Очерк о поездке в санаторий Краинка в июле-августе

Павел Каганов
День 1.
15 июля:
Среда:

На метро поехали к месту посадки в автобус санатория. Автобус отходил от метро "Бульвар Дмитрия Донского" в 12:00. Мы поехали через "Новоясеневскую", таким образом я впервые прокатился по Бутовской линии. Да и избежали эскалаторов.
В автобусе проверили путёвки, только когда уже все расселись. Автобус был довольно уютный, голубой снаружи. По видимому, санаторий нанимает обычные междугородные автобусы, так как на нём была обращённая назад (в кабину водителя) табличка "Суворов – Москва". Автобус поехал через Киевское шоссе, и далее мимо Калуги. На подъезде к Суворову и вплоть до санатория дорога стала очень плохого качества.
Мы приехали в 16:10 и довольно быстро прошли регистрацию – нас было всего 40 человек. Что, кажется, редкость: сотрудница (которая нас записывала) нам сказала, что обычно бывает по 100 человек, и она с непривычки не хотела даже заканчивать рабочий день раньше, "живу на работе".
Вечером, после ужина, мы пошли гулять к ж/д станции Черепеть. Когда мы подошли к магазину у станции (конечно, магазины были и ближе к санаторию; не сразу поняли, что это магазин. Я сказал маме: – "Магазин" (было написано на вывеске). А в ответ из магазина: – "Магазин не работает, закрыт!" Как только мы пошли обратно, пошёл дождь, правда мы вымокли не очень сильно, да и идти было недалеко.

День 2.
16 июля:
Четверг.

В первой половине дня прошли проверку врача, который назначил процедуры (правда, не успели записаться). После обеда пошли на концерт, который каждый четверг организуется отдыхающими (причём до концерта я угадал, что будет песня "Севастопольский вальс"). Потом пошли петь караоке, а затем танцевать на танцплощадку. Один мужчина, очень активно танцевавший, даже несколько секунд танцевал с щенком, которого подобрал на площадке (щенков было двое; вообще в санатории много кошек и котят).

День 3.
17 июля:
Пятница.

Мы записались на процедуры. После обеда поехали на экскурсию в Оптину Пустынь и Шамордино.
Под начинающимся дождём вышли к остановке у ворот. Вскоре подъехал микроавтобус и подошла экскурсовод (она же нас и записывала на экскурсии). Мы поехали через Чекалин. Экскурсовод долго рассказывала про окрестные места. Кстати, очень красивые: холмы и заливные луга (то есть территория, которая весной затапливается Окой и, по словам экскурсовода, город Чекалин оказывается отрезан от Суворова); про Сашу Чекалина. В пути несколько раз начинался и заканчивался дождь. Оптинский экскурсовод подсел к нам у поворота на Шамордино (он живёт рядом с монастырём). На дороге мы видели военных (они, когда проходят учения, перекрывают объездную дорогу Козельска для проезда военной техники; с начала (сторона Калуги) и с конца (у клумбы на дороге Козельск – Сосенский) объездной стояло про трое военных, причём крайние в обычных касках, а средний – в белой с красной полосой вокруг). Когда мы повернули непосредственно к монастырю, попали в пробку – шёл крестный ход по случаю годовщины расстрела царской семьи. Некоторые шли босыми. Мы вошли в монастырь вместе с ходом. Мы уже были в этом монастыре один раз, но только сейчас удалось посетить все храмы. Я увидел, как священник гасит свечи специальным опахалом. Мы присутствовали на службе. Во время службы, как и в прошлый раз, шёл дождь. А как мы вышли из храма, дождь кончился и появилась радуга. Экскурсовод очень интересно рассказывал про разные чудеса. Потом он повёл нас в лесной скит, о существовании которого мы не знали. В сам скит мы не зашли – нельзя. Но гид, пожилой мужчина, рассказал трогательную, но счастливую историю про мать, несколько лет ждавшую сына с фронта. Ей посоветовали пойти к старцу, чтобы узнать о судьбе сына. Старец её пропустил без очереди и сказал, что ей надо торопиться домой, так как сын уже вернулся. Лев Толстой был у Оптиной Пустыни, но его не пустили и он решил приехать ещё раз. Но, увы, вскоре умер на станции Остапово, сейчас названной его именем.
И вот мы направляемся к следующей цели путешествия – Шамординской Пустыни. Это женская обитель, а Оптина – мужская. В Шамордино похоронен купец (чаеторговец), жертвовавший большие суммы монастырю, и дела от этого у него шли в гору. Здесь же ему монахини построили усадьбу, внешне декорированную, необычной архитектуры, как и храмы монастыря. Нашу группу позвали на помазание, так что лбы у всех благоухали елеем. В Шамордино работал учителем Булат Окуджава. Интересна история монахини, которой старец в ссылке сказал, что она доживёт до возрождения монастыря. Так и вышло: монахиня перенесла все тяготы Сибири и прожила 105 лет. Гид загадывал нам загадки – про непонятное сооружение (не колодец, не могила, а оказалось нечто вроде мусорки). Или например: "кто сидит и при этом ходит" (ответ: заключенный или шахматист). В купель не пошли – вода холодная. Зато погуляли по территории монастыря. Я познакомился с девушкой Машей. Она потом нарисовала на запотевшем стекле смайлик и мы вместе играли в "Поле Чудес" в автобусе.
В основном, я и мама всё посмотрели в Оптиной Пустыни, что хотели. Было очень интересно (это зависит и от экскурсовода). Ведь я не хочу только лечиться. И приехал ради экскурсий.



День 4.
18 июля:
Суббота.

Процедуры были и в субботу. После обеда мы поехали в Белёв. На этот раз подали обычную жёлтую ГАЗель с междугородными креслами. Многое из рассказа экскурсовода повторялось точь-в-точь пока мы ехали до Чекалина по той же дороге, что и вчера. Затем мы проехали через село Песковатское, в котором родился Саша Чекалин. В населённом пункте Крюковка гид рассказала про заброшенные дома, у которых можно осенью нарвать яблок. В Белёве мы смотрели только монастырь. Гидом по монастырю был священнослужитель, говоривший очень тихо (о чём нас заранее предупредили). Но рассказывал интересно и, когда мы смотрели храм, приносил нам разные иконы. Затем нас покормили в трапезной (чаем, компотом и разными сладостями – самый вкусный чай, который я пробовал, с того момента, как поехал в Архангельскую область) и повезли в Жабынь. Дорога очень живописная – не ожидал увидеть здесь такую красоту (!): Белёв не очень известен туристам, хотя ровесник Москвы. В Жабыни мы посетили купель, две церкви (причём одна из них недавно восстановлена и её открыли специально для нас. Гидом в Жабыни был также священнослужитель. Прямо через монастырь в советское время проложили дорогу и часть монастыря отделена от неё забором, другая часть нет. Посередине дороги любят лежать местные кошки и все машины их объезжают. Я верю, что кошки умные, хотя увидев, как одна из кошек убегает с дороги от машины, усомнился в этом. У монастыря были и котята – их часто подкидывают. Один котёнок даже забрался на колесо нашего автобуса, пришлось прогонять.
Однажды один монах ушёл в лес молиться. Вернувшись увидел свой монастырь разграбленным, а остальных монахов убитыми. И он заметил раненого врага. Тот просил пить. Монаху было тяжело идти к реке, и он взмолился Богу. И тут же у его ног образовался источник.  Этот источник и поныне действует и находится в Жабыни. Один из немногих в мире на вершине горы.
На ограде монастыря висела икона, на которой было написано слово "Любововь"(именно так!).
Назад проехали по другой дороге, очень разбитой, по узкому и низкому мосту. По дороге в поле гуляли женщины с детскими колясками (не москвичи ли?). Я подумал, что в будущем, когда придумают что-то вроде летающих тарелок, будет прекрасно прилетать сюда, чтобы отдохнуть от городской суеты хотя бы на несколько часов. Сейчас же ехать в Белёв из Москвы довольно долго. В Чекалине нам встретился грузовик, и наш водитель подсказал ему как объехать мост в Белёве, причём направил его через Жабынь! Слава Богу, была хорошая погода на протяжении всей экскурсии. Спасибо и нашему экскурсоводу!

День 5.
19 июля:
Воскресенье.

В воскресенье процедур не было – это единственный настоящий выходной здесь. После обеда мы пошли на экскурсию. Сначала экскурсовод, сотрудник клуба, рассказала (с рупором!) историю курорта: сначала была усадьба и лечились только баре, да в Первую Мировую несколько солдат; для народа санаторий открыт только после Октябрьской революции; во время Великой Отечественной немцы захватили санаторий всего на два месяца и сильно разрушили; а ещё во время войны здесь был госпиталь; сейчас, по словам экскурсовода, санаторий ещё должен пережить полный расцвет в будущем; вообще, Краинку собирались затопить, но пронесло – народ встал на защиту и Черепетскую ГРЭС перенесли). Потом перешла к природе: срывала разные травы и рассказывала о них. Здесь растёт зверобой и тысячелистник, цикорий и клевер, лопух и пустырник, и конечно подорожник. Можно легко собрать набор лекарственных трав и засунуть в подушку. Так посоветовала экскурсовод, а вообще спасибо ей – мы вдоволь надышались ароматами трав и цветов, которые сами бы не заметили! Рассказывала она и про реку Черепеть, название которой происходит от костей от прошлых битв, найденных здесь; река сильно загажена канализацией города Суворов (никак не могут построить новые очистные сооружения), и купаться в ней не рекомендуется. До Оки идти довольно долго. После окончания экскурсии мы пошли собирать малину в сосновый бор. Съели много малины и одну земляничку. В лесу и в поле было приятно, хотя комары и слепни досаждали. Вернулись в номер задолго до ужина.


День 6.
20 июля:
Понедельник.

В понедельник мы изменили свои планы и отказались от поездки в Берёзово. Вместо этого после обеда мы на рейсовом автобусе поехали в Суворов. Проезд в двухдверном ПАЗике стоил всего 28 рублей на человека в одну сторону. В Суворове – административном центре и самом крупном городе района, в котором находится Краинка – мы пошли в музей. Экскурсовод рассказала про историю края (он раньше был Лихвинским (по городу Лихвин, ныне Чекалин, самому маленькому в России; Суворов основан в 1945 году и его градообразующим предприятием являлась ГРЭС). Показывала местных бабочек (здесь водятся даже махаоны!), "чёртовы пальцы" (или "веретёна" – ископаемых моллюсков, которые знахарки использовали для лечения). Рассказывала и про Сашу Чекалина из партизанского отряда "Передовой". Лихвинский край является родиной автора "Дубинушки" (её даже опубликовали один раз до Октябрьской революции). Затем была выставка про историю питания военных "Как солдат кашу варил". Кстати, несколько лет назад (судя по документу: меню столовой воинской части) питание у солдат было не хуже, чем в санатории "Краинка". И сырники, и картошка с котлетами… А в Афганистане перед боем давали сгущёнку и шоколад в сухом пайке. После музея мы снова попали под дождь (причём довольно сильный), но всё равно зашли в фирменный магазин и купили там местные конфеты. Вернулись в санаторий на автобусе с автовокзала.
Суворов мне в целом понравился, хотя впечатление смазалось из-за дождя. Кстати, с экологией в городе действительно плохо (но лучше, чем в Москве): местами чувствовался запах канализации.


День 7.
21 июля:
Вторник.

Мы решили отдохнуть и провести этот день для себя, не покидая территории санатория. После обеда пошли на ЛФК и караоке.
Описание процедур: грязи (я ложился на простыню, вымазанную грязью, потом меня поливали грязью сверху (особенно ноги) и заворачивали в другую простыню, только голова торчала) и ставили песочные часы, после окончания процедуры меня разворачивали и я шёл в душ; тренажеры; лечебная физкультура (разные упражнения лежа на спине или животе, либо на шведской стенке, либо упражнения с палкой);

День 8.
22 июля:
Среда.

Мы не стали кататься на велосипеде, вместо этого посетили библиотеку. После обеда прогулялись через село Рождествено, и зашли там в магазин. Зашли также на территорию санатория "Лихвинские воды" ("Краинские минеральные воды"). В селе видели много кур и петухов. Они перебегали дорогу (именно перебегали!), хотя машин в тот момент не было. "Лихвинские Воды" хуже "Краинки", территория меньше, до остановки идти долго и нет прямого сообщения с Москвой и Тулой.

День 9.
23 июля:
Четверг.

В этот день я выступил на сцене в кинотеатре "Краинка" (клубе) со своим стихотворением "Отдых от Москвы", написанным здесь. мама выступила тоже (впервые в жизни!), правда с чужими стихами: Жана Пьера Беранже – "Нищая". Всем выступившим дали почётные грамоты. Маша тоже выступала. Затем мы пошли к озеру, но не успели дойти, зато прогулялись по лесу и подышали хвойным воздухом.


День 10.
24 июля:
Пятница.

После обеда пошли гулять к лесному озеру. Было приятно снова вернуться в лес. По дороге к нам присоединился попутчик, дедушка, который стал пугать нас змеями и клещами. У озера мы наелись малины (крупной, не хуже чем на рынке). А этот дедушка в озере заметил змею. Купаться сразу расхотелось. Напоследок одна из бабочек, летавших там, села мне прямо на ноги, а потом на ягодицы. Мы пошли назад, собирая по пути малину. Пришли изрядно уставшие, может быть слишком много дышали лесным воздухом?


День 11.
25 июля:
Суббота.

Перед обедом отключили электричество и обед перенесли. Из-за этого экскурсию перенесли на вторник. Мы вместо этого поехали в Чекалин на рейсовом автобусе (проезд 16 рублей). К нам напросились попутчики: мама с сыном (его зовут Иван Черников). Мы 2 часа погуляли по Чекалину; посетили памятник Саше Чекалину в ушанке, могилу Саши Чекалина, памятник воинам, единственную (пока) церковь в городе (она была в этот день закрыта), закладной камень другой церкви. Вернулись на следующем автобусе к ужину. Пассажиры автобуса были разные и не сильно отличались от пассажиров московских автобусов: и колоритные дядьки южных национальностей, и накрашенные девушки-блондинки. Этого я не ожидал увидеть в русской глубинке. Вообще, центр Чекалина похож на большинство других городов средней полосы России, Сибири и Русского Севера; частные дома на окраинах города. Чекалин всё-таки нельзя назвать "большой деревней". Число жителей города приближается к тысяче.

День 12.
26 июля:
Воскресенье.

Так как в Чекалин мы съездили в субботу, мы решили в этот день пойти искупаться в Оке. Мы пошли прямо с завтрака. После того, как прошли мост через реку Черепеть, заметили, что густую траву скосил трактор. Жалко примятые и сломанные им цветы. Но бабочки по-прежнему летали. Путь к Оке проходил через лес и деревню. Похоже, что в этой деревне до сих пор топят дровами! Хотя есть электричество. Мы всё время поворачивали налево. Только по бетонной дороге шли прямо. Мы купались у моста, с которого местные жители стирали в реке ковёр. На нас немного шла мыльная пена. Было очень мелко, а дно каменистое. Неудобно. Ногами пощупали водоросли. Мягкие. На обратном пути мы видели, как отдыхающие (или дачники?) занимаются скандинавской ходьбой (ходьба с двумя палками). Не понимаю смысл хождения с палками по почти ровной местности. Конечно, в лесу есть возвышенности, и тропа местами идёт немного в гору, а местами соответственно вниз. А Чекалин вообще издали, с абсолютно ровного поля, кажется расположенным на горе (на самом деле это крутой берег Оки). Иногда, когда мы гуляли по сосновому бору, казалось, что это горный лес на Кавказе. Ещё на обратном пути собирали малину.
У столовой мы встретили женщину, которая видела нас ещё в санатории Дорохово (мы отдыхали там в 2007 году).
После обеда мы снова пошли к лесному озеру, на этот раз купаться. По дороге, на листе мы видели раковину улитки. Тоже собирали малину. Дорога идёт через лес и поле. В воду зашли, опасаясь змей. Дно песчаное, мягкое. Вода немного холодная, но теплее чем в Оке. Это озеро имеет сток – маленькую болотистую речку. Кстати, один из купающихся снова увидел ужа. А я заметил дохлую рыбку. Соседство с ней почти не смущало. Если вода грязная (и рыба сдохла от этого), нам она не страшна: мы же ей не дышим. Сама по себе мёртвая рыба всю воду не испортит: озеро довольно большое, а она была одна. По воде бегали какие-то насекомые, создавая круги на воде (а мы думали, что это змеи пускают круги). В общем, болотная идиллия (я пытался вспомнить школьные уроки природоведения). Многие отдыхающие переплывали озеро, или выплывали на его середину.
В лесу я всегда чувствую, что человек не поработил остальную природу, что он её только лишь засоряет (особенно в наши дни пластиковыми бутылками, автомобильными газами и т.п.), но веками природа неизменна. Иногда думаю, что со всеми своими стихами не более важен, чем бабочка. Порою казалось, что выйдешь из леса и попадёшь в прошлое: в советское время или даже в Средневековье.
В целом, экология в окрестностях Краинки хорошая. Но иногда мы чувствовали запах канализации – видимо, его приносил ветер из Суворова. Напоследок пособирали (точнее, поели) малины, и поплелись (именно поплелись, потому что меня искусали слепни и комары, и ноги у меня распухли!) к санаторию.

День 13.
27 июля:
Понедельник.

После обеда мы пошли на лекцию в 16-00 в библиотеке. Эта лекция была короткой – всего полчаса. В ней рассказывалось про писателей, связанных с Тульской областью (не только в современных границах, но со всеми местами, относившимися когда-либо к Тульской губернии). Конечно, таковых много, так как Тула находится в центральной части страны и является одним из крупнейших центров русской культуры. Некоторые интересные факты: родина Пришвина недалеко от Белёва; у Тургенева было не только Спасское-Лутовиново, но и имение недалеко от станции Чернь; Тула – родина некоторых писателей-декабристов XIX, и революционеров XX века; в конце XVIII века (1795 году) в Туле произошла кража крепостной девушки с украшениями хозяина. Судьи были подкуплены и замяли дело, но потом всё-таки были привлечены к ответственности (это было было написано поэтом А.С. Пушкиным). Подобные истории (подкуп судей) происходят и сейчас, поэтому этот случай интересен. К сожалению, не всегда торжествует справедливость.
Потом мы фотографировались в тренажером зале.
Мама хотела исполнить давнюю мечту – снова покататься на велосипеде (каталась только в детстве). И наконец она исполнилась. Она взяла напрокат велосипед за 60 рублей в час.
Перед ужином ещё прогулялись по деревне Краинка (к Украине это название не имеет никакого отношения, а произошло от слова окраина (в смысле: окраина села Рождествено). День получился довольно насыщенным.


День 14.
28 июля:
Вторник.

После обеда мы поехали на экскурсию в Одоев, которую переносили несколько раз. Мы волновались, что и сейчас не получится, но обошлось. Микроавтобус был "Мерседес", а вместе с нами неизменный экскурсовод. Как она успевает ездить на все экскурсии? Часть путевой информации повторялась (с предыдущих экскурсий). К сожалению, из Краинки больше нет поездок на спирто-водочный завод так как он теперь выпускает только спирт. Но экскурсовод рассказала про него.
С нами ехал и Иван Черников с отцом и мамой.
Мы проехали через Суворов (местная водка носит название "Граф Суворов", хотя к великому полководцу скорее всего город не имеет отношения (это никому не известно, связан ли А.В. Суворов с этими местами; имя город получил от одной из затопленных при образовании водохранилищ), и вот уже нас встречает стилизованная под старину стена с годом основания Одоева – 1380 (год Куликовской битвы, думаю местным школьникам легче запомнить её дату, ведь я, например, помню дату основания Москвы). Напротив него белый всадник на белом же коне – памятник конной дивизии, освободившей Одоев от фашистов. Панорама с моста через реку Упа очень красива, поля, леса и горы вдалеке, и не видно линий электропередач.Рядом с ними и городище, но сначала мы проехались по центру города, застроенному одно- и двухэтажными купеческими домами. Похожие на них есть и в Москве. … (про памятник напротив мэрии)…
Музей Филимоновской игрушки расположен в красном двухэтажном купеческом особняке. Музей частный. Название промысла по селу Филимоново, которое находится ближе к Суворову. Название деревни произошло от старца, которого не пустили в Одоев из-за подозрительного вида, приняв за беглого каторжника. Он поселился в ближайшей деревне. Но он был не беглым каторжником, а мастером, делающим игрушки. Его имя – Филимон перешло на деревню. Сам стиль игрушек древний. Узоры (солнце, ёлочка, полосы) на них восходят к языческим символам. Некоторые игрушки с нарушенными пропорциями: у медведя слишком длинная шея, а у мыши живот намного больше головы. Филимоновские игрушки имеют всего три цвета: жёлтый, красный и зелёный. Есть и исключения, например фиолетовый у одной из пожилых мастериц. Края были глухие: христианство укрепилось здесь только  XVI веке! Но через Одоев проходила самая северная ветвь Великого Шёлкового Пути. Некоторые краски, которыми расписаны старинные игрушки, привезены из Индии. Правда, больше распространены натуральные красители (например, сок из травы или свекольный). Игрушки лепят из глины, а потом обжигают и расписывают (или не расписывают, тогда игрушка белая). В одной из комнат представлены игрушки разных регионов бывшего СССР: Тульские городские, Каргопольские, Белёвские, Ошнянские (Полтавская область Украины), Дагестанские, узбекские и многие другие.
На обратном пути заехали на городище (благо был дождь, но не ливень). Городище имеет треугольную форму и, в отличие от Старицы и Юрьев-Польского благоустроено; проложены пешеходные дорожки). Центр городища занимает обелиск (раньше там был храм). С городища есть спуск (каменная лестница с хлипкими деревянными перилами) к городскому пляжу на Упе (на котором из-за дождя было пусто). Откуда произошло название реки никто не знает. Возможно от литовского слова, означающего "река" (конечно, это легенда). В своё время здесь проходила граница Великого княжества Литовского. Название Одоев произошло от слова "одувать" (ветром). Городище расположен на холме и одувается ветрами. Изначальная форма – "Одуев". Но князья уже Одоевские. С городища открывается живописный вид, который возможно вдохновлял художников.
Также мы остановились в Суворове, чтобы отдыхающие могли купить суворовских конфет и воспользоваться банкоматом (в санатории банкомат работает только по средам).

День 15.
29 июля:
Среда.

После обеда и тренажёрного зала мы пошли гулять по деревне. Зашли к источнику, откуда качают воду для питьевых галерей. Вообще-то проход к нему закрыт и висит строгая надпись "Посторонним вход запрещён. Но народная тропа ведёт в обход ворот. Дошли почти до трассы (ближе к Суворову). На улице деревни я увидел обычную жизнь, кур. Например: Петух гонялся за одной курицей, как голубь за голубкой. А ещё я увидел как собаки занимаются сексом.
После ужина мы пошли на фильм "Экстренное торможение" (не очень понравился: не люблю про бандитов)

День 16.
30 июля:
Четверг.

Сегодня я снова выступил на концерте со своими стихами "Мы победили!" и "Твори добро". Ну и на других посмотрел: одна женщина жаловалась, что не набирается экскурсия в Полотняный Завод, где бывал А.С. Пушкин (кстати, он из рода князя Владимира Красно Солнышко), про незаслуженно ругаемую Наталью Гончарову (жену Пушкина), и что Пушкин переводил молитвы на стихи (даже "Отче Наш", хотя насчёт именно этой молитвы литературоведы спорят). Ну, и естественно читала она стихи Александра Сергеевича. Девочка пела "Песню мамонтёнка" (уже второй раз; не могу без слёз слышать), заменив слово "…не бывает на свете…" на "…не должно быть…". Дети, к сожалению часто остаются без родителей. А под конец все выступавшие поднялись на сцену, заиграл баянист, и мы запели "Смуглянку", а подпевал нам весь зал (баянист пропустил средний куплет, и все запутались). Среди выступавших был детский писатель Виктор Чивилихин из Москвы. Конечно, некоторые номера повторялись, но зрители каждую неделю разные (одни уезжают, другие приезжают). А мне было приятно прослушать песни снова.

День 17.
31 июля:
Пятница.
Сегодня мы начали прощание с Краинкой. Немного погуляли, потанцевали на танцплощадке. Вечером смотрели юбилейный выпуск "Поля Чудес" (70 лет Леониду Якубовичу!). В физкультурном корпусе заметили только сейчас черепаху.

День 18.
1 августа:
Суббота.

В последний фактически день пребывания в санатории мы решили снова посетить фитобар, караоке и потанцевать. Мы всё успели, и даже попробовали пирожки, отстояв очередь, вызвавшую ассоциацию с СССР (правда не такую большую очередь). Торговля в санатории повсюду, но в лечебном корпусе торговать по-моему неприемлемо.
Вообще, в санатории Краинка питание довольно щедрое. С санитарией нормально (в корпусах и в номерах убирают), не считая иногда встречающихся дохлых (видимо травят) крыс и мышей.
Про санаторий есть песня "Санаторий Крапинка, природа – благодать!". Природа здесь действительно благодать! В парке чистый воздух и приятный ветерок, не говоря уже о лесе (боре).
Мы попрощались с нашими последними соседями по столу (они несколько раз менялись за время нашего пребывания).

День 19.
2 августа:
Воскресенье.

Кстати, у нас номер 64, а стол № 36.

Нас отвезли на автобусе в 7-00. Поехали через Чекалин, и благодаря этому видели очень красивые пейзажи. В Москву вернулись довольно рано.

В целом, санаторий понравился, но без экскурсий довольно скучно, во всяком случае нам – путешественникам.






Некоторые упражнения ЛФК.



Вращение тазом; лечь с согнутыми коленями и поднять голову и опустить её, а потом поднять таз и опустить его и так далее; лёжа на спине, животе или боку поднять одну ногу, потом другую, либо вращать ногой или рукой; лёжа поднимать прямые руки – вдох/ опустить – выдох; лёжа на спине сжимать и разжимать кулаки и носки вперёд-назад; лёжа на спине крутить согнутыми руками с кулаками и носками или носками вовнутрь-наружу, лежать на животе (руки в упор у пояса)- четвереньки - прогнуться - четвереньки - лежать на животе, лежать на животе (руки в упор у пояса) - поднять голову и смотреть на левую ногу потом на правую ногу, лёжа на боку вертеть руки или ногой или шмыгать ими (ножницы) или одной из них или вверх-вниз, на четвереньках одну ногу вверх-вниз или вправо-влево, лёжа левое колено скользить к левой руке аналогично правое, на четвереньках нога в сторону вверх-вниз.