Иезуиты, разведка и шоколад. Часть I

Анатолий Клепов
В августе 1534 года в Париже, на Монмартре, в церкви Святого Дионисия небольшая группа мужчин, попирая коленями твердые плиты каменного пола, принесла обеты нестяжания, целомудрия и миссионерства.
Их было семеро: все в одеяниях слушателей богословских курсов, все далеко не юны, все горели желанием служить Христу. Лидером среди них, безусловно, считался Игнатий Лойола – испанский дворянин, бывший военный, отличившийся невероятным бесстрашием в тех битвах, где ему довелось в свое время участвовать, но из-за ужасных ран и нескольких мучительных операций вынужденный оставить военную карьеру.

Впрочем, духовный путь он выбрал совершенно сознательно и четко видел свои дальнейшие действия: закончив обучение, он с товарищами отправится на Святую землю, чтобы во славу Божью вести миссионерскую деятельность, распространяя католическую веру.
Однако скоро стало ясно, что планы выполнить не удастся: из-за начавшейся войны Венеции с Турцией морское сообщение между Францией и Палестиной остановилось.
Поэтому маленький монашеский орден Лойолы – впрочем, к нему уже присоединялись новые члены – остался служить в Европе. А в 1540 году создание Общества Иисуса, будущего ордена святого Игнатия, больше известного под неформальным названием «иезуиты», было официально подтверждено папской буллой.

Представляли ли себе эти семь первых иезуитов, что вскоре их орден станет мощнейшей организацией, подчиняющей себе всю Европу и мир? Понимали ли, что стоят у истока создания огромной транснациональной корпорации, которая будет осуществлять не только религиозную и педагогическую, но и разведывательную и политическую деятельность? Думали ли, что бюджет их ордена будет исчисляться миллионами ливров, эскудо, а впоследствии миллиардами евро?
Возможно, они все это предвидели в духовных озарениях, ведь не случайно было решено настоятеля ордена назвать по-военному – генерал, а членов ордена –  «пехотинцами Папы Римского». Девизом иезуитов стала латинская фраза «Ad majorem Dei gloriam» – «Для большеи; славы Господа».

Молодому ордену приходилось бороться, чтобы стать влиятельной силой. В то время уже существовали другие религиозные организации, обладающие богатством, могуществом, связями: бенедиктинцы, францисканцы, доминиканцы, цистерцианцы. Но эти большие ответвления европейской церкви по сравнению с иезуитами оказались громоздкими, неповоротливыми, отчасти потерявшими хватку, гибкость и хитрость. Возможно, поэтому на новых землях, завоеванных Кортесом в Южной Америке, в числе первых религиозных деятелей оказались, в числе прочих, иезуиты, и именно они смогли там закрепиться.

Завоевание Кортесом новых  богатых земель сулило Европе многие выгоды. Разумеется, первым делом на захваченных территориях стала наводить порядок европейская церковь. Вся языческая культура ацтеков была объявлена ересью, инквизиция преследовала и казнила тех жрецов, кто не успел сбежать или спрятаться, а когда обнаружили, что жизнь коренных обитателей Южной Америки тесно связана с шоколадом, то и все, касающееся «колдовского напитка», постарались навсегда уничтожить.

Однако, несмотря на стремление полностью искоренить культуру ацтеков, иезуиты сразу поняли, что знания о шоколаде имели чрезвычайную ценность. Поэтому они тайно стали перехватывать и сосредотачивать в своих руках все, что касалось магического напитка. А когда выяснили, какие возможности дает шоколад человеку, использовали его в своих целях весьма расчетливо, предлагая избранным правителям в качестве средства, с помощью которого можно было гарантированно победить в безжалостной политической борьбе. В том мире все покупалось и продавалось, свобода и вера имели точно высчитанный денежный эквивалент, поэтому, несмотря на преследование, ацтекские тайные знания и рецепты шоколада не исчезли, но они как бы ушли в глубину.

Орден иезуитов рос, развивался и набирался сил. Он аккумулировал в себе лучшие традиции армии, тайных обществ, а затем – разведки. Вступающие в орден строго отбирались через физический, умственный и классовый фильтр – принимались люди здоровые, с хорошими умственными способностями, по возможности аристократического происхождения. Женщины в орден не допускались.

Главными добродетелями иезуитов считались безусловное повиновение старшим – «младший уподоблялся посоху в руках старшего» – и полное отречение от собственной воли. Иезуитская  техника полного подчинения личности достигла такого совершенства, что позже вызывала огромный интерес у руководителей нацистской Германии. По признанию Вальтера Шелленберга, главы службы безопасности СС, именно по принципам ордена иезуитов строил организацию СС Гиммлер, о котором Гитлер говорил: «Я вижу в нём нашего Игнатия Лойолу». Гитлер знал, о чем говорил, ведь он в детстве посещал древний католический монастырь, где иезуитего приучили к шоколаду иезуиты, который он впоследствии потреблял в огромных количествах: около двух фунтов в день, то есть около килограмма. Да и к власти он пришел, в том числе, благодаря голосам католического центра. Кроме того, есть версия, что к созданию «Майн кампф» был причастен иезуит отец Штемпфле. Он определенно или писал, или редактировал книгу, но был убит в 1934 г., а до этого входил в узкий круг общения Гитлера, консультируя его по религиозным вопросам.

Среди членов иезуитского ордена царила жесткая иерархия и военная дисциплина. Цели его держались в строжайшем секрете. На протяжении веков Ватикан закреплял за иезуитами широкие привилегии. Например, служители ордена освобождались от многих религиозных предписаний и запретов, несли ответственность только перед орденским начальством и так далее. Для достижения успеха в выполнении своих задач орден иезуитов разрешал многим своим последователям вести светский образ жизни, сохраняя в тайне принадлежность к этой организации. Кроме того, способы, которыми они действовали, ничем и никем не ограничивались: им позволялось пускать в ход и оправдывать любые средства борьбы – ложь, клевету, секс, совращение, яд или кинжал наемного убийцы. Иезуиты к тому же были обучены чрезвычайно эффективным приемам духовного или, современным языком, психологического воздействия на верующих мирян.

Устав и правила иезуитов превращали их в ревностных проповедников и агентов католицизма, при этом нередко действующих тайно, с помощью создаваемой ими секретной службы. Очень часто исповедник короля или глава иезуитской семинарии был, по существу, резидентом, которому подчинялась обширная шпионская сеть, или главой шпионской школы, готовившей не столько проповедников, сколько священников, прослушавших курс общих религиозных и специальных разведывательных «наук» и ставших вполне подготовленными разведчиками или диверсантами. Часто проповедник и разведчик совмещались в одном лице, а иногда иезуитский шпион обходился и вовсе без «проповеднического прикрытия».

Агентами ордена могли быть как его члены, так и светские лица. Как правило, сами иезуиты брали на себя роль тайной направляющей силы, совершая наиболее темные дела чужими руками. Порой лазутчики «Общества Иисуса» строили интриги прямо на территории противника, в других случаях они действовали исподтишка, через подставных лиц, оставаясь при этом в других странах, вне досягаемости своих врагов. Так создавались, например, иезуитские шпионские центры в занятой испанскими войсками части Нидерландов в последней трети XVI в. и в начале XVII в. Иезуитские разведчики могли поддерживать то короля против знати, то знать против короля, они разжигали народные волнения, тайно или явно проповедовали тираноубийство – все это в зависимости от целей, которые в данный момент и в данной стране преследовал орден.

Среди членов иезуитского ордена царила жесткая иерархия и военная дисциплина. Цели его держались в строжайшем секрете. На протяжении веков Ватикан закреплял за иезуитами широкие привилегии. Например, служители ордена освобождались от многих религиозных предписаний и запретов, несли ответственность только перед орденским начальством и так далее. Для достижения успеха в выполнении своих задач орден иезуитов разрешал многим своим последователям вести светский образ жизни, сохраняя в тайне принадлежность к этой организации. Кроме того, способы, которыми они действовали, ничем и никем не ограничивались: им позволялось пускать в ход и оправдывать любые средства борьбы – ложь, клевету, секс, совращение, яд или кинжал наемного убийцы. Иезуиты к тому же были обучены чрезвычайно эффективным приемам духовного или, современным языком, психологического воздействия на верующих мирян.


Иезуиты приветствовали и поддерживали попытки установления в Европе господства одной католической державы. Поэтому во второй половине XVI в. и в начале XVII в. орден всеми силами поддерживал притязания испанских и австрийских монархов Габсбургов на европейскую гегемонию. «Общество Иисуса» не считалось с тем, что подобная перспектива нарушала интересы других католических государей, дружелюбно относившихся к иезуитам, и что успеха этих планов страшился даже римский папа Сикст V – он боялся превратиться в простого духовного вассала испанского короля.
К началу XVII в. выявился политический крах ветви Габсбургов. Тогда иезуиты перенесли все свои симпатии на Францию, в свою очередь начавшую претендовать на господствующее положение на европейском континенте.

Помимо разведывательной службы, иезуитский орден имел и свою контрразведку. Обязанность вылавливать вражеских лазутчиков в собственных рядах лежала на всех иезуитах. С течением времени ордену пришлось опасаться не столько агентов противника в собственном лагере, сколько перебежчиков. По мере того, как разоблачалось истинное лицо ордена, увеличивалось и число иезуитов, на верность которых орден не мог вполне полагаться.

Иезуиты разделяли весь мир на области – провинции. Глава иезуитов такой области – провинциал – обычно руководил и секретной службой в этом районе. Вся важная информация, передаваемая от провинциала к генералу и наоборот, обязательно шифровалась – каждый из руководителей имел особый личный шифр. Иезуитская разведка была организатором множества успешных заговоров, восстаний, убийств, дворцовых интриг, в ходе которых устраивались важные политические дела, заключались и разрывались союзы между государствами, утверждались у власти или низвергались те или иные люди. Иезуиты прямо или косвенно участвовали в наиболее известных политических убийствах конца XVI – первой половины XVII в.
Словом, «Общество Иисуса» стало со временем чрезвычайно гибкой, прочной и могущественной организацией, распространившей деятельность в собственных интересах на многие страны.

Важнейшим вопросом иезуитов была эффективная пропаганда своей идеологии. Методы и способы они почти полностью заимствовали у жрецов ацтеков.
Изначально Игнатий Лойола занимался продвижением католической веры в принципиально иную среду, поэтому ему приходилось вплотную работать с сознанием людей, как индивидуальным, так и массовым. Вряд ли в истории был кто-то еще, самостоятельно создавший системы воздействия такого высочайшего уровня, оказавшие огромное влияние на человечество.

Как в принципе устроена пропаганда? Она работает при наличии собственной сильной модели мира – политической, религиозной, экономической или научной, которая вступает в конкуренцию с другими подобными моделями. Пропаганда направлена на то, чтобы определенная картина мира заняла доминирующую позицию по отношению к другим, альтернативным моделям мира. Тем самым пропаганда подчиняет мышление человека и создает удобную площадку, чтобы следующим трансформировать его поведение.

Иезуиты создали эффективные методы пропаганды в трех следующих средах:
– нейтральная, когда, например, они брали в свои школы на обучение детей раннего возраста, у которых еще не было собственного мировоззрения;
– агрессивная, когда шла работа с представителями другой веры;
– дружеская, когда нужно было углубить и закрепить веру.
Главным рычагом пропаганды был такой ход: если когда-то первые христиане могли общаться с Богом непосредственно, ощущая мистическую суть этого общения внутри себя, то потом эту функцию во многом забрали на себя священники. Миссионерство и пропаганда иезуитов как раз направлялись на то, чтобы активировать эту мистическую составляющую у новообращенного. Если это удавалось сделать, процесс обращения давал позитивный результат.

То есть важнейшим вопросом иезуитов являлось изменение сознания людей в нужном для них  направлении. Решающую роль в решении этого вопроса играл шоколад: иезуиты пользовались им так же, как до них это делали жрецы-ацтеки. Причем шоколад был настолько важной частью работы по изменению сознания, что рецепты его изготовления и списки необходимых для этого ингредиентов хранились и передавались строго в зашифрованном виде.

 Именно с помощью шоколада иезуиты добивались у своей паствы нужного эмоционального состояния. Дальше в дело шли разработанные Лойолой духовные упражнения «Манреса» – это строго последовательная программа созерцаний и размышлений на определенные аффективные темы. В ходе духовных упражнений подопечные иезуитов постепенно включали все органы чувств, чтобы представить себе звуки, запахи, «картинку», осязательные ощущения таких образов как смерть, суд, ад, рай, экзальтированно переживая религиозные догматические положения через конкретную эмоциональность. В результате у человека возникало внутреннее мистическое состояние соприкосновения с божественным, что, в результате, и вело к обращению в новую веру.

Постоянными упражнениями под строгим руководством священников-иезуитов новообращенные закрепляли соединение чувств и ощущений с созерцаемым образом. Так строился своего рода мостик для перехода от самых обычных обывательских мыслей к высшим чувствам. В принципе, иезуиты повторяли мистические опыты жрецов ацтеков с шоколадом, чтобы не только изменять сознание людей, но также изменять время и видеть будущее.

А поскольку новообращенные попадали под безусловное духовное управление своих наставников, иезуиты могли также, пользуясь этим, в своих интересах побуждать людей к логически продолжающим эмоции поступкам.
Главными средствами в работе иезуитов всегда были и остаются образование и воспитание. Много веков назад, как и в наше время, в мире шла борьба за сознание подрастающего поколения: католическая церковь, протестанты, масоны и другие силы пытались установить свой контроль над сферой образования. Но бесспорного успеха достигли иезуиты. По сути, они построили огромное глобальное образовательное предприятие. К концу XVII века по всему миру насчитывалось более восьмисот их школ и колледжей, а в наши дни легендарное Общество Иисуса является не только крупнейшим в мире римско-католическим мужским религиозным орденом, но и одним из крупнейших в мире оператором частных школ с 2,9 миллионами учеников во всех странах мира. Иезуитская сеть высшего образования включает в себя 133 учебных заведения в 31 стране мира. Например, даже в Москве функционирует университет Святого Фомы. И неверно думать, что в сфере интересов подобных учебных заведений лежит только религия и философия. Огромное внимание уделяется образованию в сфере точных наук и, конечно же, математики и информационных технологий как основы современного цифрового мира.

За всю историю человечества нет других примеров подобного фантастического развития образования. Школы иезуитов в течение четырехсот лет активно занимались научно-технической разведкой, аккумулировали лучшие научные умы, двигая и развивая технологический прогресс, держа под контролем все процессы в этой сфере. Как им это удавалось?
Все встает на свои места, если знать, что благодаря своим свойствам крайне популярным напитком среди монахов и священников являлся шоколад. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что к середине XVI века он был одним из основных продуктов монастырских кухонь, а оттуда перебрался в классы иезуитских учебных заведений, потому что наставники рекомендовали его во все школы, колледжи и университеты для развития когнитивных свойств ума. Так что шоколад стал неизменным спутником обучения у иезуитов.

Иезуитские колледжи в разное время заканчивали Жан-Батист Мольер, Франсуа-Мари Вольтер, Виктор Гюго, Жорж Помпиду. Более того, многие знают, что некогда Иосиф Джугашвили учился в духовной семинарии. А вот то, что он обучался в Александропольском колледже иезуитов, расположенном на территории современного города Гюмри (некогда Ленинакан), почти ничего не известно. Этот факт отмечают писатели и историки масонства Александр Рыбалка и Андрей Синельников. Помимо Сталина в этом колледже практически в одно и то же время проходили обучение и будущий член Политбюро СССР Анастас Микоян, и один из ведущих мистиков XX века Георгий Гурджиев, и учёный-историк, философ Борис Успенский, и мистик Елена Блаватская.  попытки установления в Европе господства одной католической державы. Поэтому во второй половине XVI в. и в начале XVII в. орден всеми силами поддерживал притязания испанских и австрийских монархов Габсбургов на европейскую гегемонию. «Общество Иисуса» не считалось с тем, что подобная перспектива нарушала интересы других католических государей, дружелюбно относившихся к иезуитам, и что успеха этих планов страшился даже римский папа Сикст V – он боялся превратиться в простого духовного вассала испанского короля.
К началу XVII в. выявился политический крах ветви Габсбургов. Тогда иезуиты перенесли все свои симпатии на Францию, в свою очередь начавшую претендовать на господствующее положение на европейском континенте.
Помимо разведывательной службы, иезуитский орден имел и свою контрразведку. Обязанность вылавливать вражеских лазутчиков в собственных рядах лежала на всех иезуитах. С течением времени ордену пришлось опасаться не столько агентов противника в собственном лагере, сколько перебежчиков. По мере того, как разоблачалось истинное лицо ордена, увеличивалось и число иезуитов, на верность которых орден не мог вполне полагаться.

Иезуиты разделяли весь мир на области – провинции. Глава иезуитов такой области – провинциал – обычно руководил и секретной службой в этом районе. Вся важная информация, передаваемая от провинциала к генералу и наоборот, обязательно шифровалась – каждый из руководителей имел особый личный шифр. Иезуитская разведка была организатором множества успешных заговоров, восстаний, убийств, дворцовых интриг, в ходе которых устраивались важные политические дела, заключались и разрывались союзы между государствами, утверждались у власти или низвергались те или иные люди. Иезуиты прямо или косвенно участвовали в наиболее известных политических убийствах конца XVI – первой половины XVII в.
Словом, «Общество Иисуса» стало со временем чрезвычайно гибкой, прочной и могущественной организацией, распространившей деятельность в собственных интересах на многие страны.

Важнейшим вопросом иезуитов была эффективная пропаганда своей идеологии. Методы и способы они почти полностью заимствовали у жрецов ацтеков.
Изначально Игнатий Лойола занимался продвижением католической веры в принципиально иную среду, поэтому ему приходилось вплотную работать с сознанием людей, как индивидуальным, так и массовым. Вряд ли в истории был кто-то еще, самостоятельно создавший системы воздействия такого высочайшего уровня, оказавшие огромное влияние на человечество.
Как в принципе устроена пропаганда? Она работает при наличии собственной сильной модели мира – политической, религиозной, экономической или научной, которая вступает в конкуренцию с другими подобными моделями. Пропаганда направлена на то, чтобы определенная картина мира заняла доминирующую позицию по отношению к другим, альтернативным моделям мира. Тем самым пропаганда подчиняет мышление человека и создает удобную площадку, чтобы следующим трансформировать его поведение.

Иезуиты создали эффективные методы пропаганды в трех следующих средах:
– нейтральная, когда, например, они брали в свои школы на обучение детей раннего возраста, у которых еще не было собственного мировоззрения;
– агрессивная, когда шла работа с представителями другой веры;
– дружеская, когда нужно было углубить и закрепить веру.
Главным рычагом пропаганды был такой ход: если когда-то первые христиане могли общаться с Богом непосредственно, ощущая мистическую суть этого общения внутри себя, то потом эту функцию во многом забрали на себя священники. Миссионерство и пропаганда иезуитов как раз направлялись на то, чтобы активировать эту мистическую составляющую у новообращенного. Если это удавалось сделать, процесс обращения давал позитивный результат.
То есть важнейшим вопросом иезуитов являлось изменение сознания людей в нужном для них  направлении. Решающую роль в решении этого вопроса играл шоколад: иезуиты пользовались им так же, как до них это делали жрецы-ацтеки. Причем шоколад был настолько важной частью работы по изменению сознания, что рецепты его изготовления и списки необходимых для этого ингредиентов хранились и передавались строго в зашифрованном виде.

 Именно с помощью шоколада иезуиты добивались у своей паствы нужного эмоционального состояния. Дальше в дело шли разработанные Лойолой духовные упражнения «Манреса» – это строго последовательная программа созерцаний и размышлений на определенные аффективные темы. В ходе духовных упражнений подопечные иезуитов постепенно включали все органы чувств, чтобы представить себе звуки, запахи, «картинку», осязательные ощущения таких образов как смерть, суд, ад, рай, экзальтированно переживая религиозные догматические положения через конкретную эмоциональность. В результате у человека возникало внутреннее мистическое состояние соприкосновения с божественным, что, в результате, и вело к обращению в новую веру.

Постоянными упражнениями под строгим руководством священников-иезуитов новообращенные закрепляли соединение чувств и ощущений с созерцаемым образом. Так строился своего рода мостик для перехода от самых обычных обывательских мыслей к высшим чувствам. В принципе, иезуиты повторяли мистические опыты жрецов ацтеков с шоколадом, чтобы не только изменять сознание людей, но также изменять время и видеть будущее.

А поскольку новообращенные попадали под безусловное духовное управление своих наставников, иезуиты могли также, пользуясь этим, в своих интересах побуждать людей к логически продолжающим эмоции поступкам.
Главными средствами в работе иезуитов всегда были и остаются образование и воспитание. Много веков назад, как и в наше время, в мире шла борьба за сознание подрастающего поколения: католическая церковь, протестанты, масоны и другие силы пытались установить свой контроль над сферой образования. Но бесспорного успеха достигли иезуиты. По сути, они построили огромное глобальное образовательное предприятие. К концу XVII века по всему миру насчитывалось более восьмисот их школ и колледжей, а в наши дни легендарное Общество Иисуса является не только крупнейшим в мире римско-католическим мужским религиозным орденом, но и одним из крупнейших в мире оператором частных школ с 2,9 миллионами учеников во всех странах мира. Иезуитская сеть высшего образования включает в себя 133 учебных заведения в 31 стране мира. Например, даже в Москве функционирует университет Святого Фомы. И неверно думать, что в сфере интересов подобных учебных заведений лежит только религия и философия. Огромное внимание уделяется образованию в сфере точных наук и, конечно же, математики и информационных технологий как основы современного цифрового мира.

За всю историю человечества нет других примеров подобного фантастического развития образования. Школы иезуитов в течение четырехсот лет активно занимались научно-технической разведкой, аккумулировали лучшие научные умы, двигая и развивая технологический прогресс, держа под контролем все процессы в этой сфере. Как им это удавалось?

Все встает на свои места, если знать, что благодаря своим свойствам крайне популярным напитком среди монахов и священников являлся шоколад. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что к середине XVI века он был одним из основных продуктов монастырских кухонь, а оттуда перебрался в классы иезуитских учебных заведений, потому что наставники рекомендовали его во все школы, колледжи и университеты для развития когнитивных свойств ума. Так что шоколад стал неизменным спутником обучения у иезуитов.
Иезуитские колледжи в разное время заканчивали Жан-Батист Мольер, Франсуа-Мари Вольтер, Виктор Гюго, Жорж Помпиду. Более того, многие знают, что некогда Иосиф Джугашвили учился в духовной семинарии. А вот то, что он обучался в Александропольском колледже иезуитов, расположенном на территории современного города Гюмри (некогда Ленинакан), почти ничего не известно. Этот факт отмечают писатели и историки масонства Александр Рыбалка и Андрей Синельников. Помимо Сталина в этом колледже практически в одно и то же время проходили обучение и будущий член Политбюро СССР Анастас Микоян, и один из ведущих мистиков XX века Георгий Гурджиев, и учёный-историк, философ Борис Успенский, и мистик Елена Блаватская.