Справедливость - важнейший принцип любого общества

Аникеев Александр Борисович
     Социальная (и вообще справедливость!) относится к числу важнейших принципов в процессе развития любого общества и должна иметь решающее значение для стимула честно и добросовестно трудиться на благо общества, чтобы иметь необходимые блага для себя и своей семьи!

     Капитализм вместо феодализма – это тоже определённое движение к социальной справедливости. Однако практика капиталиста-хозяина средств производства хапать максимум из прибыли, похоронила основу принципа социальной справедливости в обществе.

     При равном для всех праве на равное количестве труда по узаконенному для всех равенству рабочего времени, трудящиеся России не имеют прав на равное количество даже базовых норм средств для жизни в виде добротного жилья, качественных основных продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в стране количества!

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам сформировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда по любой необходимой обществу профессии! При сохранении рынка на производимое сверх норм, необходимых для социального благополучия всех честных и добропорядочных граждан общества! А кто не трудится на благо общества, тот не должен иметь никаких благ от общества!

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту!

     Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

     Понятие «социальная справедливость» функционирует в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, интеллектуально-духовной, морально-нравственной, социально-защитной.

     Для теории и практики социальной работы с населением актуален её социально-экономический эффект, поскольку люди этой сферы работают прежде всего с лицами и группами, испытывающими проблемы с удовлетворением хорошо сегодня известных номинальных жизненных потребностей современного человека.

     В условиях общества, модернизируемого на основе развития товарно-рыночных отношений, осуществление принципа социальной справедливости не может пройти мимо проблем углубляющегося экономического неравенства трудящегося населения страны. Именно поэтому так или иначе общество вынуждено в какой-то мере отказываться от рыночных отношений внутри общества в пользу определённых норм средств для жизни по количеству и квалификации труда! Чтобы с правом на труд у людей было право жить достойно труда, а не на неизвестно как добытые капиталы!

     Если напечатанные на бумаге деньги можно так распределять, почему по этому принципу нельзя распределять сами базовые средства для жизни?

     Сегодня необходимы такие способы распределения в социальной сфере, которые наилучшим образом способствовали бы достижению целей общества для перестройки экономики на интенсивной основе, что необходимо для роста её эффективности и демократизации всей общественной жизни.

     Вместе с тем необходимо учитывать объективные требования граждан по соблюдению при этом традиционных принципов социальной справедливости по труду или службе на благо общества, а не только через неизвестно как полученный капитал.

     Для всех граждан, основополагающим при распределении социальных благ принципом должны быть равные возможности доступа к достойным человека нормам базовых средств для жизни, к образованию, к медицинскому обслуживанию и ко всем средствам коммуникации в установленных законодательством правилах и гарантированных государством объёмах от общего количества производимых благ.

     С тем, чтобы планировать и корректировать производство в сторону увеличения или уменьшения по мере развития экономики и благосостояния населения.

     В современном обществе наиболее зависимыми от государственных законов слоями населения являются молодёжь и пенсионеры, т.к. именно они наиболее чувствительны к любым изменениям в обществе и наиболее активно относятся к происходящему в экономике и социальной политике.

     Например, молодёжь сталкивается с серьёзными проблемами, ощущаемыми ею как социальная несправедливость в различных сферах жизнедеятельности:

     - в образовании (доступность образования, его качество);
     - в труде (низкая конкурентоспособность на рынке труда из-за плохой профессиональной подготовки и отсутствия практического опыта,
     - невысоких стартовых возможностей и поддержки со стороны родителей,
     - низкая заработная плата и т.п.);
     - в выборе сферы самореализации (поселенческий фактор, ошибка при профессиональном самоопределении и т.д.);
     - с неравенством в досуговой деятельности, и в доступе к культурным ценностям.

     Развитие общества требует мобилизации как человеческих, так и технических ресурсов, ведь молодёжь занимает важное место, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой.

     Вместе с тем, процессы развития общества повлекли за собой необходимость реформирования всей системы образования, отказ от принципа государственного распределения выпускников, что безусловно сказывается на проблеме занятости молодёжи.

     Понятно, что развитие общества немыслимо без технико-технологического развития экономики, что опять-таки упирается в несоответствие специальной подготовки молодёжи и сопровождается ростом структурной безработицы и социальной неустроенности среди этой группы населения. А отсюда следует, что система обучения, занятости и условий общественно необходимого труда пока ещё в России очень далеки от совершенства необходимого для развития в обществе социальной справедливости, гуманизма и равноправия.

     Хотя Путин в своей статье о социальной политике в России заявляет, что мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения, но признаёт, что каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности.

     А как может быть иначе, при таком уровне коррупции, когда вместо развития монополии законов о социальных гарантиях по труду развивается монополия капитала, анархия рынка и власть денег? Когда с правом на труд у людей нет даже элементарного права иметь социально-бытовые блага по достойным человека нормам от их общего производимого в стране количества, а лишь деньги пропорционально труду от прибыли владельцев средств производства, как и двести лет назад, а все блага скупаются власть и богатство имущими для спекуляции ими.

     И это социальное государство?

     Разве что для избранных, как и при советской власти, когда власть и богатство имущие тоже жили как при коммунизме, имея в достатке не только социально-бытовые блага, но и коммуникационные, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт.

     А когда каждый будет иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития по количеству и квалификации своего общественно необходимого труда по достойным человека нормам от общего количества производимого для блага народа?


     © Copyright: Аникеев Александр Борисович, 2022