Датчик Холла или Почему ломались ВАЗ-2108

Михаил Колодочкин
С появлением в 1984 году автомобилей ВАЗ-2108, оснащенных бесконтактной системой зажигания на датчиках Холла, несчастные обладатели новеньких авто дружно взвыли: машинки то и дело мгновенно «помирали»! Виноватой была как раз система зажигания – дохли то электронные коммутаторы, то датчики. Дело дошло до того, что отдельные предприниматели начали предлагать населению новую услугу: установку на «восьмерки» механических распределителей зажигания от «Запорожцев»! Проблему удалось разрешить только через несколько лет.

– А знаете, почему тогда дохли датчики? – поделился со мной воспоминаниями бывший начальник отдела из НИИ автоэлектрики, г-н Капланов. – Свои «холлы» мы не производили, поэтому отправили гонца за рубеж. А тот приценился и понял: нормальный датчик Холла стоит, к примеру, доллар, но есть и подешевле – всего за пару центов! Там же автомат на выходе конвейера разбраковку ведет: хорошие – направо, барахло – налево. Ну, наш коробейник и сэкономил: купил тысячу датчиков по доллару, а еще несколько миллионов – за центы. Те, которые хорошие, разошлись по своим людям, а барахло ушло на конвейер…