Крещение Господне

Руслан Игнашкин
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение:
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя.
И Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение.
Тропарь праздника Богоявление

                Крещение Иисуса Христа в водах Иордана – одно из самых значимых событий Евангелия, оно имеет всечеловеческое значение и является следствием воплощения предвечного Бога Слова, воспринявшего человеческое естество и пришедшим в мир ради нашего спасения. Со времен грехопадения Адама люди отпали от Бога, стали падшими и смертными созданиями, попавшими во власть дьявола, весь видимый мир стал лежать во зле, а все человечество томилось под страшным гнетом греха, смерти и тления, мученически ища спасения и счастья, ожидая пришествия Христа Искупителя – вочеловечившегося Бога и Мессии, предсказанного пророками Ветхого Завета. Не только ветхозаветные пророки, но древнегреческий философ Платон, с горькой печалью обозревая наш многогрешный мир, где так мало добра и справедливости, а люди ищут чувственных утех, а не познания Истины, воскликнул: «Дать добродетель роду человеческому и открыть Истину может только Бог». Настало время и свершилось великое и неизъяснимое чудо – исполнилось пророчество Божие, вездесущий и всемогущий Сын Божий, равночестный Богу Отцу и Святому Духу, воплотился и стал Сыном Человеческим, Христос Спаситель родился в вифлеемскую ночь и пастухи иудейские стерегущие свои стада стерегущие свои стада, увидели Ангелов, радостно поющих: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14). Но как проницательно замечает святитель Иоанн Златоуст – «Господь Иисус Христос явлен миру не в Рождестве Своем, а в Крещении», поэтому, выходя на проповедь, Сын Божий идет на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна и исполнить священную миссию спасения. По боговдохновенному исповеданию и апостольскому благовестию Иоанна Златоуста если святой день Рождества Христова «запечатлевает Вифлеемский вертеп, где Ветхий днями, как младенец у груди матери, лежал в яслях», то торжественный день крещения Господня «отверзает иорданские источники, где Тот же Ветхий днями крещается ныне с грешниками, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов. В первом случае происшедший из утробы Пречистой Девы явился для младенцев как младенец, для матери – сыном, волхвам – как дар, пастырям – как добрый пастырь, полагающий, по слову Божественного Писания, душу Свою за овец (Иоан.;10:11). Во втором случае, именно при крещении Своем, Он приходит на иорданские воды с тем, чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит.;2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется прежде всего небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества». Сюжет о крещении Сына Божиего, Иисуса Христа рассказан во всех четырех Евангелиях, но наиболее подробно описан в Евангелии от Матфея, читающемся на Божественной Литургии в праздник Богоявления, а предваряет крещение Господне рассказ о проповеди Иоанна Предтечи в пустыне, приуготовляющей народ к принятию Мессии через покаяние и крещение водой. Иоанн Креститель – сын священника Захарии и Елисаветы, происходившей из рода царя Давида, величайший из пророков и предтеча Мессии, начавший проповедовать, согласно евангелисту Луки, в пятнадцатый год правления римского императора Тиверия – то был тридцатый год нашей эры. Местом проповеди Иоанна Предтечи была пустыня Иудейская, занимавшая западные берега Иордана и Мертвого моря, местность, испещренная скалистыми холмами, тем самым исполнилось слово пророка Исайи: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь к Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф.3:3). О чудесном пришествии Сына Божиего и Мессии – «Ангела Завета», Иисуса Христа – Божественного Вестника Нового Завета и о предтече Его возвестил и ветхозаветный пророк Малахия, живший за четыреста лет до Рождества Христова: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною. И внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете. Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал.;3:1). Пламенная проповедь Иоанна Крестителя – «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2), проникала в самую душу, она пронеслась по древней Иудее как вдохновенное слова истинного пророка Божиего, пророчествующего о Мессии – «я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк.3:16, и возвещающего, что без покаяния – осознания своей греховности, искреннего сокрушения сердца, горького плача о грехах, изменения образа мыслей и образа жизни – невозможно спасение и возвращение к Богу. Если Иисус Христос есть воплощенная Божественная Любовь и Спаситель мира, то Иоанн Предтеча – олицетворенная совесть, обличающая согрешения, зовущая начать новую жизнь – в Боге и с Богом, он – образ покаяния, очищающего сердце и открывающего его Богу. По великолепному изречению архимандрита Рафаила Карелина «как Иоанн Креститель указывает нам Христа – Спасителя мира, так и покаяние ведет нас к любви!». С пророческой силой и вдохновением Иоанн возвестил людям, что Царство Божие не от мира сего, оно духовно и надмирно, путь в Царство Небесное лежит через покаяние, ибо только омывший скверну души своей горячими слезами покаянного плача может унаследовать жизнь вечную. Когда иудеи спрашивали Иоанна Крестителя – «не он ли является ожидаемым Мессией?», то пророк решительно заявлял, что цель всей его проповеди – приготовить людей к принятию грядущего Мессии, Который есть «Путь, Истина и Жизнь» (Ин.14:6), и будет крестить их «Духом Святым и огнем». С херувимской зоркостью Иоанн Креститель провозглашает великую и предивную истину о том, что святое крещение – не символическое омовение, а благодатное возрождение человека, таинство Церкви, свершаемое Святым Духом, опаляющим как огонь скверну греховную в душах людей и воспламеняющий их сердца на служение Богу. В огнегласной проповеди своей пророк Иоанн, по наитию Всесвятого Духа Божиего, открывает миру тайны Божии эсхатологического порядка – апокалиптически пророчествует, что тех, кто примут Мессию, Господь соберет в Небесное Царство Свое, как пшеницу собирают в житницы, а тех, кто отвергнут Христа и воспротивятся Истине – Бог сожжет как солому в огне неугасимом геенны огненной, уготованной дьяволу и аггелам его. В своей личности Иоанн Креститель соединил все венце и подвиги пророков, он – аскет и молитвенник, привыкший к самому суровому образу жизни, носивший одежду из верблюжьего волоса, евший акриды и дикий мед, он – прообраз священников Церкви, так как проповедовал о Боге, призывал к покаянию и совершал прообраз таинства крещения, он – праведник, хранивший целомудрие и чистоту души, он – исповедник, бесстрашно возвысивший голос против хитрого и жестокосердного Ирода Антипы и за правду заключенный в темницу, он – мученик, принявший смерть за верность Христу Спасителю и обличение нечестивого царя в пороках и лжи, он – предтеча Мессии и апостол до апостолов, так как указал людям на пришедшего Иисуса Христа.
                Когда Иисус из Галилеи пришел к Иоанну, чтобы креститься, то пророк, увидев очами веры во Христе – Мессию и Спасителя мира, и осознавая греховность своего естества, унаследованную от Адама, с изумлением воскликнул – «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», но Господь сказал ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». По толкованию блаженного Феофилакта: «Под правдою разумеется закон, Естество человеческое было проклято, говорит Спаситель, ибо не могло исполнить закон. Я исполнил и другие предписания закона, так что остается Мне сие – креститься. Совершив это, Я освобожу естество от проклятия. Ибо сие подобает Мне». Христос именовал правдой – святую волю Бога Вседержителя, а воля Божия – наша святость, Господь хочет, чтобы грешники раскаялись в грехах, познали Божественную Истину и спаслись. Христос Богочеловек – наш величайший нравственный образец и Новый Адам, новый духовный родоначальник возрожденного Им человечества, пришедший открыть тайны Царства Небесного и научить людей исполнить волю Божию – жить святой и непорочной жизнью, сделал таинство крещения – купелью возрождения и дверью в Царство Небесное. Для христианского миросозерцания святое таинство крещения есть гроб для прежней греховной жизни вне Христа и матерь новой жизни во Христе – духовной жизни, ибо кто крещен во Христе, тот облачен в ризу Христову – обретает благодатную силу от Духа Божиего и участвует в литургической жизни Церкви и ее таинствах, становится христианином. Во время святого таинства крещения священник вспоминает крещение Господне и молится Богу со словами: «Все творение воспевает Тебя явившегося. Ибо Ты – наш Бог, Который на землю пришел и с людьми пожил. Ты освятил Иорданские потоки, послав с неба Твоего Святого Духа и сокрушил головы в них гнездящихся змиев. Поэтому, человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Твоего Святого Духа и освяти воду сию…И дай ей благодать искупления, благословение Иордана. Сделай ее источником нетления, даром освящения, прощения грехов, исцеления недугов, пагубой для демонов, неприступной для вражеских сил, исполненной ангельской крепости…Явись же, Господи, на воде сей и дай претвориться в ней крещаемому, чтобы он отложил ветхого человека, растлеваемого в похотях обольщения, и облекся в нового, который обновляется по образу создавшего его, чтобы он, будучи соединен с Тобой подобием Твоей смерти в крещении, стал и участником воскресения и, сохранив дар Святого Духа и возрастив залог благодати, он принял бы почесть высшего звания и был сопричислен перворожденным, написанным на небе в Тебе Боге и Господе нашем Иисусе Христе». Для православного христианина очевидно, что вне Церкви нет спасения и полноты Богообщения, и невозможно достичь святости и вершин Богопознания, а врата в Церковь – это таинство крещения – в крещении в душу человека сходит луч благодати Святого Духа и он отрекается от зла, дабы облечься во Христа – стать христоликой личностью, уподобиться Сыну Божиему. Главное условие таинства крещения – от всего сердца веровать, что Христос из Назарета – истинный Сын Божий и единственный Спаситель мира, осознание своей греховности и искреннее раскаяние, желание начать новую жизнь – безгрешную и духовную, жажда святости и спасения, надежда на милость Божию и любовь к Богу – Святой Троице. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что вера есть высочайшее благо, проистекающая из сердца, пламенеющего любовью – любовь есть источник христианской веры, ее чудо, тайна и сила. Таинство крещения символично и полно глубокого и таинственного смысла: Христос был распят на Кресте, принял смерть и три дня провел во гробе – трижды погружается в воду и крещаемый, умирая для греха; Христос воскрес из мертвых – и крещаемый выходит из воды, он словно воскресает, чтобы жить для Бога, жить новой жизнью, служить Богу и исполнять Его святую волю. Апостол Петр писал, что в нравственном аспекте таинство крещения есть «обещание Богу доброй совести» (1Пет. 3:21), обещание хранить совесть свою в чистоте и соблюдать заповеди. Святитель Иоанн Златоуст, проповедовавший, что заповеди Христовы – это путь в Царство Божие, говорил: «Если кто право верует в Отца, в Сына и в Духа Святого, но не имеет правой жизни, нет ему пользы в вере для спасения». В одной из своих проповедей митрополит Филарет Вознесенский напоминал верующим, что день крещения Господня и Богоявления – время вспомнить о наших обетах Богу: «…не мешало бы нам вспомнить о тех обетах, которые даны при крещении от лица каждого из нас. Когда человек крестится взрослым, как это и теперь иногда бывает, а в особенности часто было в древности, то он сам дает обеты от своего лица, а если он крестится в младенчеств, то за него эти обеты произносит его крестный отец или крестная мать – «восприемники», как их называет Церковь. И вот эти обеты, в которых христианин обещался Богу отрицаться Сатаны и всех дел его и сочетаться, соединиться со Христом, эти обеты не только забываются людьми, но многие вообще ничего не знают о них и о том, что эти обеты за них произнесены и что они должны были бы подумать о том, как надо эти обеты исполнить. А что, если в последний день истории человеческого рода на земле – в день Страшного Суда окажется, что человек обеты-то дал (или за него дали восприемники), а он и не знает, какие это обеты и что было обещано? Что будет с таким человеком? Подумайте, братия, о том, что значит отречься от сатаны и всех дел его и сочетаться Христу».
                Как всесовершенный, предвечный, святой и безгрешный Сын Божий, Христос Сам не имеет нужды в крещении, но как совершенный человек и Новый Адам – новый родоначальник человечества, как Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, Он крещается ради спасения людей, дабы исполнить святую волю Божию, сокрушить дьявола, властвующего над сердцами и умами людей, установить святое таинство крещения и освятить водное естество, благословляя воду как средство омытия от скверны греха в таинстве крещения. В иконографии на иконах крещения Господня у ног Христа Мессии изображаются две аллегорические фигуры – Иордан и Красное море, напоминающие о чудесном переходе еврейского народа через Красное море и чудесный переход евреев через Иордан,  прообразующие собой таинство крещения и отсылающие к библейскому стиху: «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад» (Пс.113:3). В паремиях под праздник Богоявления содержатся библейские сюжеты и пророчества о водах – об установлении земли на водах, о переходе Израиля через Красное море, о чудесном переходе пророков Илии и Елисея через Иордан, об исцелении Неемана от проказы в реке Иордан, о чуде низведения огня Илией и последующем дожде, о чудесное претворении Елисеем соленой воды в пресную, о духовном возрождении человека. В паремии включаются пророчества о возрождающей силе Божественной благодати, уподобляющейся воде: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать. … Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки. Тогда превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод… Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите… В радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его». После грехопадения природа человека стала осквернена грехом, он стал смертным, плоть его тленной, в сердце и ум проник грех – власть дьявола, помыслы и чувства сделались нечистыми в очах Господних. Преподобный Симеон Новый Богослов учил, что существует два типа смерти: духовная смерть есть разлучение души со Святым Духом, Божественным Источником ее вечной жизни, Адам познал ее сразу после грехопадения, и физическая смерть – разлучение души и тела, последнее же обречено стать горстью праха. По боговдохновенному слову апостола Павла все потомки Адама являются «чадами гнева Божиего» (Еф.2:3), ибо их естество осквернено грехом, а гнев Божий – ревность о нашей святости, и все люди – смертны, тленны, страстны и грешны пред Богом: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12). Печать первородного греха легла на всех потомков Адама. Преподобный Симеон Новый Богослов писал, что грех Адама осквернил человеческую природу и отразился на всех людях – его потомках, сделав их отверженными от лица Божиего рабами греха, находящимися во власти дьявола и осужденными на смерть, подверженными тлению и опустошенными, с помраченным умом, развращенным сердцем и колеблющейся между добром и злом волей, утратившими святость, а святое таинство крещения, без которого нельзя войти в Царство Небесное, духовно возрождает людей и соединяет их с Богом: «Естеству человеческому свойственно грешить, потому что с того времени, как Адам преступил заповедь Божию, стало немощно естество сие и не может не грешить». «Бог не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам потерял свою одежду святости не от другого какого греха, а от одной гордости и сделался тленным и смертным, то и все люди, происходящие от семени Адамова, бывают причастны прародительского греха от самого зачатия и рождения своего. Кто сим путем родился, хотя бы не сделал еще никакого греха, уже грешен есть тем прародительским грехом. По сей причине пришло иное рождение, или возрождение, которое возрождает человека через Святое Крещение Духом Святым, опять воссоединяет его с Божеским естеством, как было тогда, как создали его руки Божии, восстанавливает все душевные силы его, обновляет их и приводит в то состояние, в каком были они до преступления первозданного Адама, и таким образом вводит его в Царство Божие, в которое не может войти некрещеный, просвещает сетом его и дает вкусить радостей его». В священных книгах Ветхого Завета и Нового Завета провозглашается, что существуют животворные воды, сохраняющие жизнь жаждущего в пустыне и живящие весь видимый мир, но существуют и страшные и губительные воды – воды всемирного потопа, в котором погибли те, кто отвергли путь правды и покаяния, развратились сердцем и не внимали ни речам Ноя, ни голосу совести. В святой день Богоявления совершилось великое таинство: Христос принял крещение, чтобы сделать символический обряд – прообраз таинства крещения – чудодейственным и возрождающим святым таинством Церкви. Христос есть безгрешный, бессмертный и всеблагой Господь, сошедший с небес и воплотившийся – облекшийся в плоть, как в ризу, пронизанную Его сияющим предвечным Божеством, Он добровольно взял на Себя всю тяжесть грехов мира и принес Себя в жертву во имя спасения всего человечества, Он погружается в воды Иордана, куда приходили омываться люди, кающиеся в грехах, и воды Иорданские, словно вобравшие всю скверну и тяжесть зло, всю тьму и весь яд греха очищаются пречистым Телом Христовым и освящаются сошествием Святого Духа, делающего воду в таинстве крещения – водой жизни, способной очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему славу и свободу, приобщать Христу и делать наследником Царства Божиего. Сам Христос назвал таинство кре¬щения рождением от воды и Святого Духа – это начало новой и духовной жизни, ибо через благодать крещения человек входит в Церковь – воцерковляется, становится членом Мистического Тела Христова. По слову святого Григорий Нисского через крещение Иисуса Христа свершилось во имя нашего очищения, сошествия Святого Духа и посрамления дьявола: «Ныне Господь Иисус Христос крещается Иоанном, чтобы очистить оскверненного, свыше низвести Духа и вознести человека на небеса; чтобы падший восстал, а ниспровергнувший его посрамился». Размышляя о тайне крещения Господа Иисуса Христа, преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Господь крестился не для того, что Ему Самому нужно было очищение, а для того, чтобы, сделав Своим мое очищение, «стереть главы змиев в воде» (Пс.73:14), смыть грех, погрести в воде всего ветхого Адама, освятить крестителя, исполнить закон, открыть тайну Троицы, стать для нас образцом и примером крещения».  К пророку Иоанну приходили кающиеся грешники, исповедовавшие свои грехи, а Иисус Христос – Единый Безгрешный, Он абсолютно свят и чист, неприкосновенен греху, а потому не вода очистила Его, а Он – святейший Господь, освятил воду, тем, что омылся в Иордане. По толкованию святого Кирилла: «Крестившись Сам, Иисус освятил крещение. Однако крестился Он не для того, чтобы получить прощение грехов (ибо Он был безгрешен), но, будучи безгрешным, крестился для того, чтобы крещающимся даровать Божественную благодать и достоинство. Ибо как по примеру людей, имеющих плоть и кровь, Он и Сам воспринял на Себя это, дабы мы, став участниками Его пришествия во плоти, причастились вместе с тем и Его Божественной благодати, – так Иисус и крестился, чтобы мы через это опять стали с Ним общниками и получили вкупе со спасением славу. По словам Иова, в водах был дракон, могущий поглотить Иордан. Поскольку, следовательно, надлежало сокрушить главы дракона, то Он, сойдя в воды, связал сильного, чтобы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов». Преподобный Иустин Попович акцентировал внимание на сотериологическое значение крещения Господня и, опираясь на святоотеческую мудрость Православной Церкви, утверждал, что цель крещения Христа в Иордане – «потопить змия-диавола и смыть Адамово преступление. По великой Своей милости Господь иорданскими водами потопил человеческие грехи. Входя в воду Иордана, Господь иссушает реку зла. Своим Божественным светом Господь Иисус Христос возжег Свою человеческую плоть, как светильник, и посреди Иордана взыскал божественный образ, погребенный страстями и грехами, и, найдя его, Своим Крещением даровал ему красоту… Тайна Христова Крещения утопает и растворяется в грандиозной тайне Его Богочеловеческой Личности, делаясь ясной Ею и в Ней. Единородный Сын Божий как человек просит крещения от смертного, а как Бог берет на Себя грех мира и дарует всем великую милость. Воплощенный Бог, наше Просвещение и Очищение, входит в иорданские воды, чтобы смыть скверну человеческого зла и воссоздать нас, сокрушенных… Господь Иисус Христос крещается, чтобы огнем и Божественным Духом очистить наше естество. Своим Крещением Господь Иисус Христос примирил нас с Отцом. Творец воплотился от Чистой Девы сугубо, как Бог и человек, – желая Адама, то есть весь человеческий род, воссоздать Крещением». Каждое событие святой жизни Христа Спасителя имеет сотериологическое значение, оно – таинственно и грандиозно, чудесно и необозримо, так и крещением Своим Господь по великому милосердию Своему водою потопляет наши грехи, Царь веков воссоздает нас, истлевших в грехах и возрождает к духовной жизни, отверзаются небеса и Святой Дух сходит с небес, освящая естество вод, примиряя Бога и людей, делает людей и Ангелов – братьями, сокрушает козни дьявола и всех лукавых духов тьмы. Христос Богочеловек пришел к Иордану и крестился Иоанном Предтечей, чтобы установить святое таинство крещения и избавить нас от власти дьявола, греха и смерти, даровать нам свободу сынов Божиих и указывает путь спасения. Святитель Григория Богослов был убежден, что крещение Господне имеет всечеловеческое и вселенское значение, оно освящает естество вод и всю тварь, освящает человеческое естество: «К Иоанну Крестителю приходит Иисус, освящающий, может быть, самого Крестителя, несомненно же, всего ветхого Адама чтобы погрести в воде, а прежде них и для них Он освящает Иордан и как Сам был дух и плоть, то совершает Он сие Духом и водою». «Иисус, очищающийся во Иордане, есть очищение человека, или, лучше сказать, этим очищением Он делает чистыми воды, ибо не нужно было очищение Вземлющему на Себя грех мира... Он ходит по морю, и предается, и распинается, и распинает человеческий грех; приводится, как агнец, и приводит как Иерей; как человек погребается и восстает как Бог, а потом восходит на небо, и придет со славою Своею. Сколько торжества для человека в каждой Христовой тайне! Во всех же в них главное одно – человеческое совершенство, воссоздание и возвращение к первому Адаму». Иисус Христос – это Новый Адам и наш Божественный Искупитель, взявший на Себя грехи рода человеческого, Он пришел в мир избавить нас от власти дьявола и страшного проклятья греха и смерти, добровольно возложил на Свои плечи Крест спасения мира, дабы сокрушить главу древнего змия, открыть врата Рая, затворенные преступлением Адама, Он крещается в Иорданских водах, беря на Себя грехи мира, дабы очистить наши грехи и спасти нас.
                В иконографии крещения Господня в центре композиции всегда находится фигура Иисуса Христа с благословляющим жестом, Он изображен в набедренной повязке, отсылающей нас к обнаженности первозданных людей, живший в Раю, чистых и безгрешных, облеченных в Божественный Свет, и в этом контексте образ Христа прочитывается как образ Нового Адама, Единого Безгрешного. По безмерному милосердию и человеколюбию Своему Господь принимает крещение и оно становится источником Божественной Силы, спасающей людей от бездн пороков и ужасов смерти и Ада, и возрождающей их – очищающей, обновляющей, просвещающей и обращающей нас к Богу. Христос есть Сама Жизнь,  «Им мы живем, движемся и существуем» (Деян.;17:28), Он пришел возвестить миру, что человек сотворен Богом для райской жизни – вечной и блаженной, а вся горечь и мука бытия от греха и смерти, Он пришел спасти нас от вечной погибели – от физической и духовной смерти, ибо всесвятой и милосердный Господь  хочет не смерти грешника, а всем сердцем желает его спасения. С херувимской проницательностью святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на космический характер крещения Господня: «Господь Ангелов сошел в воды Иордана и, освятив естество вод, исцелил всю вселенную». В Предвечном Совете Святой Троицы Господь положил спасти людей и вселенную через Своего Единородного Сына, поэтому Агнец Божий заклан прежде сотворения мира, а Христос – ожидаемый Мессия, предавший Себя страданиям и смерти, дабы искупить наши грехи и спасти нас, всякий верующий в Него не погибнет, но будет иметь жизнь вечную, а Его крещение имело очистительную силу не для Него Самого, а для нас, ведь Он – совершенный и безгрешный Бог и человек – Богочеловек, а мы – многогрешные и падшие люди. С печального дня грехопадения Адама люди отпали от Бога, стали смертными существами, обуреваемыми страстями, находящимися во власти дьявола и смерти, обреченными после смерти нисходить в Шеол – преисподнюю, но настал час и по благому и премудрому Промыслу Божиему в мир пришел Христос Спаситель, дабы очистить нас от грехов, Он – святейший Бог по предвечному Существу Своему и совершенный человек по воспринятому естеству, не имел нужды очищаться, но Он взял на Себя все грехи мира и стал для всех нас источником очищения, освящения и спасения – погружаясь в воды Иордана Он явил в Своем Лице источник святости и миру открылось, что Он есть истинный Мессия и Божественный Искупитель, Который на голгофском Кресте искупит грехи мира Своей пречистой и святой Кровью, наконец, Христос установил святое таинство крещения через которое мы становимся членами Его святой Церкви, принимаем благодать Святого Духа и усваиваем плоды искупительного подвига Сына Божиего. На иконе крещение Господне пророк Иоанн изображен с рукой над головой Христа Спасителя – знак того, что он совершает крещение, в другой руке у него изображается крест – символ крестных страданий и смерти Христа – Агнца Божиего, берущего на Себя грехи мира, а вместе с тем, это – знамение победы Сына Божиего над дьяволом, смертью и Адом.
                Святейший и радостный день крещения Господня – это день Богоявления, ибо в этот день великое совершилось чудо – миру открылся единый Бог в трех Лицах: Бог-Отец – голосом Своим, Бог Сын – крещением в Иордане, а Святой Дух – схождением в виде голубя, поэтому в тропаре праздника Крещения поется: «Троическое явися поклонение». «Почему, значит, день сей называется Богоявлением?» – вопрошает святитель Григория Богослов, и отвечает – «Потому что Господь Иисус Христос стал известен всем не тогда, когда родился, а когда крестился. До сего дня Он не был известен многим». В святом Евангелии рассказывается, что в тридцатый год Своей земной жизни Иисус Христос из Назарета пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение от пророка Иоанна и явить Себя народу как ожидаемого Мессию. Великое чудо свершилось на берегу Иордана в преславный день крещения Господня – когда Христос вышел из Иорданских вод и взмолился Своему Отцу Небесному, то разверзлись небеса, на главу Его слетел с небес Святой Дух в виде белого голубя и возгремел глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.;3:17). Совершилось предивное тройное чудо: 1) в ветхозаветные времени пророк Исайя молился Богу – «О, если бы Ты отверз небеса…», настал час и исполнилось молитвенное пророчество – «разверзлись небеса» (Мк.1:10), затворенные для нас грехопадением Адама, Христос установил святое таинство крещения, через которое отворяется врата Царства Небесного, Он примирил видимое   невидимое, небесное и земное – Ангелов и  людей, указал путь спасения и высшую цель человеческого бытия – обожение; 2) совершилось сошествие Святого Духа – Бога Освятителя, совершающего все таинства Церкви и просвещающего людей; 3) с небесных высот раздался голос Небесного Отца, возвестивший о том, что Христос – Единородный Сын Божий, имеющий Божественное достоинство, честь и славу, Он – истинный Мессия и Спаситель мира. Размышляя о сотериологическом смысле и значении крещения Господня, святой Афанасий Великий писал, что во время крещения Иисуса Христа произошло сошествие Духа Святого, дабы через Христа мы стали приемниками Его благодати: «Сошествие Святого Духа на Богочеловека Христа при Крещении на Иордане было Его сошествием и на нас, потому что Он носит на Себе наше тело... Ибо когда Господь как человек крестится во Иордане, мы в Нем и Им омываемся; и когда приемлет Он Духа, мы через Него становимся духоприимцами... Духом помазуется не Слово, поскольку Оно – Слово и Премудрость, но в Нем и Им помазуется взятая Им на Себя плоть, чтобы освящение, совершенное над Господом как над человеком, совершилось Им над всеми людьми». «Воплощенное Слово и дает, и приемлет: дает как Божие Слово, приемлет как человек; усовершается не Слово, ибо Оно все всегда имело и имеет, но усовершаются люди, в Нем и через Него имеющие начаток приятия. Ибо когда теперь о Нем сказуется, что Он помазуется как человек, – в Нем помазуемся мы; и когда крещается Он, крещаемся в Нем мы». С молитвенным изумлением и священным трепетом святитель  Григорий Богослов восклицает: «О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть; Он воюет с дьяволом, а я оказываюсь победителем; Он змеиную голову сокрушает в воде, а я как бы настоящий борец увенчиваюсь; Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь; Отец благоволит к Нему, и меня также не отвергает. Со своей же стороны я прославляю Отца, с небес давшего глас Свой, Сына, крещающегося на земле, и Духа сошедшего как голубя, Бога, Единого в Троице, Которому я и буду всегда поклоняться». В иконографии на иконе крещения Господня в верхней ее части изображается сияющий луч, изливающийся из небесной сферы и проникающий в малую сферу, внутри которой находится белый голубь – символ Святого Духа, а затем единый луч, расходится на три луча, указывающий на единого Бога в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа. Сам Бог Отец засвидетельствовал, что Христос – Сын Божий и Мессия, предреченный пророками, и свидетельство это  воспламенило душу Иоанна Крестителя, благовествующего о Христе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин.;1:29–34). В святоотеческих писаниях торжественный день крещения Господня  и чуда Богоявления именуется Просвещением, ибо через Свое крещение Христос просветил людей светом Троичного Божества, открыл неизмеримые глубины человеколюбия Вседержителя и бездны сокровенной премудрости Божией, в мире воссиял свет Божественной Истины, просвещающий всех верующих во Христа Богочеловека – Сына Божиего и Сына Человеческого. Благовествуя о вселенском значении крещения Иисуса Христа и во всей неисчерпаемой глубине, необъятной широте и недосягаемой высоте богомудро раскрывая и объясняя тайну дня Богоявления, Церковь молитвенно воспевает: «При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!» «Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!». По богословскому рассуждению архимандрита Рафаила Карелина и его историческому замечанию, крещение Господне именуется днем Просвещения, ибо Христос есть истинный Бог – вечный Свет, предвечно рожденный от Бога Света – Отца, совечный и равночестный Отцу и Святому Духу, пришедший в мир во плоти и просвещающий людей, а кроме того, «в древности был обычай в ночь под Крещение зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворцах, петь дивные песни Богу всю ночь, так что столица Византии – Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем». Глас предвечного Бога Отца был обращен к людям и открыл великую тайну о предвечном Боге Сыне, Который вочеловечился от Пречистой Девы Марии действием Святого Духа и пришел спасти погибающее человечество, провозгласить всясвятое учение, основать Новозаветную Церковь с ее таинствами, пребывать с нами во все дни до скончания времени как вездесущий, всемогущий, всеведущий и всеблагой Спаситель, просвещающий умы и сердца, избавляющий нас от греха и смерти, раздающий  дары Святого Духа и творящий многочисленные чудеса, а потому и приступать ко Христу – в чтении Слова Божиего, молитве и таинствах нам надлежит с величайшим благоговением и страхом Божиим, как предстоят пред Ним все Его светлые Ангелы и даже Херувимы и Серафимы. Священное Писание рассказывает нам, что после крещения Иисус Христос удалился в пустыню на сорок дней, где был искушаем дьяволом и победил его. Вся наша жизнь после крещения – это духовная борьба с темными силами Ада – дьяволом и его аггелами – демонами, с нашими страстями, клокочущими в сердце, как в действующем вулкане. Жизнь христианина на земле – это духовная борьба, время испытаний и самоопределения – кому отдать сердце свое – Богу или дьяволу, жесток и изощрен в коварстве наш адский враг – сатана, но знамя наше – Честный Крест, а наш Небесный Вождь – Сам Христос, всемогущий Победитель смерти, дьявола и Ада, и если мы с Ним и благодать Святого Духа осеняет нас, то нет ничего невозможного для нас и возможной становится победа над силами тьмы, таящимися в наших сердцах, подобно тому, как змеи гнездятся в мрачных ущельях. В чудесный день крещения Господня и Богоявления открылась альфа и омега христианской жизни – с таинства крещения начинается полноценная жизнь христианина, без которой невозможно обрести спасение и войти в Царство Небесное, а ее высшая цель – стяжание Святого Духа и обожение, ведь Святой Дух – предвечный и всемогущий Бог Освятитель, Податель жизни и Утешитель скорбящих, источник даров и талантов, премудрости и освящения, совершающий все священнодействия Церкви, преображающий людей и делающий их живыми храмами Бога, возвращающий кающимся первозданную чистоту и претворяющий их в сынов Божиих, уготовляя достойным неземные обители в Царстве Небесном.