Царь Эдип и Загадка СМИ

Локсий Ганглери
Загадка Сфинкса в творческой биографии царя Эдипа неактуальна и полузабыта. А после интерпретации, выполненной одним горе-доктором, ее можно назвать «Загадкой Фрейдипа». Хотя и смешно, конечно, подозревать создателя тоталитарно-позитивистской секты Психоаналитиков в признании каких-то тайн или загадок.

…Итак, ЧТО мы знаем об Эдипе? Прежде всего, давай, откажемся от всяких комплексов и синдромов, и вернемся к классической пьесе Софокла.

Вот уже 15 лет, Эдипус-тираннос (так у Софокла) правит в Фивах.
Преданный народ, любимая жена: в общем, судьба найденыша, усыновлённого коринфским царём Полибом, устроилась.
Как вдруг на безмятежные Фивы обрушивается эпидемия чумы. Пытаясь найти причину страшного недуга, жители города обращаются к дельфийскому оракулу. А тот говорит: необходимо найти и изгнать убийцу царя Лая.

Поиск убийцы доводит Эдипа до горькой истины: именно он – невольный виновник чумы! А может, НЕ невольный? – ведь он сам убил Лая, своего отца, и женился на своей матери, Иокасте! Боюсь, что невольных бенефициариев не бывает...

Сама Иокаста, которая добралась до правды раньше Эдипа, пыталась остановить поиски. Но Эдип настоял. В итоге, не выдержав позора, Иокаста убивла себя. А царь, считая себя недостойным даже смерти, выколол себе глаза, обрекая себя на слепоту. Ведь он был слеп, совершая беззаконие – теперь же видит правду, но навсегда останется слепым!

Теперь подумайте о том, как поступил бы продвинутый политик, пиаристый прагматик дня сегодняшнего? Оракула бы убрали – ЗА слив компромата, еще ДО слива. Или, лучше, он подал бы поступок царя не как вину или грех, а как КОМПЛЕКС Эдипа: чума чумой, а естество естеством!


***

Мне тут вспомнился император Рима Септимий Север, который в 199 г. специально наведался в заупокойный храм Аменхотепа III, чтобы услышать предрассветное пение колоссов Мемнона. Услышать их песню считалось хорошим знаком, а не услышать – плохим предзнаменованием. Император Септимий Север ничего не услышал – и ничего не стоило античным СМИ уцепиться за этот факт.

Что же делает римский император? Он приказывает отреставрировать северную статую. Римляне были мастерами мостов и дорог, но с инженерным чудом прежних времен они ничего поделать не могли. Мало того, что колоссы были высечены из цельных блоков известняка, весом в десятки тонн – при первых лучах солнца, после ночного холода пустыни, они действительно пели!

Приказ Септимия Севера был обычным римским грубиянством (потом его переняли и римские папы): Колосс не пропел мне песню? – ему же хуже! дело ведь не во мне, дело в Колоссе!

В итоге, Колосса «починили». Да так, что за последние двадцать веков, он не проронил более ни звука. Не спел мне, каменюка, так не будешь петь никому! - обычная логика римских владык - что императоров, что пап, что Дуче...


***

…а Эдип остался мучеником за правду: он сам понёс наказание, чтоб избавить город от смерти. И я уверен: Эдип наказал бы себя, даже если о его невиданном – и невидимом! – преступлении не знал бы никто из фивян, ни народ, ни Иокаста – никто, кроме оракула и самого Эдипа!