Разбить амфоры

Владимир Калуцкий
Тот случай,, когда зла не хватает.
В Бирюче новый снос старинных зданий. Похоже - сразу двух особняков из остатков исторической застройки. Интересно - у кого так руки чешутся? По улицам полно брошенных домов, ветшающих и оседающих от времени. С ними бы управиться. А тут - уничтожение превосходных строений с двухвековой историей. Что б вы знали - это проект ведущего воронежского архитектора Волкова. Он ученик самого Джакомо Кваренги, возводившего Петербург. Мало того, что проект индивидуален, так он еще и привязан именно к этому, конкретному месту. Потому что у зданий нет прямых углов, и они поставлены так, что солнце , в течение дня, заглядывает в каждое окно,
Нынче так не строят, не умеют. Может - их и сносят-то, как упрек нынешнему градостроительству.
Когда я подошел, рабочие, вынимавшие оконные рамы, попрятались. Явно даже они чувствуют всю черноту своего занятия .Ведь неповторимые , как говорят - родные - рамы своим плетением вписанным в общий рисунок здания , уже сами произведения искусства. Пример их утраты хорошо виден на здании бывшего казначейства. Его реставрировали, но с пластиковыми окнами оно выглядит слепым. Нет рядом и заказчика работ. А ведь, по сути, прежде чем приступить к сносу, сюда обязательно надо было пригласить музейных служителей и краеведов. Наверняка здесь остались и явные, и припрятаны артефакты былого. Вспоминаю, как десять лет назад, в год столетие Русской Дальней авиации, сносили особняк её первого генерала Шидловского. Рабочие нашли старинный фамильный альбом. Когда я попросил передать его в музей, мне насмешливо заявили:
-Купи!
Где теперь этот альбом?
Боюсь, так же будет и здесь. Еще боюсь, что это - не последний погром остатков былой дворянской архитектуры. И что знаю точно - так это то, что происходит он не потому, что какие-то злые люди захотели поднажиться на торговле великолепным кирпичом и продаже земли. А потому, что в Бирюче нет городского сообщества. Нет даже сколько нибудь малой группы граждан, которые пошли бы по начальству и призвали остановить вандализм.А нет сообщества - нет и города. Утеряно чувство красоты.Отсюда и уродливая уличная скульптура, и аляповатые пластиковые детские площадки. И коробки зданий, которые не жалко. Как нет , при официальном наличии, и телевидения с газетой. Есть журналисты, ставшие ,на деле, хроникерами администрации района. А ведь, в случае со зданиями, это такая злоба дня, что и на экране и в газете, еще до того, как в зданиях исчезли рамы, мы должны были увидеть и прочесть мнение главного архитектора района, подрядчика сноса, того чиновника, кто отвечает за состояние исторической застройки города. Пусть убедят нас в необходимости деяния. Может - мы и поверим.
А в ответ тишина.
В Древней Греции вино разливали в амфоры. Со временам перешли на дешёвую посуду. Но амфоры никому и в голову не приходило разбить. И нынче амфоры - образец искусства древних мастеров.
То же и с нашими особняками. Ну - устарели они морально, как жилье. Но остаются образчиками великолепного классического стиля русской архитектуры. Не можем мы, нынешние горожане, найти им достойного применения - так зачем разбивать? Пусть стоят и радуют глаз.Как амфоры в Греции. Глядишь - они станут примером мастерства для поколений тех бирючан, которые придут завтра.
И обязательно найдут зданиям применение. Давайте оставим потомкам такую возможность .

На снимке: те же  здания. Деррогатив 1976 года.