Часы

Андрей Календарёв
  Во время привычного неспешного  субботнего завтрака я собирался сообщить

родителям, что  я уже большой и десять лет  - это как раз тот  возраст, чтобы

гордо носить часы на руке. 

   В шахматном клубе Дворца Пионеров, где я увлеченно занимался, почти все

мальчишки из плеяды шахматных надежд Ленинграда шестидесятых годов уже красовались

со своими часами. Они часто обнажали свое запястье с большими не по руке часами и,

явно подражая старшим, глубокомысленно глядели на циферблат и изрекали что-то

умное, типа: «Засиделись мы здесь, однако, скоро восемь». Как по команде 

наперебой сыпались уточнения:

- Да, уже без двадцати. 

- Нет,  девятнадцать сорок две.

- Выбросите свои ходильники, сейчас тридцать девять минут!

 Я буквально страдал, не имея возможности примкнуть к этому хору счастливых

обладателей часов,  и мне приходилось утихомиривать их строгим окриком: «Эй, вы

там мешаете!»  Моё восклицание предназначалось   и  к  владельцам часов, и к 

тренеру, похрапывающему тут же за соседним шахматным столиком. Пробуждение

восставшей от полудремы «тяжелой артиллерии» выталкивало спорщиков в коридор,

оставляя таких же, как я «бесчасовников» в зале, напряженная тишина которого

нарушалась лишь клацаньем шахматных часов и мягкими шлепками фигур по доскам.

  Было и еще одно обстоятельство, в котором я не хотел признаваться не только

родителям, но даже себе. Меня задевало безразличное отношение ко мне Розы,

единственной девочки в нашем кружке. Обладательница красивых дамских часиков,

с удовольствием предавалась дискуссиям по достоинствам и недостаткам различных

марок. Моя ровесница, громкоголосая, с красивыми грустными глазами, высокая, чуть

нескладная, с цепочкой вокруг тонкой шеи со странным кулоном в виде шестиконечной

звезды, она, непонятным для меня образом, всегда оказывалась

в центре внимания юных дарований. Когда Роза демонстративно громко отодвигала

стул, на котором сидела за шахматной доской, вставала и неспешно выходила из

зала, стайка мальчишек вскакивала со своих мест и устремлялась за ней.  Среди

них были двое, которых, не без основания, считали элитой нашего клуба. Они уже

участвовали во всесоюзных турнирах и возвращались в Ленинград с медалями. Эти

ребята не стали бы терять время на пустую болтовню.   

 В коридоре Роза увлеченно рассказывала внимающим ей шахматистам о чем-то

интересном, замолкая каждый раз, когда я проходил мимо. Очевидно, что речь шла о

чем-то таком, о чем не говорили ни дома, ни тем более в школе. По крайней мере,

слово «шаббат», которое мне удалось услышать, было для меня новым и ни о чем мне

не говорило. С присущей мне самоуверенностью я решил, что это фамилия очередного

шахматного маэстро, и, вполне удовлетворенный своим интеллектом, последовал дальше

по своим делам.  Но время шло, разговоры в коридоре все продолжались и

продолжались.  Меня никто не приглашал,  а сам подойти  я стеснялся, ведь у меня

не было  часов. «Добили» меня красивые цветные открытки, которые она показывала

своим друзьям, вызывая у них возгласы восхищения и удивления. Увидев меня, она

переворнула открытки картинками вниз, шикнула на самого громкоголосого: «Тихо ты!»

и раздраженно обратилась ко мне: «Вам чего?» Пожалуй, это было первый раз, когда

ко мне обратились на «Вы». 

 Все мои  попытки узнать, что было на открытках, и что этх ребят так сближает 

закончивались ничем. «Не лезь сюда, это не твоя тема!», - так ответил на мои

вопросы парнишка из той группы, что сплотилась вокруг Розы. «Куда сюда не лезть?

Что значит не моя тема?» – мое любопытство было разоженно до предела.  И тут я

придумал, как  узнать, что было на открытках. Надо выпросить у родителей часы  и

через обсуждение их качеств сблизиться с Розой и ее друзьями. Гениально!

 В то утро за завтраком мне со своей просьбой пришлось подождать. Первым

заговорил папа.

- Дети, – обратился он к нам с братом, - мы решили купить машину «Запорожец»   

  ЗАЗ 965.   

 Я про себя хмыкнул. Розу с шахмат забирали на «Волге». Папа, казалось, прочитал

мои мысли.

- «Москвич нам дорого. А на «Запорожец» мы сможем накопить за год. Накопим, если

будем экономить», - он строго посмотрел на каждого из нас.

- Экономить, - продолжил папа, – но это скучно и долго. Дети, вы готовы?      

 Я сидел нахохлившись. Моя мечта обзавестись часами рушилась на глазах.Тишина

за столом продолжалась недолго.

- А телевизор, - робко начал мой восьмилетний брат Миша, - скоро будет

 чемпионат мира. Папа, ты же хотел купить новый.

- Телевизор подождет. 

- А еще мне гантели нужны, - обижено протянул Миша, – на пять килограммов.

- А ты чего нахохлился, выкладывай, - обратился ко мне папа.

- А я хотел бы  часы. Я уже присмотрел. 

- У них в клубе часы на стене висят, а тренер всех в восемь часов выгоняет. Не

нужны ему часы – попытался  разрушать мою мечту братец. 

  Папа все это время пристально глядел на меня. О! Я хорошо помню этот взгляд –

пронзительный, проникающий в самую душу. Взгляд проницательный и недоумевающий.

Взгляд говорил больше, чем любые слова, которые он мог бы сказать сейчас.

- Ты что,  сын, не слышал, что я говорил пять минут назад, - читалось во

 взгляде. – Ты разве не хочешь машины?
сквич
  А я действительно не хотел «ЗАЗ», я хотел «Москвич», но возражать не посмел.

Лишь кивнул: - Да, я хочу машину.

- Вот и хорошо, - папа выглядел довольным, - вот и договорились. Сначала

  машина, потом все остальное.

- Я думаю, покупку часов можно ускорить, - вступила мама, -   

  Пусть Андрей бутылки и банки сдает. Что сдаст, то его. Посмотрим, кто быстрее

накопит, - она хохотнула, - мы на машину или он на часы.

- А гантели?

- Будут тебе гантели. В четырнадцать лет, на день рождения.

  Как я собирал бутылки по всему Ленинграду – это отдельная драма с элементами

комедии. Важно то, что, как папа и планировал, мы сначала купили машину, затем я

часы, потом у нас появился цветной телевизор смотреть «В мире животных» и

футбол и, уже позже, гантели.

  И вот, в один прекрасный день я с новыми часами появляюсь в клубе и уже сам,

задирая рукав пиджачка школьной формы, демонстрирую всем свое сокровище.   

Реакция была вяловатой.

- Ну часы как часы, что такого?

 Эх, с такими бы часами да год назад!  Ожидаемого триумфа не было, да и Розы в

зале не видно. Не было ее и на следующем занятии, и еще на следующем. Наконец,

не утерпев, я спросил:               

- Где Роза?

- Роза больше не придет. Она уехала.

- Куда?

- Куда уехала, туда и уехала. Тебе какая разница.

 Только через годы я понял, что означает шестиконечная звезда, что за слово

«шаббат» и куда уехала Роза. А брат был прав.

 Тогда часы мне были уже не нужны.