Аполлинер Вандемьер

Бойков Игорь
В а н д е м ь е р

Потомки обратите на меня свой взор
Я жил когда напал на всех монархов мор
И каждый уходя путём своим тернистым
Утроив силы становился трисмегистом

Так Париж был хорош и ночами на город
Под конец сентября чтобы жажду и голод
Утолить опускалась сияя лоза
Птицы пьяные славы моей проклевали глаза
Звёздам спелым что к сбору готовы к рассвету

Как-то вечером песню услышал я эту
На набережной мрачной полностью пустой
Певец невидимый когда я шёл в Отой
Пел с паузами Тут же словно хор Вселенной
Ночное эхо ему вторило над Сеной

Я слушал долго напрочь позабыв про сон
Ночной парижский уличный шансон

Я жажду городов во Франции и в мире
Вливайтесь в глотку я открою шире
Парижем я навечно захмелён
Он тронет гроздь гроздь отзовётся песней
Ни ягод и ни нот нет на земле чудесней

Ответят тут же в Ренне Кемпере и Ванне
Мы здесь Париж мы здесь Дома и горожане
Все грозди чувств хмель солнечных лучей
Приносят в жертву чудной алчности твоей
Ум отдадим мы и кладбища городские стены
Наполненные плачем колыбели


Вплоть от истока и до устья мыслей реки
И пальцы длинные рук наших колокольных

Бесчисленных и слухи классов школьных
Мы принесём тебе наш гибкий ум Поверь
Хоть на замок закрыт секретный он как дверь
Секреты нашей куртуазности в одежде
Секрет грядущего со всем что было прежде
Двойную суть истоков высшей красоты
Восток и Греция нам в том не конкуренты
Двойную суть Бретани где за валом вал
Шлифует океан песок дюн континента

Хор городов все с северным акцентом

Париж а вот и мы с абсентом
С предместьями где словно монументы
Святых заводов идолы отлиты в чугуне
Чьи трубы закоптили небо
Как некогда коптил механик Иксион
Бесчисленные наши руки
Заводов фабрик и мануфактур
Где полуголые рабочие как пальцы
Товар готовят круглосуточно и мы
Всё отдаём тебе

Лион ответил пока ангелы Фурвьера
Ткут небо из шелков своих молитв и веры

Впитай Париж смысл этих слов святых
Что Рона с Соной моих губ вещают
Здесь сталкивала тайна воскресенья
Из века в век святых и проливала кровь
Дождь благодати капель тёплых и печали
В окне распахнутом ребёнок Он готов
Кормить хмельных птиц гроздьями голов

На Юге города загомонили разом
Париж у нас ещё остался разум
К тебе питаем мы огромное почтенье
Хоть и ушёл ты далёко от Средиземья
Прими нас и порви на части в жертву
Верх истиной любви сиротский танец
Вином любимым мы зальём тебя Париж

С Сицилии затем  похожие на стоны
В биенье крыльев донеслись признанья

Что собран урожай давно Уже вчера
Надавлено вино отделена цедра
Вину дают вкус соль и кровь земли
Чтоб под парижским небом пить его могли
Когда затянут тучи небосклон
Их приласкает нежный Иксион
Они над волнами родят для Африки ворон
О виноград  Глаза тусклы В бокальном звоне
Скучая жизнь и будущее тонут

Но где же взгляд сирен что был и чист и светел
Он за нос многих моряков водил
Не повернётся он отныне к скалам Скилл
Где трио арии свои поют на ветер

Пролив меняет направление стремнин
Внезапно изменяя волн и бег и облик
Всё то что можно бы себе представить
Личины с масками безликих скорбных лиц

Сопровождал  улыбчивый пловец
Утопленников Хищные как грифы
Певицы плакальщицы песней наконец
Прощались с бездной и с обрыдлым рифом
Супругам бледным показав свой хвост
Ныряли к солнцу словно в старых мифах
И плыли по волнам в сопровожденье звёзд

Ночь смежает веки мне неутомимо
В краю где гидра коротает зимы
Услышан мной имперский голос
Рима
Он проклял небо где любовь судьбою правит
И мысли старые мои Имеет право

С распятья древа на резной листве
На лилии погибшей в Ватикане
Настоено вино как на траве
В нём крови вкус того кто щедро дал вам знанья
Растительной свободы и ты кстати
Не знал ни сном ни духом этой благодати

Тиара папская скатилась вниз по плитам
Пинает иерарх её как конь копытом
Демократический бледнеет блеск
Приди ночь царская к звериному закланью
Волчицы и ягна голубки и орла
Жестоких королей толпа пьяна
Где каждый как и ты взалкал себе вина
Вверх воспарим земли оставив нети
Чтоб пить моё вино плод двух тысячелетий

В один поток сошлись Рейн с Мозелем при встрече
За Кобленц молится Европа Ставит свечи
И я на набережной по пути в Отой
Где падали часы опавшею листвой
Лозы молитвой тронут был что мастерски
Сравнялась чистотой с прозрачностью реки


Париж твоё вино прекраснее всех вин
С плантаций дальних Севера и Юга
Людские гроздья созревая как один
Под пресс  кровоточить ложатся друг за другом
До капли выпьешь залпом кровь Европы
Ты благороден благородством высшей пробы
Париж в тебе одном Бог воплотиться б смог
И винодел готов в одном из тех домов
Что в Сену в ночь отбрасывают тени
В любом из зданий слева или справа
Пусть это лишь мечта Тебе поёт он славу
Мы окропив в молитве руки сложим
На поиск соли повернём речное ложе
Как ножницами город сжат меж нами
Огни погасли на воде и город замер
Волна всплеснёт вдруг вздохом в тишине
Волнуя девушек из Кобленца во сне

Тут перекличка городов внезапно вдруг
Слилась в один неразличимый звук
Но в гомоне над миром
Был слышен голос Трира
В вине вселенная пребудет эликсиром
Морей озёр и Фауны и Флоры
Всех судеб городов и звёзд далёких хора
Людей коленопреклонённых перед небом
Помошнице послушной гибкой стали
Огню что любят больше чем себя
И спесь и гордость вмиг мои пропали
Сверкнула молнии стрела как мысль рожая
Без счёта имена и без предела числа
Листы исписанные свитые как пламя
Что выбелит мне череп мой с костями
Стихи бессмертные без дел стоят рядами
Готовые для будущих атак
Распятий лес моя озёрная обитель
На берегу любимых мною глаз
Цветы кричащие безмолвно
И то что сам сказать я не могу
И то что никогда не буду знать я
Всё это превращается в вино
Что ждёт Париж и жаждет
Предстали предо мной

Дела Дни светлые Дурные сны
Растительность Совокупленье Обожанье
Звук вечной музыки Движенье и Печаль
Миры что мы напоминаем с вами
Всё это выпил я но снова жажду

Зато теперь знаком мне вкус Вселенной

Я ею пьян Она мне по колена 
На набережной пил Волна в ту ночь качала колыбели
                баржи

Парижа глотка я Послушайте меня
Я захочу допью вино вселенной

Пою вам песни мирового пьянства

Уходит медленно к утру ночь сентября
Над Сеной красные огни погасит мост
Рожденье дня есть Смерть и Гибель звёзд