Тайны усадьбы Дубровицы. Вайскуле. 16. Наставник

Наталья Банецкая
Предыдущая часть http://proza.ru/2022/06/21/973


Тайны усадьбы Дубровицы. Вайскуле.16.Наставник
    В дверь постучались, вошел Вайскуле, как всегда, в сером пыльнике. Посмотрел на Дору и  рассмеялся.
- Ты бы сейчас на себя посмотрела. У тебя волосы дыбом. Грива, как у льва.
Дора обиженно шмыгнула носом и стала собирать непослушные волосы в косу.
 - Что это ты пешком стал ходить?
- Ну так тетка не может сделать теперь меня невидимым. Так что летать можно только ночью и то с опаской.
Дора, позвонила в колокольчик, Козьма возник сразу, как будто и не уходил.
- Козьма, это наш новый управляющий. Твои обязанности не изменяются, но ты у него в подчинении. Он из Финляндии. Звать его Вайс, фамилия Куле. Понятно?- Дора едва сдерживала смех, глядя своему другу в лицо.
- Так тебе и надо, -подумала она, -не будешь насмехаться.
Козьма кивнул, но не уходил.
- Что стоишь, что-то не понятно?
- Барыня, я вот чего, а какое приданое вы за горничными даете?
- Ах, вот оно что? – Дора рассмеялась, - а на которую ты глаз положил?
- А за которой больше дадите, на ту и положил, - выдохнул Козьма.
- Ну хорошо, купец, сторгуемся, а пока иди.
-Хорошо бы Иринку, -промямлил Козьма.
- А если я за Фимкой больше дам?
- Тогда на Фимке женюсь.
- Даю поровну, иди выбирай жених. И иди уже.
Козьма поклонился и пятясь вышел задом, закрыв за собой двери.
-Ты стала властной, даже не спросила меня, хочу ли я быть управляющим. Имя мое перековеркала. Вайскуле - так назвал меня отец, это  означает  дом ворона на сосне. Так назвал меня отец и я должен гордиться этим именем. Правда не знаю какой смысл он в него вложил, но может быть я спрошу его об этом когда нибудь, -печально сказал Вайскуле.
- А тетку твою как зовут, ведь так и никто не знает её имени. Постой, она мне говорила, что её зовут Калмаевчен. Это смерть лебедя, так?
- Так. Выдишь, ты понимаешь наш язык. Жаль , что ты не можешь сделать меня невидимым.Впрочем, я не знаю заклинаний, и они меня не слушаются даже если я буду произносить их тысячу раз. Но я знаю, что делала тетка, когда произносила эти заклинания. Например, что бы я стал невидимым, она что-то долго наговаривала, склонившись над кувшином, а потом выливала воду из него мне на голову.
- Я не знаю, как сделать  так, чтобы на тебя не обращали внимания. Ты называешь это -быть не видимым. А так у тебя хоть какой-то статус появится в этом мире.Все будут знать, что ты управляющий и не надо ничего на голову лить.
- Все , что я знаю, я тебе расскажу. Но тетка отказывается тебе помогать. Она сказала, что тебе все заклинания она на ухо прошептала, тебе надо только порыться в своей памяти. Сказала, что ты умная- сама разберешься.
-Я как слон в посудной лавке. Представляешь, если я захочу сделать тебя невидимым, а превращу в мышь.- Дора опять нервно рассмеялась.
-Этого ты не сможешь, этого из наших никто не умеет.Впрочем, -он улыбнулся, -я читал, что учёный Ян Баптиста ван Гельмонт предложил такой рецепт получения мышей: открытый кувшин нужно набить нижним бельём, загрязнённым по;том и добавить туда некоторое кол-во пшеницы, и приблизительно через 3 недели появится мышь, «поскольку закваска, находившаяся в белье, проникает через пшеничную шелуху и превращает пшеницу в мышь», - смешно.
- Зато ты теперь сможешь занять дом на берегу и дождавшись тумана, там же часто бывают туманы, полетать над рекой.
- Все туманы творила моя тетка.
- А как это, творила?
-А вот как, это даже я знаю. Прикажи чай подать.
Дверь моментально отворилась.
- Барыня, вы просили чай подать, только я не поняла с каким вареньем, на всякий случай принесла и малиновое, и вишневое.
- Хорошо, Степанида поставь на столик, - холодно сказала Дора.
- Упиваешься своими новыми способностями? Прямо как ребенок, —с улыбкой сказал Вайскуле.
- Ну так как с туманом? - спросила Дора.
- Налей чай в чашку, видишь пар, теперь заставь его не вверх идти, а застыть.
Дора налила чай и сделала все как сказал Вайкуле, она очень хотела, чтобы пар не поднимался над чашкой, она даже представила себе это визуально.  В голове раздался какой-то треск и всплыло слово, потом еще одно. Это происходит, когда ты вспоминаешь название забытой книги и оно вдруг всплывает у тебя в голове, хорошо, что без треска. Но слова были на каком-то непонятном языке. Дора тихо прошептала непонятные слова несколько раз. И пар в чашке встал, превратившись в плотный колобок.
- А когда его надо растворять? -спросила Дора.
- Туман над рекой не надо, он сам развеется с первыми лучами солнца, но если ты хочешь, чтобы он выпал росой…
- Ты так хорошо все знаешь, может сам попробуешь?
- Для этого мало знаний, надо чтобы тебе этот дар передали.  У нас этими способностями обладают только женщины.Я много чего могу тебе рассказать, подсмотрел у тетки.
- Нет, нет. На сегодня хватит. Голова кружится.
 - Вот теперь у тебя забота-репетировать, надо, чтобы туман был не больше и не меньше, а такой как надо. Только с опытом это приходит.
- А что тетка?
- Константин Николаевич подал в отставку, из дома придется съезжать, он казенный. Они квартиру в городе ищут. Тетка так обрадовалась, что ей можно что-то кроме плаща с прорезными карманами надеть, платьев накупила. Радуется как девушка на выданье.У них  свадьба скоро.
— Вот, а ты спрашиваешь, зачем тебе дом на берегу и должность управляющего? Пусть переселяются. Плату сам установишь, так чтобы самолюбие Константина Николаевича не задеть. Он же задаром не согласится.
- Не согласится.
- Я бы съела чего-нибудь, -сказала Дора.
- Хм, тетка, тоже как наколдует, готова быка съесть,- рассмеялся Вайскуле, -только ты Степаниду не напрягай, пусть она приготовит все обычным порядком. Не как с чаем, а то у неё крыша съедет.
- Хорошо, передай ей мои распоряжения и приходи через час пообедаем вместе с Пашенькой, сказала Дора,- надо бы его вместе с гувернанткой в комнаты мужа переселить. Тогда весь второй этаж будет в нашем распоряжении, ты ведь согласен, да? – она крепко прижалась к его груди.
-Знаешь, мне страшно. А вдруг меня как ведьму сожгут или в психушку запрячут?
- Нет, ты просто веди себя аккуратно и как можно спокойнее. Это хорошо, что ты выздоровление крестьян с иконой связала.
Дора засмеялась и закружилась с Вайскуле в танце под потолком их дома.
- Ах, скоро Пашенька придет с прогулки, мы с ним обедать будем, оставайся.
- Нет, -твердо сказал Вайскуле, -у меня дела. Я же теперь управляющий. А потом, как я ему и гувернантке объясню, почему я за стол в плаще-кейпе  сажусь.
- А хочешь я чай на веранде устрою, сейчас прохладно и твой кейп ни у кого удивления не вызовет.
- Не сегодня, у меня дела.
- У тебя дела, а мне с кем говорить? Только с тобой. Столько всего рассказать надо.
Вайскуле уселся в кресло .
- Ну, хорошо. Что еще случилось?
- Вчера захожу в гостиную, а там девица полы моет. Юбку подоткнула, тряпку полощет, выжимает. А пол сухой, грязь даже не собирает. Я её позвала, она не откликается. Тогда я зашла спереди, она не реагирует. Я на колени опустилась, в глаза ей посмотрела и сказала: «Пошла прочь!». Она растворяться начала, пока совсем не исчезла. Привидения. Я раньше их не видела, а теперь достали просто. А тут Степанида зашла, спрашивает: «Что это вы барыня на полу делаете?». А ей отвечаю, что сережку уронила.
- Ну ты бы ей сказала: «Забудь»!
- Не могу, я ей пару раз так память стерла. Так она пироги не посолила и в суп сахар насыпала. Видимо нельзя этим злоупотреблять.
- Ну вот видишь. Сама выводы делаешь, тетка же сказала, что ты сама разберешься.
- Знаешь сколько я таких девиц из дома выгнала?
-Сколько?
- С десяток неменьше. Но упорнее всего барыня. За столом сидит и вечерами пасьянс раскладывает. Я её раза три выгоняла. Она растворяется, а на следующий вечер обратно за столом сидит. Я устала, мне тяжело.
Вайскуле с сожалением посмотрел не Дору, она за последнее время осунулась и похудела.
- Эти все случаи – мелочь. Главное, не пытайся изменить судьбы, это невозможно. Научись это принимать как данность.
-- Да, я пыталась. Мне сон приснился, что мост рухнул и мельник утонул. Мост починили. А мельник вечером напился, пошел купаться и все-равно утонул.

- Вот тебе тут тетка передала, - он вынул из складок плаща бутылку.
- А что это, зелье?
- Нет, просто отвар трав. Тетка сказала, что тебе надо попить пару месяцев, чтобы не натворить лишнего и спать без сновидений, пока не привыкнешь к своему новому состоянию. Тебе вокруг себя надо построить новый мир, в котором будет комфортно Паше, твоим крестьянам, доктору.  Ты сможешь отвести от них болезни и мелкие беды, только не пытайся сделать невозможное. Это не по силам.
- Да, пожалуй отвар будет не лишним, а то я вся на нервах. Приходи через час непременно, пообедаем. Я тебя с доктором и его женой познакомлю. Премилые люди.
-Дора, я же сказал, что не приду. Извини. Мне к тетке надо,свадебные хлопоты.
    Он приходил и еще не раз объяснял ей, что делала тетка, чтобы вызвать дождь, отвести молнии и болезни. Все , что он за свою жизнь видел наблюдая за ней он рассказывал Доре, искренне желая, что бы она развила свой дар.  Как выяснилось, Вайскуле был очень наблюдательным и обладал незаурядной памятью.

Продолжение http://proza.ru/2022/06/28/747