Преображение Господне

Руслан Игнашкин
Преобразился еси на Горе, Христе Боже,
Показавый учеником Твоим славу Твою,
Якоже можаху; да воссияет и нам грешным свет Твой
Присносущный, молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе.
Тропарь праздника Преображение Господне

                Преображение Господне – одно самых значимых событий в земной жизни Иисуса Христа, произошедшее накануне крестной жертвы на Голгофе, призванное укрепить веру Его учеников и удостоверить их в Божественность Иисуса из Назарета и в то, что только Бог может совершить спасение мира от греха, смерти и дьявола. В молитвословии своем Православная Церковь возвещает о чуде Преображения: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видевша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо разумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Христос – истинный Мессия Израиля и всего человечества, Чье пришествие было предсказано пророками Ветхого Завета, Он просвещал проповедью и притчами не только народ иудейский и всех приходящих к Нему людей, но и Своих учеников. Христос знал, что настанет час голгофских страданий и смерти, и образ страждущего Мессии, пригвожденного к Кресту, может вызвать изумление, ужас и отчаяние в душах апостолов, и дабы тайна искупления не предстала их взору как поражение Спасителя и крушение всех надежд, и они не впали в отчаяние, Господь явил на Фаворе нетварный свет Своего Божества, чтобы Петр, Иаков и Иоанн укрепляли в надежде, вере и любви остальных учеников в страшные часы уныния, сомнений и скорби. В святом Евангелии рассказывается, как Христос Спаситель, взяв с Собой трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на высокую и пустынную гору Фавор, возвышающуюся в каменном венце Галилейских гор, окружающих Тивериадское озеро, и на вершине Он явил апостолам в зримом образе Свое Божественное величие – нетварный и вечный свет Своего предвечного Божества, более яркий и чистый, чем ослепительный свет солнца, наполнивший их души неизреченной радостью, неизъяснимым покоем и небесным блаженством: «И сказал им: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе». И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При этом Петр сказал Иисусу: «Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три шатра: Тебе один, Моисею один, и один Илии». Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел голос, говорящий: «Это есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собой не увидели, кроме одного Иисуса» (Мк. 9:1-8). Вся жизнь христианина – это устремление к горнему и вершине Боговидения, духовное восхождение на Фавор, возвышающийся над обрывами соблазнов и пропастями грехов, узкий путь от земли к небесам, сквозь колкие тернии испытаний и страданий в Царство Божие, подвижнический путь стяжения благодати Святого Духа – небесного Огня и Света, преображающего человека и уподобляющего его преобразившемуся Христу Спасителю. Преображение Господне совершились ночью и в безмолвии, ибо ночь знаменует собой неизъяснимую тайну, а преображение – это тайна будущего века, неизъяснимая для ума человеческого, открыть которую может только свет, струящийся из вечности.
                Когда Христос вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор с учениками Своими, то они безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется великая и неизреченная тайна – тайна Царства Небесного. Христос взял с Собой трех учеников с одной стороны потому, что среди двенадцати был Иуда – богоотступник, который предаст Сына Божиего за тридцать сребреников, он не был достоин созерцать Божественный Свет, а с другой стороны, Господь избирает именно трех апостолов – Петра за его веру, ибо он исповедовал Христа как Сына Бога Живого, Иакова за его неугасимую надежду и за то, что ему предстояло стать первым апостольским мучеником за Христа, и Иоанна за его любовь. Христос избрал трех апостолов свидетелями Преображения, ибо они олицетворяют собой три высшие христианские добродетели – веру, надежду и любовь, без которых невозможно спастись и обрести Царство Небесное. Преподобный Григорий Палама был убежден: Петр, Иаков и Иоанн веровали, что Христос – истинный Сын Божий и единственный Спаситель мира, они желали следовать за Ним и всегда пребывать с Ним, а Он возвел их на гору Фавор – указал, что христианская жизнь – это подвиг восхождения, очищения сердца и просвещения ума, устремление к горнему – к Богу и вечности, осознание, что Царство Божие не от мира сего, а весь видимый мир и все люди нуждаются в спасении и духовном преображении. В одной из Своих духовных бесед Христос пророчески сказал ученикам Своим о том, что есть среди них те, «которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе», и спустя шесть дней Его пророчество исполнилось – три ученика Его увидели преобразившегося Христа Богочеловека и вечный свет Его безмерно великого и неописуемого Божества. Христос преобразился ночью – это означает, что Сущность Божия – неизреченна и непостижима, Бог открывает Себя миру и Своим творениям через нетварные и вечные энергии – являя Свою премудрость, силу и любовь. По слову преподобного Иоанна Дамаскина – одного из величайших поэтов и богословов Церкви, ее богомудрого философа и исповедника, «Бог беспределен и непостижим, и одно в Нем постижимо – Его беспредельность и непостижимость». В толковании на Песнь Песней – это великолепную ветхозаветную поэму, святой Григорий Нисский говорит, что духовное восхождение – это поиск душой Бога, она ищет Неуловимого, зовет Того, Кого не может достичь – Запредельного и Неописуемого. Святой Дионисий Ареопагит в своем очерке «О мистическом богословии», исповедовал, что мрак, который Бог соделал покрывалом Своим (Пс.17:12) – библейский символ непостижимости Бога – Того, Кто не может быть объят умом и пребывает за гранью бытия, неприступный в Своей трансцендентной Сущности, но по великой и неизреченной любви Своей Он Сам открывает Себя Своим созданиям через «сверхсущностный луч Божественного мрака», являя Себя через Свои силы и действия в мире. По разъяснению русского православного богослова Владимир Лосского в символике Библии «мрак» – это не только символ непостижимости Бога, но и отрицания и забвения Бога – в плане познания – незнание истин Божиих, в плане нравственном – вражда к Богу и развращенность души, ее озлобленность, в плане онтологическом – разрыв с Богом, низвержение во тьму кромешную – в Ад. Христос преобразился во мраке глубокой и глухой ночи, ибо ночь – символизирует и катастрофическое состояние мира, отпавшего от Бога со времен грехопадения Адама и лежащего во зле, а Христос – предвечное, всесвятое и всемогущее «Солнце Правды», Он – «Свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5), от Него исходит свет – святость и истина, струящиеся из вечности – от Самого Бога. Явление Божественного Света – это сияющая вечность, открывшаяся во времени, струящаяся сквозь время, ибо вселенная не оставлена всемогущим Богом, премудрый Промысел Его таинственно действует в истории мира и судьбах людей, а Христос – предвечный Бог Слово воплотившийся и вочеловечившийся, добровольно вошедший в историю.
                В Священном Писании сказано, что Царство Божие не от мира сего, оно выше чувств и мышления – «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Христос предрек ученикам Своим, что они узрят Царство Божие, пришедшее в силе – обнаружится силой Духа Божиего, и пророчество Его исполнилось, когда Он преобразился перед Петром, Иаковы и Иоанном на горе Фавор и они стали созерцателями Божественного Света – явления Христа во славе и величии Его Божества. Созерцание вечного и нетварного Божественного Света – это и есть Царство Небесное, ибо быть причастниками этого Света – значит быть причастником Царство Божиего и всех его благ, уподобиться Ангелам. По толкованию преподобного Григория Паламы – великого афонского монаха и учителя молитвы, исихаста и богослова,  пастыря и борца за чистоту Православия, отстаивающего в богословской полемике с Варлаамом Калабрийским и его единомышленниками нетварность вечных Божественных энергий, писал, что Христос «славой Отца и Своим Царством назвал свет Своего преображения». На основании святоотеческих  преданий и духовно-молитвенного опыта Афона великий святогорец Григорий Палама провозглашал, что Царство Небесное – это причастность нетварным энергия Пресвятой Троицы – вечному Божественному Свету, явленному во время преображения Иисусом Христом. Афонский монахи учили, что существует три вида света: 1) первый свет – это чувственный и материальный свет; 2) второй свет – свет ума и рассудка, наших логических суждений и творческого воображения, достигающий, достигающий особой силы у мирских поэтов и художников, ученых и философов, для которых еще остались недоступны духовные сферы; 3) третий свет – это несотворенный и вечный Божественный Свет, явление вечности во времени, неизреченный свет Святого Духа, просвещающий аскетов и подвижников Церкви, озаряющий их умы и сердца во время молитвы, отрывающийся им душам как духовное прозрение, это – свет Боговидения и Богообщения, воспринимающийся как полнота бытия и счастья: «Иной свет свойственно воспринимать уму, и иной чувству; чувственным светом обнаруживаются чувственные предметы, а светом ума является заключенное в мыслях знание. Следовательно, зрению и уму свойственно воспринимать не один и тот же свет, но каждое из них действует сообразно со своей природой и в пределах ее. Но когда достойные получают духовную и сверхъестественную благодать и силу, они и чувством и умом видят то, что превосходят всякое чувство и всякий ум… как это ведает один Бог и испытывающие такие действия». По разъяснению архимандрита Рафаила Карелина: «Интеллектуальный свет – это свет Афин, а свет духовный – свет Фиваиды и Иерусалима, Афона и Гареджи. Это свет, озарявший мучеников, делавший огненными слова проповедников; свет, который был единственным сокровищем тех, кто лишал себя всего ради Христа. Обладатели его чувствовали себя богаче и могущественнее царей. Это свет, открывающийся душе в церковных таинствах, в молитве и аскезе, свет, исходящий от чудотворных икон и мощей святых; это нетленный свет догматов Православия и мистической жизни Церкви. Мир не знает духовного света. Для него высшая ценность – интеллект, и поэтому на основе умозрительных интеллектуальных представлений он хочет судить о духовном. Отсюда происходят ереси и секты, ложная мистика, реформаторство в Церкви, пренебрежение церковной традицией и желание заменить духовный свет интеллектуальным, страстным, ограниченным, судящим о небесном по-земному, имеющим критерием истины себя самого. Паламитские споры наряду с прочим выявили и еще одно разделение между Восточной Церковью и Римом, проходящее через область аскезы и мистики. Для католического богословия нет различия между Божественным Существом и Его энергиями-действиями, а Фаворский Свет мыслится как нечто временное и сотворенное; не как явление Божества и тайны вечности, а как некая иллюминативная демонстрация силы. Поэтому Западная Церковь, потеряв учение о духовном свете, после разрыва с Восточной начала омирщвляться: сначала – через рационализм схоластики, затем – через натурализм Ренессанса». С апостольским вдохновением святитель Григорий Палама благовествовал, что каждая Ипостась Святой Троицы – предвечный Свет, Бог обитает в свете неприступном, который «Иисус Христос внутри Себя имел», но сияние Божества скрывалось ризой плоти, а в момент преображения Христос показал трем ученикам Божественное сияние, которое Он всегда имел в Себе сокрытым. Божественный Свет – великое и неизреченное чудо Божие, которое невозможно полностью постичь мыслью и выразить словесно, но из опыта святых мы знаем, что когда человек созерцает сияние Божества, то душа его молчит в изумлении и страхе Божием, воспринимая Свет как жизнь, свободу и блаженство. В священном трепете ученики Иисусовы созерцали на вершине Фаворской горы откровение предивной и неизъяснимой Божественной Красоты, в сравнении с которой вся мимолетная красота чувственного мира с ее красками и музыкой – темная и безгласная ночь, а все земные наслаждения – горькая чаша с полынью. По великолепному изречению святителя Иоанна Златоуста, Бог есть «истинная и прекраснейшая Красота», которая зрима лишь тем, кто очистил свой ум покаянием, аскезой и молитвой. Когда в момент преображения Господня Петр, Иаков и Иоанн стали созерцателями Божественного Света и причастниками Царства Божиего, то им открылась тайна будущего века и блаженство вечной жизни, где каждое мгновение – полнота всех благ и всего счастья. Когда апостол Петр в момент преображения Иисуса Христа воскликнул – «хорошо нам здесь быть», то он изрек, что величайшее и райское блаженство для нас – быть с Богом, что человеческая мысль не хочет ничего знать, кроме сияющего лика Христа преображенного и Его вечного и несотворенного Света, что человеческое сердце не хочет ничего желать, кроме одно – всегда пребывать с Богом и созерцать славу надмирного Царства Его. Бывали в жизни святых изумительные и благословенные минуты, когда человек ощущает близость Бога и переживает радость Боговидения и Богообщения, невыразимое блаженство созерцания преображенного мира и неизреченной слава Господней – это пережили апостолы на Фаворе.
                Единая, святая, соборная и апостольская Церковь во всей своей литургической жизни, в ее Священном Писании и Священном Предании, в ее аскезе и мистике, в ее обрядах и песнопениях, в ее святоотеческой мудрости и духовном опыте святых – хранительница Божественного Света, каждый православный храм – Фавор, каждое богослужение – присутствие со Христом Спасителем, каждая строка Евангелия – слово, звучащее из вечности, каждая ее икона – не только произведение искусства, но и откровение о преображении человека, каждый ее догмат – сокровище премудрости Божией, каждое таинство – прикосновение Христа к нашей душе и наше освящение, каждый настоящий христианин – монах или мирянин, иконописей или богослов – наследник апостольской миссии, призванный к евангельской жизни. В момент преображения Господня апостол Павел бы хотел, чтобы созерцание сияющего лика Христа Спасителя и исходящего от Него Божественного Света  длилось вечно, ибо это блаженство было предвосхищением радости будущего века и Царства Небесного. По слову митрополита Иерофея Влахоса: «Царство Божие – это причастие нетварной славе Пресвятой Троицы, видение нетварного света. Созерцание нетварного света – это предчувствие вечной жизни». Апостол Петр писал христианам в своем послании: Вы – род избранный, царственное священство (1 Пет. 2:9), ведь высшее назначение человека – быть священнослужителем Бога, стать литургическим существом, дабы тело стало храмом Божиим, сердце – жертвенником, на котором непрестанно приносится молитва. Преображение Господне совершилось после того, как Христос с тремя учениками Своими взошел на гору – вечная красота Царства Небесного и Боговидения становится доступна человеку только на вершине духовной жизни, когда он очистит ум и сердце от всех страстей и обретет свободу во Христе, ибо только чистые сердце узрят Бога, а значит без покаяния и подвижничества нет спасения и преображения, без жизни по заповедям Евангелия нельзя духовно-опытно познать Бога, очиститься и войти в горний Иерусалим. Христос явил Свою Божественную силу и славу после восхождения и во время молитвы, дабы показать, что Боговидение, преображение и спасение достигается через добродетель и молитву, через просвещение ума Словом Божиим и непрестанной молитвой, воцаряющейся в сердце и делающей его престолом Самого Господа. Размышляя о тайне преображения Господня, преподобный Иоанн Дамаскин писал, что первозданный человек был сотворен по образу и подобию Божиему, он был прекрасен и великолепен, грех обезобразил человека и помрачил образ Божий в нем, а в преображении Своем Господь осиял Божественным Светом и воспринятое человеческое естество, явив несказанную красоту и благолепие: «При сотворении человека из земли, Господь почтил его Своим собственным образом и подобием, учинив его жителем Едема и другом Ангелов. Но так как подобие Божественного образа мы помрачили и замутили тиной страстей, милостивый Господь предоставил нам иной образ общения с нами, гораздо надежнее и удивительнее первого. Пребывая в величии Своего Божества, Он вземлет удел в худом, то есть в человеческом естестве, обоготворяя в Себе человеческое естество, соединяя Первообраз с образом и ныне, то есть в день Преображения, являя в нем Свою собственную красоту. И сияет лицо Его, как солнце, ибо по ипостаси уравнивается с невещественным Светом, и из него блистает Солнце правды». В своем колоссальном труде «Догматическое богословие» преподобный Иустин Попович писал, что Христос Богочеловек – величайший нравственный идеал, Он – совершенный Бог, явивший Свое предвечное величие, и совершенный человек чудесным и таинственным образом преображенный и освященный неизреченным сиянием Божественного Света: «Светлый день Христова Преображения – это день просвещения и обожения человеческого естества. В тот день Богочеловек Христос Своей всемогущей и спасительной силой объял почерневшее от греха человеческое естество и, просветив его, обоготворил. Блистая сиянием ослепительного света Своего преславного Божества, Владыка Христос на Фаворе просветил мир. Своим величественным Преображением Господь Иисус Христос возвестил предвечную тайну, бывшую дотоле сокровенной, и человеческие очи узрели невиданное: тело земное – блистает Божественным сиянием, тело смертное – излучает славу Божества. На горе Фавор Господь преобразился, осияв всю вселенную Своим светом, чтобы избавить мир от преступления. Преображение Спасителя – это «бездна неприступного света», света, безмерно излившегося на Фаворе и наполнившего всю тварь, а прежде всего – человеческий род… В день Своего досточудного Преображения Господь Божественным, совершенным образом преобразил Свое человеческое естество, явив его в его богоподобной красоте и выспренности. Этим Он раскрыл божественное величие человека и логосный характер его существа, наглядно удостоверив, что смысл человеческого существа – исполниться Божественным светом и жить, сияя этим светом. В воплощении Господь принял в Себя человеческую сущность, а преобразившись на Фаворе – явил первообразное великолепие образа». По великому человеколюбию Своему Господь вочеловечился и открыл сокровенную от века тайну Своей непреходящей славы – славу Божества в зримом образе человеческом, Он – Солнце Правды, сияющее в двух естествах – Божественном и человеческом, величественная Божественная сила освятила Его обожженное человеческое естество и лицо Его заблистало дивным сиянием.
                Размышляя о тайне Преображения Господнего, преподобный Григорий Палама утверждал, что Преображение Иисуса Христа на Фаворе – это богооткровенное свидетельство Божественного достоинства Христа данное апостолам в преддверии Его крестных страданий, это – историческое событие, имеющее сотериологическое и эсхатологическое значение, ибо созерцание Фаворского Света преображает и освящает человека силой нетварных Божественных энергий, являясь откровением тайны жизни будущего века: как начаток и залог будущей славы спасаемых в Небесном Иерусалиме: «сияние Единородного, которым Христос блистал телесно на горе и облистал учеников», и то сияние, «в котором Он, как «Отец будущего века», придет, дабы озарить сынов Будущего века, а лучше – вселить в них постоянный и нескончаемый свет и соделать самих причастников оного света другими солнцами» – одно сияние. В эсхатологическом значении созерцание Божественного Света – это предвосхищение тайны Царства Небесного и жизни будущего века: «великое видение Света Господнего Преображения принадлежит таинству будущего века, являемому после завершения сего мира».  «В жизни будущего века мы будем ясно видеть Божий неприступный свет также и через телесные чувства. Залог и начало этого ожидающего нас великого дара Божия Христос и показал таинственно апостолам на Фаворе». «В будущем веке Сам Господь будет глядящим не только через нашу душу, но и – о чудо! – через наше тело». В земной жизни святые подвижники удостаиваются великой чести Боговидения, а в жизни будущего века – в горнем Иерусалиме – все спасенные будут святыми и как чистые зеркала они будут отражать в себе сияние Божественного Света, их естество будет проникнуто славой Господней и они будут сиять как светильники – каждый будет сиять в меру своего совершенства – один как звезда, иной – как луна, третий – как солнце, но все будут светоносны как Ангелы и каждому будет открыта перспектива бесконечного духовного совершенства. Апостолы «видели ту самую благодать Духа, которая позднее вселилась в них, ибо едина благодать Отца, Сына и Духа, виденная ими хотя и телесными очами, но раскрывшимися так, что они стали из слепых зрячими, согласно божественному Иоанну Дамаскину, и увидели нетварный оный свет, который в грядущем веке будут непрестанно созерцать святые, согласно святым Дионисию и Максиму». Вслед за преподобным Максимом Исповедником и преподобным Иоанном Дамаскиным, святитель Григория Палама подчеркивает, что человеческое естество, воспринятое предвечным Богом Словом в момент Боговоплощения было совершенно и целиком обожено –  «Христос неизменно обладает светом, вернее же Он всегда имел, всегда имеет и всегда будет иметь его с Собою», следовательно, чудо Преображения на Фаворе не изменило Его человеческое естество, а преобразило апостолов, осененных сиянием славы Господней и духовно прозревших – благодатною силою Святого Духа ставших боговидцами: «был увиден телесными очами облиставший учеников на Фаворской горе свет, но это потому, что очи получили силу Духа Святого, благодаря которой видели таковое». «Сверкающее от поклоняемого Тела Христова сияние мы воспринимаем чувственно не в том смысле, что будут действовать только телесные чувства, не поддержанные силой разумной души: ведь только она способна вмещать Дух Святой, которым мы видим свет благодати. Но то, что ощущается не через телесные чувства, уже нельзя называть чувственным в собственном смысле слова». По словам богослова П.Ю. Малкова: «изменения на Фаворе, как некое по сути «преображение», произошли не со Христом, а с Его апостолами – отнюдь не как с пассивными свидетелями, но именно как с активными участниками и сотаинниками Фаворского чуда… Апостолы на Фаворе становятся тайнозрителями нетварных Божественных энергий. Но почему же они не видели этой славы Христовой прежде, а увидели ее лишь теперь? Ведь Христос – с мига Воплощения – неизменно обладал этой славой, в совершенстве исполнявшей Его телесность. Просто ли Он скрывал от них Свою славу до этого момента, или же на Фаворе все же произошло нечто такое, что как раз и дало им возможность увидеть то, что прежде они попросту не были способны узреть? В наследии Паламы мы находим ясный ответ на этот наш вопрос: «Христос был таким же и прежде (до Фавора), при Преображении же Он вложил Божественную силу в очи апостолов и дал им воззреть и увидеть… Преобразился Господь, не принимая того, чем не был, и не изменившись в то, чем не был, но показывая Своим ученикам то, чем был, отверзая очи их и из слепых соделывая зрячими»; Бога никто никогда не видел, каков Он по природе; а то, что видел» – то есть сей свет (ибо о нем речь), – в Духе это узрено». Как замечает богослов Владимир Лосский: «Преображение не было явлением, ограниченным временем и пространством; никакого изменения не произошло во Христе в этот момент, даже и в Его человеческой природе; но изменение произошло в сознании апостолов, получивших на мгновение способность увидеть своего Учителя таким, Каким Он был, сияющим вечным Светом Своего Божества». В сотериологическом значении Фаворский Свет есть свет Преображения – все христиане призваны восходить на вершину Богопознания – вся наша жизнь должна стать восхождением к Боговидению, ибо созерцание Божественного Света есть блаженство Царства Небесного и наше обожение по благодати Святого Духа, делающее людей живыми иконами Христа и Его святыми. По изречению святителя Григория Паламы Фаворский Свет – это «несказанный, неприступный, невещественный, нетварный, боготворящий, вечный, сияние Божественной природы, слава Божества, благолепие Царства Небесного». Со священным трепетом в сердце преподобный Григорий Палама замечает, что наша земная жизнь скоротечна, а история мира завершится – все мы предстанем на Суд Божий, будучи озаренными сиянием славы Трисолнечного Божества, поэтому мы призваны возжаждать вечной и непреходящей красоты славы Господней и очиститься от греховной скверны, обратить ум, и сердце к Богу, жить по Евангелию и стяжать благодать Святого Духа – светоносный виссон, облачение святых, ибо тот, кто не имеет сияющей ризы Божественного Света не сможет войти в брачный чертог Царства Небесного и будет извергнут во тьму кромешную и геенну огненную, но верные Христу будут озарены сиянием «славы Его и безначального Отца и животворящего Духа, Которых единое сияние и Божество, слава, Царство и сила», они удостоятся увидеть неизреченную красоту горнего Иерусалима и воссияют в Царстве Небесном, став истинными сынами Всевышнего.
                В величественный и чудесный момент Преображения, Христос – предвечный Бог, обитающий в свете неприступном, явил на горе Фавор Свое Божественное величие и славу, и явил преображенную красоту богообразного человеческого естества, лицо Его воссияло как солнце, очи – как блеск молний, а одежды сделались белыми, как снег. По толкованию святого Анастасия Антиохийского: «блистание одежд Спасителя означает изменение наших тел. Ибо мы соделались одеждою Спасителю, когда Он облекся в наше тело». В момент Преображения Христос показал славу будущего века – славу святых, просвещенных Святым Духом, которые «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43) и облекутся в сияющие одежды – ризы Божественного Света, дабы войти в брачные чертоги горнего Иерусалима, а кто не будет иметь таких одежд – не облечется в славу Божию, тот не буте иметь в себе праведности и Духа Божиего, будет чужд Богу и низвергнется в огонь геенны огненной и тьму кромешную. В трактате «О Божественных именах» священномученик Дионисий Ареопагит писал: «Когда мы соделаемся нетленными и бессмертными, достигнув состояния Божества и уподобившись Христу, тогда, по слову Писнаия, мы всегда с Господом будем (1 Сол.4:17). Тогда в пречистых созерцаниях мы преисполнимся видения Богоявления, которое облистает нас сиянием лучей, коими некогда ученики были озарены при Божественном Преображении. Умом же бесстрастным и отрешенным от материального мы причастимся умопостигаемого просвещения и превышающего ум единения с Богом, погружась в прествелое сияние неведения и блаженства, божественно уподобляясь сверхнебесным духам, ибо, согласно истинному свидетельству Писания, мы сделаемся равноангельными и сынами Божиими, будучи сынами Воскресения» (Лк.20:36)». На иконах вокруг лика святых изображают нимб – венец жизни и Божественного Света, которым Господь венчает победителей в духовной брани – всех верных, преодолевших все искушения дьявола. В чуде Преображения Господь открыл величайшую цель нашего бытия и высший смысл жизни человека, сотворенного по образу и подобию Божиему, открыл, что наше назначение – быть богами по благодати и сынами Божиими, обожиться. В момент Преображения Христос дал узреть ученикам Своим Божественный Свет и открыл тайну будущего века – тайну преображения человека и вселенной в последний день истории, когда будет новое небо и новая земля, наполненные неизреченным светом славы Божией – вечная жизнь и Божественный свет истребят смерть и времени не будет, не будет более ночи и света луны, звезд и солнца, ибо светильником горнего Иерусалима будет Сам Христос – Бог Вседержитель и Агнец Божий, как возвещается в пророческих стихах Апокалипсиса: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет, И принесут в него славу и честь народов.  И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:22-27).
                В момент Преображения Господня светлое облако сошло с небес и осенило учеников Иисусовых – Святой Дух осиял их и преобразил, и раздался глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». На Фаворской горе совершилось великое Богоявление – явление Святой Троицы: с небес раздался глас Бога Отца, Христос – истинный Сын Божий и Сын Человеческий преобразился и воссиял свет Его предвечного Божества, сияющим облаком Святой Дух осенил трех апостолов. Русский православный богослов Владимир Лосский писал в своей книге «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»: «Праздник Преображения, особенно почитаемый Православной Церковью, может служить ключом к пониманию человечества Христа, по учению Восточной Церкви. Оно никогда не рассматривало человечество Христа отдельно от Его Божества, полнота Которого обитала в Нем телесно (Кол.2:9). Обоженное Божественными энергиями человечество Слова не может после Воскресения и Пятидесятницы представляться сынам Церкви, иначе как только в этом прославленном виде, сокрытом для очей человеческих до пришествия благодати. Это человечество являет Божество, Которое есть сияние, общее трем Лицам Святой Троицы. Человечество Христа послужит поводом к проявлению Троицы. Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление (праздник Крещения Господня, по литургическому восточному преданию) и Преображение; мы празднуем откровение Пресвятой Троицы, - ибо слышан был голос Отца и присутствовал Святой Дух – в первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов». Голос Небесного Отца возвестил, что Христос – Единородный Сын, а любовь – образ бытия Божиего и тайна взаимоотношений и внутритроичной жизни трех Лиц единого Бога – Отца, Сына и Святого Духа, наконец, Вседержитель изрек, что нам надлежит слушаться Христа, ибо Он – единственный Спаситель мира и наш совершенный и премудрый Учитель, ни ветхозаветный закон, ни эллинская мудрость, ни могущество Рима с его легиона – ничто не могло бы спасти мир и избавить человечество от ига дьявола и смерти, и только Сам Бог Слово по безмерному человеколюбию Своему вочеловечившийся и воплотившийся, мог спасти нас и привести к познанию Божественной Истины. С небесных высот Бог Отец свидетельствует, что Христос есть истинный Бог и воплощенная Истина, а Святой Дух, осенивший присутствующих на Фаворе, во всем и на всех путях жизни сопутствует Ему и ученикам Его, верным своему Небесному Учителю. В момент Преображения пред Христом явились две фигуры: один –  законодатель Моисей, олицетворявший Закон иудейский, пророков, выведший древних евреев из плена египетского, восходивший на Синай за Скрижалями Завета и ставший боговидцем; другой – пророк Илия, олицетворяющий всех пророков Ветхого Завета, он – подвижник и богомолец, всецело преданный Богу и противостоящий языческим лжеучениям, вознесенный на колеснице живым на небо и призванный прийти в мир конце времен, когда зло примет самые изощренные формы и колоссальный размах, а в мире на три с половиной года воцарится Антихрист – квинтэссенция мирового зла в его апофеозе, орудие дьявола и лже-Мессия, выдающий себя за Христа Богочеловека, дабы коварно покорить сердца людей и обольстить все народы земли. Если предтечей первого пришествия Христа Искупителя в мир был пророк Иоанн Креститель, то предтечей второго пришествия Христа Судии в Его силе и славе Божества в мир в конце времен будет пророк Илия, и если пророк Иоанн стал жертвой царя Ирода, то Илия станет мучеником последней дней мира и жертвой самого Антихриста. В Ветхом Завете рассказывается, что взойдя на Синайскую гору, пророк Моисей молил Бога явить ему Свое лицо, но услышал в ответ, что он может увидеть только сияющую тень Божию, ибо в те ветхозаветные времена неизобразимый и неописуемый Господь не воплотился – Христос еще не пришел в мир. В новозаветные времена, ознаменовавшиеся пришествием Христа на землю, в момент Преображения Господня на горе Фавор законодатель  Моисей и пророк Илия узрели сияющий лик Спасителя мира. По вероучению святой Церкви до голгофской жертвы Сына Божиего души всех людей – и праведных, и грешных – сходили во Ад, ибо еще не совершилось искупление, но вот по воле Всемогущего – пред Христом явился Моисей, чья душа грустила от разлуки с Богом и жила надеждой на пришествие Мессии, и пророк Илия, живым взятый на небо, и Сын Божий беседовал с пророками о Своих крестных страданиях, сошествии во Ад, Воскресении и Вознесении. Христос показал духовное единство двух Заветов – Ветхого и Нового, возвестил пророкам о том, грехи человеческие будут искуплены святой Кровью Сына Божиего. По слову преподобного Иустина Поповича: «Даже в момент Своего Преображения на Фаворе, когда Он наиболее очевидно являет Свое Божество и Божественную славу, Господь Иисус Христос говорит с Моисеем и Илией именно о Своем спасительном страдании в Иерусалиме, которое Ему подобало совершить. Этим Господь неопровержимо свидетельствует, что тайна страдания ради спасения людей неотделима от тайны Его Богочеловеческой Личности. С какой бы стороны мы ни приступили к этой тайне, она всегда окружена неисчерпаемой загадочностью. Богочеловеческое «должно пострадать Христу» в своей таинственности столь бесконечно и неисследимо, что никаким человеческим разумом не может быть постигнуто и никаким человеческим мерилом объято. Речь идет о тайне, возвышающейся над всеми вершинами человеческой мысли и утопающей в неизведанных глубинах всемудрого Божия Промысла. Из Евангелия нам известно одно: страдание Богочеловека необходимо для спасения человеческого рода. Это так, потому что Премудрый Творец лучше всех знает, что нужно человеческому роду, заболевшему грехом и смертью, для исцеления и выздоровления. Идя на страдания за спасение мира, Богочеловек Христос всю Свою земную жизнь сводит к этой цели… Все пути Богочеловеческой жизни Спасителя на земле ведут в Иерусалим на крестные страдания. Многозначительную важность сего Спаситель особенно акцентирует Своим ученикам после Своего Преображения, после того как Он явил им Свою Божественную славу. На этом Он желает сосредоточить все их внимание, наедине вводя их в сию тайну: «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф.20:18–19)». Изумленные величественной картиной Преображения Иисуса Христа и Его таинственной беседой с двумя пророками – Моисеем и Илией, апостолы пали на землю в священном трепете и хотели навсегда остаться на Фаворе – остановить мгновение, чтобы никогда не отлучатся от преображенного Христа Спасителя, но внезапно Фаворский Свет угас, исчезли фигуры двух ветхозаветных пророков, а Христос с учениками Своими спустился с горы, сказав им, что вскоре надлежит пострадать Сыну Человеческому. С высот Фаворской славы Христос нисходит в долину, где Его ожидает распятие, смерть и схождение во Ад – открывается тайна кенозиса Сына Божиего пришедшего в мир, лежащий во зле, со всеми его трагедиями, слезами и ужасами. Если для Иисуса Христа – воплотившегося Бога, сошедшего с небес, Фавор предшествовал Голгофе, то для всех Его учеников – христиан, чья жизнь есть восхождение на небо, Голгофа предшествует Фавору. Жизнь христианская на земле – это апостольское исповедничество и дело благовестия, ибо настоящий христианин, каковыми были все святые Церкви, проповедует о распятом и воскресшем Христе Богочеловеке словом, делом и самой свой жизнью; это – подвижничество, ибо силой веры и духа берется Царство Небесное, через пост и молитву, изучение Слова Божиего и борьбу со страстями, очищение сердца и хранение ума, через святые таинства Церкви и жизнь по заповедям Евангелия достигается дар Боговидения;  это – мученичество как кровное, так и бескровное – мученичество мыслящего духа и любящего сердца, ибо христианину всех жалко, он, как преподобный Силуан Афонский, молится и плачет за весь мир, желая спасения и милости Божьей всем и каждому, и претерпевает скорби, храня в душе надежду на Бога, ведь многими скорбями нам надлежит войти в Царство Небесное. Путь на Небеса лежит через Голгофу, а чтобы прославиться со Христом и обрести венец жизни надо прежде сораспяться Сыну Человеческому и победить в незримой духовной брани с духами злобы – демонами, сохранив верность Богу, отвергнув себя, взяв своей крест и всюду следуя за Христом.