Нему в горестных мольбах обращаются и ищут утешения все мученики мысли, веры и духа – Достоевский, Тютчев и Надсон, Бердяев и Флоренский, Иустин Попович и Силуан Афонский, Он поведал ученикам Своим все, что слышал от Отца Своего Небесного и открыл неизъяснимые тайны Царства Небесного, возвестил все, что нужно для спасения, всю Божью правду и любовь, весь Божий замысел о мире и человеке, ибо Сам Христос Богочеловек – образец совершенного человека и наш высочайший нравственный идеал. До тридцати лет – возраста библейского совершеннолетия, Христос явил величайшее смирение и жил как плотник в безвестности в Назарете, а затем начал проповедовать, вызвав изумление у иудеев: «дивились иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин.7:15). В Священном Писании сказано, что Иисус нигде не учился, Он – Сам воплощенная Премудрость Божия и не нуждается в обучении, а Его святое учение – не от земных учителей и мудрецов мира сего, а от Отца Небесного. На дерзновенную просьбу апостола Филиппа – «покажи нам Отца» (Ин.14:8), Христос – Единосущный Сын Божий и предвечное Слово Бога Отца, отвечает: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин.14:9). В святом Евангелии содержится запрет Христа называть людей учителями веры и жизни, ведь наш единственный Учитель и Наставник – Сам всеведущий Бог Слово, и если мы отступаем от Него и ищем ответов на наши философские, этические и богословские вопросы не в Слове Божием, а у иных учителей, то мы тем самым отвергаем премудрость Божию и ставим человеческие измышления выше Божественного Откровения, ищем не вечной Божьей правды, а сконструированной нашим рассудком или порожденной нашим воображением «истины», повторяем грех наших прародителей – Адама и Евы, прельщаясь запретным плодом с древа познания, доверяем нашему ограниченному уму и нашей разгоряченной фантазии больше, чем совершенному Богу, пренебрегаем предостережением Сына Божиего, гласящим: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах, и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф.23:8-10). Христос – наш Небесный Учитель и Наставник, Он – величайший Мудрец всех времен и народов, а святые отцы и учителя Православной Церкви – пламенные исповедники и проповедники христианского вероучения, умудренные летами подвижнической и аскетической жизни, изучением Слова Божиего и личным духовно-молитвенным опытом Богопознания и Богообщения, просвещенные Духом Божиим, Чьим действием через пророков и апостолов была написана Библия. По боговдохновенному слову апостола Павла, Христос – наш единственный Небесный Учитель, а пастыри и учителя Церкви – это ученики Иисусовы, проповедующие Его небесное учение – благую весть: Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.46:11). Церковь есть столп и утверждение Истины, школа духовной жизни и Богопознания, а все учителя ее – это настоящие богословы и экзегеты – Григорий Богослов и Василий Великий, Иоанн Златоуст и Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник и Григорий Палама, Силуан Афонский и Иустин Попович они – хранители тайны и веры, провозвестники и толкователи Слова Божиего, очистившие ум и сердце аскезой, постом и молитвой, стяжавшие благодать Святого Духа и просвещенные свыше Самим Богом. Евангелие – это Слово Божие и житие Христа, каждое слово этой святейшей Книги – это Божественный луч, касающийся чуткого сердца; это – книга веры и жизни, и читать ее нужно жизнью, на ее страницах изложены Нагорная проповедь Спасителя, запечатлены Его заповеди, чудеса и притчи, она доносит до нас святую волю Вседержителя и открывает путь спасения. Святитель Игнатий Брянчанинов предостерегал: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший через пророков и апостолов слово Божие, истолковал его через святых отцов. И слово Божие и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!» В своей книге «Аскетические опыты» святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивал, что святые отцы Церкви – это великие подвижники, достигшие цели христианской жизни – спасения, небеса отверзлись и Господь принял их, они – знатоки Священного Писания, учащие нас жить по заповедям  Евангелия, их руководитель – Сам Святой Дух. Христос предостерегал, чтобы все христиане хранили верность Церкви, ибо в мир придут лжепророки и лжемессии – лжеучителя, извращающие Его небесное вероучение, а апостол Павел говорил сущность христианства изложена в апостольской проповеди и заповедовал хранить души от прельщений и во все дни жизни своей помнить, что если Ангел сойдет с неба и начнет проповедовать противное Евангелию, то и Ангелу будет анафема. Откровение дано Богом Церкви, она – провозвестница и толковательница Священного Писания, с серафической ревностью и херувимской зоркостью она хранит догматы в их божественной чистоте, оберегая верующих от лжеучений и ересей. Преподобный Иустин Попович в своем колоссальном труде «Догматическое богословие», проникновенно писал, что святая Церковь – руководительница в деле спасения и Богопознания, она – хранительница и благовестница веры, без ее руководства человек не в силах постичь всей глубины и высоты Божественного Откровения, более того – отпав от Церкви, он неизбежно уклоняется в ересь, подменяя правду Божию своими измышлениями, грезами и умозаключениями, поэтому на семи Вселенских Соборах Церковь истолковала святые догматы. Догматы – это вечные и неизменные, животворящие и боговдохновенные истины, стоящие выше человеческого опыта и познавательных сил нашего разума, их источник – Божественное Откровение, они – выше всех научных и философских истин, они содержатся в Священном Писании, хранятся и изъясняются Православной Церковью.  Все церковные догматы основаны на Божественном Откровении – на истинах, открытых Самим Богом, они – путеводные звезды на пути Богопознания, а их основные свойства – богооткровенность и церковность, ибо одна Вселенская и Православная Церковь – истинная восприемница, хранительница и изъяснительница Священного Писания, она – мистическое Тело Христово, живущее и действующее Святым Духом, «столп и утверждение истины» (1 Тим.3:15) и всемирный ковчег спасения. Священнослужители Церкви призваны быть не только совершителями святых таинств и богослужений, но и учителями христианской жизни и проповедниками Слова Божиего, наставниками в вере – духовниками, и неутомимыми миссионерами, глаголом жгущими сердца людей. С апостольских времен Церковь хранит святые истины христианской веры, богословски сформулированные на семи Вселенских Соборах, ее вселенская премудрость раскрывалась на страницах сочинений святых отцов, в богослужебных книгах и иконографии, в жизни ее святых подвижников и молитвенников.
                В Священном Писании сказано, что после Нагорной проповеди Иисуса Христа народ дивился учению Сына Божиего, «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф.7:29). Иисус Христос – удивительно загадочный Учитель из Назарета, изумлял людей Своими речами, ибо слова Его были полны чудодейственной и животворящей Божьей силой, они воздействовали не только на разум, но и на сердце, и на совесть и эстетические чувства – на всю душу человека, покоряя слушателя и побуждая его размышлять, обращать ум и сердце к Богу – молиться. В нашем мире, лежащем во зле, все осквернено грехом, но через Слово Божие и молитву человек может обрести очищение и просвещение – воспринять правду Божью – слово Христа Богочеловека, которое «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Все сказанное Христос – «слово истины», весть от живого Бога, пребывающего вовек, в них заключена благодатная и животворящая сила, и нет в душе человеческой такого потаенного места и такой тайной кельи, куда бы ни дошло слово Господне, проницающее человека насквозь – пронизывающее самое сокровенное в нем. По слову святого Иустина Философа: «Поучения Христовы были краткими и емкими, потому что Он не был софистом, но Его слово было Божией силой». Размышляя о чудодейственной силе слов Христа Спасителя, преподобный Симеон Новый Богослов назвал  их «боготворящими». Каждое слово Иисуса Христа – это слово Самого Бога, заключающее в себе вечную истину и вечную жизнь, содержащую премудрость Божию и животворящую силу – словом Христос изгонял бесов и воскрешал мертвых, исцелял прокаженных и слепых, словом Он просвещал души учеников Своих и открывал им тайны Царства Небесного, словом Он очищал их от скверны греха и всякой нечистоты, сказав им на Тайной Вечери: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин.15:3). Христос есть Воскресение и Жизнь, все сказанное Им – «глаголы вечной жизни», Он изрекает неизреченное и описывает неописуемое, в речах Его содержится небесный нектар бессмертия – благодать Святого Духа, которую впитывает в себя верующий человек, изучающий Слово Божие и принимающий благовестие Спасителя, изрекшего: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную... перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24). «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8:51). С молитвенным воззванием обращаясь к Богу Отцу, Иисус молился за учеников Своих, чтобы Святой Дух исполнил их и они стали исповедниками христианской веры – Отче, «освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин.17:17). Все догматы Церкви – богооткровенные истины, освящающие душу, а каждое слово Христа Спасителя – вечная и непререкаемая истина, Он Сам – воплощенная Божественная Истина. Когда римский прокуратор Понтий Пилат вопрошал Иисуса Христа – «Что есть истина?» (Ин.18:38), то Христос молчал, ибо Истина – это не «что», а «Кто», она – не умозрительная концепция и философская доктрина, а Божественная Личность Христа Богочеловека. Известно, что за всю Свою земную жизнь Иисус ничего не написал, Он учил людей словом – непосредственным общением, а Его ученики – апостолы, получившие вдохновение, мудрость и силу свыше – от Всесвятого Духа Божиего, написали священные книги и благовествовали о распятом и воскресшем Христа Спасителе. В вифлеемскую ночь святой Ангел сошел с небес и принес земле и роду человеческому в лице пастухов радостную весть о рождении Христа Спасителя: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк.2:10-11). С чудом Воскресения Христова во все миры – небесные, земные и преисподние, как и во все века истории пришла неизреченная радость – радость Его победы над смертью, Адом и дьяволом. Каждое слово Иисуса Христа – вечная истина, поэтому Он сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35). В словах Христа Спасителя изречении премудрость Божия, они имеют вселенское и всечеловеческое значение, не могут устареть и будут актуальны и животрепещущи во все века истории, а те, кто слушают их и исполняют имеют превосходнейший дар и величайшую радость:«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28). Христос – Небесный Сеятель, каждое Его слово – семя Божественной Истины, падающее на ниву человеческой души, у одних людей сердца каменистые – бесчувственные, у и иных тернистые – заросшие страстями, но если слово Божие упадет на добрую землю нашего сердца, то принесет плод – мудрость и праведную жизнь, поэтому нужна аскеза – человек должен очищать свою душу от камней и терний страстей, вспахать ее покаянием и молитвой, засеять словом Божиим. Если человек не принимает Слово Божие – отвергает Иисуса Христа и Его благую весть, то он – безрассуден и безумен, ибо не хочет принять глаголы вечной жизни и претворить их в жизнь – наполнить свою жизнь святостью, красотой и смыслом, впадает в заблуждение – в сети дьявольские, и забывает, что в день Страшного Суда отраднее будет жителя Содома и Гоморры, чем тем, кто не слушают Слово Божие, противится Христу и не желает отвергает Спасителя. Христос – неподражаемый и непревзойденный Учитель, а Его небесное учение – благая весть, именуемая вечным Евангелием, каждое слово которого – «суть дух и жизнь» (Ин.6:63), «глаголы вечной жизни» (Ин.6:68). По разъяснению преподобного Иустина Поповича слова Христа имеют животворящую силу только для того, кто пребывает в Церкви, исповедует ее догматы, стремится исполнить заповеди Евангелия и верует, что Иисус из Назарета – истинный Мессия и Сын Божий: «Слова Спасителя «суть дух и жизнь» (Ин.6:63) только в Нем и только с Ним, то есть силой Его Богочеловеческой Личности. Обособленные от Его Животворящей Личности они не имеют таинственной спасительной силы и не могут сами по себе совершить спасение человека. Ибо спасение есть подвиг весьма пространный и очень сложный: в него входит весь Богочеловек Христос со всей полнотой Своей Богочеловеческой жизни. Поэтому имя Иисус – Спаситель, дано Богом Его Богочеловеческой Личности, а не Его делам или Его словам. Евангельское учение приемлет спасительные силы от Господа Иисуса Христа как Спасителя, как Богочеловека распятого, воскресшего, вознесшегося. Его слова спасают в силу того, что они суть слова Бога. Если Он не Бог, то слова Его суть не что иное, как пустые заблуждения и прелестные миражи. Например, Его слова о бессмертии человеческой души, о вечной жизни, о воскресении мертвых истинны, если Он и в самом деле воскрес и если Он действительно и вечно живет как Богочеловек, чтобы и людям даровать бессмертие, воскресение и вечную жизнь. То же самое относится и ко всем остальным частям Его учения. Одним словом, Его учение – животворящее и спасительное, если только Он – Бог, Богочеловек. Без этого человек удаляется в бесплодное протестантское идолотворчество слова Священного Писания и делается жертвой бесплодных теорий».
                Христос – воплощенный Бог Слово, в Нем вся полнота премудрости и силы Божией, Он открыл ученикам Своим предивные тайны Царства Небесного, возвестил людям путь спасения, явил очам их величайший образец святости – евангельскую жизнь, разрешил все вековечные и проклятые вопросы, волновавшие Иова и Екклесиаста, указал высшую цель человеческого бытия – обожение:  «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). На заре истории мира всемогущий и всесвятой Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, а Христос, как совершенный Бог и совершенный человек, явил Собой идеал и высшую цель жизни – уподобление Богу и стяжание Святого Духа, даровал нам величайший дар – быть «причастниками Божеского естества» (2Пет.1:3–4) и сынами Божиими по благодати, обрести спасение через веру, покаяние, любовь, молитву, пост, кротость, смирение и милосердие. В основе спасения лежит одна из величайших евангельских добродетелей – вера во Христа Спасителя, священный трепет перед небывалой и грандиозной тайной Его чудесной Личности, открытость сердца Его слову, стремление следовать за Ним – безграничное и беспрекословное доверие Сыну Божиему и упование на Него, изгоняющее из души самые отчаянные сомнения. В четырех Евангелиях все чудеса совершаются по вере людей во Христа – Сына Божиего и Сына Человеческого, а Христос спрашивает у людей – веруют ли они в Него, готовы ли пустить в свою жизнь Бога и довериться Его силе и всемогуществу? Тайна спасения человека от смерти, дьявола и Ада заключена в вере во всемогущество Христа Спасителя. Если человек всем сердцем уверовал в Иисуса из Назарета как в Бога и Спасителя, то таинственным образом он обретет несказанную радость и силу Божию, для которой нет ничего невозможного – все возможно для верующего, ибо с Ним Сам Бог: «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20); «истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь... все, чего ни попросите в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк.11:24); «все возможно верующему» (Мк.9:23). Вера во Христа Богочеловека – это главное условие спасения, уверовавший в Него спасется: «Как ты веровал, да будет тебе!» (Мф.8:13); «вера твоя спасла тебя» (Мф.9:22), «по вере вашей да будет вам!» (Мф.9:29); «иди, вера твоя спасла тебя» (Мк.10:52). Скорбящему и безутешному Иаиру, веру которого в Божественную силу и всемогущество Христа Спасителя на время поколебало горестное известие о том, что его больная дочь умерла, Христос говорит: «Только веруй, и спасена будет» (Лк.8:50). Когда апостол Петр, пойдя по морю по зову Сына Божиего, усомнился и начал тонуть, Господь сказал ему: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф.14:31). Если человек имеет веру – всецелое доверие Богу, то он – неустрашимый рыцарь веры без страха и упрека, он не колеблется, но всегда верен Христу Спасителю, в то время как малодушие и безмерный страх – признак неверия, отсутствия доверия всемогущему Богу и Его благому Промыслу, о чем Сам Христос сказал ученикам Своим: «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?» (Мк.4:40). Раскрывая тайну спасения, Христос изрек, что никто не может войти в Царство Небесное без покаяния – освобождения от греха и смерти, возвращения к Богу и изменения образа мыслей и жизни, а потому Он всех призывал к покаянию –  «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17), дабы люди очистились от скверны греховной и начали новую жизнь. Грех – источник погибели души человеческой, он – смертельный яд, с дня Адамова падения растворившийся в чаше нашей жизни, грех – уподобление дьяволу и вражда с Богом, страшная цепь, приковывающая душу к злу и сила, ввергающая ее в Ад. Христос провозгласил, что грех – источник погибели: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:1–5), а единственное лекарство от греха – покаяние. Христос – Единый Безгрешный, Он – совершенный Богочеловек и всемилостивый Судья, имеющий силу и власть прощать грехи, но все мы – многогрешные и падшие люди, нуждающиеся в покаянии, а потому блажены кающиеся и плачущие, ибо они утешатся Самим Христом, и горе всем «смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6:25). По великой и неизреченной милости Своей Господь хочет, чтобы все покаялись и пришли к познанию Божественной Истины, а радость об одном кающемся грешнике настолько велика, что потрясает небеса и все Силы Небесные – всех святых Ангелов. Христос – олицетворенная и воплощенная Божественная Любовь, пришедшая в мир ради нашего спасения – спасения окаянных грешников, и та святая любовь, о которой Он учил – совершенно новое и небывалое явление в истории мира, это – новая заповедь, ведь Он завещал ученикам Своим научиться любить друг друга – «как Я возлюбил вас» – святой, небесной, великолепной, прекрасной, таинственной, чудесной, евангельской любовью. На Тайной Вечере Христос сказал ученикам Своим: «Заповедь новую даю вам; да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34). Когда Сыну Божиему задали вопрос – «Какая наибольшая заповедь?» то Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37–40). В двух заповедях Евангелия – любви к Богу и любви к ближним заключается вся сущность христианской веры, и если мы любим Христа Богочеловека, то соблюдаем заповеди Его: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам... Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:21,;23). Преподобный Иоанн Синайский в своей книге «Лествица», которую можно назвать энциклопедией аскетики и душеспасительных советов, изобразил христианскую жизнь как восхождение по лестнице духовного совершенства – путь от оставления земных попечений, отрешения от мира, странничества, послушания, покаяния, памяти о смерти, безгневия и бесстрастности до союза трех святых добродетелей – веры, надежды и любви, из которых любовь – наивысшая и превосходнейшая, она есть уподобление Богу и упоение души, источник веры и бездна долготерпения, море смирения и подательница пророчеств, виновница чудотворений и бездна осияния, «источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь – утверждение Ангелов, вечное преусеяние». Христос призвал нас любить врагов и быть к ним милосердными, от всего сердца прощать обидевших нас и благословлять проклинающих нас, молиться за них всей душой и делать для них добро, дабы вечная любовь как небесный луч, коснулась их окаменевших сердец, еще не познавших Бога. Если на двух заповедях – любви к Богу и любви к ближнему утверждаются весь Закон Моисеев и все пророки, то любовь к врагам – это новая заповедь, данная Спасителем миру, она – средоточие и сердце всей христианской жизни, драгоценная жемчужина Нового Завета, нравственная сила Евангелия и святая святых нашей веры. Христос заповедует нам любить врагов и прощать их, дабы мы стали совершенны как Отец наш Небесный: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.;5:43-44). На любви к Богу, ближним и даже врагам зиждется все христианское вероучение, она – руководство в жизни, идеал и норма бытия, а мера любви – мера святости человека, грехи прощаются по мере любви нашего сердца, любовь есть огонь небесный, сжигающий скверну греха: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7:47). По Своему бесконечному милосердию Бог Слово воплотился, страдал и умер на голгофском Кресте, дабы искупить грехи мира и спасти всех нас. Если Бог есть Любовь, а спасение мира – дело милосердия Божиего, то и все христиане призваны быть милосердными, уподобляясь Богу: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36). Будучи безгрешным и бесконечно человеколюбивым, Иисус Христос имел власть и право прощать грехи кающимся – даже убийц Своих, насмехавшихся над распятым Сыном Человеческим, Он прощает и молится за них с Креста, так и нам надлежит научиться прощать врагов и молиться за обидчиков: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14–15). «Прощайте, и прощены будете... ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк.6:37–38). «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему» (Лк.17:3–4). На вопрос Своего ученика – «Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?», Христос Спаситель ответил: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21–22).  «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк.11:25–26). Христос возвестил о молитве как о животворящей духовной силе, возвышающей человека и спасающей его душу, ведь молитва – это таинство Богообщения, она – богоустремленность ума, воли и сердца, ось всей духовной жизни. Человек есть нерукотворный храм Божий, сердце его – алтарь, а ум – иерей, приносящий жертвы Богу – как в древние времена священник в Иерусалимском храме закалал острым ножом жертву, а затем ее сжигали во дворе храма, так и ум наш должен острейшим мечом Слова Божиего закалать низкие страсти и нечистые помыслы, сжигать их в любви к Всевышнему. В беседе с самарянкой Господь открыл великую тайну – человек призван молиться в Духе и Истине: молиться в Духе – стяжать благодать Святого Духа и всю жизнь посвятить служению Богу, отрешиться от всей мирской суеты, обрести высшую свободу во Христе, а молиться в Истине – непрестанно творить Иисусову молитву, ибо Божественная Истина – это Сам Господь Иисус Христос, призвавший нас жить по заповедям Евангелия, а потому, чтобы наша молитва была истинной, нам надо веровать во Христа Богочеловека, исповедовать святые догматы Церкви и жить по Евангелию, дабы Истина стала стержнем все нашей жизни – всех наших деяний, речей, намерений и помышлений. Молитва – величайшая из искусств и наук, научить молиться может лишь Сам Святой Дух – Дух Истины и Откровения, поэтому молиться надлежит в Духе и Истине, очищая сердце своей от страстей и храня ум свой от дурных помыслов, храня трезвение духовное и отрешаясь от всех чувственных и воображаемых образов, заключая ум в слова молитвы и переживая их сердцем. В Священном Писании рассказывается, как Иисус «взошел на гору помолиться наедине» (Мф.14:23), «утром, встав весьма рано, вышел; и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк.1:35);  «взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк.6:12). Христос – величайший Молитвенник, вся евангельская жизнь Его была наполнена молитвой, а потому апостолы, дабы стать истинными богомольцами, обращались к Нему с просьбой – «Господи! научи нас молиться» Богу, и Он научил их молитве «Отче наш». Все величайшие чудеса в Евангелии и самые значимые события в жизни Иисуса Христа совершались с молитвой: Он молился при Своем Крещении и в момент Преображения на Горе Фавор, когда отверзлись небеса и свершилось чудо Богоявления, Он молился, пребывая сорок дней в пустыне, с молитвой Он воскресил Лазаря и молился гефсиманской ночью до кровавого пота, шествуя на Голгофу, чтобы совершить жертвенный подвиг, Он весь преобразился в молитву – с молитвой Он спас весь род человеческий от проклятия греха и смерти. Молитва – это защита от напастей и искушений, она – утешение скорбящих, «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1–7), без молитвы невозможно спасение, поэтому Христос сказал: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22). «Просите и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9–10). Человек есть существо литургическое, он – храм Божий, а потому наша жизнь без молитвы лишается всякого смысла, а сердце – остается пустым. Молиться надо всем умом, сердцем и волей – всей душой, молитва должна охватывать всего человека, она – основа духовной жизни и лучшее орудие в невидимой брани, ведь род бесовский «изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21).
                Вся безгрешная и святая жизнь Иисуса Христа – величайший образец нравственного совершенства, нестяжательства и смирения, Он – всемогущий Бог Слово, равночестный Небесному Отцу и Святому Духу, Царь веков и Властитель жизни и смерти, сошел с небес и вочеловечился – как Богомладенец возлежал в вифлеемской колыбели, взял на Себя наши немощи – «безупречные страсти», омывал ноги ученикам Своим, был гоним и истерзан, Его схватили и увенчали терновым венцом, били и предали мучительной смерти на Голгофе, а Он был смирен сердцем и кроток духом, взял на Себе грехи мира, как жертвенный Агнец Божий, и возвестил – «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5:5). Смирение и кротость – два крыла возносящие душу на райские небеса, в то время как гордыня и гнев – низвергают ее в преисподнюю. С евангельским смирением Христос наставлял учеников Своих: «Истинно, истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Мф.18:1–4) «Больший из вас да будет вам слуга. Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:11–12). «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк.9:35); «ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лк.9:48). Господь открыл великую тайну ученикам Своим: ни подвижничество, ни мудрость, ни вера, ни даже мученичество во имя Христа не дадут нам унаследовать вечную жизнь, если в наших сердцах не будет смирения, ибо смирение – это нрав и достояние Ангелов, великое чудо новой жизни во Христе и тайна будущего века, отречение от самого себя и от всего во имя Бога, корень всех добродетелей и  духовное сокровище – драгоценная жемчужина, сокрытая на дне моря, олицетворяющего собой духовную жизнь. По толкованию архимандрита Рафаила Карелина, Господь различает два состояния смиренного сердца: 1) состояние слуги Господнего – это человек, исполняющий волю Бога, старающийся делать добро и смотреть на всех людей как на образ Божий; 2) состояние раба Божиего – это человек, полностью отрекшийся от самого себя и своей воли, чтобы служить Богу, беззаветно верный и преданный Всевышнему. «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:25–28). Евангельское смирение и кротость Иисуса Христа – неиссякаемый родник милости Божьей и источник нашего спасения, заключенный в Его любящем сердце, Он – всемогущий Царь Ангелов и Архангелов, Властитель всех Небесных Сил, ради нашего спасения ставший Искупителем и перенесший оскорбления, клевету, страдания и крестную смерть на Голгофе, всей жизнью Своей показав, что смирение – источник всех вечных благ и сила, которой приобретается Царство Небесное. Христос – величайший Бессребреник и Проповедник нестяжательства, Он – вездесущий Бог, царствующий над вселенной, пришел в наш мир и жил, как неприкаянный Странник: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20). Всем желающим следовать за Ним, Он возвещал, что нестяжательство – это сила, спасающая от греха и смерти, это – свобода духа и верность Богу, а потому Он дал заповедь ученикам Своим: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Мф.10:9–10). Христос учил собирать сокровищ не на земле, где лишь временные и суетные блага, а искать Царства Небесного и правды его, давать милостыню и искать небесных благ: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает» (Лк.12:33). Многие люди ищут счастья в богатстве – в материальных благах, но всеведущий Господь с горьким упреком предостерегает их и пророчествует: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк.6:24–25). Привязанность людей к богатству – к земным сокровищам, мешает им приблизиться к Богу и обрести духовное совершенство, к которому призвал нас Христос, сказавший ученикам Своим: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк.10:24–25). Апостол Павел призывал всех христиан не прельщаться богатствами и блеском суетного века, но стремиться всем сердцем служить Богу и бескорыстно делать добро окружающим, удаляться от зла, просвещать другу друга светом веры Христовой, добросовестно и прилежно молиться и соблюдать пост, ибо «что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7–8). Вавилонские купцы – это все искатели наслаждений от вульгарных гедонистов до утонченных эпикурейцев, от Дориана Грея до Эпикура, ибо они угождают телу, а не Богу, сеют в плоть, а не в дух, и о них оправдаются слова апостола Павла: «Их конец – погибель, их бог чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Фил.;3:19). В день Суда Божиего каждый получит от Господа по делам своим, и если человек был богат и использовал богатства свои, чтобы творить милостыню и заботиться о ближних, бескорыстно совершать добрые дела и трудиться во славу Божию, то он сделал земные сокровища инструментом служения Всевышнему и будет оправдан в очах Божиих и унаследует Царство Небесное – то нетленное сокровище на духовном небе, которое всем сердцем ищут христиане: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол.3:1). В великолепной евангельской проповеди Своей Господь призывал всех людей надеяться не на земные богатства и социальный статус, не на мимолетную славу и мирскую власть, а на  всеблагой Промысел всемогущего Бога Вседержителя: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться. Душа больше пищи, и тело – одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?... Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!» (Лк.12:22–24,;27–28). Христос – величайший Мученик всех веков и миров, Он – Божественный Страдалец за правду и Сама распятая Правда, а потому «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:10), они – исповедники апостольской вера, гонимые за распятого и воскресшего Христа, претерпевшие до конца и стяжавшие венец жизни, сораспявшиеся Иисусу из Назарета – мученики и безвинные страдальцы, самоотверженным подвигом веры, прославившие Бога и Его святую Церковь, изобличившие бессилие ее гонителей, обретшие неизреченную и неописуемую радость вечной жизни на небесах: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:11–12). Когда по дороге в Иерусалим два апостола – Иаков и Иоанн, сыновья Заведеевы, с матерью своей, обратились ко Христу с просьбой – «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей» (Мк.10:37), то Господь ответил им вопросом: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк.10:38). Вся жизнь христианина на земле – это подвиг крестонесения, непрестанное мученичество, он пьет из чаши Иисуса Христа – не только из евхаристической чаши со Святыми Тайнами Христовыми, но и из гефсиманской чаши великий страданий и испытаний. Наша земная жизнь полна скорбей: внешние скорби – это гонения, пытки и насмешки, которые обрушивает на христиан мир, лежащий во зле, а внутренние скорби – это незримые миру слезы христиан, борения в их душах, их плач о катастрофическом состоянии мира и боль за каждую заблудшую душу, обольщенную дьяволом и упоенную страстями. По слову святителя Иоанна Златоуста, Христос сказал ученикам Своим о крещении кровью – мученичестве за веру, которая увенчала жизнь почти всех апостолов, принесшим миру радостную весть о победе Христа над смертью и Адом, о спасении и Царстве Небесном. Христос спросил учеников Своих – могут ли они пить из горькой чаши страданий, которой коснулись Его святые уста, готовы ли они принять крещение кровью – мученичество, отдать свою жизнь за веру, быть верными Богу до конца?
                Христос есть величайший Учитель жизни, несущий просвещение миру, Он – «Свет истинный», воссиявший над немощными и заблудшими людьми, сидящими во тьме греха и тени смертной, верующие в Него являются «сынами света» (Ин.12:36), Он пришел в мир, чтобы люди не оставались во тьме – в грехе, лжи и беззакониях, но пребывали в свете – познали Истину и жили святой жизнью. Христос есть воплотившийся Бог Слово, открывший тайны Царства Небесного, смысл, предназначение и цель нашей жизни, Он – истинный Спаситель мира, сказавший о Себе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). Христос есть Солнце Правды, Его притчи и заповеди, слова и дела – сияющие и чудотворные лучи, а жизнь во свете – непреходящая и вечная жизнь, новая жизнь во Христе – духовная и святая жизнь по Евангелию, делающая человека – христоликой личностью, несущей в себе свет, поэтому ученики Иисусовы – светоносцы, они по сути – «свет мира» (Мф.5:14). По разъяснению преподобного Иустина Поповича: «Бог Слово сделался человеком, дабы возвестить людям, что их спасение от греха и смерти заключается в бесконечном божественном преуспеянии до полного «богоподобия». Сотворенный по образу Божию, человек одарен устремлением к Богу, которое, будучи направляемо Богочеловеком, может возвести его к совершенному богоподобию. Неизменен спасительный догмат учения Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Люди достигают этого, рождаясь от Бога, делаясь Божиими детьми и приобретая свойства своего Небесного Отца. Ведь все заповеди Спасителя нацелены на то, чтобы люди стали сынами своего Небесного Отца. Таковыми они становятся, если всем сердцем, всем существом рождаются от Бога, исполняя Божию волю, если каждое свое чувство преобразят в богочувство и каждую свою мысль – в богомысль. Другими словами, человек станет сыном Божиим, если сделается братом Христу, Единородному Сыну Божию. Братом же Христовым становится он, исполняя волю Небесного Отца». Во Христе Богочеловеке все полнота любви и благости, премудрости и знания, Он – само Божественное Просвещение, но трагедия мира заключается в том, что люди возлюбили тьму – зло, ложь и грех, уподобились дьяволу и отвергли Свет – отвергли истинного Мессию: «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели сеет; потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его» (Ин.3:19–20). На образном и поэтичном языке притч, Христос провозгласил, что быть христианином – значит пребывать в Церкви и жить церковной жизнью, освящаться непрестанной молитвой, богослужениями и таинствами, быть ветвью виноградной лозы Господней, ибо без Бога мы не можем сотворить ничего благого: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:4–5). Иисус из Назарета сказал о Себе – «Я есмь Истина», цель Его пришествия в мир – спасти нас и «свидетельствовать истину» (Ин.18:37), все сказанное Им – вечная истина, которую люди слышали от Бога, а Он Сам – «Единый Премудрый» (1 Тим.1:17), величайший Учитель Богопознания и Богопочитания, возвестивший совершенное учение о Боге, всем сердцем желающий, чтобы люди исполнились верой, надеждой и любовью, служили одному Богу и обрели Божью силу и премудрость. Премудрый и всеведущий Господь благовествовал – «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32), через познание Истины человек обретает свободу во Христе – свободу от греха и смерти, свободу для вечной жизни и любви. Как совершенный и всеблагой Бог, Христос есть Жизнедавец, Он – Воскресение и Жизнь, через причастие Ему наша жизнь обретает смысл – логосность, Он пришел в мир, чтобы искупить грехи мира и победить смерть, даровать всем уверовавшим в Него вечную жизнь: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10), «верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин.6:47), «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24). Свершилось великое чудо! – Христос воскрес из мертвых таинственным и совершенным образом, Он властвует над жизнью и смертью, что засвидетельствовано воскресением из мертвых Лазаря, сына наинской вдовы и дочери Иаира, ибо «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин.5:21). Христос – всесильный Победитель Ада и смерти, по Божественному всеведению Своему Он предрек, что наступит час всеобщего воскресении мертвых: «наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе... Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин.5:25,;26,;28,;29). Христос открыл великую тайну о конце всемирной истории и Страшном Суде, о том, что власть и право вершить Суд даны Ему – Сыну Божиему и Сыну Человеческому, Он – всеправедный и всемилостивый Судия, Который отделит злых от праведных, и праведники унаследуют вечную жизнь и блаженство, а нераскаянные грешники – вечную муку. Если мы хотим войти в Царство Небесное, а не быть ввергнутыми в геенну огненную, уготованную дьяволу и аггелам его, где будет тьма кромешная, плач и скрежет зубов, то нам надлежит идти путем Иисуса Христа – узким путем евангельской жизни, ведущей нас в горний Иерусалим, а путеводные звезды на этом пути – заповеди: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф.1916); «кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8:51). Христос возвестил, что человек призван искать не мимолетных земных сокровищ, а Царство Небесное и правду его, оно – радость, мир и праведность во Святом Духе, оно внутри нас и есть воцарение Бога в наших сердцах, это – горчичное зерно, брошенное Небесным Сеятелем и произрастающее на ниве нашей жизни, Божья закваска в тесте человеческого естества, бесценная жемчужина – величайшая ценность. Таинственная и удивительная Личность Иисуса Христа – величайшая ценность и та драгоценная жемчужина, ради которой человек призван отречься от всего – все возложить на алтарь веры – таланты и мудрость, знания и силы, всю жизнь свою, и тем обрести новую жизнь во Христе и унаследовать Царство Небесное. Иисус Христос из Назарета – истинный Бог Слово, Он – величайший Учитель и воплотившаяся Премудрость Божия, каждое Его слово – высшая правда и откровение Божие, слово спасения, проникнутое силой Господней, Его сердце бьется с бесконечной любовь к каждому из нас, в Его всезрящих очах каждая душа – драгоценней всего вещественного мира, ибо она имеет неизгладимую печать образа Божия, а ее жизнь, просвещение и святость – в верности Богу и Его непреходящему слову, являющемуся глаголом истины и жизни.