Это улица моя

Раиса Лунева
     В фильме «Бриллиантовая рука» есть фраза: «Кто заказывал такси на Дубровку?». События, развернувшиеся в фильме, снимали в городе Черноморске, вблизи Сочи. Однако, улицы с таким названием там нет. Потому я и решила соотнести её с нашей любимой и существующей Дубровкой.

      Этот исторический район расположен на юго-востоке Москвы, на возвышенном левом берегу Москвы-реки. Когда-то границы Москвы были достаточно далеки от этого района - Дубровка была пригородом столицы.

      Известная с 14 века Дубровка с окрестными землями длительный период входила в состав владений, расположенных по соседству Крутицкого Патриаршего подворья, где числилась до восемнадцатого года.

      Название Дубровка, довольно широко распространённое на среднерусской возвышенности, происходит от древней славянской формы «Дуброва» (современное – Дубрава). Свидетельствует о наличии в этом районе обособленных лесных массивов, ценной в хозяйственном отношении заповедной рощи.

      23 мая 1917 года вышло постановление Московской городской Думы об изменении границ Москвы по линии Московской окружной дороги, и в результате деревня Дубровка вошла в черту города.

     Сегодня – это почти центр Москвы. До станции метро «Пролетарская» можно дойти пешком за 15 минут. От метро «Пролетарская» до Таганки (широко известное название) – 100 метров. Пешком 1 минута. Метро «Таганская» - одна из станций, которые расположены на Садовом кольце, как бы опоясывающем центр столицы.

      В 1999 году появилась на свет станция метро «Дубровка». В северном торце центрального зала разместилось мозаичное панно «Золотая рыбка» (художник Зураб Церетели).

      Выход со станции метро – на Шарикоподшипниковскую улицу.  Самую длинную в Москве по написанию. Многие считают это название сложным, трудным для произношения. Видят в нём много шипящих букв. А для меня оно звучит, как колокольчик, ведь это – У Л И Ц А  М О Я !

      Своё название улица получила в 1930 году по имени Первого Государственного подшипникового завода, строящегося на этом месте. Предприятие вступило в строй в 1932 году.

      Вплоть до 30 годов 19 века в этом месте не было никакого намёка на улицу. Местность носила название «Сукино болото». Такое интригующее имя получило по фамилии владельца местности боярина Сукина, приближённого к Ивану Грозному. Это – 16 век.

      29 марта этого года исполнилось 90 лет орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции 1-му ГПЗ. Первому заводу в стране по изготовлению подшипников. Завода, который сделал независимыми многие отрасли машиностроения от зарубежных подшипников.

      Подшипники – это такие детали, которые должны фиксировать вращающиеся механизмы. Собственно за счёт их детали и вращаются.

      1-ый ГПЗ выпускал большой ассортимент подшипников, включая крупногабаритные – диаметром до 2,5 метров. Подшипники качения. Сепараторы – это аппарат, производящий разделение продуктов на фракции с разными характеристиками: например, разделение двух жидкостей – моторного масла и воды или отделение взвеси от жидкости – осадка от вина и так далее.

      В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован, но продолжал выпуск подшипников в местах эвакуации. Здесь остались производства по выпуску этой продукции  -  Саратов (ГПЗ-3), Куйбышев (ГПЗ-4), Томск (ГПЗ-5), Екатеринбург (ГПЗ-6).
      После войны 1-й ГПЗ восстановил свои мощности.

      В 60-ые годы проводилась модернизация. Введены в строй 3 комплексных автоматических цеха.  200 автоматических и механизированных линий для производства подшипников.  Завод выпускал около 2000 типоразмеров подшипников от 40 граммов до 6,5 тонн, которые использовались для самолётов, а также предприятиями военно-промышленного комплекса, нефтегазовой и автотракторной промышленности.

         
      Агония завода  началась с приватизации и рейдерских захватов. Владельцами стали в основном люди, далёкие от производства.

    
      С 2000 года, по вине новых хозяев, он вошёл в Европейскую подшипниковую корпорацию. Со времён «реформаторов» было передано в лом много уникальных линий и станков. К 2001 году территория 1-го ГПЗ сократилась более чем наполовину. Были демонтированы уникальные линии. Оборудование большей частью разобрано и разворовано на металл, в том числе драгоценный.
 
      Сегодня, в рамках «Московский подшипник» существует отдельное подразделение -  «Завод авиационных подшипников», на котором трудится около 1900 человек. Здесь осуществляется выпуск высокоточных подшипников для аэрокосмической отрасли и станкостроения. Востребована продукция и на предприятиях оборонного комплекса.

      В двух бывших цехах Шарикоподшипникового завода размещается торговый центр «Дубровка», комплекс павильонов, в котором представлен широкий ассортимент одежды, обуви и других товаров. Это – "символ" времён перестройки!
 
      В 1967 году в память о работниках 1-го Государственного подшипникового завода, погибших в годы Великой Отечественной Войны, построен Монумент Вечной Славы (скульптор А. Новиков, архитектор Ю. Цветков). На переднем плане – скульптура женщины, держащей пробитое пулями Красное Знамя. За её спиной – две гранитные стелы с именами заводчан, погибших на полях сражений. 672 фамилии…

      Средства на памятник собраны работниками завода.

      Площадка перед Монументом была выложена брусчаткой. Когда я переехала в этой район и впервые подошла к памятнику, то была потрясена тем, насколько бережно заводчане относятся к тем, кто защитил страну и их будущее.

      Но в 2018/2019 году меня ожидало потрясение, которое назвать жестоким будет недостаточно. Я шла к метро и невольно стала очевидцем, как рабочие-мигранты с трудом, посредством лома, разрушали перед памятником покрытие, которое продержалось бы ещё века. Его поменяли на плитку, толщиной, наверное, в толщину трёх смартфонов. Естественно, что во многих местах она просто раскрошилась. Заменили на более прочное покрытие, как и по всей площадке вокруг правого выхода из метро «Дубровка».

      Не поняла, по какому праву, в то время, как  мы так активно ратуем за сохранение собственности, московские власти  спокойно распорядились частью исторической ценности целого предприятия?

      Это был период активной работы, скорее страсти администрации мэра Москвы Сергея Собянина, по замене асфальта, плитки и бордюров, даже на тех участках, где плитка и асфальт вообще не требовали какого-либо ремонта. А бордюры могли простоять ещё, ну! если не сотни, то много десятков лет. За примерами не надо ходить далеко. Все эти работы велись и вокруг нашего дома. Всё это оплачивалось из бюджета Москвы. В  период, когда москвичи, как и все в стране переживали сложный период, стараясь справиться с вирусом COVID-19.

      По соседству с 1-м ГПЗ находится, точнее, находился, Московский шинный завод. Ведущее предприятие по выпуску пневматических шин для автомобилей, автобусов и прицепов. Он признан банкротом в 2012 году.

     По счастью, судьба оказалась более благосклонна к «Научно-производственному объединению НИИ технологии машиностроения». Он был создан в 1929 году и оказался у истоков отечественного машиностроения. Награждено орденом Трудового Красного Знамени.

      ЦНИИмаш – головной институт Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Созданные здесь материалы (стали, сплавы, напыления, охлаждающие жидкости и тому подобное), технологические процессы машиностроительного производства широко используются на заводах энергетического, тяжёлого, транспортного, нефтехимического машиностроения и других отраслях.

      Огромное здание как бы символизирует об огромном предприятии. Красивые витражи украшают его снаружи, и как бы продолжение им – в административном корпусе.  Здесь радует глаз подлинная модель статуи  Рабочий и Колхозница Веры Мухиной. Создана в 1937 году. Представляет собой скульптурную группу из двух фигур - мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот.
       Её готовили для Парижской выставки. Основной каркас статуи был изготовлен заводом «Стальмост», но детали сборки и её полная сборка производились заводом ЦНИИмаш в цехе и во дворе. Сотворение 24-метровой статуи было делом новым. По окончании выставки скульптуру установили в Москве, у Северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную  выставку.
         
      Монумент - объект наследия федерального значения. Один из высоких памятников. Наряду с памятником Петру 1, "Родина-мать зовёт". "Алёша", "Ледовое побоище" и памятником Ленину в Волгограде.

      Во дворе объединения – памятник погибшим сотрудникам предприятия. Здесь 9 мая проходят митинги поминовения членам этого прославленного коллектива, отдавшим свои жизни во имя процветания Родины. Здесь поздравляют ветеранов.

      Роскосмос… Это название невольно напоминает мне о начале моей трудовой деятельности в объединении, включающем в себя Государственный оптический завод и Центральное конструкторское бюро «Геофизика». Здесь мне посчастливилось пообщаться с некоторыми космонавтами, когда они приезжали в ведущие сборочные цеха предприятия, - Алексеем Леоновым, Георгием Шониным, Петром Климуком, Германом Титовым, Владимиром Шаталовым.

      С трепетом снимаю с книжной полки книгу «Здравствуй, Вселенная» Валерия Быковского и Валентины Терешковой, где рукой В. Быковского аккуратно выведено: «Цветковой (это моя девичья фамилия) Рае с пожеланием всего самого хорошего в жизни».

     А на стене фотография, запечатлевшая нас на открытии одной из смен в пионерском лагере «Алмаз».

     Ещё одна ценная реликвия – почтовые марки, выпущенные к 15-летию освоения космоса. Они выполнены по рисункам Алексея Леонова. На них автограф его коллеги Петра Климука.

      В 1974 году открылся Дворец культуры 1-го ГПЗ. Это был обычный концертный зал. Здесь проходили эстрадные концерты, театральные представления, детские утренники.

      В 2001 году, после практического развала завода, был передан создателям мюзикла «Норд-Ост». Они подготовили программу по роману Вениамина Каверина «Два капитана». Здание было переоборудовано и переименовано в Театральный центр на Дубровке, который приобрёл печальную известность.

      23 октября 2002 года. Идёт второй акт мюзикла.  Вдруг в помещение ворвались вооружённые люди. Они не выдвинули никаких требований, но объявили всех присутствующих,  – и зрителей, и артистов, и работников  театра, -  заложниками. В заложниках оказались 912 человек, из них 100 детей школьного возраста. Рассредоточились и приступили к минированию. Среди зрителей разместили женщин-смертниц с «поясами-шахидов». Захватчики назвались «смертниками» из 29 дивизии.

      К зданию центра на Дубровке стягиваются усиленные наряды милиции, сотрудники ОМОНа и СОБРа. Приехало руководство столичного ГУВД.

      Для переговоров с террористами в здание центра прошли мэр Москвы Юрий Лужков, депутаты Госдумы Иосиф Кобзон и Асламбек Аслаханов, британский журналист Марк Франкетти и съёмочная группа российской телекомпании НТВ. Затем в зал пропустили руководителя отделения неотложной хирургии и травмы Центра катастроф Леонида Рошаля. Он принёс заложникам медикаменты и оказал им первую медицинскую помощь. Попытку установить контакт с боевиками  предприняли глава Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, экс-президент Ингушетии Руслан Аушев, певица Алла Пугачёва. Террористы потребовали от российских властей прекратить контртеррористическую операцию федеральных войск в Чечне.

      Попытки переговоров не привели ни к чему. Боевики упорствовали. Мучения заложников продолжались.

      26 октября спецслужбы России провели вынужденную операцию по освобождению заложников. Утром, в 6 часов 30 минут, официальный представитель ФСБ России сообщил, что Театральный центр находится под контролем спецслужб. Мовсар Басаев и большая часть чеченских террористов уничтожены. Число погибших заложников составило 130 человек.

      Так случилось, что в это время я находилась на лечении в 26 городской больнице. Это вблизи Дубровки. У меня на руках - ордер на въезд в новую квартиру, в новый дом по Шарикоподшипниковской улице. Я ещё не успела побывать в ней. 

     Слух о террористическом акте быстро долетел до нас. И всё. Подробностей не знаем. Мобильников ни у кого нет  – всё-таки отделение кардиологии. Я мысленно попрощалась с ордером на квартиру. Приняла решение, что кому-то она нужнее – ведь до того теракты были в жилых домах. Оказалось, что событие случилось не менее жестокое.

      Посещение больных было запрещено, а мне для лечения нужно было лекарство, которое отсутствовало в клинике. Попросила внучатого племянника привезти. Ни он, ни я не знали, что больница находится на охране. Нас оберегали солдаты с оружием наперевес. Как Володя сумел добраться, не знаю. Прошёл какими-то подвалами. Но выручил меня.

     Ровно через год с начала террористического акта в Театральном центре на Дубровке, 23 октября 2003 года была установлена семиметровая стела из гранита. На самом верху её парят три бронзовых журавля, символизирующих собой души 130 погибших. Мемориал располагается на небольшой площадке из гранита. Рядом со стелой установлен гранитный блок, на котором выгравирована надпись: «В память о жертвах терроризма». С другой стороны – гранитная скамья.

      В 2015 году  освящён храм Кирилла и Мефодия. Службу провёл Патриарх Кирилл. Строительство  велось на общественные пожертвования. Автор проекта - архитектор Андрей Оболенский. Белый, крестообразной формы, на вид лёгкий и воздушный храм построен на крови невинно убиенных заложников. Он одновременно является памятником людям, погибшим в результате террористического акта в Театральном центре на Дубровке.

      Несколькими годами ранее, в 1998, на Шарикоподшипнииковской улице был построен, такой необычный в наших краях христианской концессии, храм, как Ассирийская Церковь Востока. Ассирийцы отделились от христиан ещё в 431 году, во время Эфесского собора. Освящение храма Мат Марьям (во имя Пресвятой Девы Марии) было произведено патриархом Ассирийской Церкви Востока Мар Дынха 1У.

      Активно велось на Первом подшипниковом заводе жилищное строительство. Первоначально улица была застроена 5-этажными домами. Квартиры в них давали только рабочим завода.

       Позже появились другие здания, разных эпох и архитектурных стилей. Между современными многоэтажками встречаются и «сталинки» 1953-1956г.г.  Они украшены лепниной, как некоторые пытаются подковырнуть, -  серпасто-молоткастой. Есть и такая. А то и просто квадраты, круги, вазочки с цветами, цветы и многое другое, что было в воображении архитекторов. Смотрятся красиво. Особенно после ремонта домов.

       Сегодня в Москве строится много домов по реновации. Наш район, конечно же, не отстаёт. На один из таких домов я любуюсь со своей лоджии, во время отдыха. Прямо передо мной красуется дом в 17 этажей. Как правильно окрестил их наш талантливый и остроумный русский народ, - спичечный коробок.

    Счастлива, что он отделён от меня зданием Духовной пресвитерианской московской академии «Единство», которая разместилась в помещении бывшего заводского детского сада. Здание невелико по размеру и не докучает никому. Зато с лоджий нашего дома прекрасно просматривается панорама  юго-восточного района Москвы.

      А вот жителям соседнего дома не повезло: здесь налицо неуважительное отношение к жителям стоящих рядом домов. Высотка построена в такой близости к соседнему дому, что днём тень от неё  поочерёдно падает на какую-то часть жилого дома. И длится это не минутами, а уже третий год. Сейчас  идёт внутренняя отделка квартир. Даже если жители этого дома получат в итоге квартиры в этой новостройке, прожить несколько лет в такой близости дело мало приятное. А нас ожидает строительство ещё одного комплекса: ведь высотки сегодня растут в Москве, как грибы.

      Предлагаю в связи с этим точку зрения о современном строительстве Николая Лызлова, вице-президента Союза московских архитекторов, профессора Международной академии архитектуры в Москве:

   « Когда сломают последний хрущёвский дом, надо будет ломать уже дом, построенный сегодня по реновации. Он просто сам рассыплется».

   «Наш строительный комплекс сейчас настолько раскочегарен, что он не может остановиться. Поэтому, я думаю, реновация в Москве не закончится никогда».

   «Те самые железобетонные дома – они тоже менее износостойкие, чем дохрущёвские кирпичные дома или весь 19 век, но они, во всяком случае, крепче, чем то, что строится сейчас».

   «Сносить дом 19 века или начала 20, который может стоять веками, ради того, чтобы построить на его месте штуку, которая продержится от силы 25 лет, - это уже варварство».

   « А главное – железобетон вообще восстановить нельзя».

      Последний аргумент Николая Лызлова хотелось бы прокомментировать, исходя из  личных наблюдений:

    -  В 1978 году НИИ оптического приборостроения выделил мужу, в числе других сотрудников, участок в Ярославской области, станция Итларь, деревня Старово. Потянуло на природу. Машины тогда не было. Дорога от Москвы дальняя. Но всё же вдохновились.

     Красота там просто сказочная: река Итларь, сосновые и лиственные леса. Когда познакомились с окружающими деревнями и проживающими в них людьми, то впечатления  совсем захлестнули. По другую сторону Нерли располагался детский санаторий.

     Узнали, что на этом месте была когда-то дача нашего чудо-певца Фёдора Ивановича Шаляпина. К тому времени сохранилось одно сооружение из усадьбы. Остальное разрушили – беречь реликвии у нас так и не научились. Потом случился пожар. Мы так переживали, что пропала даже такая тонкая ниточка, связывающая нас с прошлым.

     Деревянная постройка (к сожалению, никто из местных не знал её назначение) сгорела, а с фундаментом потом долго возились. Разбить его на отдельные кирпичики не удавалось. Огромные глыбы с трудом переместили поближе к лесу. Там они лежат и поныне. КАКИМ РАСТВОРОМ БЫЛИ СВЯЗАНЫ ЭТИ КИРПИЧИ?

     А в память о Фёдоре Ивановиче Шаляпине остались только липовая аллея и Шаляпинский утёс на Нерли, где великий певец радовал своим голосом друзей и местных жителей.

       Воспоминаниям нет конца. Вот так и живём мы, нося в сердце прошлое, считаясь с настоящим и мечтая о будущем нашей благословенной Шарикоподшипниковской улицы.