Было ли знамя пророка Мухаммеда зеленым?

Вольфганг Акунов
      RLD

      У нас почему-то принято считать, что мусульмане еще при пророке Мухаммеде сражались под "зеленым знаменем ислама" (или под "зеленым знаменем пророка"). Между тем, никаких вразумительных данных на этот счет не существует. Известно лишь, что зеленым было боевое знамя не самого пророка Мухаммеда и не его преемников - первых "праведных халифов" (соратников и родственников пророка) - а халифов династии Омейядов (Умайядов), пришедших к власти в лице Моавии (Муавии) ибн Абу Суфьяна и перенесших столицу из Медины в Дамаск (впоследствии зеленое знамя присвоили себе, вместе с титулом "халифа правоверных", султаны-падишахи турок-османов). Сменившие Омейядов на престоле, в результате военного переворота, халифы из династии Аббасидов подняли над своими владениями знамя не зеленого, а черного цвета. А еретики (с точки зрения ортодоксального - суннитского - ислама) - измаилитские халифы из династии Фатимидов, захватившие Северную Африку (Тунис) и Египет (Миср), сражались под знаменем белого цвета. Выделившиеся, в свою очередь, из среды измаилитов новые сектанты - карматы (батиниты) - подняли свое собственное, красное знамя. Впоследствии очередные сектанты - низариты пользовались всеми четырьмя знаменами (зеленым, черным, белым и красным - эти цвета, между прочим, до сих пор встречаются почти на всех флагах арабских государств). Не лишенным интереса представляется в данной связи и принятый в активно противостоявшем мусульманским правителям в Сирии и Палестине, но в то же время поддерживавшем тесные контакты с низаритами, военно-монашеском Ордене храмовников-тамплиеров обычай непременно возжигать на капитулах (орденских собраниях) четыре традиционные свечи (черного, белого, зеленого и красного цвета).

      К изложенному выше следует добавить еще один момент. Говоря о знамени пророка Мухаммеда и знаменах его преемников-халифов (да и вообще об арабских боевых знаменах), следует проводить различие между двумя типами знамен, один из которых назывался у арабов "лива", а другой - "райя". Название "лива" носил личный штандарт предводителя (шейха) арабского войска (после принятия ислама - пророка Мухаммеда, а впоследствии - его наместников-халифов), название же "райя" (буквально - "стадо", "паства", чьим "пастырем", или "пастухом", выступал предводитель) - знамя войска, которым он командовал. Так, например, "лива" предводителя арабского племени корейшитов (из которого, как упоминалось выше, происходил сам Магомет) представляла собой два черных прямоугольных вымпела с округлыми концами, прикрепленными к древку на некотором расстоянии один над другим, а "райя" корейшитов - белое прямоугольное полотнище с золотой каймой, усеянной белыми кружками, и двумя черными косицами по краям. "Райя" племени Бену Гассан - прямоугольное трехполосное красно-желто-красное полотнище с белой каймой. "Райя" гадрамаутских арабов - белое прямоугольное полотнище с зеленым полумесяцем, желтой каймой и тремя косицами - двумя черными по краям и одной белой посредине. Если верить некоторым источникам (например, книге Вячеслава Олеговича Шпаковского "Рыцари Востока"), то "лива" (у Шпаковского она почему-то называется "лайва") пророка Мухаммеда представляла собой черное, с белой каймой по краям, прямоугольное полотнище с двумя черными косицами по краям, а его "райя" - два белых прямоугольных вымпела с округлыми концами, прикрепленные к древку на некотором расстоянии один от другого. "Райя" первых сподвижников пророка - "праведных халифов" - представляла собой трехполосное черно-желто-черное прямоугольное полотнище с белой каймой (обрамлявшей не только края знамени, но и отделявшей друг от друга его верхнюю черную, среднюю желтую и нижнюю черную полосы) и с двумя желтыми косицами на конце средней желтой полосы (при этом желтая полоса была на две трети шире верхней черной полосы и на одну треть шире нижней черной полосы). "Лива" халифа Моавии ибн Абу Суфьяна представляла собой древко с прямоугольным красным вымпелом, под которым на некотором расстоянии был укреплен такой же формы и такого же размера белый вымпел (оба вымпела имели на конце две косицы), а его же "райя" - зеленое прямоугольное полотнище (о нем, как о знамени Омейядов, нами уже упоминалось выше). Многие мусульманские знамена были украшены богатой вышивкой и буквально испещрены исламскими религиозными надписями на арабском языке (обычно сурами Корана) и геометрическими узорами. Кстати, по утверждению целого ряда военных историков, знамя в красно-белую или в черно-белую клетку (последнее представляло собой один из вариантов боевого знамени упомянутого выше христианского Ордена тамплиеров - "Босеан"), так называемый "шатранг", "чатранг" или "чатрандж" (букв.: "шахматная доска"), было впервые введено не на христианском Западе, а в мусульманской Испании (Андалузии, или, по-арабски, "стране Аль-Андалус").

       В качестве навершия мусульманских знамен (как и в качестве эмблемы на щитах воинов ислама) часто использовался магический знак-оберег, так называемая "рука Фатимы" (дочери пророка Мухаммеда, супруги "хызрата" Али). Но это так, к слову...